Мудрый Юрист

Гласность и перестройка *

<*> Kharitonov V.D. Glasnost' and perestrojka.

Харитонов Вячеслав Дмитриевич, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Период перестройки является ключевым моментом становления современной России. Этот период ознаменовался переменами, которые происходят и по сей день. Автор статьи рассматривает одно из приоритетных направлений периода перестройки - гласность. Провозглашение, а впоследствии и законодательное закрепление института гласности было направлено прежде всего на открытость в деятельности органов государственной власти, гласность была призвана изменить советское общество. Однако отсутствие ориентированной политики в данной сфере привело к негативным последствиям и, как результат, - распаду СССР.

Ключевые слова: СССР, перестройка, гласность, реформы, Президент СССР, свобода слова, свобода, средства массовой информации.

The period of Perestrojka is a key moment of formation of contemporary Russia. This period is known for changes which take place up to now. The author of the article considers one of priority directions of the period of perestrojka - glastnost'. Declaration and later legislative consolidation of the institute of glastnost' was aimed in the first place at openness in activity of agencies of state power, glasnost' was called to change the Soviet society. However the absence of oriented policy in this sphere has led to negative consequences in this sphere and as a result to breakdown of the USSR.

Key words: USSR, Perestrojka, Glastnost', reforms, President of the USSR, freedom of speech, freedom, means of mass media.

Многие годы советское общество воспитывалось в духе тоталитаризма. В период сталинизма право на существование имел один голос и одно мнение. Любое постороннее высказывание жестко наказывалось. На XX Съезде партии был развенчан культ личности Сталина и наметился конец тоталитарному режиму. На Съезде провозглашалась демократизация, но, не получив должного правового закрепления, не обеспеченная никакими правовыми гарантиями гласность постепенно была сведена на нет, и к 60-м годам процесс демократизации был свернут. Дальнейшее время, получившее название "эпохи застоя", характеризовалось различными формами полуправды, полугласности, расхождением между словом и делом, мыслью и словом <1>.

<1> Идеология и социальная политика: Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во Свердл. ин-та нар. хоз-ва, 1990. С. 28 - 29.

С приходом в марте 1985 г. к власти М.С. Горбачева страна взяла новый курс на ускорение социально-экономического развития, на развитие демократии, расширение гласности; общество ожидали глубокие перемены. Была выдвинута идея нового политического мышления, переосмысления современного мира и проведения политики с позиций общечеловеческих ценностей. Этот этап впоследствии назовут перестройкой, но с ней связываются не только преобразования в экономической, политической и социальной сферах. Важной его частью является провозглашение гласности, отказ от привычного советского мышления. Но сложившаяся к этому времени цензура советского типа по треугольной формуле: партия - Главлит СССР - репрессивные органы - функционировала исправно и была очень хорошо отлажена <2>.

<2> Судьбы гласности: Мат-лы межд. науч.-практич. конференц. "Судьбы гласности (1986 - 2001). Опыт ее защиты (1991 - 2001)". М.: Мельгир, 2001. С. 60.

В обществе необходимо было создать благоприятные условия для того, чтобы гласность получила свое распространение, для этого необходимо было не только научить людей не бояться выражать свое мнение, пусть даже это мнение не соответствовало линии партии, но и разработать правовые механизмы защиты и реализации провозглашаемых новаций. Необходимость правового закрепления была важна, так как существовавшее общество было воспитано иначе и возможность вносить какие-либо кардинальные изменения была только у государства, путем создания благоприятной правовой атмосферы, обеспеченной его принудительной силой.

Термин "гласность", прозвучавший вместе с началом реформ, не имел четкого определения, отсутствовало его законодательное закрепление, для того чтобы понять его, необходимо обратиться к словарю. В энциклопедическом словаре "гласность" определяется как "открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения" <3>. Читая данное определение, можно предположить, какое колоссальное значение играла гласность в описываемый период. Ведь сложившаяся консервативная, закрытая система была хорошо защищена. Гласность, являющаяся неотъемлемой частью демократического общества, была призвана открыть обществу деятельность государственных органов, сблизить общество и государство, дать возможность общественности дать оценку деятельности государства.

<3> Энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. С. 174.

Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г., XXVII Съезд партии и XIX Всесоюзная партийная конференция провозгласят, а впоследствии и закрепят гласность как неотъемлемое условие и средство очищения и обновления советского общества, как идеологический и политический принцип. В этом качестве гласность должна была пронизывать все сферы как государственной, так и общественной жизни; основными критериями ее выступали: информационная открытость, правдивость информации, социалистический плюрализм мнений, принцип нерасхождения слова и дела и т.д.

Одним из первых шагов на пути к расширению гласности был Указ Президиума ВС РСФСР от 30 октября 1985 г. "О внесении и дополнении в УК РСФСР", который дополнил УК РСФСР ст. 139.1 "Преследование граждан за критику". Указ, вводивший состав данного уголовно наказуемого деяния, был издан, когда о гласности в общегосударственном смысле еще не говорили. Судя по всему, введение данной статьи в действие было направлено на воспитание лояльного отношения со стороны чиновников к критическим высказываниям граждан страны. Субъектом данного состава выступало должностное лицо, которое в силу своих служебных полномочий имеет возможность пресекать критически настроенных граждан. Уголовная ответственность наступала тогда, когда умышленно ущемлялись права и охраняемые законом интересы граждан, связанные с преследованием его за подачу в установленном порядке предложений, заявлений, жалоб либо за содержащуюся в них критику, а равно за выступление с критикой в иной форме. Санкция статьи включала в себя наказание в виде штрафа или увольнения от должности, а в случае причинения существенного вреда правам и охраняемым законом интересам граждан ответственность предусматривалась в виде исправительных работ либо в виде реального лишения свободы <4>.

<4> Ведомости ВС РСФСР. 1985. N 45. Ст. 1572.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде ЦК КПСС в феврале - марте 1986 г. М.С. Горбачев, выступая, говорил: "Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс и их участия в управлении" <5>. Свое практическое применение гласность получила в актах различной направленности, таких как, например:

<5> Горбачев М.С. Политический доклад ЦК КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. С. 111.<6> Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 686.<7> Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 480.<8> СП РСФСР. 1986. N 23. Ст. 167.

В результате XXVII Съездом КПСС был задан общий для всех структур вектор политической направленности. Наиболее приоритетным в деятельности органов государственной власти стал принцип гласности, который включал в себя не только возможность получения разного рода информации, но и возможность оценивать ее критически. Знаковым документом в этой связи стало Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 9 "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику". Пленум Верховного Суда СССР постановил: "Обратить особое внимание судов на подобные злоупотребления, при наличии на то оснований привлекать не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности. Назначая виновным наказание за преступление, предусмотренное ст. 139.1 УК РСФСР, судом должен решаться вопрос о применении дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Ввиду того что дела данной категории имеют большое общественное значение, необходимо шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам" <9>.

<9> Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. N 3.

Данные материалы свидетельствуют о масштабах вносимых изменений в столь небольшой срок. Правовая база конца 90-х годов начинала формировать политику нового образца, через призму демократических начал.

Вопрос о дальнейшем движении и провозглашении демократических новелл обсуждался на последующих пленумах ЦК КПСС; так, в январе 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный "перестройке и кадровой политике", на котором поднимался вопрос о роли КПСС, но наиболее важным для нас является доклад М.С. Горбачева, где он говорил: "Настало время приступить к разработке правовых актов, гарантирующих гласность" <10>. Гласность, встречающаяся в различных государственных и партийных актах, должна была получить самостоятельное закрепление в виде нормативно-правового акта "О гласности". Стремление на законодательном уровне урегулировать положение гласности было необходимо ввиду того, что все чаще в освещении событий прошлого и их переоценке имели место факты злоупотребления ею. Данный вопрос широко обсуждался на февральском Пленуме ЦК КПСС в 1988 г. Гласность предполагает свободу слова для тех, кто хотел бы говорить правду, стремится к процессу демократизации, но подчас гласность используется в личных, корыстных целях <11>. В публикациях все чаще стали встречаться случаи, когда отдельные факты подавались искаженно, тенденциозно, размывались идеологические критерии в оценке событий и явлений <12>. Все это не могло оставаться в тени, чувство свободы в выборе тем для обсуждения не могло не наносить ущерба имиджу как государственных служащих, так и государству в целом, но даже в свете подобных событий было решено наиболее динамично раскрывать и обсуждать сведения о руководителях партии и государства; ученых; о деятелях искусства, которые были репрессированы во времена культа личности Сталина <13>.

<10> Материалы Пленума ЦК КПСС, 27 - 28 января 1987 г. М.: Политиздат, 1987. С. 33.
<11> Судьбы гласности: Мат-лы межд. науч.-практич. конференц. "Судьбы гласности (1986 - 2001). Опыт ее защиты (1991 - 2001)". М.: Мельгир, 2001. С. 73.
<12> Перестройка и гласность. Роль СМИ и пропаганды в перестройке жизни советского общества. Киев: Знание, 1988. С. 2.
<13> Там же. С. 10.

Но 1988 г. запомнился не только Пленумом ЦК КПСС, в конце июня 1988 г. открылась XIX Всесоюзная партийная конференция, на ней обсуждался вопрос динамики "перестроечных" процессов. Среди участников конференции разгорелась большая дискуссия относительно реформ, но в целом делегаты поддерживали идею развитого социализма, идею дальнейшего развития гласности и демократии. В итоге в резолюции "О гласности" провозглашалось дальнейшее развитие гласности как наиболее важнейшая политическая задача, от развития которой напрямую зависит развитие не только демократии, но и перестройки в целом. На конференции были сформулированы принципы гласности:

<14> XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза (28 июня - 1 июля 1988 г.): Стенографический отчет: В 2 т. М.: Политиздат, 1988. Т. 2. С. 166 - 170.

Свобода, данная СМИ, играла для партии не только положительную роль, призывы критически оценивать прошлое переходили в переоценку действующих событий, критике поддавались нововведения, общество, еще недавно боящееся говорить, за три года реформ высказывалось открыто, критически оценивая ситуацию. Но нельзя сказать, что развитие гласности в СССР в рассматриваемый период проходило линейно только лишь в направлении ее развития, попытки государственных органов пресечь критические высказывания все же имели место. Так, 8 апреля 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" был введен ряд статей, ст. 74.1 "Оскорбление или дискредитация государственных органов и общественных организаций". В ней противоправным считалось публичное оскорбление или дискредитация высших органов государственной власти, должностных лиц и т.д. <15>. Ввод данной статьи был не совсем логичным шагом, так как практически все общественно значимые события сводились к призывам развития критики, в том числе и органов государственной власти. Впрочем, просуществовав чуть меньше трех месяцев, ст. 74.1 УК РСФСР была отменена Указом Президиума ВС РСФСР от 5 июля 1989 г. "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" <16>. В целях создания благоприятных условий для развития критики была отменена ст. 190.1 УК РСФСР, которая запрещала распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Вышеназванным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" отменялась ст. 190.1 УК РСФСР и вводилась ст. 70 УК РСФСР, ответственность по настоящей статье наступала в случае призывов к свержению или изменению советского государственного и общественного строя способом, противоречащим Конституции СССР, либо воспрепятствованию исполнения советских законов в целях подрыва политической и экономической системы СССР <17>. Впоследствии состав данного правонарушения был изменен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1989 г. "О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.04.1989 "О внесении изменений и дополнений в УК и УПК РСФСР", где вносились изменения, сужающие спектр действия настоящей статьи. В новой редакции ответственность по ст. 70 УК РСФСР наступала в случае призыва к насильственному свержению или изменению советского государственного и общественного строя, закрепленного Конституцией СССР <18>. Воспрепятствование исполнению советских законов в целях подрыва политической и экономической системы СССР было исключено из состава данной статьи. Ответственность за "ложные измышления, порочащие советскую систему", ранее содержащаяся в ст. 190.1 УК РСФСР, в настоящей статье была не предусмотрена, что исключало уголовную ответственность за подобные деяния.

<15> Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 16. Ст. 397.
<16> Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 28. Ст. 739.
<17> Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 16. Ст. 397.
<18> Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 37. Ст. 1074.

Сильным сдерживающим фактором развития гласности выступил принятый Верховным Советом СССР от 14 мая 1990 г. Закон СССР N 1478-1 "О защите чести и достоинства Президента СССР" <19>, который позволял по решению суда прекратить деятельность любого СМИ в случае неоднократного распространения материалов, содержащих оскорбительные либо не соответствующие действительности сведения в отношении Президента СССР.

<19> Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 22. Ст. 391.

Апологетом развития гласности становится принятие Закона СССР от 12 июня 1990 г. N 1552-1 "О печати и других СМИ". Принятый Закон запрещал цензуру и гарантировал свободу для СМИ <20>. В связи с этим отпала потребность в органе, занимающемся идеологической цензурой. Постановлением Совета Министров СССР от 24 августа 1990 г. N 843 "Об утверждении Временного положения о Главном управлении по охране государственных тайн в печати и других СМИ при Совете Министров СССР" с формулировкой "в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона СССР "О печати и других СМИ" отменялось принятое Советом Министров 19 ноября 1974 г. Постановление N 880-299 "Об утверждении Положения о Главном управлении по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР (Главлите СССР)", а также утверждалось Временное положение о Главном управлении по охране государственных тайн в печати и других СМИ при Совете Министров СССР <21>. Но об окончательной победе гласности говорить было еще рано, этот орган управления продолжал функционировать и выполнять возложенные на него обязанности. В июле 1991 г. Приказом Министерства информации и печати СССР N 5 "Об агентстве по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР" создавалось самостоятельное с правом юридического лица Агентство по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР, которое являлось правопреемником Главного управления по охране государственных тайн в печати и других СМИ <22>. Но все же после непродолжительных попыток к самосохранению десятилетняя история органа, без разрешения которого не выходило ни одно печатное издание, прекратилась. 25 октября 1991 г. вышел Приказ N 3 Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР "О работе ликвидационной комиссии". Настоящий Приказ утверждал состав ликвидационной комиссии Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР и устанавливал в срок до 25 декабря 1991 г. окончить ликвидационную процедуру <23>. С этим событием ознаменовалась победа гласности и исчезновение советской цензуры.

<20> Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 26. Ст. 492.
<21> СП СССР. 1990. N 24. Ст. 115.
<22> История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. С. 400 - 401.
<23> Там же. С. 404 - 407.

Процесс развития гласности оказался не простым, прежде чем провозгласить гласность, необходимо было создать правовую основу. Вопрос же о разработке и законодательном закреплении гласности возник, когда прошел уже не один год с момента ее провозглашения. Непроработанность подобных моментов оказалась роковой, ситуация вышла из-под контроля. Возможность восстановления информационного правопорядка, безусловно, была, но требовалось отступиться от намеченного пути реформирования системы. Этого сделано не было. Стремление изменить общество за столь короткий срок, научить его жить по-другому было утопической идеей, которую внедряли обществу, воспитанному в духе консерватизма, без соответствующих объяснений и разъяснений относительно существа провозглашаемых свобод. И как результат, развитие гласности пошло вразрез с государственной политикой и уже по совершенно иному сценарию.

Список использованной литературы

  1. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. N 40.
  2. Ведомости ВС РСФСР. 1985. N 45.
  3. СП РСФСР. 1986. N 23.
  4. Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 16.
  5. Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 28.
  6. Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 37.
  7. Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 22.
  8. Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 26.
  9. СП СССР. 1990. N 24.
  10. Свод законов СССР. 1990. Т. 2.
  11. Свод законов СССР. 1990. Т. 3.
  12. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. N 3.
  13. Идеология и социальная политика: Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во Свердл. ин-та нар. хоз-ва, 1990. 104 с.
  14. Судьбы гласности: Мат-лы межд. науч.-практич. конференц. "Судьбы гласности (1986 - 2001). Опыт ее защиты (1991 - 2001)". М.: Мельгир, 2001. 240 с.
  15. Энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. 894 с.
  16. Горбачев М.С. Политический доклад ЦК КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. 184 с.
  17. Материалы Пленума ЦК КПСС. 27 - 28 января 1987 г. М.: Политиздат, 1987. 94 с.
  18. Перестройка и гласность. Роль СМИ и пропаганды в перестройке жизни советского общества. Киев: Знание, 1988. 16 с.
  19. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза (28 июня - 1 июля 1988 г.): стенографический отчет: В 2 т. М.: Политиздат, 1988. Т. 2. 399 с.
  20. История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 672 с.