Мудрый Юрист

О механизме административно-процессуального регулирования производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным полиции

Зайцев Игорь Алексеевич, старший научный сотрудник ВНИИ МВД России.

Понимание сущности производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным полиции, невозможно без рассмотрения механизма административно-процессуального регулирования и элементов, его составляющих.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, механизм правового регулирования, механизм процессуально-правового регулирования.

On mechanism of administrative-procedure regulation of proceeding on the cases of administrative-law violations, effectuated by local police officer

I.A. Zajtsev

Understanding of the essence of proceeding on the cases of administrative-law violations, effectuated by local police officer is impossible without consideration of the mechanism of administrative-procedure regulation and elements thereof.

Key words: local police officer, mechanism of legal regulation, mechanism of procedure-law regulation.

Всестороннее исследование производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным полиции (далее - участковым уполномоченным), предполагает системно-функциональный подход, когда все правовые явления анализируются в их системной и неразрывной связи, а также в их назначении относительно друг друга <1>. При этом необходимо провести соотношение следующих категорий: "правовое регулирование", "механизм правового и процессуально-правового регулирования (процессуально-правовой механизм)", "механизм административно-процессуального регулирования".

<1> См.: Лукьянова Е.Г. Механизм процессуального регулирования и его элементы // Журнал российского права. 2001. N 7. С. 91.

Фундаментальные проблемы правового регулирования и механизма правового регулирования всегда находили достойное отражение в трудах выдающихся советских и российских юристов <2>. Различные теоретические аспекты основополагающих категорий административно-правовой науки - правового регулирования, механизма правового регулирования подробно исследовались в работах известных отечественных ученых-административистов: Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, Ю.А. Тихомирова, А.П. Шергина и др. <3>.

<2> См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1961; Братусь С.Н. Некоторые спорные вопросы общего понятия права. Л., 1968 и др.
<3> См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997; Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. М., 1989; Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982; Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001; Шергин А.П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования // Научный портал. 2009. N 1. С. 3 - 11 и др.

Представляется, что для производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным, необходимо говорить о понятии "механизм административно-процессуального регулирования", которое производно от понятий "правовое регулирование", "механизм правового регулирования" и "процессуальный правовой механизм".

Под правовым регулированием традиционно принято понимать "осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя" <4>.

<4> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. М.: Проспект, 2009. С. 211.

Категория "механизм правового регулирования" представляет собой многогранную систему, и суждения ученых по этому поводу неоднозначны. Например, Н.И. Матузов и А.В. Малько под механизмом правового регулирования предлагают понимать систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права <5>. Авторы рассматривают механизм правового регулирования как борьбу с препятствиями, а главная цель - это беспрепятственное удовлетворение интересов субъектов права. По их мнению, в общественных отношениях встречаются трудности (препятствия), связанные с реализацией положительных интересов субъектов, которые без их своевременного устранения снижают эффект правового регулирования, относя к ним правонарушения, пробелы законодательства и т.д. Механизм правового регулирования призван устранить такие препятствия.

<5> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 96.

С.С. Алексеев механизмом правового регулирования называет "взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения" <6>.

<6> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. М.: Проспект, 2009. С. 267.

К структурным элементам механизма правового регулирования С.С. Алексеев относит юридические нормы, правоотношения, индивидуальные предписания применения права (факультативный элемент), акты реализации прав и обязанностей <7>.

<7> См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 282.

Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, направленных на упорядочение общественных отношений, а также оказание содействия интересам субъектов права. По слаженности элементов, его составляющих, можно говорить о результативности и эффективности права в целом <8>.

<8> См.: Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Изд-во "Эксмо", 2005. С. 579.

Процессуально-правовой механизм является элементом общего механизма правового регулирования и реализуется в случаях отсутствия или невозможности самореализации правовых норм и по своей сути выполняет охранительную функцию права. Анализируя работы В.Н. Протасова, В.А. Сапунова, С.С. Алексеева, Ю.И. Гревцова, С.И. Реутова и В.Б. Исакова, некоторые исследователи под процессуально-правовым механизмом предлагают считать "динамическую систему правовых средств, при помощи которых упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения" <9>.

<9> См.: Лукьянова Е.Г. Механизм процессуального регулирования и его элементы // Журнал российского права. 2001. N 7. С. 91; Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991; Сапун В.А. Механизм реализации советского права // Правоведение. 1988. N 1. С. 5; Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999; Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981; Реутов С.И. Юридические факты в семейном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976; Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.

Аналогично выделяются элементы процессуально-правового механизма:

<10> См.: Лукьянова Е.Г. Указ. соч. С. 94.

Механизм административно-процессуального регулирования как составная часть административного регулирования <11> использует юридические элементы, детерминирующие механизм процессуально-правового регулирования с добавлением актов, выносимых должностным лицом.

<11> Подробнее об этом см.: Шергин А.П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования // Научный портал. 2009. N 1. 3 - 11.

Основой механизма административно-процессуального регулирования, по нашему мнению, являются правовые нормы. Только они наделяют участкового уполномоченного правами и возлагают обязанности при производстве по делам об административных правонарушениях, устанавливают общие правила, порядок (процедуру) юрисдикционной деятельности.

Если говорить об общественных отношениях при производстве по делам об административных правонарушениях, осуществляемом участковым уполномоченным, то они представляют собой отраслевые (административно-процессуальные) охранительные отношения, выполняющие охранительную функцию права. Эти отношения возникают на основе юридического факта (административного правонарушения) и связаны с привлечением лица к административной ответственности.

Таким образом, под механизмом административно-процессуального регулирования при производстве по делам об административных правонарушениях, осуществляемом участковым уполномоченным, предлагается понимать систему административно-правовых средств (административно-процессуальные нормы, юридический факт, административно-процессуальные правоотношения и выносимые им административно-процессуальные решения), при помощи которых участковый уполномоченный реализует свои полномочия.