Мудрый Юрист

Новая версия "системного анализа" в управленческой деятельности - "мягкий" системный анализ

Зражевская Татьяна Дмитриевна, заведующая кафедрой конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Ячевский Виталий Владимирович, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук, профессор.

Для юридических прикладных задач количественные способы измерения качественных переменных не разработаны. Это исключает возможность преобразования качественных параметров исходной проблемной ситуации в количественные, необходимые для строгого применения классического системного анализа.

Ключевые слова: системный анализ, аналитические усилия, математическая задача, методологическая процедура, логико-эвристический анализ, научное исследование.

New version of "systemic analysis" in management activity - "soft" systemic analysis

T.D. Zrazhevskaya, V.V. Yachevskij

Quantitative methods of measurement of qualitative variables have not been worked out for juridical application tasks. It excludes the possibility of transformation if qualitative parameters of the initial controversial situation into the quantitative, necessary for the strict application of classical systemic analysis.

Key words: systemic analysis, analytical efforts, mathematical task, methodological procedure, logical-heuristics analysis, scientific research.

Попытки применения системного анализа в управленческой деятельности <1> приводят к определенного рода проблемам.

<1> См., напр.: Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия "Системы и проблемы управления". М.: СИНТЕГ, 2000. 528 с.; Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. Серия "Информатизация России на пороге XXI века". М.: СИНТЕГ, 1998. 312 с.; Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. 848 л.; Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 512 с.; Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2006. 511 с.; Жилин Д.М. Теория систем: опыт построения курса. Изд. 4-е, испр. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 184 с.; Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.; Хомяков П.М. Системный анализ: Экспресс-курс лекций / Под ред. В.П. Прохорова. Изд. 3-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 216 с.; Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике: Учебник. М.: Изд-во "Экзамен", 2004. 480 с.; Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 4-е изд. М.: Изд-во СГУ, 2008. 521 с.; Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. Т. 1: Элементный состав. М.: Юридич. дом "Юстицинформ", 2000. 528 с.

Естественной реакцией на эти неудачи стало стремление трансформировать известный метод системного анализа и разработать его новую версию, которая исключала бы чрезмерные методологические трудности применения данного метода. Трудности связаны с необходимостью разработки математической модели оптимизации систем, проведением оценок "эффективность - стоимость" и их анализом как очень "жесткой" методологической процедуры, не соответствующей характеру проблемных ситуаций и состоянию реальных дел с методологией осуществления научных исследований.

Для юридических прикладных задач количественные (а тем более строго объективные) способы измерения качественных переменных не разработаны, да и вряд ли появятся в скором будущем. Это исключает в большинстве случаев возможность преобразования качественных параметров исходной проблемной ситуации в количественные, необходимые для строгого применения классического системного анализа (системного подхода) (см. табл. 1).

Таблица 1

Краткое описание системного подхода и метода системного анализа в правовой науке, использующихся как система знаний для проведения научных исследований

      Сущность описания метода     
      Сфера и порядок применения     
                             Системный подход                            
"Представляет собой совокупность   
методов и средств, позволяющих
исследовать свойства, структуру и
функции объектов, явлений или
процессов в целом, представив их в
качестве систем со всеми сложными
межэлементными взаимосвязями,
взаимовлиянием элементов на систему
и на окружающую среду, а также
влиянием самой системы на ее
структурные элементы".
"Система представляет собой
совокупность взаимосвязанных
элементов, которые объединены
единством цели и функциональной
целостностью, и при этом свойство
самой системы не сводится к сумме
свойств элементов. Объединение
элементов в систему осуществляется
в результате формирования
согласованного взаимодействия
(сложения усилий) в нечто новое,
обладающее интегративным качеством,
которым эти элементы до объединения
не обладали.
Основным условием наличия системы
является целостность системы: она
выступает как нечто целое
относительно окружающей среды" <2>.
При проведении системного подхода
проводят вначале декомпозицию
(расчленение) общей задачи на
совокупность частных задач с учетом
взаимосвязи всех имевшихся в
системе внешних и внутренних связей
(с их знаками). По результатам
проведения анализа затем
осуществляется синтез системы (т.е.
воссоединение элементов в одно
целое с учетом ранее разорванных
связей).
Для проведения системного подхода:   
1) обязательно показывается, что
рассматриваемая в диссертации
"система" действительно является
системой, к которой может быть
применен системный подход;
2) исследуемая система обязательно
характеризуется:
а) своей структурой, в которую
входят: совокупность всех элементов,
формирующих данную систему и
участвующих в процессах, происходящих
в ней; все связи между элементами, с
помощью которых осуществляется
взаимодействие между ними (как прямые
связи, так и обратные);
б) знаками связей;
в) функцией системы;
г) внешней средой;
д) целью;
е) законами (закономерностями)
развития системы и существования
внутри внешней среды;
ж) ограничениями;
з) связью законов функционирования
внутри системы с законами
функционирования системного окружения
(среды и надстройки);
и) критериями и показателями оценки
соответствия функционирования системы
желаемому результату (цели) при
заданных ограничениях, т.е.
эффективностью системы.
Применение этого подхода обусловлено
системностью рассматриваемого в
конституционном праве предмета
исследования как общественного
образования. Его элементы, в свою
очередь, выступают как системы более
низкого иерархического уровня.
Используя понятия "система",
"элемент", "связь", раскрывается ряд
конкретных связей, существующих
внутри рассматриваемого предмета
исследования и между составляющими
его частями.
                             Системный анализ                            
Системный анализ <3> сводится к    
уточнению сложной задачи и ее
структуризации в серию частных
задач, решаемых с помощью
совокупности логико-эвристических и
количественно-качественных (в том
числе экономико-математических)
методов, нахождению критериев их
решения, детализации целей,
конструированию эффективной
организации для достижения целей.
Сформулированные постановки задач
(общей научной задачи и частных
задач) относятся к
многокритериальным,
слабоструктурированным и
трудноформализуемым задачам
принятия решений, т.к. несут в себе
неполноту исходной информации,
неопределенность, нечеткость и
неоднозначность целей, критериев,
исходных данных. При решении таких
задач важны ассоциативность
мышления, опыт, интуиция,
использование экспертных систем,
основанных на базах знаний.
Системный анализ любого объекта      
проводится поэтапно:
1) определение исследуемого объекта
как системы (т.е. выделение системы,
подлежащей изучению) и ее
структуризация; уточнение границ этой
системы. Четко отражаются:
а) особенность системного подхода,
начальным моментом которого выступает
именно описание системы, а не
отдельного элемента; б) выделение
основного системообразующего
признака - цели, которой подчиняется
ее деятельность, или
предпочтительность состояния,
к которому она стремится;
в) описание окружения системы,
с которым она взаимодействует;
г) определение набора необходимых
условий, обеспечивающих нормальное ее
функционирование; д) выделение
соответствующих структур или
компонентов, посредством которых
обеспечиваются нормальные условия
функционирования, необходимые для
реализации ее основной цели;
е) определение составляющих ее
элементов в соответствии с их местом
в структуре и функциями, выполняемыми
ими по отношению к целому или какому-
либо структурному уровню; ж) описание
связей координации, существующих
между отдельными компонентами,
элементами системы;
2) постановка общей задачи -
определение объекта исследования,
уточнение целей, задание показателей
и критериев для изучения объектов и
управления ими, определение границ
задачи;
3) составление математической
(абстрактной) модели исследуемой
системы: параметризация, установление
зависимостей между введенными
параметрами, упрощение описания
системы путем выделения подсистем и
определения их иерархии,
окончательная фиксация целей и
критериев;
4) решение поставленной задачи
(оптимизация или рационализация;
синтез; интерпретация полученных
результатов).
Таким образом, создается модель
системы (называемая также абстрактной
системой), помогающая лучше ее
понять, выделить главное - то,
благодаря чему можно поставить и
решить поставленную задачу.
Результаты исследования абстрактной
системы переносятся на реальные
изучаемые системы (объекты
исследования). В этом смысл
применения системного анализа в
условиях неполноты информации,
неопределенности и т.п.
<2> См.: Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия "Системы и проблемы управления". М.: СИНТЕГ, 2000. С. 22, 13 - 14.
<3> См., напр.: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Издат. группа "НОРМА-ИНФРА-М", 1999. С. 24; Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. 5-е изд. М.: ДЕЛО, 2003. С. 328.; Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академич. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 139 - 166; Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Под ред. А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 61 - 75.

Поэтому, используя ранее введенное учеными <4> понятие "мягкого" системного анализа, предложено решение исходных многокритериальных слабоструктуризуемых задач с качественными переменными осуществлять на основе использования и учета возможностей человеческой системы обработки информации на вербальном уровне <5>, когда анализ исходной проблемной ситуации, оценка альтернатив и выбор (принятие) решения проводятся с применением методов логико-эвристического анализа и субъективного суждения. Для этого известные этапы проведения системного анализа (системного подхода) "мягко" преобразуются (трансформируются) в новую версию проведения этого системного анализа, но уже на основе логико-эвристической переработки всей системы информации человеком и отражения творчески получаемых (выявляемых) и формируемых нестандартных структурных единиц решения в виде соответствующей многоуровневой таблицы.

<4> См.: Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука. Физматлит, 1996. С. 32 - 44; Checkland P.B. Systems thinking, systems practice. New York: Wiley, 1981.
<5> См.: Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в Волшебных странах: Учебник. М.: Логос, 2000. С. 117 - 144, 244 - 254.

Таким образом, на основе совокупности трех логических этапов и используемых суждений экспертов (консультантов, руководителей) и самих исследователей (аспирантов, соискателей и др.) получаются рациональные (удовлетворительные) решения в противовес оптимальным, получаемым при классическом системном анализе (подходе). Исходная проблемная ситуация поэтапно (а не одномоментно) и последовательно исследуется на предмет выявления дискретных качественных оценок (измерений) на новой порядковой шкале (в виде детальных словесных формулировок на естественном языке, нужных исследователям-юристам). Такой "мягкий" метод проведения научных исследований в управленческой деятельности наиболее доступен для молодых научных сотрудников (аспирантов, соискателей), работающих в одиночку, поскольку он требует меньших усилий, привычен для логической деятельности юристов и способствует получению рациональных (удовлетворительных) решений; позволяет решать задачи большой сложности, предварительно упрощая их и приспосабливая к ограниченным возможностям молодых ученых.

Дополняя процедуру системного анализа, "мягкий" системный анализ фактически является первым вариантом качественного решения поставленной научной задачи (проблемы). Он направлен на улучшение уровня искусства исследователя, решающего реальную задачу, и выступает как средство понимания проблемных ситуаций (научных задач/проблем) и удачного их решения <6>.

<6> Метод "мягкого" системного анализа в период 1999 - 2009 гг. был успешно апробирован в ходе проведения диссертационных работ на кафедре конституционного права России и зарубежных стран ГОУ ВПО "Воронежский государственный университет". См., напр.: Соломатина Н.Н. Конституционные основы частной собственности и сбережений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2003. 200 с.; Ефремов А.А. Реализация конституционного принципа свободного перемещения финансовых средств (на анализе рынка корпоративных эмиссионных и ценных бумаг): Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004. 199 с.; Артамонов А.А. Судебная защита конституционной свободы творчества в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2007. 216 с. и др.

Основными этапами являются этапы поиска (выявления) "корней" проблемной ситуации (определение основных причин ее появления) и нахождения возможных путей (способов, средств) правового разрешения или урегулирования выявленных противоречий в управленческой деятельности, т.е. устранения причин появления негативных явлений. Для решения таких достаточно сложных, нетрадиционных и нестандартных задач приходится задействовать методологию (логико-эвристические алгоритмы) повышения творчества и решения изобретательских задач <7>.

<7> См., напр.: Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретательства, 2-е изд. М.: Московский рабочий, 1973. 164 с.; Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. 216 с.; Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1985. 196 с.; Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Бук, 2008. 400 с. (серия "Искусство думать"); Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956. N 6; Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия, 1980; Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994; Дикарев В.И. Справочник изобретателя. СПб.: Изд-во "Лань", 2001. 352 с.; Диксон Дж. Проектирование систем. Изобретательство, анализ, принятие решений. М.: Наука, 1969. 150 с.; Майданов А.С. Методология научного творчества. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 512 с.; Меерович М.И. Технология творческого мышления. М.: Альпина Бизнес Бук, 2008. 400 с.; Меерович М.И. Теория решения изобретательских задач. Мн.: Харвест, 2003. 428 с.; Орлов М.А. Основы классической ТРИЗ. Вводный курс высокоэффективного инновационного мышления. 3-е изд., испр. и доп. М.: СОЛОН ПРЕСС, 2008. 432 с.; Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие (п. 9.3 "Технология творчества"). М.: Гардарики, 2005. С. 207 - 240.