Мудрый Юрист

Специальность 12.00.13 - "информационное право" в новой номенклатуре научных специальностей по праву

Власенко Николай Александрович, заведующий отделом теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Данная статья посвящена изложению истории и проблемам выделения информационного права в самостоятельную научную специальность при подготовке новой номенклатуры специальностей научных работников по юридическим наукам. Впервые приводится проект паспорта новой специальности для обсуждения.

Ключевые слова: номенклатура специальностей по праву, информационное право, паспорт специальности.

Profession 12.00.13 - "Informational law" in new nomenclature of scientific professions of law.

N.A. Vlasenko

The present article is devoted to summary of history and problems of separation of informational law into an independent scientific profession in preparation of new nomenclature of professions of scientific workers of juridical sciences. The draft passport of new profession is presented for discussion for the first time.

Key words: nomenclature of professions of law, informational law, passport of profession.

Данная формулировка ("Информационное право") является новой в разрабатываемой номенклатуре специальностей. Ранее вопросы информационного права рассматривались в рамках специальности 12.00.14 - "Административное право, финансовое право, информационное право".

При подготовке нового проекта номенклатуры научных специальностей по праву название рассматриваемой специальности звучало следующим образом: "Информационное право; обеспечение информационных технологий и безопасности" и было обозначено в Проекте под шифром 12.00.07 <1>.

В процессе работы над проектом паспорта новой номенклатуры специальностей рабочая группа получила замечания и предложения, касающиеся целесообразности выделения данной специальности в качестве самостоятельной. Как представляется, данный вопрос носит дискуссионный характер в юридической науке, что и нашло отражение в отзывах ученых.

Так, ряд авторов указывают на необоснованность выделения информационного права в отдельную специальность. "Отграничение информационного права от существующей связки с административным правом, финансовым правом, другими отраслевыми науками представляется искусственным" (Заключение ученых Российской академии государственной службы при Президенте РФ).

Кроме того, выделение информационного права в отдельную специальность представляется нецелесообразным, "поскольку эта отрасль права находится в стадии становления. Помимо этого, в настоящее время количество докторов наук в области информационного права весьма незначительно, что приведет к невозможности создания совета по данной специальности. Более целесообразно сохранить информационное право в специальности 12.00.14 - "Административное право; финансовое право; информационное право" (Замечания ученых Института государства и права РАН).

Обозначение информационного права как самостоятельной специальности "на сегодняшний день является преждевременным, так как, несмотря на активное развитие данной группы общественных отношений, в стране пока нет достаточного количества специалистов в данной отрасли знаний, что затруднит создание диссертационных советов. Решение этого вопроса возможно путем объединения предложенных специальностей 12.00.06 и 12.00.07" (Замечания и предложения Академии управления МВД России).

Другие ученые, поддерживая появление новой специальности, отмечают несовершенство предлагаемой ее формулировки.

Так, признавая, что "направления исследования, перечисленные в "Обосновании", в полном объеме "попадают" в сферу информационного права", можно заметить, что "в названии специальности понятие "Обеспечение информационных технологий и безопасности", во-первых, не отражает сути юридической научной специальности, так как имеет в большей степени "техническую окраску"; во-вторых, если речь идет о мерах и механизмах обеспечения такой безопасности, то они могут предусматриваться и регламентироваться нормами информационного права. То есть в названии специальности достаточно указать "Информационное право" (ГОУ ВПО "Тюменский государственный университет" Институт государства и права, кафедра международного права).

Введение "в название специальности формулировки "обеспечение информационных технологий и безопасности" неприемлемо, поскольку данная сфера явно выходит за рамки сферы права" (Предложения Нижегородской академии МВД России).

"Вопросы информационного обеспечения, информационной безопасности, в той или иной степени, являются предметом исследования других юридических наук (криминалистики, административного права, международного права и др.), что существенно затрудняет определение четких рамок данной области научных знаний. При этом информационные технологии и информационные системы как технические категории всегда будут иметь первостепенное значение по отношению к правовым нормам, регламентирующим их использование, т.е. развитие данной научной специальности будет базироваться не на развитии юридической (правовой) науки в широком смысле слова, а на достижениях научно-технического прогресса, внедрении в практику деятельности органов государственной власти (местного самоуправления) электронного документооборота, электронных архивов и библиотек и т.д. Поэтому вопросы правового регулирования информационного обеспечения и информационной безопасности в Российской Федерации можно рассматривать в рамках уже действующих научных специальностей" (Предложения Академии ФСИН России).

По результатам работы рабочая группа предложила выделить в новой номенклатуре научных специальностей по праву информационное право с шифром 12.00.13. Ниже приводится проект паспорта.

Проект паспорта специальности 12.00.13

Шифр специальности: 12.00.13 - "Информационное право".

Формула специальности: Содержанием специальности 12.00.13 - "Информационное право" являются анализ, теоретическое и прикладное исследование источников, системы, принципов, методов и проблем правового регулирования информационных отношений в информационной сфере (инфосфере), проблем режимов информации как объектов информационных правоотношений в инфосфере; видов информационного права, разработка организационно-правового обеспечения эффективного правового регулирования информационных отношений в инфосфере; определение и обоснование эффективности форм и методов борьбы с информационными правонарушениями, в том числе преступлениями.

Предмет научных исследований, проводимых в рамках данной специальности, составляют способы и нормы правового регулирования информационных отношений в информационной сфере общественно-производственной деятельности. Направления научных исследований определяются типами соответствующих информационных правоотношений в инфосфере, которые подразделяются по значимости и информационной природе на:

В части предметных (отраслевых) информационных правоотношений в инфосфере направления научных исследований определяются следующими основными видами информационных правоотношений в области:

В части смешанных (межотраслевых) информационных правоотношений (информационно-имущественных, информационно-неимущественных, информационно-хозяйственных, информационно-производственных и др.) направления научных исследований определяются следующими основными видами информационных правоотношений: в области интеллектуальной собственности (включая промышленную собственность), собственности на информационные ресурсы, компьютерной преступности, правовой информатизации и др.

В части смежных информационных правоотношений направления научных исследований определяются следующими основными видами информационных правоотношений: в области использования информационных средств и ресурсов, в области культуры, библиотечного дела, архивов и др.

Области исследований

  1. Теоретическое и прикладное исследование источников, системы, методологии (принципов, структур, методов, средств) и проблем правового регулирования информационных отношений в информационной сфере.
  2. Сущность и содержание информационной деятельности как предмета правового регулирования.
  3. Информационно-правовые нормы и их источники.
  4. Информационные правоотношения в информационной сфере и их виды.
  5. Реализация информационно-правовых норм.
  6. Правовой статус субъектов информационного права.
  7. Формы правового регулирования информационных отношений в информационной сфере.
  8. Организационно-правовые проблемы защиты государственной тайны.
  9. Информационные правонарушения и юридическая ответственность.
  10. Производство по делам об информационных правонарушениях.
  11. Проблемы специальных правовых режимов информации.
  12. Основные направления формирования и развития единого информационного пространства России.
  13. Развитие информационной инфраструктуры в сфере высоких технологий.
  14. Формирование и использование информационного пространства в интересах органов государственной власти.
  15. Совершенствование правовой основы информационного пространства России.
  16. Обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства.
  17. Законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства.
  18. Основные принципы обеспечения информационной безопасности субъектов единого информационного пространства.
  19. Организация и координация действий органов государственной власти в едином информационном пространстве России.
  20. Совершенствование форм и методов борьбы с различными видами правонарушений в сфере информации.
  21. Проблемы международного сотрудничества в правовом регулировании и развитии глобального информационного пространства.

Информационные правоотношения в иных (экономической, политической, социальной, т.е. в сфере социального обеспечения и страхования, образования и культуры, охраны здоровья и т.п.; экологической, брачно-семейной, трудовой, нравственной и др.) сферах не входят в предмет информационного права (являются средством решения правовых задач соответствующих отраслей).