Мудрый Юрист

Налогообложение мигрантов в Российской Федерации

Шик К.П., научный сотрудник ОПиК АЭБ МВД России.

Многие налогоплательщики используют в предпринимательской деятельности труд иностранцев. Согласно действующему законодательству, организации и предприниматели вправе принять на работу гражданина другой страны при наличии следующих обязательных документов: разрешения на привлечение и использование иностранных работников у организации; разрешения на работу у работника (ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Указанные документы выдаются территориальными органами Федеральной миграционной службы России в пределах квот, установленных Правительством РФ. Ограничения устанавливаются для защиты российских граждан от конкуренции в сфере трудоустройства со стороны дешевой иностранной рабочей силы. Получение разрешения на привлечение иностранных работников не требуется, если иностранец - гражданин страны, с которой у России установлен безвизовый режим (например, Таджикистан, Киргизия, Молдова и др.).

В соответствии с действующим в настоящее время налоговым законодательством иностранные граждане, работающие в Российской Федерации, являются плательщиками налога на доходы физических лиц. До введения в действие Закона N 86-ФЗ ст. 224 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) было установлено общее правило: применительно к доходам от работы по найму для лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, применяется ставка в размере 13%, а в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, - 30%. Следовательно, чтобы определить, по какой ставке удерживался налог с иностранных физических лиц, необходимо было лишь установить, является ли иностранное лицо налоговым резидентом Российской Федерации, которым признавалось физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Девятнадцатого мая 2010 г. был принят Федеральный закон N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ), которым были внесены изменения в порядок регулирования трудовой деятельности отдельных категорий иностранных граждан. Поправки затронули в том числе налогообложение доходов, полученных мигрантами. Закон вступает в силу с 1 июля 2010 г., за некоторыми исключениями (п. 1 ст. 9 Закона). Рассмотрим основные изменения.

Во-первых, введено новое основание для аннулирования разрешения на работу: заключение мигрантом трудового договора с работодателем, не представляющим налоговую отчетность в течение шести месяцев подряд (пп. 14 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Во-вторых, введена новая категория трудовых мигрантов - высококвалифицированные специалисты, которыми признаются иностранные граждане, обладающие профессиональными знаниями и признанными достижениями в трудовой деятельности при условии, что их годовая заработная плата составит не менее 2 млн. руб.

Разрешение на работу такому сотруднику выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на три года, принять таких работников на работу смогут российские коммерческие компании, научные организации, образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, а также филиалы иностранных юридических лиц, но только в том случае, если их в течение двух лет не штрафовали за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев. Квоты, установленные Правительством РФ и ограничивающие в России количество трудовых мигрантов, на высококвалифицированных специалистов не распространяются.

Установлен и особый порядок налогообложения высококвалифицированных специалистов. Ставка НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении заработной платы от осуществления трудовой деятельность составляет 13% независимо от их налогового статуса (резидент или нерезидент РФ). Следует отметить, что все остальные виды доходов высококвалифицированных специалистов - нерезидентов облагаются по ставке 30%. Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 27.07.2010 N 03-04-06/0-160.

Кроме этого, законодательством установлено, что высококвалифицированный специалист и члены его семьи должны быть обязательно застрахованы по договору добровольного медицинского страхования (п. 14 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В-третьих, установлены новые правила найма иностранцев, которых граждане планируют привлечь для работы, не связанной с предпринимательской деятельностью (помощник по хозяйству, няня, домработница и др.). Физическое лицо вправе взять на работу иностранца только при наличии у последнего специального патента, выдаваемого территориальным органом ФМС России на срок от одного до трех месяцев с возможностью продления. Этот документ могут получить граждане стран, с которыми у России установлен безвизовый режим. Выдача такого документа заменяет получение иностранцем разрешения на работу. Однако права на трудоустройство в организации или у предпринимателя он не дает. Отметим, что на таких помощников квоты, ограничивающие количество иностранных работников в стране, не распространяются.

Стоимость этого патента представляет собой фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, размер которого составляет 1000 руб. в месяц (ст. 227.1 НК РФ). Данный платеж необходимо перечислить по месту жительства или месту пребывания иностранца до дня начала срока, на который выдается патент.

Ставка НДФЛ для этой категории трудовых мигрантов составляет 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ). По итогам налогового периода иностранный работник самостоятельно определяет общую сумму НДФЛ, возможны следующие варианты по итогам расчета.

Сумма НДФЛ больше уплаченных авансовых платежей - возникает обязанность иностранного гражданина по уплате разницы налога, исчисленного и уплаченного в бюджет, причем уплатить надо до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и в дополнение к этому надо подать еще декларацию в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля этого же года. Также мигрант обязан подать декларацию в следующих случаях: до окончания налогового периода он уезжает из России либо патент аннулирован.

Сумма НДФЛ оказалась меньше перечисленных авансовых платежей - тогда сумма переплаты не возвращается и налоговую декларацию подавать не нужно.

В случае отсутствия патента предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, причем обязанность по уплате штрафа ложится как на иностранца, так и на его работодателя, который в соответствии со ст. 18.10 и 18.15 КоАП РФ составит от 2 до 5 тыс. руб. для обоих нарушителей. Кроме того, иностранца могут выдворить за пределы РФ.

Следует также иметь в виду, что со многими странами Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, оговаривающие в том числе и вопрос налогообложения доходов физических лиц. Заключаются они в основном для того, чтобы исключить возможность обложения налогом одного и того же дохода дважды - в двух странах. Статья 7 НК РФ закрепляет, что, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Каждое из соглашений (конвенций) имеет свои особенности, но, как правило, они устанавливают, что доходы иностранного работника, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц в одной стране, не должны подлежать обложению аналогичным налогом в другой стране.

Помимо этого, согласно ст. 215 Кодекса, не подлежат налогообложению на территории РФ доходы:

Из сказанного выше следует, что во всех случаях, когда иностранный гражданин получает доход от российской организации, в том числе и за выполнение работы по трудовому договору, организация обязана удержать с выплачиваемых сумм налог на доходы физических лиц и перечислить его в бюджет.

В то же время межгосударственные соглашения, как правило, содержат норму, согласно которой суммы налога, удержанные из доходов физического лица, не являющегося резидентом России, могут быть, для устранения двойного налогообложения, исключены из суммы налога, подлежащей к уплате на территории другого государства. Порядок предоставления такого вычета устанавливается налоговым законодательством каждого государства самостоятельно.

Для того чтобы документально подтвердить факт уплаты налога на территории России, иностранный гражданин должен еще перед выездом из России получить от организации, в которой он работал, справку о доходах по форме 2-НДФЛ и заверить полученную справку в налоговом органе по месту учета организации-работодателя. Для этого необходимо направить в налоговый орган письменный запрос с приложением к нему выданной работодателем справки о доходах и копии документа, удостоверяющего личность.

Многие соглашения содержат положения о недискриминации граждан договаривающихся государств. Определение недискриминации, указанное в соглашениях об избежании двойного налогообложения, с учетом международной практики означает, что, если налог взимается с иностранных и с собственных национальных лиц при тех же обстоятельствах, он должен иметь одинаковую форму, как в отношении налоговой базы, так и метода его оценки, ставка которого должна быть одинаковая. Формальности, связанные с налогообложением (декларация, платежи, предписываемые сроки и так далее), не должны быть более обременительными для иностранных, чем для собственных национальных лиц. Разные ставки НДФЛ применяются в зависимости от налогового резидентства, а не от гражданства лица и не являются дискриминационными.