Мудрый Юрист

Совершенствование форм и методов работы кадровых аппаратов федеральной службы судебных приставов Российской Федерации

Рубцов Андрей Григорьевич, заместитель начальника отдела - начальник отделения по работе с личным составом ОВД по Солнечному муниципальному району УВД по Хабаровскому краю, подполковник милиции.

Данная статья посвящена совершенствованию форм и методов работы кадровых аппаратов Федеральной службы судебных приставов. Автор считает, что становление и развитие профессиональной подготовки государственных гражданских служащих нуждается не только в изменении форм и методов обучения, внедрения современных инновационных технологий, но и в наличии квалифицированных кадров, способных реализовать данное направление деятельности.

Ключевые слова: судебные приставы, гражданский служащий, профессиональная подготовка, кадровые аппараты, профессиональные качества, управление.

Improvement of forms and methods of work of personnel departments of the Federal service of court marshals of the Russian Federation

A.G. Rubcov

The present article is devoted to improvement of forms and methods of work of personnel departments of the Federal Service of Court Marshals. The author believes that formation and development of professional training of state civil officials needs not only change of forms and methods of education, introduction of contemporary innovational technologies, but also the presence of qualified personnel able to realize this direction of activity.

Key words: court marshals, civil official, professional training personnel departments, professional qualities, management.

В государственном управлении наиболее важными элементами являются формы управленческой деятельности.

Любая деятельность по управлению, к которым относится и кадровая работа, характеризуется собственным содержанием, которое имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

Форма управления - это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц <1>.

<1> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2007. С. 361.

Формами управления обеспечивается наиболее эффективное выполнение функций и достижение целей управления с наименьшими затратами средств, сил и времени. Они определяют основное содержание управленческой деятельности.

Общепринято говорить о двух формах управления: правовых, посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл, и организационных, связанных с осуществлением определенных действий.

Правовыми называются формы, выражающие действия, влекущие юридические последствия. Важнейшими правовыми формами является издание нормативных и индивидуальных (административных) актов <2>.

<2> Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М.: Зерцало, 2007. С. 280.

Неправовыми называются формы, выражающие действия исполнительной власти, непосредственно не влекущие правовые последствия. Они могут лишь инициировать или быть предпосылкой совершения действий, влекущих правовые последствия. Примерами неправовых форм являются осуществление организационных мероприятий, совершение материально-технических операций <3>.

<3> Аверина Е.А. Административное право России. М.: Проспект, 2005. С. 116.

Достижение наилучших результатов в деятельности при наименьших затратах сил, средств и ресурсов является основной целью совершенствования службы судебных приставов.

Должность судебного пристава-исполнителя согласно Перечню государственных должностей Федеральной государственной службы, утвержденному Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы" <4>, относится к старшей должности государственных должностей Федеральной государственной службы, учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти.

<4> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118, N 10. Ст. 1091, N 13. Ст. 1360, N 38. Ст. 3975, N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530, N 14. Ст. 1664, N 18. Ст. 2182, N 20. Ст. 2390, N 23. Ст. 2752, N 32. Ст. 4124, N 40. Ст. 4712, N 50. Ст. 6255, N 52. Ст. 6424.

Судебный пристав является федеральным гражданским служащим, его служебная деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, и служба служебного пристава влияет как на социальное развитие общества, так и на правовую культуру граждан. Именно компетентный подход к решению поставленных задач и высокие нравственные качества судебного пристава обеспечивают наилучшим образом это влияние.

В Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации сложилась определенная система работы по формированию профессиональных качеств у гражданских служащих, регламентированная действующим российским законодательством и ведомственной нормативно-правовой базой. Руководство профессиональной подготовкой требует творческого подхода и четкого видения перспективы проводимой учебно-методической деятельности.

Одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности кадровых аппаратов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации является подготовка, переподготовка и повышение квалификации судебных приставов. Ранее было общепринято, что однажды полученные человеком знания сохраняют ценность на протяжении всей его профессиональной карьеры, а базовое профессиональное образование считалось достаточным на весь период профессиональной деятельности. В современном обществе на смену этой устаревшей концепции приходит концепция обновления и углубления объема знаний в течение всего периода профессиональной деятельности человека. К объективному фактору, что знания должны постоянно обновляться и расширяться, добавляется субъективный момент - потребность служащих в непрерывном расширении своих знаний и готовность работодателей к проведению мероприятий по обучению персонала.

Принято выделять семь видов обучения:

  1. Профессиональная подготовка кадров - приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленным на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).
  2. Профессиональная начальная подготовка - развитие знаний, умений, навыков и способа общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки.
  3. Профессиональная специализированная подготовка - предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией.
  4. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации) - расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями, а также стимулирования профессионального роста (обучаются работники, имеющие практический опыт).
  5. Совершенствование профессиональных знаний и способностей - приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, актуализация и углубление их. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность).
  6. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе - подготовка к выполнению качественно более высоких задач (вертикальная мобильность).
  7. Профессиональная переподготовка - получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются работающие сотрудники) <5>.
<5> Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: Инфра-М, 2002. С. 410.

Профессиональное обучение самым серьезным образом повышает ответственность судебных приставов. Работа служебного пристава сложна и многогранна, она требует не простого профессионализма, но и высоких морально-волевых качеств, психологической подготовки, соблюдения норм этики государственного гражданского служащего. На семинаре-совещании кадровых работников руководством Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации перед территориальными управлениями были поставлены задачи:

В настоящее время перед кадровыми подразделениями Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации стоят следующие основные задачи:

<6> Бюллетень Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2007. N 3. С. 60.

Профессиональные качества будущих специалистов службы формируются в учреждениях профессионального образования. Подготовка кадров для Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации осуществляется в учреждениях высшего и среднего образования в соответствии с существующим законодательством и на основе договоров, заключенных между Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации и конкретным гражданином на обучение. Нам представляется, что в современных условиях работу по подбору кадров необходимо начинать с учащихся выпускных классов средних образовательных школ, проводя с ними беседы по профессиональной ориентации, направленные на разъяснение преимуществ прохождения государственной гражданской службы, и в частности службы в Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации. По нашему мнению, целесообразно предлагать выпускникам и студентам старших курсов высших учебных заведений подавать свои документы для формирования резерва с последующим замещением вакантных должностей. При этом студентам должна быть предоставлена возможность прохождения стажировки в территориальных подразделениях Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. В современных условиях руководитель любого учреждения нуждается в квалифицированных кадрах с опытом работы и, как правило, повсеместно при устройстве на работу требует наличия стажа по специальности. В нашем случае у выпускников высших учебных заведений будет возможность трудоустроиться, не имея стажа работы, но уже получив знания и навыки, необходимые для прохождения службы в качестве судебного пристава. С целью проведения профориентационной работы сотрудникам кадровых аппаратов территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации надо готовить и размещать в высших учебных заведениях организационно-методическую документацию с указанием условий, квалификационных требований и перечня необходимых документов для формирования резерва.

Задачи и содержание профессиональной подготовки определяются федеральными законами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которым профессиональная подготовка представляет собой систему плановых мероприятий по обучению служащих Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, формированию и привитию им практических навыков по выполнению порученных им задач согласно должностным регламентам.

Основными составляющими организации и руководства профессиональной подготовки являются:

Существует четыре научно обоснованных принципа обучения сотрудников:

  1. Актуальность. Учитывая, что служащие не воспринимают отвлеченные темы, считая их ненужными, содержание занятий должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучаемых.
  2. Участие. Необходимо активное участие обучаемых в учебном процессе, а также предоставление им возможности использования полученных знаний на практике.
  3. Повторение. С его помощью полученные знания превращаются в привычку.
  4. Обратная связь. Обучаемые должны иметь информацию о том, насколько они продвинулись вперед.

Принципы обучения реализуются через методы развития профессиональных знаний. Программы профессиональной подготовки сотрудников Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации сочетают в себе различные методы обучения - лекции, практические занятия, семинары, компьютерное тестирование, деловые игры, видеоматериалы и т.д. В современных условиях необходимым является соблюдение главного требования - интенсификация учебного процесса на основе внедрения интерактивных технологий, создания психологически комфортной среды, обеспечивающей обучаемому получение большого объема информации в короткий промежуток времени.

Эффективность обучения при лекционном обучении определяется целым рядом факторов: личностными способностями преподавателя, его эрудицией, способностью ясно и четко излагать материал, вызвать интерес к изучаемой теме. Положительной стороной лекционной подачи материала является возможность охвата большой аудитории и относительно низкие финансовые затраты. Отрицательной стороной является низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи, невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей, что в конечном итоге снижает эффективность усвоения учебного материала.

Учитывая эти недостатки, при проведении профессиональной подготовки необходимо применять активные методы обучения. К одному из таких методов относится видеообучение, при котором учебные кино- и видеофильмы могут демонстрироваться с использованием как видео-, так и компьютерной техники. Положительными сторонами видеообучения являются:

Однако и этот метод не лишен недостатков:

Такие же положительные и отрицательные стороны имеет каждый из методов обучения. Для повышения эффективности обучения преобладающим должно стать проблемное обучение, которое помогает обучаемым применять полученные профессиональные знания в решении сложных ситуаций в ходе повседневной работы.

Особого подхода требует организация боевой подготовки. Служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет свою специфику, которая заключается в высоком морально-психологическом напряжении, постоянной готовности к выполнению задач в экстремальных условиях, умении грамотно использовать огнестрельное оружие и специальные средства. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов должен уметь эффективно использовать меры убеждения и принуждения, соответственно тематика занятий для них должна разрабатываться с учетом специфики выполняемых задач. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов являются должностными лицами, а следовательно, субъектами преступлений против государственной власти, против интересов государственной службы и против службы в органах местного самоуправления. Неправомерное использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при определенных условиях может образовать признаки превышения должностных полномочий, ответственность за которые предусмотрена УК РФ. Внедрение компьютерных технологий по изучению законодательной базы, тактико-технических характеристик вооружения и специальных средств могло бы помочь в ускорении и качестве обучения. Для проверки качества обучения, по нашему мнению, целесообразно применять компьютерное тестирование. Вместе с тем в процессе подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов требуется большую часть программы отводить на проведение практических занятий по отработке действий в различных экстремальных ситуациях.

На наш взгляд, можно выделить несколько приоритетных направлений по формированию необходимых профессиональных качеств у сотрудников Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации:

  1. Воспитание у сотрудников чувства гордости и ответственности за принадлежность к государственной гражданской службе Российской Федерации.
  2. Используя систему профессиональной подготовки, формировать у сотрудников такие качества, как профессионализм, компетентность, работоспособность, законопослушность, способность выполнять возложенные обязанности в полном объеме.
  3. Эффективно использовать накопленный опыт в системе профессиональной подготовки.
  4. Вырабатывать у сотрудников принципиальность, добиваться нетерпимости к проявлению коррупции.

Профессиональная подготовка в подразделениях Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации представляет собой двухзвенную систему, состоящую из плановой профессиональной подготовки в течение службы и курсов повышения квалификации, как правило, при Правовой академии Минюста России.

В мировой практике подготовки специалистов уже несколько лет не существует двухзвенной системы профессиональной подготовки. Общая мировая тенденция усложнения прав, обязанностей, технических средств, требующая высокого уровня подготовки сотрудников силовых ведомств, на практике реализовалась в трехзвенную систему подготовки: стационарная первоначальная подготовка, профессиональная подготовка без отрыва от службы и курсовое повышение квалификации. Целью первоначальной подготовки является освоение функциональных обязанностей, приемов и тактики работы. Опыт реформирования системы профессиональной подготовки Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Новосибирской области, где с 2002 г. действует трехзвенная система профессиональной подготовки, свидетельствует о необходимости введения первоначальной подготовки для всех вновь поступивших на государственную службу. Нам представляется правильной позиция главного судебного пристава по Новосибирской области Н.Я. Давыдова, внесшего предложения по реформированию профессиональной подготовки.

Ввести приказом Директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации обязательную стационарную первоначальную подготовку для вновь поступивших специалистов на государственную службу - как единую ведомственную систему (а не индивидуальную по субъектам России).

Утвердить единую программу курсов первоначальной подготовки.

Предусмотреть в разделе расходов бюджета Федеральной службы судебных приставов субъекта Российской Федерации расходы на обучение вновь поступивших на государственную службу.

  1. По аналогии с системой ФСИН Минюста России приступить к формированию межрегиональных учебных центров первоначальной подготовки с собственным постоянным преподавательским составом <7>.
<7> Бюллетень Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. N 1. С. 133.

Становление и развитие профессиональной подготовки государственных гражданских служащих нуждаются не только в изменении форм и методов обучения, внедрения современных инновационных технологий, но и в наличии квалифицированных кадров, способных реализовать данное направление деятельности.

Таким образом, процесс поиска новых, более эффективных методов повышения компетентности и профессионализма должен быть непрерывным. Используя новейшие научные разработки в области развития духовных и физических сил человека, можно создать виртуальную модель судебного пристава, который будет отвечать всем современным требованиям. Эта модель и будет являться для нас своеобразным ориентиром в профессиональной подготовке как конечная цель на определенном этапе деятельности.