Мудрый Юрист

Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями (согласованными действиями): итоги 2010 года

Кинев Александр Юрьевич, начальник управления по борьбе с картелями ФАС России, кандидат юридических наук.

В статье представлены итоги борьбы с наиболее опасными для экономики и общества антиконкурентными соглашениями в 2010 г., которые известны в мировой экономике как картели. Приведены примеры наиболее значимых, резонансных дел, рассмотренных антимонопольными органами. Перечислены основные результаты этой деятельности и определены задачи на ближайшую перспективу, стоящие перед Федеральной антимонопольной службой.

Ключевые слова: картель, антиконкурентные соглашения, антиконкурентные согласованные действия, антимонопольное законодательство, административная ответственность, уголовная ответственность, Федеральная антимонопольная служба.

Struggle with cartels and other anti-competitive agreements (coordinated actions): results of 2010

A.Yu. Kinjoev

The article presents the results of struggle with the most dangerous for economy and society anti-competitive agreements in 2010, which are known in the world of economy as cartels. The author sets examples of the most important high-profile cases considered by anti-monopoly agencies, lists the fundamental results of this activity and sets the tasks for the nearest future faced by the Federal Antimonopoly Service.

Key words: cartel, anti-competitive agreements, coordinated actions, antimonopoly legislation, administrative responsibility, criminal responsibility, Federal Antimonopoly Service.

Основная задача ФАС России - достижение высоких

качественных показателей в работе

Артемьев Игорь Юрьевич,

руководитель Федеральной

антимонопольной службы

Картели - наиболее опасные для экономики и общества "горизонтальные" антиконкурентные соглашения, т.е. соглашения между конкурентами, работающими на одном рынке. Эти, зачастую тайные, соглашения создаются с целью ограничения конкуренции, обмана потребителей и извлечения сверхприбылей.

Учитывая общественную опасность картелей и антиконкурентных соглашений (согласованных действий) в целом, руководство Правительства Российской Федерации и ФАС России вот уже в течение трех лет определяют борьбу с ними в качестве основного приоритета в работе Федеральной антимонопольной службы.

Статистика

В течение последних лет существенные изменения произошли в законодательном регулировании работы по противодействию антиконкурентным соглашениям (согласованным действиям): с 2006 г. работает новый антимонопольный Закон (N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), в 2007 г. введена административная ответственность (ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в 2009 г. вступили в силу поправки в ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за картели.

На основе вышеперечисленных нормативных актов активно формируется соответствующая практика.

Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства по ст. 11 Закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов) возросло с 232 дел в 2007 г. до 607 в 2010 г., т.е. в 2,5 раза (рис. 1).

Статья 11 - Соглашение или согласованные действия хозяйствующих субъектов

      ¦                                                              607
¦ -----¬
600¦ ¦+27%¦
¦ 488 ¦****¦
500¦ -----¬ ¦****¦
¦ ¦+36%¦ ¦****¦
400¦ 359 ¦****¦ ¦****¦
¦ -----¬ ¦****¦ ¦****¦
300¦ 232 ¦+55%¦ ¦****¦ 277 ¦****¦
¦ -----¬ ¦****¦ ¦****¦ -----¬ ¦****¦
200¦ ¦****¦ 176 ¦****¦ 165 ¦****¦ ¦+68%¦ ¦****¦
¦ ¦****¦ -----¬ ¦****¦ -----¬ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
100¦ 54 ¦****¦ ¦+31%¦ ¦****¦ ¦ -6%¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
¦ -----¬ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
0+--+----+-T+----+T--+----+-T+----+T--+----+-T+----+T--+----+-T+----+T
¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦
¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦
¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦

Рис. 1

Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства по ст. 16 Закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти и хозяйствующих субъектов) возросло со 148 дел в 2007 г. до 639 в 2010 г., т.е. более чем в 4 раза (рис. 2).

Статья 16 - Соглашения или согласованные действия с участием органов власти

      ¦                                                              639
¦ -----¬
600¦ ¦+50%¦
¦ 425 ¦****¦
500¦ -----¬ ¦****¦
¦ ¦+55%¦ ¦****¦
400¦ ¦****¦ ¦****¦
¦ 275 ¦****¦ ¦****¦
300¦ -----¬ ¦****¦ ¦****¦
¦ ¦+86%¦ ¦****¦ 173 ¦****¦
200¦ 148 ¦****¦ 120 ¦****¦ -----¬ ¦****¦
¦ -----¬ 69 ¦****¦ -----¬ ¦****¦ ¦+44%¦ ¦****¦
100¦ 60 ¦****¦ -----¬ ¦****¦ ¦+74%¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
¦ -----¬ ¦****¦ ¦+15%¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
0+--+----+-T+----+T--+----+-T+----+T--+----+-T+----+T--+----+-T+----+T
¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦
¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦
¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦

Рис. 2

В работе по пресечению антиконкурентных соглашений задействованы все структурные подразделения Федеральной антимонопольной службы. По итогам работы в 2010 г. в системе ФАС России нет ни одного территориального органа, в котором отсутствовала бы практика возбуждения и рассмотрения дел по ст. 11 и 16 Закона о защите конкуренции.

Среди наиболее активных в этой работе можно отметить следующие антимонопольные органы:

Вслед за ростом показателей, характеризующих количество дел, рассмотренных по ст. 11, 16 Закона о защите конкуренции, растет и количество дел о привлечении к административной ответственности нарушителей антимонопольного законодательства.

За три года, в течение которых действует ст. 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности), количество дел об административных правонарушениях по данной статье достигло 1130 (рис. 3).

      ¦                                                             1130
¦ -----¬
1000¦ ¦+53%¦
¦ ¦****¦
¦ ¦****¦
800¦ ¦****¦
¦ 738 ¦****¦
¦ -----¬ ¦****¦
600¦ ¦+92%¦ 484 ¦****¦
¦ ¦****¦ -----¬ ¦****¦
¦ 385 ¦****¦ ¦+64%¦ ¦****¦
400¦ -----¬ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
¦ ¦Рост¦ 295 ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
¦ ¦в 16¦ -----¬ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
200¦ 73 ¦ раз¦ ¦Рост¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
¦ 24 -----¬ ¦****¦ ¦ в 4¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
¦ -----¬ ¦ ¦ ¦****¦ ¦раза¦ ¦****¦ ¦ ¦ ¦****¦
0+---------T+----+T--+----+-T+----+T--+----+-T+----+T--+----+-T+----+T
¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦ 1 ¦ год ¦
¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦полугодие¦ ¦
¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦

Рис. 3 Количество дел об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП РФ

Сумма штрафов, наложенных по ст. 14.32 КоАП РФ, составляет сотни миллионов рублей:

2007 год - 4 259 493 руб.:

2008 год - 1 528 277 100 руб.:

2009 год - 1 400 923 800 руб.:

2010 год - 903 457 100 руб.:

Снижение общей суммы штрафов на фоне увеличения административных дел в последние два года - результат соответствующих изменений в политике ФАС России, руководство которой приняло решение в период кризисных явлений в экономике России ориентироваться при применении штрафных санкций на их нижний предел.

Наибольшую сумму штрафов по ст. 14.32 КоАП РФ в 2010 г. наложили следующие антимонопольные органы:

В связи с вступлением в силу в октябре 2009 г. новой редакции ст. 178 УК РФ активизировалось взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов по привлечению нарушителей антимонопольного законодательства к уголовной ответственности.

Результаты этой работы на основании новой формы ведомственной отчетности N 9А "Отчет о реализации статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" впервые были обобщены по итогам 2010 г.

В частности, была обобщена информация о передаче антимонопольными органами материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по ст. 178 УК РФ.

На основании решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства в органы внутренних дел в 2010 г. было направлено 23 материала. В том числе:

19 - на основании решений по ст. 11 Закона о защите конкуренции. Из них: 11 по антиконкурентным соглашениям и 8 - по антиконкурентным согласованным действиям.

4 - на основании решений по ст. 16 Закона о защите конкуренции.

По двум материалам принято решение о возбуждении уголовного дела. В том числе:

1 уголовное дело возбуждено по материалам о нарушении ст. 11 Закона о защите конкуренции;

1 уголовное дело - по ст. 16 Закона о защите конкуренции.

По трем материалам отказано в возбуждении уголовного дела.

18 материалов находятся на рассмотрении.

Кроме того, уголовные дела возбуждались не только на основании решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства и не только по ст. 178 УК РФ, но и по иным материалам, направленным антимонопольными органами в правоохранительные органы, и по иным статьям УК РФ. Например, по материалам, подготовленным Управлением по борьбе с картелями ФАС России, возбуждено 4 уголовных дела.

В частности, в результате участия сотрудников этого Управления в проверке, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросам соблюдения законности при проведении аукционов на поставку лекарственных средств, организованных Минздравсоцразвития России, Следственным комитетом при МВД РФ возбуждено уголовное дело по ст. 178 УК РФ по фактам сговоров на торгах (одновременно ФАС России по данным фактам возбуждено пять дел о нарушении антимонопольного законодательства).

Вместе с тем сам по себе рост количественных показателей не является самоцелью. Руководство ФАС России не ставит перед своими структурными подразделениями задачу по наращиванию количественных показателей, а ориентирует их на то, чтобы дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждались и рассматривались в строгом соответствии с законом, а их предметом были действия крупных компаний и социально значимые рынки.

Переход количества в качество

В Федеральной антимонопольной службе проводится системная работа, направленная на оценку "качества" рассматриваемых антимонопольными органами дел, их социальной значимости, степени воздействия на экономику и потребителей принимаемых ФАС России решений.

Среди основных мероприятий по определению "качественной составляющей" дел по антиконкурентным соглашениям (согласованным действиям) необходимо отметить ежегодный конкурс "Лучшие дела ФАС России по картелям", проводимый по решению руководства Службы начиная с 2008 г.

На последний конкурс, итоги которого были подведены в середине 2010 г., представлено более 100 дел, рассмотренных структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами ФАС России, по фактам нарушений ст. 11 и 16 Закона о защите конкуренции, и удовлетворяющих следующим критериям:

  1. Дела возбуждены в отношении крупных предприятий или органов власти.
  2. Дела касаются социально значимых рынков (нефтепродукты, фармацевтическая продукция, продукты питания, услуги ЖКХ, транспорт).
  3. По делу принято решение о признании нарушения антимонопольного законодательства, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ.
  4. Решения, предписания, постановления или не обжаловались, или успешно прошли хотя бы одну судебную инстанцию.

Среди лучших дел, определенных по итогам данного конкурса:

  1. Сговор на рынке производства и реализации спичек (дело N 111/101-09 от 3 июня 2009 г., Управление по борьбе с картелями ФАС России).
  2. Сговор в целях ограничения конкуренции на рынке контрольно- кассовой техники (дело N 111/39-09 от 26 марта 2009 г., Управление по борьбе с картелями ФАС России).
  3. Сговор по установлению цен на бензин (дело N 02/08-35-2009 от 4 августа 2009 г., Курское УФАС России).
  4. Сговор по установлению цен на бензин (дело N 151 от 18 марта 2009 г., Ростовское УФАС России).
  5. Сговор по установлению цен на бензин (дело N 453/10-ФАС52-ТР-11-4/01-09 от 13 апреля 2009 г., Нижегородское УФАС России).
  6. Сговор на рынке сжиженного углеводородного газа (дело N 167-09/02А3 от 4 декабря 2009 г., Орловское УФАС России).
  7. Координация экономической деятельности на рынке молочных продуктов (дело N 04-30/788 от 7 апреля 2009 г., Костромское УФАС России).
  8. Сговор между органом власти и х/с при подготовке и проведении аукциона (дело N 116/44-09 от 31 марта 2009 г., Управление по борьбе с картелями ФАС России).
  9. Сговор на рынке образовательных услуг (дело N 115/214-09 от 19 ноября 2009 г., Управление контроля органов власти ФАС России).
  10. Сговор в целях ограничения конкуренции на рынке реконструкции объектов художественного наследия (дело N 04-12/36 от 27 августа 2009 г., Карельское УФАС России).

В рамках работы по составлению рейтинга результативности деятельности территориальных управлений ФАС России в 2010 г. в систему показателей работы структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы были внесены изменения, также направленные на усиление внимания к "качеству" и социальной значимости рассматриваемых территориальными органами ФАС России дел.

С этой целью для отбора лучших дел было выделено 2 номинации: "Дела федерального значения" (10 дел) и "Дела межрегионального значения" (20 дел).

Из 10 дел "федерального значения", определенных лучшими по итогам 2010 г., - 4 дела по ст. 11 Закона о защите конкуренции (запрет на антиконкурентные соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов).

1. Дело N 89/трО5 Татарстанского УФАС России

Татарстанское УФАС России вынесло решение в отношении ряда крупных торговых сетей: ООО "АкБарсТорг" (г. Казань), ЗАО "Тандер" - сеть магазинов "Магнит" (г. Краснодар), ООО "Фирма "Омега-97" - Патэрсон" (г. Москва), ЗАО "ТД "Перекресток" (г. Москва), ООО "Оптовик" (г. Елабуга) о нарушении ими ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" (согласованные действия по навязыванию контрагентам условий договоров, невыгодных для них).

Решение и предписание всеми торговыми сетями были обжалованы. Суды всех инстанций признали незаконными выданные Комиссией Татарстанского УФАС России решение и предписание.

21 апреля 2009 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ удовлетворил заявление Татарстанского УФАС России о признании незаконными решений судов. Дело было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Решением АС РТ от 27 октября 2009 г. требования торговых сетей о признании незаконными решения и предписания вновь были удовлетворены, в связи с чем Татарстанским УФАС России направлена апелляционная жалоба на данное решение суда.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение АС РТ.

17 июня 2010 г. кассационная инстанция поддержала позицию апелляции, поставив точку в продолжительном споре торговых сетей с антимонопольным органом.

2. Дело N 2/А-11-2009 Кемеровского УФАС России

2 июня 2009 г. Кемеровское УФАС России установило факт нарушения некоммерческой организацией "Кузбасский алкогольный союз "Гарантия качества - ООО "РСА" и ее членами (организациями, осуществляющими розничную торговлю алкогольной продукцией) ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" (достижение ограничивающего конкуренцию соглашения).

Организации - участники алкогольного союза заключили соглашение, суть которого сводилась к установлению одинаковых розничных цен на алкогольную продукцию. Членами союза была зафиксирована договоренность о соблюдении единой ценовой политики при розничной реализации алкогольной продукции, произведенной в Кемеровской области, а также об установлении минимальной розничной цены на водку, произведенную за пределами Кемеровской области.

"Кузбасский алкогольный союз "Гарантия качества - ООО "РСА" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения Кемеровского УФАС России недействительным. Арбитражный суд Кемеровской области, затем Седьмой арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа требования заявителя удовлетворили полностью.

Кемеровское УФАС России обжаловало решения судов в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 21 декабря 2010 г. Президиум ВАС России полностью отменил судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу некоммерческой организации "Кузбасский алкогольный союз "Гарантия качества - ООО "РСА".

3. Дело N 2-03/35-2009 Пензенского УФАС России

Пензенским УФАС было рассмотрено дело по признакам нарушения участниками рынка розничной реализации газомоторного топлива на территории города Пенза ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", ООО "Газсервис", ООО "Энергия Плюс", ООО "Навигатор-2000", ИП Корочкова Г.И., ООО "Автогаз", ООО "Автогаз Плюс", ООО "ГазАвто" п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в согласованном увеличении розничных цен на пропан-бутан автомобильный (далее также - СУГ).

Основными доказательствами по данному делу являлись экономический анализ деятельности участников рынка, данные поведенческого анализа хозяйствующих субъектов, опрос потребителей и экономико-статистические расчеты эластичности спроса по цене.

Кроме того, по запросу Пензенского УФАС России кафедрой высшей математики физико-математического факультета Пензенского государственного педагогического университета была рассчитана вероятность случайного совпадения цен хозяйствующих субъектов, которая составила один шанс из трех миллиардов трехсот миллионов.

Практически все хозяйствующие субъекты обжаловали решение и предписание антимонопольного органа в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24 мая 2010 г. по делу N А49-795/2010 решение и предписания Пензенского УФАС были признаны недействительными, Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2010 г. решение суда первой инстанции было отменено, решение и предписания Пензенского УФАС признаны законными. Этот же вывод был подтвержден в суде кассационной инстанции 14 декабря 2010 г.

4. Дело Ульяновского УФАС России

По материалам Ульяновского УФАС России, правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело, по которому за сговор на торгах был вынесен первый приговор с реальными сроками лишения свободы (Федор Прокин (бывший региональный министр) по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере) получил наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима со штрафом 1 млн. рублей, он лишен права занимать должности на государственной службе на срок 3 года. Сергей Айрапетов и Андрей Антипов (руководители коммерческих структур) приговорены соответственно к 7 годам 6 месяцам и 7 годам 4 месяцам лишения свободы в колонии общего режима со штрафом 900 тыс. рублей и 800 тыс. рублей. Кроме того, все они обязаны возместить ущерб бюджету Ульяновской области и г. Ульяновска в размере более 90 млн. рублей).

Из 20 дел "межрегионального значения", определенных лучшими по итогам 2010 г., - 7 дел по ст. 11 Закона о защите конкуренции (запрет на антиконкурентные соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов):

  1. Дело N А02-02/10 УФАС России по Республике Коми. Сговор на торгах на право оказания охранных услуг.
  2. Дело N 51-11-10 Красноярского УФАС России. Сговор по созданию препятствий доступу на рынок ритуальных услуг между "Красноярским краевым бюро судебно-медицинской экспертизы", ООО "РИК" и ООО "Ритуал-Сервис".
  3. Дело N 37тр/05 Татарстанского УФАС России. Нарушение пунктов 4, 5 и 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции КБ "Ренессанс Капитал" (ООО) и ООО "Группа Ренессанс Страхование".
  4. Дело N СЮ 06-06/2010-25 Удмуртского УФАС России. Нарушение некоммерческим партнерством "Межрегионпроект" ч. 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в координации деятельности членов НП "Межрегионпроект"; нарушение в действиях 17 членов указанного некоммерческого партнерства пункта 9 ч. 1 ст. 11, выразившееся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях.
  5. Дело N 73-04/09 Челябинского УФАС России. Дело в отношении ОАО "Челябэнергосбыт" и ЗАО "Энергоучет" (соглашение, нарушающее пункты 5 и 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, с целью реализации которого ОАО "Челябэнергосбыт" направляло потребителей электроэнергии для проверки, опломбировки приборов учета электроэнергии только в ЗАО "Энергоучет").
  6. Дело N 43-03/09 Челябинского УФАС России. Сговор на торгах по оборудованию помещений УФМС по Челябинской области средствами охранной, пожарной и тревожной сигнализации.
  7. Дело N 02-211/2009 Ханты-Мансийского УФАС России. Сговор на торгах на право поставки товара для комплектации Детско-юношеского спортивного комплекса в г. Ханты-Мансийске.

Основные результаты

  1. В 2010 г. в системе ФАС России было возбуждено 607 дел по ст. 11 Закона о защите конкуренции, что на 24% больше, чем в 2009 г., и 639 дел по статье 16 указанного Закона - +50%.

В 2010 г. возбуждено 1130 дел об административных правонарушениях по ст. 14.32 КоАП РФ, что на 53% больше, чем в 2009 г.

  1. На основании вступившей в силу в 2009 г. нормы закона и соответствующего административного регламента внедрена практика проведения внезапных проверок с использованием процедур осмотра, копирования электронных носителей информации, получения письменных объяснений.
  2. В правоохранительные органы направлено несколько десятков материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по ст. 178 и другим статьям УК РФ.
  3. Президиум Высшего Арбитражного Суда вынес несколько решений в пользу ФАС России по делам о соглашениях, согласованных действиях (дела Татарстанского и Кемеровского УФАС).
  4. Внедрена практика использования результатов ОРМ, официально переданных в ФАС России из следственных органов при вынесении решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства (дело СУЭК, Управление ТЭК).
  5. Принято решение по делу, где основным доказательством стала электронная переписка, полученная в ходе внезапной проверки (дело банка КРК, Управление финансовых рынков).
  6. Вынесен первый приговор за сговор на торгах с реальными сроками лишения свободы по материалам, представленным антимонопольным органом в правоохранительные органы (Ульяновское УФАС России).

Резюме

Таким образом, можно констатировать, что теория и практика противодействия картелям и другим антиконкурентным соглашениям (согласованным действиям) динамично развивается: растут количественные показатели, повышается "качество" и социальная значимость рассматриваемых дел, растет значение решений, принимаемых ФАС России для экономики, расширяется инструментарий, применяемый антимонопольными органами при выявлении и доказывании картелей.

Литература

  1. Кинев А.Ю. Дела Управления по борьбе с картелями. 2009 год: Методическое пособие. М.: ФАС России, 2010. 66 с.
  2. Кинев А.Ю. Дела Управления по борьбе с картелями. 2010 год: Методическое пособие. М.: ФАС России, 2011. 48 с.
  3. Кинев А.Ю., Егорычев Н.Н., Самолысов П.В. Борьба с картелями. Правовое и методическое обеспечение (выпуск 2) / Под общ. ред. к.ю.н. А.Ю. Кинева. М.: ФАС России; Изд-во "Главная книга", 2011. 448 с.
  4. Кинев А.Ю. Борьба с картелями. Практика 2009 года: Методическое пособие. М.: ФАС России, 2009. 1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска.
  5. Сборник отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2007.
  6. Сборник отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2008.
  7. Сборник отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2009.
  8. Сборник отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2010.