Мудрый Юрист

Взаимосвязь главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления при реализации функций представительства населения

Белоусова Елена Вениаминовна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета.

В статье проанализированы место и роль представительных органов местного самоуправления и главы муниципального образования как органов представительства населения. Отмечены их особенности в системе органов муниципальной власти. Особое внимание уделяется исследованию взаимодействия представительных органов с главой муниципального образования.

Ключевые слова: глава, муниципальное, образование, орган, представительный, население, взаимосвязь, самоуправление, ответственность, управление.

Interaction between a head of a municipal unit and a representative body of self-government when performing functions of representation of population

E.V. Belousova

The article analyzes the place and role of representative bodies of self-government and a head of a municipal unit. The author of the article underlies their peculiarities in the system of municipal power authorities. Special attention is paid at the study of interactions between representative bodies and a head of a municipal unit.

Key words: head, municipal, unit, representative, body, population, interaction, self-government, responsibility, administration.

В соответствии с законодательством должность главы муниципального образования и наличие представительного органа местного самоуправления являются обязательными в муниципальном образовании (за определенными исключениями в отношении представительного органа). Термин "глава муниципального образования" появился с принятием Федерального закона 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". До этого использовались различные понятия: глава местного самоуправления, глава местной администрации и др. В связи с этим в науке муниципального права дискутировался вопрос о соотношении этих понятий с позиции их правового статуса. Так, И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов рассматривали эти понятия как тождественные в связи с использованием "в законодательстве Российской Федерации для обозначения одного и того же правового института" <1>.

<1> См.: Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Екатеринбург, 1997. С. 163.

Е.М. Ковешников, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев придерживались другой точки зрения, отмечая различное наполнение указанных понятий в уставах муниципальных образований <2>. В настоящее время данный вопрос урегулирован законодательно: в соответствии со ст. 36 Федерального закона 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понятия главы муниципального образования и главы местной администрации разделены.

<2> См.: Ковешников Е.М. Муниципальное право. М., 2001. С. 149.

Главу муниципального образования наряду с представительным органом местного самоуправления в силу выборного характера должности, как правило, рассматривают как институт представительства населения на низовом территориальном уровне публичной власти. Федеральный закон N 131-ФЗ оставил прежний порядок замещения должности главы муниципального образования: избрание непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании; представительным органом местного самоуправления из своего состава. Вместе с тем Закон 2003 г. N 131-ФЗ определил более детально должностной статус главы муниципального образования в зависимости от способа избрания, что позволило некоторым авторам говорить о введении принципа разделения властей названным Законом на местном уровне <3>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации - Ось-89, 2008 (издание четвертое, переработанное).

<3> См.: Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (постатейный)". М., 2007. С. 352.

На основе положений Закона 2003 г. были сформированы следующие модели организации аппарата местной власти:

<4> См.: Астафичев П.А. Право граждан на представительство в органах публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 3. С. 12; Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006. С. 235.

Представляется, что рассмотренные модели все-таки не дают основания говорить о введении принципа разделения властей на уровне местного самоуправления по горизонтали. Во-первых, как уже отмечалось, в определенных случаях предусматривается возможность совмещения должности руководителя двух ветвей власти. Во-вторых, при формировании представительного органа муниципального района путем делегирования главы поселений, расположенных на территории района, зачастую возглавляющие местные администрации, реализуют собственные решения, принятые ими в качестве депутатов. И, наконец, отдельные уставы предусматривают взаимное делегирование полномочий (кроме исключительных) представительного и исполнительного органов (например, Устав г. Ярославля - муниципалитетом (представительным органом) мэру города, возглавляющему исполнительно-распорядительный орган (мэрию), Устав г. Барнаула - городской Думой другим органам местного самоуправления, Устав Вилозского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области - главой местной администрации - Совету депутатов и др.). Однако следует отметить, что имеются и уставы, прямо запрещающие перераспределение компетенции между представительными и исполнительными органами - Уставы городов Кургана, Мурманска и пр.). Исходя из этого, представляется не вполне обоснованным утверждение о введении принципа разделения властей на местном уровне. Более правильным было бы говорить об использовании отдельных элементов названного принципа (например, закрепление контрольных, регулирующих функций за представительным органом, запрет на совмещение депутатского мандата (главы муниципального образования) с полномочиями муниципального служащего, запрет для высшего должностного лица возглавлять и представительный, и исполнительный органы, и др.) и разграничении функций. Поэтому можно согласиться с утверждением Т.М. Бялкиной, что в отношении органов местного самоуправления новый Федеральный закон "Об общих принципах..." от 6 октября 2003 г., как и прежний, исходит из принципа их институционального единства, не предусматривая разделения муниципальной власти на виды. Представительный орган занимается не только правотворчеством, он осуществляет как контрольные, так и в некоторых случаях непосредственные управленческие полномочия. Вместе с тем сохраняется механизм "сдержек и противовесов" между основными органами местного самоуправления, выражающийся в законодательном разграничении некоторых полномочий между ними <6>.

<5> См.: Пешин Н.Л. Муниципальное право. М., 2002. С. 159.
<6> См.: Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006. С. 237.

Целесообразно подробнее остановиться на правовом статусе главы муниципального образования как представителя интересов местного сообщества. Если подобные функции и статус представительного органа очевидны, то в отношении главы муниципального образования в научной литературе иногда высказываются некоторые сомнения. В этой связи следует выделить общий и специальный статусы. Общий статус вытекает из его статуса как высшего должностного лица муниципального образования, наделенного собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Общий статус характеризуется следующими аспектами: руководство публично-территориальным коллективом, каковым является муниципальное образование; представительство от имени этого коллектива; ответственность перед этим коллективом; наличие собственных полномочий, присущих ему в связи с обладанием данным статусом, в том числе правотворческая инициатива в представительном органе, проведение публичных слушаний и собраний граждан, ежегодное информирование о положении дел и др.; реализация правотворческих функций через издание нормативных актов от собственного имени. Учитывая эти факторы, можно согласиться с мнением С.Г. Соловьева о том, что глава муниципального образования "является субъектом, обладающим непроизводными муниципально-властными полномочиями" <7>. Однако представляется не вполне оправданным его же утверждение о том, что представительскую функцию наряду с представительным органом реализует глава муниципального образования, только избираемый населением. Причем, как указывает С.Г. Соловьев, "...если попытаться осмыслить соотношение представительского мандата главы муниципального образования и совокупности представительных мандатов всех депутатов, входящих в представительный орган, то можно сделать заключение, что по своей представительской значимости мандат главы муниципального образования, избираемого всем местным населением, равен только единогласному волеизъявлению всех депутатов местного представительного органа, избираемых по определенным округам" <8>. Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что глава муниципального образования, избираемый депутатами из своего состава, не осуществляет функции представительства интересов населения. С этим трудно согласиться, так как от имени населения действует любое выборное лицо, в том числе и депутаты, из состава которых избран глава. Кроме того, как справедливо отмечает Т.М. Бялкина, недопустимо оценивать "представительскую значимость" мандатов главы муниципального образования и депутатов таким простым арифметическим действием, как сложение. На практике глава муниципального образования избирается далеко не всем населением и зачастую даже не большей его частью. Если все же предположить, что все проголосовавшие за него избиратели единодушно поддерживают любое решение и действие главы муниципального образования (а на самом деле такого не бывает), это не означает, что интересы той части избирателей, которых представляют большинство депутатов представительного органа, менее значимы, чем тех, которых представляет глава муниципального образования <9>.

<7> См.: Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб., 2003. С. 185.
<8> См.: Соловьев С.Г. Проблемы функционального разграничения компетенции главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти // Государство и право. 2004. N 3. С. 32.
<9> См.: Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006. С. 227.

Специальный статус главы муниципального образования связан с его руководством представительным органом или местной администрацией. В этом случае детально его полномочия регулируются уставом муниципального образования. Так, в Уставе Ярославля полномочия мэра (речь идет только о специальных полномочиях), не входящего в состав представительного органа, а возглавляющего администрацию (мэрию), определены следующим образом: подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых муниципалитетом (представительным органом) города Ярославля, обладая при этом правом вето; руководство деятельностью мэрии города, организация и обеспечение исполнения полномочий мэрии города по решению вопросов местного значения, по исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления; определение структуры мэрии города и представление ее на утверждение муниципалитету города; определение функций и полномочий структурных подразделений мэрии и их штатов; разработка и утверждение положений о структурных подразделениях мэрии города; назначение на муниципальные должности муниципальной службы и определение в соответствии с областными законами порядка ее прохождения; определение в соответствии с законодательством порядка участия муниципального служащего в управлении коммерческой организацией; заключение трудовых договоров с работниками мэрии, не являющимися муниципальными служащими; издание правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям мэрии города, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления, а также по вопросам организации деятельности мэрии города; принятие решений об инициативе проведения городского референдума (совместно с муниципалитетом); осуществление регистрации уставов территориального общественного самоуправления; утверждение основных направлений бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый год; внесение на рассмотрение муниципалитета города проекта городского бюджета и отчета о его исполнении, а также проектов нормативных правовых актов, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города; открытие и закрытие счетов в банковских учреждениях, распоряжение средствами мэрии, подписание финансовых документов; утверждение технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; принятие решений о подготовке проекта генерального плана города (внесение изменений в генеральный план); утверждение плана его реализации; принятие решений о подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города; утверждение подготовленной на основе генерального плана города и правил землепользования и застройки документации по планировке территории за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; представление к награждению наградами города и присуждению почетных званий города и др. При этом в Уставе закрепляется полномочие мэра решать вопросы, отнесенные к полномочиям муниципалитета города, за исключением его исключительных полномочий и тех полномочий, которые отнесены к полномочиям представительных органов муниципальных образований законодательством. Это возможно в случае принятия муниципалитетом города решения о передаче соответствующих полномочий, принятого не менее 2/3 от установленной численности депутатов муниципалитета.

Совершенно иные полномочия у главы в тех муниципальных образованиях, где он возглавляет представительный орган. Так, в соответствии с Уставом г. Саратова, где глава города является председателем городской Думы, он выполняет следующие специальные полномочия: созывает и ведет заседания городской Думы, организует выполнение ее решений; заключает с главой администрации города контракт на основании решения городской Думы по результатам конкурса на замещение указанной должности; обеспечивает подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение заседаний городской Думы; обеспечивает доведение до сведения депутатов, должностных лиц и граждан место и время проведения заседания городской Думы, а также внесенные на рассмотрение вопросы; координирует деятельность постоянных и иных комиссий, контрольно-счетной палаты, содействует материально-техническому и организационному обеспечению их работы; оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает и решает в пределах своей компетенции вопросы их работы; заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные действия; осуществляет общее руководство аппаратом городской Думы; осуществляет руководство секретариатом главы города; подписывает от имени городской Думы исковые заявления, направляемые в суд, а также другие документы, связанные с рассмотрением дел; подписывает финансовые документы, несет ответственность по средствам, расходуемым на содержание и организацию работы городской Думы.

Введение должности главы муниципального образования в качестве обязательной у некоторых исследователей вызывает вполне оправданное недоумение. Как справедливо отмечает Т.М. Бялкина, императивный характер данной нормы вызывает сомнения. Во-первых, не вполне ясно, как согласуется данное положение с требованиями конституционного принципа самостоятельности населения муниципального образования в определении структуры органов местного самоуправления, хотя перечень муниципальных органов, указанный в Законе, не является исчерпывающим. Во-вторых, представляется неоправданным существование в каждом муниципальном образовании высшего должностного лица - главы муниципального образования, так как, по мнению Т.М. Бялкиной, он не может осуществлять самостоятельную управленческую деятельность, возглавив либо представительный, либо исполнительный органы местного самоуправления <10>. Если с первым замечанием, представляется, можно согласиться, то вторая позиция вызывает некоторые сомнения. В подтверждение второго аргумента Т.М. Бялкина приводит перечень полномочий главы муниципального образования, установленный в Законе 2003 г. N 131-ФЗ, а именно: представительские полномочия в отношениях с другими участниками правоотношений; подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным органом; издание правовых актов; созыв внеочередных заседаний представительного органа, имеющих "процедурный характер" и могущих осуществляться либо председателем представительного органа, либо главой местной администрации <11>. Однако перечень указанных полномочий не исчерпывает функциональные характеристики статуса главы муниципального образования как высшего должностного лица. Выше уже говорилось о таких чертах его статуса, которые позволяют рассматривать его в качестве самостоятельного элемента структуры муниципальных органов, причем издание нормативных актов от собственного имени вряд ли можно отнести к полномочиям процедурного характера. Кроме того, можно согласиться с мнением тех авторов, которые рассматривают главу муниципального образования как лицо, несущее ответственность за состояние и организацию всех публичных дел на данной территории, имеющее право объединять и направлять деятельность всех муниципальных органов, призванное объединять усилия различных структур гражданского общества на данной территории (подразделений политических партий, общественных объединений, религиозных организаций и др.) <12>.

<10> См.: Бялкина Т.М. Указ. соч. С. 231.
<11> См.: Там же.
<12> См.: Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России. М., 2009. С. 322.

Вызывает сомнение и утверждение С. Валькова о том, что законодательное закрепление статуса главы муниципального образования фактически приводит к снижению роли представительных органов и противоречит положениям Хартии местного самоуправления (ст. 3), в соответствии с которой "право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, т.е. коллегиальными выборными органами. Они могут располагать подотчетными им исполнительными органами" <13>. Здесь следует учитывать специфику положений Хартии. А.А. Сергеев в данной связи обращает внимание на то, что Хартия состоит не из жестких предписаний, а в основном из положений самого общего характера. Она не требует, а, скорее, рекомендует, используя формулировки "где это целесообразно", "насколько это возможно", "где это позволяет закон" и т.д. <14>. Если же согласиться с позицией С. Валькова, то можно прийти к выводу, что почти все 44 государства, ратифицировавшие Хартию, ее нарушают: в большинстве из них наряду с выборным представительным органом имеются выборные должностные лица, осуществляющие представительские функции населения (речь идет о должностных лицах общей компетенции - мэры, бургомистры и т.д., т.к. в англосаксонской модели местного самоуправления предполагаются и выборные лица отраслевой компетенции - шериф, казначей, ревизор, атторней и др.).

<13> Вальков С. Нормотворчество, управление, контроль. О необходимости выполнения Европейской хартии местного самоуправления // Муниципальная власть. 2003. N 6. С. 39.
<14> См.: Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2006. С. 229.

Рассмотрев отдельные аспекты взаимоотношений представительного органа и главы муниципального образования, представляется целесообразным отметить следующее. Должность главы муниципального образования является ключевой в системе муниципальной власти как высшего должностного лица муниципального образования, осуществляющего представительские функции, более очевидные при избрании его населением. В этом случае глава муниципального образования в большей мере несет ответственность перед населением, которое по сравнению с местным представительным органом имеет меньше правовых возможностей контролировать его деятельность. Однако следует иметь в виду и возможность возникновения противоречий между главой муниципального образования, представляющим интересы всего населения, и отдельными депутатами, избранными по мажоритарной системе, представляющими интересы отдельных избирательных округов. При этом наделение его большим объемом исполнительских функций в качестве главы местной администрации предъявляет особые требования к его профессионализму и компетентности. Логично, что уставы большинства муниципальных образований предусматривают осуществление полномочий в этом случае на профессиональной основе. В таком качестве глава муниципального образования имеет больше возможностей оказывать влияние на жизнь муниципального образования в качестве муниципально-властного субъекта. В данной ситуации, по мнению И.В. Выдрина и А.Н. Кокотова, положение главы муниципального образования воспроизводит сложившуюся на общефедеральном уровне форму полупрезидентского правления с доминирующим положением в ней Президента России <15>. Глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления на принципах единоначалия и персональной ответственности. При этом, как уже рассматривалось выше, в большинстве случаев муниципальное правотворчество предусматривает возможность делегирования полномочий по горизонтали в системе органов местного самоуправления.

<15> См.: Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Екатеринбург, 1997. С. 9.

Относительно взаимоотношений главы муниципального образования, избранного депутатами, с представительным органом в целом отметим его большую зависимость и подконтрольность данному органу, в том числе и в вопросах ответственности. Законодательство некоторых субъектов РФ и уставы муниципальных образований предусматривают возможность выражения недоверия ему со стороны представительного органа как основание для досрочного прекращения его полномочий.

Некоторые субъекты Федерации в последнее время стали отдавать предпочтение именно такому варианту избрания главы муниципального образования - из состава депутатов представительного органа. Так, на Совете по развитию местного самоуправления при губернаторе Смоленской области обсуждался вопрос о совершенствовании порядка формирования органов местного самоуправления в муниципальных образованиях области <16>. Как отмечалось в ходе обсуждения, опыт работы в 2006 - 2008 гг. выявил предпосылки для изменения действующего порядка формирования органов местного самоуправления, в первую очередь в отношении глав муниципальных образований, с целью установления действенных механизмов в отношении руководителей, не исполняющих свои обязанности, т.к. применить к ним процедуру отзыва, предусмотренную законодательством, практически невозможно. Еще одним фактором, послужившим причиной инициирования этого вопроса, является участившееся в последнее время по различным причинам досрочное прекращение главами своих полномочий. При этом муниципальный район или поселение долгое время остаются без руководителя. К тому же муниципальные выборы (тем более дополнительные) требуют финансовых затрат, которые могли бы быть направлены на решение жизненно важных вопросов местного значения. Учитывая названные обстоятельства, в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была выдвинута инициатива об избрании глав муниципальных образований из состава депутатов и назначении представительным органом глав администраций по контракту. Порядок формирования органов местного самоуправления муниципальных образований по решению Совета при губернаторе области по развитию местного самоуправления рекомендован для муниципалитетов всех уровней. Была предложена следующая схема формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов нового созыва (2009 - 2010 гг.). Депутаты представительного органа муниципального образования избираются на выборах, главы муниципальных образований муниципальных районов, городских округов избираются представительным органом из своего состава и возглавляют его, а главы администраций муниципальных районов и городских округов назначаются по контракту на конкурсной основе представительным органом. По мнению Совета в предлагаемой модели повышается роль представительного органа, а депутаты более активно участвуют в процессе управления, от имени избирателей оценивают деятельность глав муниципальных образований. Такой подход можно рассматривать как расширение демократии путем включения населения через своих депутатов в управленческий процесс в отношении как формирования муниципальной власти, так и контроля за ее деятельностью. При неэффективной работе главы администрации депутаты могут выразить ему недоверие и отстранить от должности.

<16> См.: www.smolgrad.ru.

В настоящее время отмечается тенденция к расширению контрольных полномочий представительного органа, в том числе и в отношении главы муниципального образования. Изменения, внесенные в Федеральный закон 2003 г. в мае 2009 г. <17>, наделяют его правом заслушивания ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом. Также представительный орган муниципального образования теперь вправе принять решение об удалении в отставку главы муниципального образования (по инициативе депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта РФ).

<17> Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СР РФ. 2009. N 19. Ст. 2280.

Внесенные поправки о ежегодных отчетах глав местной администрации перед представительными органами местного самоуправления, по сути, дублируют уже существующую на федеральном уровне модель отчетности исполнительной власти перед законодательной. Такая схема, по мнению законодателей, позволяет более эффективно взаимодействовать органам власти, выстраивает четкую систему контроля за действиями руководства исполнительного органа, что обеспечивает еще большую прозрачность деятельности исполнительной власти.

В заключение следует указать на двойственный статус главы муниципального образования: как органа местного самоуправления и одновременно с этим как руководителя одного из органов местного самоуправления (местной администрации или представительного органа - в зависимости от используемого в муниципальном образовании порядка формирования указанных органов). В таком двояком качестве практически невозможно разграничить ответственность главы муниципального образования. В этой связи представляется целесообразным внести изменения в ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исключив главу муниципального образования из числа органов местного самоуправления, сохранив за ним статус высшего должностного лица муниципального образования, как это предусматривает ч. 1 ст. 36.

Библиографический список

  1. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России. М., 2009.
  2. Астафичев П.А. Право граждан на представительство в органах публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 3.
  3. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006.
  4. Вальков С. Нормотворчество, управление, контроль. О необходимости выполнения Европейской хартии местного самоуправления // Муниципальная власть. 2003. N 6.
  5. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Екатеринбург, 1997.
  6. Ковешников Е.М. Муниципальное право. М., 2001.
  7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. М., 1997.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации - Ось-89, 2008 (издание четвертое, переработанное).

  1. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (постатейный). М., 2007.
  2. Пешин Н.Л. Муниципальное право. М., 2002.
  3. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2006.
  4. Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб., 2003.
  5. Соловьев С.Г. Проблемы функционального разграничения компетенции главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти // Государство и право. 2004. N 3.