Мудрый Юрист

Земля в собственность: не просто и не быстро

Наталья Кирпикова, юрист, г. Екатеринбург.

Государство предусмотрело для землепользователей нелегкий путь получения прав на земельный участок. И, хотя, с одной стороны, оно пытается облегчить жизнь своим гражданам с помощью внедрения различных мероприятий - процедуры сдачи документов в "одно окно", электронных очередей и т.д., с другой стороны, все вышеперечисленные способы никак нельзя назвать простыми и быстрыми.

Министерство экономического развития России 29 ноября 2010 года Приказом N 584 внесло изменения в Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370).

Наиболее существенным образом изменения затронули п. 6 Приказа N 370. Установлены новые требования, предъявляемые к кадастровому паспорту земельного участка, на который претендует заявитель:

Представление документов, не соответствующих вышеуказанному Приказу, влечет отказ в удовлетворении заявления землепользователя о предоставлении ему земельного участка в собственность либо в аренду.

Казалось бы, все эти требования легко осуществимы. Землепользователям не составит большого труда заказать и получить в кадастровой палате свежий кадастровый паспорт на земельный участок. Но в большинстве случаев кадастровый паспорт земельного участка не будет содержать описания частей земельного участка, занятых объектами недвижимого имущества. И тогда возникают многочисленные вопросы: каким образом в сведения государственного земельного кадастра вносится эта необходимая для подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду информация о частях земельного участка, занятых объектами недвижимости? какой срок необходим для проведения данной процедуры? сколько это будет стоить для землепользователя?

Начнем с того, что, хотя выше указанные изменения приняты и вступили в силу еще 10 января 2011 года, межевые организации при проведении работ по межеванию земельного участка все еще не производят описание частей земельных участков, занятых объектами недвижимости. Что уж тогда говорить про земельные участки, межевание которых прошло до 2011 года.

Таким образом, землепользователю перед подачей заявления о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду необходимо пройти повторную процедуру межевания земельного участка, но уже под объектами недвижимого имущества, расположенными на этом земельном участке. И понести дополнительные расходы. Полученный межевой план сдается в орган кадастрового учета, и через 20 рабочих дней можно получить новый кадастровый паспорт, соответствующий всем требованиям Приказа N 370.

Но кто обладает полномочиями на обращение в орган кадастрового учета с заявлением об учете частей земельного участка: собственник земельного участка или собственник объекта недвижимости?

Обратимся к тексту Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Статья 20 данного Закона дает исчерпывающую информацию о перечне лиц, которые могут обращаться с заявлениями о кадастровом учете. В частности, с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.

Если земля находится в федеральной собственности, то с заявлением об учете частей земельного участка должно обратиться непосредственно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ ФАУГИ). Если в областной собственности - Министерство по управлению государственным имуществом области. Если в муниципальной собственности либо государственная собственность на земельный участок не разграничена - администрация соответствующего муниципального образования.

Получается, что землепользователю, заинтересованному в предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду, на котором расположены его здания, строения либо сооружения, мало провести повторное межевание, еще необходимо обратиться в соответствующий административный орган с заявлением о проведении им работ по постановке на учет частей земельного участка, занятых объектами недвижимого имущества. А на это требуется как время, так и желание чиновников сделать все без лишней волокиты.

К примеру, федеральные чиновники не пойдут с вашим межевым планом в кадастровую палату. Это вам необходимо будет обратиться с заявлением к руководителю ТУ ФАУГИ за выдачей нотариальной доверенности на совершение действий от лица ФАУГИ по учету частей земельного участка, занятых объектами недвижимости. Оформление такой доверенности, как показывает практика, займет не один месяц.

Но есть и хорошая новость: до 1 января 2013 года п. 43 Закона N 221-ФЗ установлен переходный период, который предусматривает право собственника зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, самому обращаться с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении здания, строения, сооружения в порядке, определенном для учета частей объекта недвижимости.

Таким образом, процедура получения долгожданного кадастрового паспорта, содержащего описание частей земельного участка, занятого объектами недвижимого имущества, до 1 января 2013 года такова: заключение договора с межевой организацией на подготовку межевого плана на части земельного участка, сдача данного межевого плана в орган кадастрового учета и получение кадастрового паспорта, соответствующего всем требованиям Приказа N 370.

После всего сказанного хочется пожелать землепользователям набраться терпения и не затягивать с оформлением своих законных прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения. Ведь требования к пакету документов, прилагаемому к заявлению о предоставлении в собственность либо в аренду земельного участка, все усложняются и ужесточаются.