Мудрый Юрист

Главные деятели масонских лож екатерининской эпохи *

<*> Belykh V.S. The central personalities of the masonic lodges of catherine the great's epoch.

Белых Владимир Сергеевич, профессор УрГЮА.

Статья посвящена главным деятелям масонских лож в период царствования Екатерины II. В ней рассматриваются различные системы, школы и течения русского масонства. Показаны взлеты и падения духовных руководителей русского масонства.

Ключевые слова: русское масонство, главные деятели масонства, системы, школы и течения русского масонства.

The article is devoted to the central personalities of the Masonic Lodges during the reign of Catherine the Great. The author examines various systems, schools and movements of the Russian Freemasonry. The author shows the highs and lows of the Russian Freemasonry's spiritual leaders.

Key words: Russian Freemasonry, central personalities of Freemasonry, systems, schools and movements of the Russian Freemasonry.

Русское масонство Екатерининской эпохи - это духовное движение, оказавшее существенное влияние на культурную и общественную жизнь русского общества. Как и западноевропейское, наше масонство также не отличалось единообразием; в нем присутствовали различные системы, школы и течения, иногда даже враждовавшие между собой. Достаточно вспомнить, например, неприязненное отношение петербургских масонов елагинского толка к московским "мартинистам" <1>. Имеются и другие показательные в этом плане примеры.

<1> Лопухин И.В. Масонские труды: Духовный Рыцарь. Некоторые черты о внутренней Церкви. М., 1997. С. 6.

В 70-е годы XVIII столетия в России одновременно возникают две масонские системы - елагинская и циннендорфская (точнее говоря, шведско-берлинская). В этот период истории русского масонства главная роль принадлежит Ивану Перфильевичу Елагину, статс-секретарю, сенатору. Мы уже говорили о том, что в свое время И.П. Елагин не видел в масонском ордене ничего серьезного. Однако вскоре он изменил свое отношение к масонскому движению, регулярно посещая ложи. Здесь И.П. Елагин познакомился с английским путешественником, который открыл ему, "что масонство есть наука; что таинство сие хранится в Лондоне, в особой ложе..." <2>. Установив контакты с Великой лондонской ложей, будущий сенатор получил от нее конституцию на право работать в семи степенях новоанглийской системы. 26 февраля 1772 г. И.П. Елагин добился от Англии учреждения первой русской Великой ложи и сам был утвержден Провинциальным Великим Мастером всех и для всех русских.

<2> Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. М., 1991. Т. 1. С. 139 - 140.

И.П. Елагиным было учреждено в России до 20 масонских лож по английской системе. Так, в 1774 г. в Петербурге была основана ложа "Девяти Муз", ложа Беллоны, несколько раньше (в 1772 г.) - ложа "Урания", а в Москве - ложа "Клио".

Общества елагинской системы вступили в борьбу с проникшей в Россию новой формой немецкого масонства, с так называемой циннендорфской, или шведско-берлинской, системой. Небольшая историческая справка. 12 марта 1771 г. бывший гофмейстер при дворе принца Брауншвейгского фон Рейхель учредил в Петербурге ложу Аполлона - первую ложу циннендорфской системы. Перед отъездом в Россию Рейхель получил от знаменитого Циннендорфа поручение "сделать все возможное для достоинства и распространения царственного ордена в тамошних краях" <3>.

<3> Там же. С. 140 - 141.

С поставленной задачей Рейхель успешно справился. После продолжительного соперничества 3 сентября 1776 г. произошло знаменательное событие - соединение елагинских и рейхелевских лож. При этом И.П. Елагин отказался от применения новоанглийской системы, пообещав вести в своих ложах работу по шведско-берлинской системе. Однако такое соединение было искусственным, а потому оказалось непрочным. Это, в частности, вызвало недовольство среди некоторых влиятельных членов масонских лож и, как следствие, привело к расколу в рядах "вольных каменщиков". Так, Георг Розенберг, мастер стула в старейшей ложе Рейхеля - ложе Аполлона, отказался присоединиться к союзу Елагина и Рейхеля. Вслед за ним (Розенбергом) последовал и князь Н. Трубецкой со своей ложей Озириса в Москве.

Различие между масонскими обществами елагинского толка и циннендорфской системы заключается в следующем. Прежде всего отметим, что елагинские ложи были построены на принципах новоанглийской системы масонского движения. В своем классическом виде последние позволяли любому желающему вступить в союз вольных каменщиков. Эти общества были открыты для людей независимо от их взглядов, убеждений и верования. Не случайно среди масонов елагинских лож встречались и вольтерьянцы, и атеисты, и люди религиозных убеждений, а также искатели приключений (иногда откровенные авантюристы). Провозглашая принцип равенства всех, елагинские ложи представляли собой своеобразный конгломерат людей, связанных одной (основной) идеей - стремлением к внутреннему совершенствованию, к жизни в духе братской любви и внутренней свободы.

Другая особенность елагинской системы - в ложах существовало (должно было по крайней мере существовать) только три степени масонства - ученик, товарищ и мастер. Причем переход из одной степени в другую не был сопряжен с какими-либо трудностями и не ограничен формальными препятствиями. Позднее И.П. Елагин, будучи Провинциальным Великим Мастером, добился от Англии разрешения работать в семи степенях, что может рассматриваться в качестве существенного отступления от строгого трехстепенного масонства. Хотя до 1776 г. он довольствовался лишь тремя степенями, считая, что никто из масонов не вправе претендовать на более высокую степень. После объединения с рейхелевскими ложами Мастер изменил свое отношение к этому вопросу. Вот что писал сам И.П. Елагин по этому поводу: "...английская великая ложа... раздает одни токмо на постановление лож грамоты, повелевая работать в первых трех Иоанновских степенях, да и на сии работы письменно ничего не сообщается" <4>. Однако лишь в 1786 г. (после возобновления своей работы) елагинские ложи реально перешли к многостепенной системе. Ложи Скромности и "Урания" работали во всех семи степенях, а остальные ложи союза не выходили за пределы пяти.

<4> Там же. С. 144.

И наконец, обрядность елагинских лож была несравнимо проще обрядности всех остальных степеней. Например, в степенях иоанновского ученика, товарища и мастера преобладала символика начал равенства, братства, всечеловеческой любви и непротивления злу.

В скором времени И.П. Елагин окончательно разочаровался в шведско-берлинской системе и вновь попытался наладить контакты с Великой Лондонской ложей. То было время поисков и... разочарований. В 1784 г. работа елагинских лож, по неизвестным причинам, была приостановлена. Решение об этом последовало от самого Провинциального Мастера и было согласовано с членами масонских лож. Надо особо подчеркнуть, что исследователи русского масонства не называют каких-либо правительственных актов, приостанавливающих или запрещающих вообще деятельность елагинских обществ. По всей видимости, в деятельности обществ наступил серьезный кризис.

Но в 1786 г. И.П. Елагин возобновляет работу масонских лож на новых основаниях и принципах. Он приходит к выводу о необходимости применения шведской системы без элементов циннендорфства. Симптоматично, что именно в этом году были закрыты все московские ложи, находящиеся в недружеских отношениях с петербургскими. Более того, спустя несколько лет видные руководители московских лож были арестованы, а некоторые из них даже понесли достаточно суровое наказание.

Теперь обратим внимание наших читателей на масонские ложи, основанные на шведско-берлинской системе. Эта система зародилась в Швеции в середине XVIII в. под французским влиянием. Для нее характерны: наличие высших степеней масонства и связь с орденом храмовников (тамплиеров). Затем она (система) подверглась заметному воздействию со стороны немецкой масонской системы "Строгого Чина", введенной в Германии бароном Гундом.

Становление и развитие "шведской системы" тесно связано и с именем Иоганна-Вильгельма Элленбергера, который позднее принял имя фон Циннендорфа. В истории масонства он известен именно под этим именем <5>.

<5> Там же. С. 86.

В России Екатерининской эпохи одним из основных руководителей и идеологов циннендорфской, или шведско-берлинской, системы был Николай Иванович Новиков, русский просветитель и видный общественный деятель. Он родился 27 апреля 1744 г. в селе Тихвинское-Авдотьино Коломенского уезда Московской губернии. Свое образование Н.И. Новиков продолжил в гимназии при Московском университете, однако в 1760 г. был исключен "за леность и нехождение в классы" <6>. Прочные знания он приобрел, когда поступил на военную службу. Как утверждают историки, Н.И. Новиков много читал и занимался самообразованием.

<6> Там же. С. 177.

В своих воспоминаниях о Н.И. Новикове и его времени В.О. Ключевский отметил: "Н.И. Новиков, собственно, не писатель, не ученый и даже не особенно образованный человек в духе своего времени, по крайней мере сам он не признавал себя ни тем, ни другим, ни этим, хотя он и писал, даже хорошо писал, и издал много ценного научного материала..." <7>. Его настоящее дело - издательство, которому он отдал лучшие силы своего ума и сердца. Он был издателем, как мы уже ранее указывали, сатирических журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек".

<7> Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. Материалы разных лет / Под ред. В.Л. Янина. М., 1990. С. 28 - 29.

В поисках истины и ответа на злободневные вопросы Н.И. Новиков обращается к масонству и в 1775 г. вступает в елагинскую ложу "Астрея". По его собственному признанию, он мучился сомнениями, находясь на распутье между вольтерьянством и религией, и не имел краеугольного камня для душевного спокойствия. Но где-то через год он решил уйти из-под власти английской системы. Познакомившись с небезызвестным уже читателю фон Рейхелем, Н.И. Новиков основал совместно с ним новую ложу, исповедующую принципы циннендорфской (шведско-берлинской) системы.

В отличие от елагинских лож, масонские общества циннендорфской системы открывали свои врата только для христиан, считая, что христианский дух способен расширить и углубить их сокровенные силы. Отсюда основная заповедь масонского движения шведско-берлинской системы - следование идеалам христианства.

Во-вторых, циннендорфская система позволяла ложам иметь высшие степени, что сильно привлекало русских масонов различных систем, школ и направлений. Они были убеждены в том, что принадлежность к высшим степеням позволит им осуществить заветные идеалы масонства. Если в елагинских ложах искали разгадки тайны масонской, то иная (основная) цель преследовалась Рейхелем и Новиковым - искание света <8>.

<8> Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. Т. 1. М., 1991. С. 182.

Вместе с тем не секрет, что далеко не все члены циннендорфской системы становились обладателями высших степеней. Как правило, среди таких обладателей мы видим людей именитых и знатного происхождения. Не случайно в том же 1776 г. Рейхель и князь Н. Трубецкой учредили в Москве ложу Озириса, состоящую сплошь из аристократии. В масонских кругах она получила название "княжеской".

Шведско-берлинская система отличалась и сложностью обрядов. "Обрядники связывают шведскую систему, - пишет Т.О. Соколовская, - со средневековым орденом Рыцарей Храма, обряды, таинства и заветы Храмовников якобы переданы масонам шведской системы через посредство целого ряда лиц, сохранивших непрерывность посвящения и преемства. В шведском масонстве особенно ярко и резко выдвигается именно обладание тайной, познать которую можно лишь в высших степенях" <9>.

<9> Там же. С. 75.

Справедливости ради отметим, что циннендорфская система впитала в себя и элементы шведской, и элементы берлинской (немецкой) систем. Однако описанные признаки (свойства) шведской системы не растворились в указанном конгломерате.

После объединения в 1777 г. елагинских и рейхелевских лож под началом шведской системы главари русского масонства не нашли того, к чему стремились сами и чему призывали следовать своих сторонников в поисках света. Для Н.И. Новикова и его сторонников в очередной раз наступил духовный кризис.

Период с 1781 по 1792 г. знаменуется поисками высших степеней масонства. Руководители масонских лож обратили свои взоры к Швеции. Князь А.Б. Куракин, находясь в Швеции со специальным визитом, получил от главы шведского масонства герцога Зюдерманладского конституцию для введения высших степеней шведской системы (Строгого Наблюдения). В 1778 г. была основана Великая национальная ложа шведской системы под начальством князя Г.П. Гагарина. Что касается Н.И. Новикова, то во время своего пребывания в Москве он "почти насильно" был принят в седьмую степень системы. Новиков весьма отрицательно относился к шведской системе масонства, и прежде всего за ее связь с орденом рыцарей-тамплиеров.

От шведско-берлинской системы Н.И. Новиков, жадно ищущий ответы на пробудившиеся в его сердце и сознании вопросы, перешел в новое масонское движение, известное в истории масонства как "розенкрейцерство". Становление и развитие этого движения в России связаны с именем Иоганна-Георга Шварца, "...немчика, с которым он, поговорив раз, на всю жизнь до самой его смерти сделался неразлучным" <19>.

<10> Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. Материалы разных лет / Под ред. В.Л. Янина. М., 1990. С. 45.

Трагична судьба великого просветителя и издателя. По Указу императрицы Екатерины II от 1 августа 1792 г. он был арестован за "колобродство, нелепые умствования и раскол". В Указе было сказано: "Подвергнуть Новикова нещадной казни. Но, следуя сродному ей (императрице. - В.Б.) человеколюбию... запереть его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость..." <11>.

<11> Масонство в его прошлом и настоящем... М., 1991. Т. 1. С. 224.

Такова была милость императрицы Екатерины Великой. По этому поводу К. Валишевский замечает: "...она сломала его перо и жизнь; пятнадцать лет заключения в крепости были ее последней наградой за его труды. С Державиным она поступила еще хуже: она сделала из него чиновника и придворного льстеца" <12>.

<12> Валишевский К. Роман императрицы. Императрица Всероссийская Екатерина Вторая. Репринтное воспроизведение с изд. А.С. Суворина. М., 1989. С. 426.

После смерти Екатерины II (7 ноября 1796 г.) Н.И. Новиков по указу императора Павла I был освобожден и вернулся в свое родное село Тихвинское-Авдотьино, где в нужде, отягощенный долгами, страдающий болезнями доживал последние годы. Он умер 31 июля 1818 г. вдали от людей и общественной деятельности.

С Иоганном Шварцем, будущим главой русского розенкрейцерства, Н.И. Новиков познакомился, когда в 1779 г. переехал в Москву. Их знакомство состоялось благодаря князю Н. Трубецкому.

По признанию историков русского масонства, И.Г. Шварц, проживая в Могилеве, основал ложу по шведской системе. Но, как и Н.И. Новиков, он в поисках истины увлекся философско-мистическим течением - розенкрейцерством.

Видный историк масонства В.Н. Тукалевский в сжатой форме описывает генезис этого течения. "Мистическое единение с Божеством особенно развивалось в Средние века в Германии, когда безжизненная схоластика стремилась превратить религию в науку. Книга "О подражании Христу" (1494 г.), приписываемая Фоме Кемпийскому, явилась практическим применением идеалов мистицизма. В дальнейшем мистицизм распался на ряд сект, из числа которых уже в XV в. намечается секта иллюминатов, полагавших, что без озарения свыше нельзя уразуметь Священного Писания. Позднее идеи мистицизма, претворенные Яковом Беме, создали ряд сект - братьев и сестер свободного духа, братьев розового креста и др. Вот эта-то последняя секта и превратилась в немецкое розенкрейцерство" <13>.

<13> Масонство в его прошлом и настоящем... Т. 1. С. 213 - 214.

Будучи в Германии летом 1781 г., И.Г. Шварц получил от мастера Курляндской ложи два драгоценных письма, которые в конечном итоге сыграли значительную роль в судьбе русского масонства Екатерининской эпохи. Эти письма были адресованы двум виднейшим представителям немецкого розенкрейцерства - знаменитому мистику Вельнеру и генерал-штат-хирургу Тедену. После встречи с ними Шварц был посвящен, к своей великой радости, в таинства розенкрейцерства, а от Тедена он получил особую грамоту, назначавшую его "единственным верховным предстоятелем" теоретической степени "во всем Императорско-российском государстве и его землях". Главным надзирателем для теоретической степени был назначен Н.И. Новиков. Кроме того, русским масонам было дано обещание поддержать их стремление к выделению России в самостоятельную провинцию ордена на предстоящем в Вильгемсбаде генеральном масонском конвенте <14>.

<14> Там же. С. 155 - 156.

В целом идеи розенкрейцерства и деятельность брата И.Г. Шварца были одобрены московскими масонами, хотя некоторые вопросы вызвали у них некоторую холодность и недоверчивость.

Иногда поражает противоречивость во взглядах русских масонов, в том числе и Н.И. Новикова, их неожиданные переходы от одной системы к другой. Так, русский просветитель и его сподвижники, мягко говоря, недолюбливали все то, что имело прямое отношение к ордену рыцарей. Возможно, на то были свои веские причины. Вместе с тем и шведско-германская, и шведская системы, и особенно розенкрейцерство органично включали в свои учения и обряды элементы ненавистного Новикову и другим масонам рыцарства.

С другой стороны, торжественное шествие розенкрейцерства в России в конце XVIII столетия - это, как считают историки русского масонства, победа научного масонства. И здесь приходится вновь удивляться научности розенкрейцерства, основные начала которого были изложены в "Теоретическом градусе Соломоновых наук".

Такое увлечение розенкрейцерством московскими масонами выглядит более чем странно, если к этому добавить, что большинство розенкрейцеровских сочинений XVIII в., по признанию В.Н. Перцева, наполнены алхимическими бреднями о философском камне, о жизненном эликсире, который поддерживал вечную молодость <15>.

<15> Там же. С. 93.

Розенкрейцерство представляло собой некую теософическую смесь, изрядно смешанную с сочинениями Парацельса, Я. Беме, еврейской каббалой, философскими упражнениями гностиков и неоплатоников и т.п. И эта смесь выдавалась за квинтэссенцию человеческой мудрости и глубочайшего разума.

В сравнительном ракурсе надо отметить, что современная Россия переживает не лучшие времена. У нас даже нет с вами, дорогие читатели, и "просвещенного абсолютизма" Екатерины II. Зато сколько мистики, лженаучности, фантасмагории и на этом фоне - гадалок и предсказателей, колдунов и народных врачевателей.

Мы не можем обойти молчанием и тот факт, что московские масоны во главе с И.Г. Шварцом и Н.И. Новиковым слепо не копировали идеи розенкрейцерства, с чем-то не соглашались, а какие-то идеи развивали в своих трудах и публичных лекциях.

Неутомимый и истинный масон, Иоганн-Георг Шварц умер 17 февраля 1784 г. в возрасте Христа.

Среди выдающихся деятелей русского масонства Екатерининской эпохи особое место по праву принадлежит Ивану Владимировичу Лопухину, который родился 24 февраля 1756 г. в семье знатного происхождения. Его отец был генерал-поручиком и киевским губернатором, а также приходился племянником царице Евдокии Федоровне. Его происхождение во многом и определило социальную судьбу молодого Лопухина.

После увольнения из гвардии в отставку в чине полковника он уехал в Москву и вскоре был назначен председателем Московской уголовной палаты. Именно в Москве И.В. Лопухин познакомился с видными представителями масонских лож. В 1782 г. он вступил в "Орден златорозового креста" под началом И.Г. Шварца. Затем стал мастером стула ложи "Латона", с 1784 г. - главой ложи "Блестящая звезда". Эти и другие биографические данные о И.В. Лопухине любопытный читатель найдет в статье Н.К. Пиксанова <16>.

<16> Там же. С. 227 - 255.

Высокая оценка деятельности Лопухина, его человеческих качеств дана В.О. Ключевским, который поставил его в один ряд с Н.И. Новиковым. "С умом прямым, немного жестким и даже строптивым, но мягкосердечный и человеколюбивый, с тонким нравственным чувством, отвечающим мягкому и тонкому складу его продолговатого лица, вечно сосредоточенный в работе над самим собой..." <17>.

<17> Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. / Под ред. В.Л. Янина. М., 1990. Т. IX. Материалы разных лет. С. 44.

По мнению Н.К. Пиксанова, И.В. Лопухин не был одарен способностью к философским обобщениям, как, например И.Г. Шварц. Равно он не обладал и организаторским талантом и творческой инициативой в общественных делах, что было характерно для Н.И. Новикова. Вместе с тем "можно даже категорично утверждать, что Лопухин более показателен для русского масонства, чем Шварц и Новиков" <18>.

<18> Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1. С. 229.

Он обладал на редкость цельным и законченным мировоззрением, в основе которого лежало учение Клода де Сен-Мартена о заблуждениях и истине. Лопухин занимался не только изучением философских, нравственно-религиозных трудов, он и сам пробовал писать на волнующие его темы. В числе известных его работ назовем такие, как "Искатель премудрости, или Духовный Рыцарь", "Некоторые черты о внутренней Церкви" <19>. В своем "Духовном Рыцаре" И.В. Лопухин выступает против буйственной и пагубной системы мнимой вольности и равенства; он вменяет масонам в обязанность стараться искоренить ее (систему) всеми искусными средствами действий разума и всякими возможными добрыми путями.

<19> Лопухин И.В. Масонские труды: Духовный Рыцарь. Некоторые черты о внутренней Церкви. М., 1997.

Труды И.В. Лопухина интересны еще и потому, что воспроизводят масонские идеи, взгляды и ритуал.

И в заключение несколько слов о П.И. Мелиссино. В работах, посвященных русскому масонству, его имя встречается крайне редко. Кроме того, возникли и определенные трудности в связи с тем, что в Екатерининскую эпоху было несколько видных сановников, носивших эту редкую фамилию. Итак, П.И. Мелиссино, артиллерийский генерал, человек, наделенный от природы богатыми дарованиями, образовал свою систему русского масонства, в основе которой лежала розенкрейцеровская наука в странном сочетании с полукатолической обрядностью. Однако ни новая церковность, ни мистическая натурфилософия не приносили успеха, не отвечали запросам русского духа. Поэтому в 1777 г. Мелиссино перешел со своей ложей Скромности к циннендорфской системе <20>.

<20> Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1. С. 138.

Не менее известен в государственных кругах в период царствования Екатерины II его старший брат Иван Иванович Мелиссино, который был куратором Московского университета и, судя по масонским трудам, не был приобщен к союзу вольных каменщиков. По крайней мере на этот счет нет никакой информации. Поэтому я прошу у читателей извинения за допущенную мною в журнале (N 22) неточность.

Известен другой интересный факт. Мелиссино-старший, будучи куратором Московского университета, путем формальных придирок вынудил И.Г. Шварца в конце 1782 г. подать прошение об отставке <21>.

<21> Там же. С. 204.

И еще один штрих из жизни Мелиссино-старшего. В книге "Русское православие: вехи истории", написанной видными советскими учеными, фамилия Мелиссино (но с другими инициалами. - В.Б.) привлекает наше внимание в следующем контексте: "Бывший директор Московского университета, а с 1763 г. - обер-прокурор Синода И.Е. Мелиссино внес в Синод написанные в форме вопросов "Пункты", которые предлагалось принять во внимание при составлении наказа от Синода" <22>.

<22> Русское православие: вехи истории / Под ред. А.И. Клибанова. М., 1989. С. 295.