Мудрый Юрист

Методологические проблемы в исследованиях местного самоуправления

Синькевич Н.А., профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого, доктор юридических наук, профессор.

Местное самоуправление относилось и относится к числу тех основополагающих идей, которые определяют сейчас и будут определять в будущем развитие государства и общества. В XIX в. была осознана необходимость организации местной власти на иных принципах, нежели это было свойственно централизованной системе полицейского государства, результатом чего и стало проведение реформ в местном управлении стран Западной Европы, в том числе и Российской империи.

Свидетельством многогранности феномена местного самоуправления являются неутихающие научно-полемические споры о публично-правовой природе местного самоуправления. Отсюда закономерно возникает необходимость его изучения в тех или иных научных формах (например, государственно-правовых принципов; социальной идеи; научной идеи; организационно-правовых моделей и политико-юридических конструкций).

Один из важнейших аспектов идеи местного самоуправления заключается в осуществлении особых познавательных функций, предоставляющих первичные сведения о рассматриваемом феномене, указывающих на те сущностные черты, которые характерны для него в различные конкретно-исторические периоды эволюции правовых систем самоуправления.

Закономерности эволюции законодательства одного государства, институтов общественного самоуправления можно понять только в результате сравнения с законодательствами и опытом других государств, на фоне взаимосвязи и взаимного влияния. Такой подход, как справедливо отмечает Е.Н. Щендригин, позволяет прийти к более взвешенным оценкам исторических событий, показать тенденции их развития, а также механизмы эволюции или характер эпохи <1>. Кроме того, благодаря использованию сравнительного метода можно показать комплекс факторов, влияющих на правовую эволюцию (среди них такие, как социальная структура, экономические условия, воздействие иных правовых систем и др.), а также показать влияние собственного законодательства на другие правовые системы.

<1> См.: Щендригин Е.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. С. 13.

В историко-правовых исследованиях наряду со сравнительным методом применяются и другие, более или менее распространенные методы <2>. Безусловно, широкое применение методологии исторического анализа в юридических исследованиях неизбежно приводит к накоплению значительного научно-методологического и эмпирического материала, требующего научного обобщения. Разработка общей теории сравнительно-исторического метода может строиться, по нашему мнению, при помощи обобщения эмпирических исследований, полученных юридической компаративистикой. В связи с этим возникает ряд проблем, возникающих при взаимодействии таких научных дисциплин, как сравнительное правоведение и история права. В целом они сходны и в случае обращения сравнительного правоведения к истории права, и при использовании историей права сравнительных методов исследований. С точки зрения сравнительного правоведения основополагающим принципом является использование историко-юридических исследований при сравнении правовых институтов или даже целых правовых систем <3>.

<2> См.: Лысенко В.В. Правонарушения в сфере общественной нравственности и полиция России. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. С. 5 - 18.
<3> См.: Щендригин Е.Н. Указ. соч. С. 12.

Нельзя не согласиться с мнением В.В. Лысенко, который особо выделяет методологию исторического анализа с точки зрения наличия обширных познавательных возможностей, имеющих мощный аксиологический и праксиологический потенциал. Она позволяет глубоко раскрыть сущность исследуемых нравственно-правовых явлений даже в тех случаях, когда она неочевидна. Соответственно она позволяет на основе имеющихся фактов выявлять, с одной стороны, общее и повторяющееся, необходимое и закономерное, а с другой - качественно отличное, заполняя пробелы в теоретическом построении. Историческая методология дает возможность выходить за пределы изучаемых нравственно-правовых явлений и на основе аналогий приходить к широким историческим обобщениям и параллелям. Вместе с тем историческая методология допускает и даже предполагает, применение других обще- и частнонаучных методов исследования, поскольку ни один из научных методов не действует изолированно, но всегда лишь во взаимодействии с другими методами <4>.

<4> См.: Лысенко В.В. Указ. соч. С. 47, 48.

Необходимо учитывать и генетическую особенность происхождения и развития местного самоуправления. Если в государствах, сложившихся из более мелких единиц (США, Норвегия, Швейцария), оно строилось снизу вверх, причем государства лишь признавали то, что было создано самой жизнью, то в большинстве стран, и в том числе в России, самоуправление предоставляется отдельным местностям и единицам сверху вниз.

Самоуправленческие начала в нашей стране зарождаются в традиционных рамках государства и составляют лишь отдельные моменты его существования. Существуют, однако, определенные признаки, присущие местному самоуправлению и отличающие его от центральной правительственной власти.

Процесс исследования любого социального явления прежде всего предполагает необходимость уточнения сущности понятий, используемых при описании данного явления. Особую важность приобретает однозначность толкования терминов и в юридических науках.

Несмотря на достаточно давнюю историю применения, термин "самоуправление" относится к числу дефиниций, не имеющих вполне точного и единого толкования.

В общенаучном понимании самоуправление есть способность какой-либо системы поддерживать или улучшать свои параметры с использованием собственных сил и возможностей и без сколько-нибудь значительных внешних воздействий <5>.

<5> См.: Кононов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов: СВШ МВД РФ, 1997. С. 8.

Категория "самоуправление" наиболее часто используется не только в праве и социологии, но и в кибернетике, где система считается самоуправляющейся, если она обладает относительной обособленностью от среды и ее поведение не полностью детерминировано извне. В этом смысле самоуправление практически тождественно понятиям "самоорганизация" и "саморегулирование". С социологической точки зрения самоуправление выступает как участие всех членов социальной организации в обсуждении, принятии и реализации общих решений <6>.

<6> См.: Пригожий Л.И. Социология организации. М., 1980. С. 62.

Сама идея местного самоуправления получила соответствующее терминологическое обозначение не так давно - на рубеже XVIII - XIX столетий. Германские ученые Г. Штимпфл и Х. Шоллер датируют "рождение" понятия "местное самоуправление" событиями Великой французской революции, что отражает, по их мнению, факт самостоятельности общины по отношению к государству <7>. При обращении к теме возникновения местного самоуправления, его терминологической идентификации непременно возникает необходимость установления соотношения между самоуправлением местным и самоуправлением вообще. Что касается временного аспекта появления этих понятий, то местное самоуправление стало предвестником категории "самоуправление" <8>. Устойчивость данной позиции подтверждается в разных научных исследованиях. Например, в работе "Местное самоуправление" Г. Штимпфл и Х. Шоллер прямо отмечают, что понятие "самоуправление" впервые стало употребляться в связи с местным самоуправлением. Такой же точки зрения придерживаются авторы монографии "Институты самоуправления: Историко-правовое исследование". При анализе германского местного самоуправления XIX в. они указывают, что понятие "самоуправление" формируется в правовой науке в 1850-е годы, а до того и законодательство, и административная наука Германии вели речь только о местном и территориальном управлении <9>.

<7> См.: Штимпфл Г., Шоллер Х. Местное самоуправление. М., 1995. С. 17.
<8> См.: Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2002. С. 63 - 64.
<9> См.: Институты самоуправления: Историко-правовое исследование / В.Г. Графский, Н.И. Ефремова, В.И. Карпец и др. М.: Наука, 1995. С. 224.

Между тем несколько иная точка зрения встречается в исследовании Л. Велихова. Объясняя значение термина "самоуправление", он отмечает, что наиболее полно и широко его толковали в Англии еще в XVIII столетии, откуда данное понятие было заимствовано в 50-е годы XIX в. Германией и в 60-е годы Россией <10>.

<10> См.: Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.; Л., 1928. С. 235.

Словосочетания "муниципальная власть" и "муниципальное управление" вошли в современный юридический оборот сравнительно недавно. Термин "муниципальный" происходит от латинского слова "municipium" (муниципий, муниципия), что означает город с правом самоуправления в древнеримском государстве. Исходное значение латинского слова "municipium" в русском переводе звучит как "берущий на себя бремя" ("munis" - тяжесть, бремя; "cihio" - беру, принимаю) <11>.

<11> См.: Лапин В.А. Природа муниципальной власти и местного самоуправления в России // Личность. Культура. Общество. 2001. N 1. С. 4.

Определения понятий "муниципальная власть" и "муниципальное управление" в современной литературе отсутствуют. В современном общественном сознании они ассоциируются с определенным правовым институтом - институтом местного самоуправления.

Идейной предпосылкой местного самоуправления является учение о естественном праве, которое со времен Античности является важным философско-идеологическим течением. Прошедшее эволюцию от наивных представлений до разветвленной системы научно обоснованных взглядов и правовых принципов, естественное право, без сомнения, оказало существенное воздействие на идею местного самоуправления. Суть теории естественного права выражается в представлениях о справедливости, которые заключены в общечеловеческих принципах равенства <12>.

<12> См.: Ромашов Р.А. Конституционное государство (история, современность, перспективы). Красноярск, 1997. С. 24 - 27.

В популярном дореволюционном энциклопедическом словаре самоуправление обозначается как "управление каким-либо кругом дел самими заинтересованными гражданами (непосредственно или через посредство избранных ими органов), без вмешательства посторонней власти". Предполагается, что в этом смысле самоуправление имеет место везде, где правительство или иное руководство избирается и вполне зависит от своих избирателей <13>.

<13> См.: Самоуправление // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. СПб., 1900. Т. 24. С. 239.

Согласно Словарю В.И. Даля "самостоятельный" означает "стоящий или сущий сам по себе, независимо от других, от чего-то другого". А под автономией в русском языке понимают "право самоуправления, самостоятельность народа, земли или независимость" <14>. Вместе с тем использование понятия независимости в отношении местного самоуправления, на наш взгляд, не совсем уместно. В абсолютном понимании вообще невозможно говорить о независимости местного самоуправления, ибо оно выступает неотъемлемым элементом системы организации публичной власти в государстве. Составные части единого механизма не могут действовать независимо друг от друга. Необходима определенная степень взаимодействия, которая порождает взаимозависимость. В таком понимании подобная внутренняя взаимозависимость выступает объективной закономерностью, иначе само единство такой власти может быть поставлено под серьезные сомнения.

<14> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1996. Т. 4. С. 135.

Попытка использования изначально социального понятия "самоуправление" для объяснения явлений, имеющих иную природу, например правовую, приводит к определенным смысловым расхождениям и терминологической путанице.

Местное самоуправление как составная часть единой публичной власти является децентрализованным и организационно обособленным институтом государственного механизма, выступающим в качестве административной организации по обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с государственными социальными стандартами и общим политическим курсом органов государственной власти, одновременно является институтом самоуправления и самоорганизации населения для самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения <15>.

<15> См.: Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право. 1999. N 9. С. 13.

Несколько в ином аспекте соотношение этих институтов представлено Е.С. Шугриной. Местное самоуправление представляет собой один из элементов организации публичной власти, специфика которого заключается в его двойственной политической природе. В институциональном аспекте органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, наделенный правом использовать "средства законодательно институированного насилия" <16>.

<16> Шугрина Е.С. Муниципальное право. Новосибирск, 1995. С. 19.

На местном уровне функционируют различные институты управления: элементы механизма государства и органы местного самоуправления как важнейшие элементы гражданского общества. Научные категории "местное управление" и "местное самоуправление" не только устойчиво вошли в научный оборот, но и активно употребляются в повседневной жизни, при этом в разных смысловых значениях.

Теоретически термины "местное самоуправление" и "местное управление" могут выступать как синонимы, поскольку первое является составной частью второго, олицетворяющей его суть. В то же время термин "местное самоуправление" имеет свою особую смысловую нагрузку, отражая прежде всего функциональный аспект демократического управления на местах, автономию местных коллективов в рамках более широкого целого, их способность самостоятельно решать местные проблемы <17>.

<17> См.: Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998. С. 24.

"Местное самоуправление" с терминологической точки зрения носит во многом прикладной идеолого-теоретический характер, ибо, таким образом, подчеркивается совпадение объекта и субъекта управления территориальной единицы, возможность местного сообщества (т.е. жителей соответствующей общины) самостоятельно решать вопросы локального, хозяйственного характера без вмешательства со стороны центральных властей.

Таким образом, местное самоуправление может содержать как черты, присущие государству, так и черты, присущие обществу. Следовательно, управление местным сообществом, или, более точно, "местное самоуправление", носит общественно-государственный характер. Между тем система местного самоуправления находится в прямой зависимости от политического режима. Соответственно "местное самоуправление" может материализоваться либо в виде сочетания этих двух ипостасей ("государственной" и "общественной"), либо в виде одного, крайнего варианта - только в виде государственного института.