Мудрый Юрист

О законодательных новациях в сфере регулирования деятельности частных агентств занятости в рамках СНГ

Болдырев С.И., директор программ международного альянса "Трудовая миграция", кандидат политических наук.

В последние десятилетия бурный рост спроса на услуги быстрорастущего и подвижного рынка труда стимулировал появление в государствах - участниках СНГ частных агентств занятости на рынке услуг, оказываемых в сфере трудовой миграции и занятости населения. Формы деятельности частных агентств занятости могут быть различными - кадровые агентства, биржи труда, рекрутинговые агентства, агентства по трудоустройству, агентства по трудоустройству за рубежом и подбору временной занятости.

Международный опыт в большинстве стран мира, в частности в Великобритании, Китае, США, показывает, что даже в условиях кризиса деятельность частных агентств занятости крайне востребована и может продуктивно дополнять антикризисные меры правительства по защите рынков труда и улучшению положения трудящихся граждан.

До настоящего времени деятельность частных агентств занятости практически не являлась предметом специального рассмотрения в рамках национальных законодательств государств - участников СНГ или модельного законотворчества в рамках Содружества.

К сожалению, нынешний рынок услуг в сфере трудовой миграции практически полностью захвачен теневыми структурами, которые, предлагая услуги трудящимся-мигрантам или работодателям, не несут должной правовой ответственности перед своими клиентами, и зачастую оказываемые ими услуги граничат с нарушением законодательства или даже грубо его нарушают.

Учитывая открытость национальных рынков труда внутри СНГ, а также необходимость использования единых подходов к деятельности негосударственных операторов услуг в сфере занятости и трудоустройства в СНГ, был разработан Модельный закон "О деятельности частных агентств занятости".

Кропотливая работа по согласованию проекта и учету замечаний и предложений в проект Модельного закона продолжалась в течение трех лет под эгидой Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека. Этот проект Модельного закона обсуждался на многочисленных семинарах и конференциях, заслушивался на совместном заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека и Комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы по вопросам миграции, беженцев и народонаселению. Представителями парламентов государств - участников СНГ, Всеобщей конфедерации профсоюзов, бизнеса и общественных организаций было высказано более 100 замечаний и предложений, которые учтены в данном документе.

Следует отметить, что при разработке проекта учитывались положения Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 181 "О частных агентствах занятости" (Женева, 19 июня 1997 г.).

Модельный закон состоит из 16 статей и фиксирует основные права и обязанности частного агентства занятости, соискателей вакансий и работодателей, обращающихся в кадровое агентство за получением услуги в сферах трудовой миграции и занятости населения.

Четкая регламентация деятельности частных агентств занятости в 7-й статье законопроекта, требования к договорам между частными агентствами занятости, работодателем и соискателем вакансий в 12-й статье, а также порядок осуществления государственного контроля и надзора и ответственность агентств за нарушение законодательства в ст. 14 и 15 способствуют приданию прозрачности и повышению качества в работе агентств занятости, пресечению деятельности теневых агентств по трудоустройству иностранных граждан.

Статьи 9 и 13 включают формы взаимодействия частных агентств занятости с государственными органами и органами местного самоуправления, а также формы самоорганизации агентств занятости, что является необходимым условием становления цивилизованного, ответственного и прозрачного рынка услуг в сфере занятости и трудовой миграции, формирования элементов частно-государственного партнерства.

Предполагается, что единые подходы к стандартам деятельности, технологии, качества работы частных агентств занятости, зафиксированные в Модельном законе, в дальнейшем будут конкретизироваться в национальных нормативных правовых актах, что позволит сформировать единообразную технологию работы с трудовыми мигрантами при их подборе, подготовке и перемещении от места постоянного проживания до работодателя в государстве приема. Очень важно, чтобы подбор, согласование с соискателем условий работы и проживания, подготовка к выезду, оформление разрешительных документов, трудоустройство и сопровождение в первые месяцы работы - все эти этапы проходили скоординированно между частными агентствами занятости страны выезда и страны приема трудового мигранта. Тогда это позволит гражданам государств - участников СНГ, имеющим статус трудящихся-мигрантов, реально ощущать себя защищенными на территории государств Содружества.

Вместе с тем важно, что модельный характер закона, определяя базовые требования к деятельности частных агентств занятости, предполагает принятие государственных законодательных актов, которые закрепляют в зависимости от состояния рынка труда и других национальных особенностей те или иные специфические требования к агентствам, особенности форм их деятельности.

Одним из таких элементов, вызвавшим определенные споры в ходе обсуждения законопроекта и требующим отдельного рассмотрения в каждом государстве, является вопрос платности услуг частных агентств занятости для соискателей рабочего места. Упомянутая выше Конвенция МОТ N 181 о частных агентствах занятости, которую из бывших и нынешних государств - участников СНГ ратифицировали только Грузия и Республика Молдова, рекомендует не вводить платность таких услуг в качестве общего принципа, хотя и оговаривает возможность исключений из общего правила в отношении определенных категорий работников, а также конкретных видов услуг, предоставляемых частными агентствами занятости.

Международный опыт показывает, что сегодня в арсенале кадровых агентств, оказываемых соискателям вакансий, находится более 20 видов услуг, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе связанных с вопросами обучения, тестирования и сертификации, профессионального, правового консультирования и пр. На практике многие соискатели высказывают заинтересованность в получении через частные агентства занятости качественных услуг, реально помогающих им подыскать подходящее место работы, за которые они готовы платить на договорных условиях.

Редакция, предложенная в тексте Модельного закона по вопросу взимания частными агентствами занятости оплаты за услуги соискателям вакансий (ст. 6), предполагает, что в конечном счете этот вопрос будет определяться законодательством государства местонахождения и регистрации частного агентства занятости.

В процессе разработки национальных законодательных актов о деятельности частных агентств занятости, а такие документы сегодня готовятся, в частности, в Российской Федерации и Кыргызской Республике, должны учитываться не только состояние национального рынка труда, но и принцип оказания на конкурентной основе качественных услуг, возможность свободного выбора соискателем вакансии и работодателем между частным или государственным оператором услуг, что является главной предпосылкой для формирования и развития цивилизованного конкурентного рынка таких услуг.

Масштабы рынка услуг для работодателей и соискателей как в сфере трудовой миграции, так и внутреннего рынка труда настолько велики, что эффективно решать задачи такого масштаба можно только в рамках частно-государственного партнерства. Модельный закон "О деятельности частных агентств занятости" как раз и будет способствовать формированию и развитию такого партнерства.