Мудрый Юрист

Социально-правовой и теоретический аспекты защиты прав человека в правовом государстве *

<*> Goncharova S.G. Socially-legal and theoretical aspects of protection of human rights in the lawful state.

Гончарова Светлана Германовна, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат юридических наук (г. Екатеринбург).

В статье анализируются социальная сущность и юридические механизмы, которые обеспечивают реализацию одного из принципов правового государства - принципа "правовая защита человека".

Ключевые слова: правовая защита, права человека, обязанности государства.

Social essence and legal mechanisms which provide realization of principle of the legal state - legal defense of man is analyzed in the article.

Key words: legal defense, human rights, duties of the state.

Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 1 Конституции является правовым государством. Теоретическая концепция правовой государственности не имеет единого общепризнанного стандарта, позволяющего охарактеризовать ее с различных мировоззренческих, правовых, политических и иных позиций. Идея правового государства постоянно наполняется новым содержанием, абстрагируемым из аспектов социальной действительности, правовой теории и практики. Исследование формирования правового государства основывается на сложной динамичной системе "государство - право - человек", изучение которой предполагает учет целого комплекса ее внутренних и внешних условий. Таких, например, как выявление позитивных и негативных тенденций в общественных отношениях; установление практических критериев преломления социальных и правовых процессов; политические, нравственные, религиозные и экономические нормативы.

Основополагающими началами, позволяющими определить сущность правового государства, являются принципы его функционирования и развития. Нормативно-руководящие позиции, характеризующие идею правовой государственности, отличаются многоаспектностью возникновения и существования. С одной стороны, их структуру составляют правовые принципы, берущие свое начало из норм права (принципов права). Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод, закрепление данного суждения в юридическую форму (ст. 2 Конституции РФ) являются одним из принципов права, характеризующих Российскую Федерацию в качестве правового государства. С другой стороны, они являются действительной стороной социального пространства, суммарное выражение которого складывается через комплекс необходимых условий и средств нормальной жизнедеятельности человека, взаимоотношений между людьми. К ним относятся экономическая, духовная, политическая и иные системы гражданского общества, его социальные нормативы. Выделенные в аспекте становления и развития правового государства два главных признака имеют единую общую грань - право.

Право в целом ориентировано на подлинно гуманитарные приоритеты, цель которых - реализация статуса человека и гражданина, обеспечение его интересов. Правовое государство существует в соответствии с правами человека, которые обеспечиваются институтами государства по отношению к каждой личности во взаимосвязи с принципами управления государством, федеративным устройством и качественно характеризуют результаты политических процессов, экономических и культурных преобразований.

Поэтому правовая защита человека является одним из принципов правового государства. Ее необходимо рассматривать как комплексное правовое явление, включающее в себя систему прав человека, практическая реализация и защита которых обеспечиваются государственными механизмами и процедурами с использованием правовых средств.

Определение "правовая защита человека" в контексте принципа правового государства с учетом состояний оценки социального прогресса и развития совмещает в себе два аспекта, характеризующиеся социальной и правовой согласованностью. С одной стороны, это явление, проявляющееся в динамичном сочетании множества процессов становления, изменения и развития государственных, правовых институтов и систем путем их признания, обеспечения, защиты при помощи нормативных (правовых) регуляторов. С другой стороны, правовая защита представляет собой качественно определенное явление, раскрывающее признаки правовой государственности на конкретной стадии осуществления государственно-правовых процессов.

Здесь необходимо указать на понятие "правовая защищенность" человека. Оно позволяет объединить на определенном этапе ценные позитивные выводы развития социально-правовых систем, выявить проблемы обеспечения интересов личности и сформировать из результатов измерений цели, направленные на совершенствование различных сторон жизни гражданского общества. При этом эффективным рычагом перспективных тенденций развития социальной реальности является механизм правового регулирования общественных отношений. С его помощью достигается желаемый социальный результат, устраняются негативные факторы, препятствующие нормальному функционированию и развитию наиболее благоприятных условий.

Все вышеизложенное позволяет, с одной стороны, обозначить ряд специфических особенностей, присущих комплексному правовому явлению правовой защиты человека, с другой стороны, выявить необходимые элементы юридического содержания данного принципа.

Среди особенностей можно выделить следующие: во-первых, человек в его взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может через определенные опосредующие звенья воздействовать на существование юридических норм, управлять делами государства, спорить с государством в лице любых его органов. Поэтому явление правовой защиты человека тесно переплетается с демократическими положениями и опирается на иные принципы, составляющие основы конституционного строя государства и характеризующие российскую государственность: суверенитет, приоритет общечеловеческих ценностей, идеологическое и политическое многообразие, разделение властей и др.

Во-вторых, принцип правовой защиты человека определяет меру свободы личности в государстве такой, какая она есть в качестве сложившейся реальности и еще развивающейся необходимой действительности, требующей пересмотра некоторых вопросов в сфере прав и свобод человека и гражданина (развитие и совершенствование законодательства, системы образования, создание комплексного механизма обеспечения и защиты прав человека, соответствующего международным стандартам, и др.).

В-третьих, все юридические явления принципа в их взаимосвязи с социальными установками трансформируются в поведенческом взаимодействии людей друг с другом, с государством, которое обязано признать в нормативно-правовых актах формальные правила поведения личности, обеспечить их реализацию и защиту.

Правовая защита человека, выступающая в качестве императивного требования взаимосвязи личности, права, государства, в границах целостной правовой действительности находит свое основное выражение в формально-определенном необходимом правиле поведения. В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, которая непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции РФ положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве.

Юридическая обязанность государства характеризует определенные внешние взаимопереплетения прав человека и гражданина с реальными жизненными отношениями, связь между личностью и юридическим инструментарием, что дает возможность говорить о ней как о системообразующем факторе конструирования юридического содержания явления правовой защиты человека. Это, в свою очередь, открывает путь к рассмотрению ее как синтезирующего, системного начала в обеспечении интересов человека.

Общая структура юридической обязанности государства, закрепленной в норме конституционного права, включает в себя три главных аспекта - признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Неодинаковые элементы органичного целого связываются между собой отношениями координации и субординации, существуя и развиваясь в рамках должной, установленной правом и обеспечиваемой государством правовой необходимости. Однако каждый аспект обязанности имеет неодинаковое содержание и в соответствии с этим различную степень юридической определенности, которая способствует выявлению качественно значимых особенностей ее состава.

Юридические обязанности могут быть: обязанностями активного поведения, обязанностями пассивного поведения и обязанностями претерпевания мер государственно-принудительного воздействия, функционирующими соответственно в рамках правоотношений активного, пассивного и охранительного типов. В правоотношениях пассивного типа на субъекта возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, что создает необходимые условия совершать дозволенные положительные действия управомоченным. В правоотношениях активного типа совершение положительных действий обязанного приводит к удовлетворению интересов управомоченного. Охранительные правоотношения выражают непосредственный юридический эффект, который способствует интересам общества и государства <1>. С.С. Алексеев, исследуя общее понятие юридической обязанности, придавая ей необходимое свойство - обеспечивать поведение в правоотношении мерами государственно-принудительного воздействия и качество юридического инструментария механизма правового регулирования, связанного с государственным принуждением, с юридическими санкциями, проявляющими себя и в составе субъективного права, не включает необходимость претерпевания мер государственно-принудительного воздействия, в отличие от необходимости активного поведения и обязанности пассивного поведения, в структуру юридической обязанности, а ограничивается исследованием этого аспекта в рамках охранительных правоотношений. Этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, однако применительно к понятию юридической обязанности, обозначенной С.С. Алексеевым как "долженствование, основанное на требованиях юридических норм" и "начало определенной социальной ответственности" <2>, хотелось бы отметить, что действие обязанности претерпевания мер государственно-принудительного воздействия проявляется не только в охранительных правоотношениях, ее оценка и реализация имеют принципиальные особенности как для собственно государственной организации и деятельности, так и для социальных возможностей личности, которые детерминированы государством. Мера дозволенного поведения человека подразумевает рамки этого поведения, в которых человек сам несет ответственность за свои решения и действия. Отступления от предписаний закона, привлечение к ответственности виновных в их совершении поддерживают законность и правопорядок в обществе и государстве.

<1> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 127 - 128.
<2> Там же. С. 126, 128.

С учетом изложенного отметим, что в структуру рассматриваемой обязанности государства входят все три необходимости - активного, пассивного и охранительного поведения. Такая конструкция, во-первых, предполагает осуществление и защиту предоставляемых прав, реализацию правовых предписаний юридическими средствами. Во-вторых, в социальной сфере она отражает явления, находящиеся вне правовой плоскости, с позиций права. В этом заключается ее предметная определенность в процессах социального и правового регулирования, воздействия на общественные отношения. Таким образом, модель поведения, проявляя себя, с одной стороны, в границах действия одной нормы, с другой стороны, в наличии единого социально-правового содержания, отвечающего критерию правовой защиты человека, не ставит под сомнение включение в единый механизм ее действия юридического эффекта правоотношений охранительного характера.

В рамках активных правоотношений фактическая возможность личности удовлетворить свой интерес определяет меру, рамки, объем правовых норм, субъективных прав и выступает вспомогательным средством на стадии реализации юридической обязанности нормативного закрепления (признания) фактических составов, процедурно-процессуальных форм их функционирования. Конституция, устанавливая меру юридически признанной свободы, определяет рамки государственного вторжения в деятельность человека, таким образом, закрепляя их в границы обязанности по соблюдению прав человека и гражданина. Свобода индивида удовлетворяется посредством собственных действий, реализации субъективных прав. Государственная власть ограничивается соответствующими пределами, рамками невмешательства в различные сферы общественной жизни. Поэтому в возникающих правоотношениях пассивного типа юридическая обязанность государства соблюдать права и свободы человека и гражданина выполняет вспомогательную функцию.

Обязанность претерпевать меры государственно-принудительного воздействия, по существу, выступает подчиненным понятием такой предельно широкой конструкции, как обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина, которая охватывает собой различные юридические средства и явления, составляющие ее правовую реальность. Защита прав и свобод человека отражает соответствующие отношения между индивидом и государством. В таком составе отсутствует критерий вспомогательной функции какого-либо элемента, поскольку его непосредственной целью является точное исполнение правовых предписаний и требований как государством, так и личностью. Характер такой юридической формулировки определяется динамичной системой должного и возможного поведения государства и личности. Речь идет о соответствующих возможностях человека, формах и способах их осуществления, компетенции определенных государственных органов и их должностных лиц, направленных на правомерную реализацию и защиту прав личности.

Гарантированность государственной защиты прав человека и гражданина напрямую зависит от обязанностей государства признавать и соблюдать эти права. Чтобы обеспечить государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция предусматривает систему юридических способов и форм ее осуществления, неразрывно связанных с определенными экономическими, политическими, социальными, идеологическими условиями.

Так или иначе, правовые нормы сами по себе не обеспечивают охрану (защиту) прав человека и гражданина, так как не имеют под собой процедурной процессуально-правовой основы. Государство обязано создавать соответствующие функциональные структуры: судебные, административные и другие, наделяя их соответствующими полномочиями в сфере защиты (охраны) прав личности.

Таким образом, государственная защита осуществляется компетентными органами, должностными лицами и государственными служащими и включает в себя не только защиту субъективных прав от нарушений и преступных посягательств, но и охрану материальных, политических и иных условий их обеспечения. Так, ст. 7 Конституции РФ определяет государственные гарантии социальной защиты населения, связанной с обеспечением соответствующих возможностей (социальных прав человека и гражданина) в социальной структуре общества, необходимых для достойной жизни и свободного физического, умственного, нравственного совершенствования личности.

П.П. Глущенко и В.Я. Кикоть в своем исследовании речь ведут о социально-правовой защите, подчеркивая ее нормативно-правовой характер, "ибо социальная помощь немыслима без ее узаконения, уложения в определенные рамки закона, в то время как правовая помощь всегда направлена на достижение, решение социальных целей и задач" <3>. Следует, однако, отметить, что природа и назначение законодательно установленных положений социальной защиты уже изначально определяются самой сущностью права как нормативной системы. Поэтому при такой постановке вопроса имеет смысл говорить не о социально-правовой защите, а генетически определить правовой характер института социальной защиты, в котором основные элементы содержания, выделенного авторами правового явления, будут отражать гарантии социального обслуживания для всех членов общества.

<3> Глущенко П.П., Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации. М., 2002. С. 18.

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина взаимосвязана и взаимозависима с деятельностью властных структур и возможна в практическом воплощении идей правового и социального государства, развивающих и дополняющих друг друга.

Так, по мнению Е.А. Лукашевой, система юридических процедур, в рамках которых должна осуществляться охрана прав граждан, представляет собой, в частности: судебную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ); право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53 Конституции РФ) <4>.

<4> Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1994. С. 6 - 7.

Механизм практического осуществления любых юридических процедур, связанных с защитой (охраной) прав личности, невозможен без притязаний индивида к государству. Иными словами, основанные на нормах объективного права и действующие правовые способы и механизмы в то же время являются конкретными юридическими возможностями человека. Они служат средством правовой защиты его интересов.

Конституция Российской Федерации устанавливает пределы и характер государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которая реально обеспечивает социальные возможности определенного поведения личности, направленные на защиту своих прав и свобод. Закрепленные в Конституции нормативные возможности являются конституционными правами личности. Правовые предписания, содержащиеся в отраслевом законодательстве, имеют производное значение либо конкретизируют конституционные. Следует отметить, что только скоординированная система правовых механизмов и процедур дает возможность личности оптимально осуществить защиту своих прав и свобод. Исключить систему или ограничить ее действие путем выделения за пределы такой системы возможностей человека в качестве самостоятельных обособленных явлений или правомочий иных субъективных прав - значит обречь на неудачу эффективность действия защиты, предполагающей учет и взаимодополняемость составляющих ее элементов. Таким образом, социальные возможности человека по защите своих прав определяют содержание сложного субъективного конституционного права человека и гражданина на правовую защиту, составляя ряд его правомочий.

Норма об обязанности государства защищать права человека в силу прямого действия Конституции является непосредственно действующей. Если та или иная норма не будет содержать в аппарате реализации необходимых опосредующих звеньев, она не сможет выполнить свое функциональное назначение. Иначе говоря, непосредственное претворение в жизнь конституционной нормы - об обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина - требует самостоятельных правовых образований. Таким сложным по строению и объемным по содержанию правовым явлением и является конституционное право человека и гражданина на правовую защиту своих прав, реализуемое путем создания соответствующих юридических механизмов, необходимых для правомерного осуществления и защиты иных субъективных прав.

С учетом вышеизложенного можно выделить три уровня, отражающие различные аспекты права человека и гражданина на правовую защиту: нормативно-регулятивный, организационно-содержательный и социально-коммуникационный.

Нормативно-регулятивному уровню присущи следующие характеристики права на правовую защиту: во-первых, определение его как вида и меры поведения личности, установленных нормативно и гарантированных государством. В законодательстве, с одной стороны, закреплен тот круг дозволенных действий, который человек вправе предпринять для защиты своих материальных и культурных потребностей, с другой стороны, определены структуры, процедуры, иные условия и средства, которые обеспечивают реализацию права на правовую защиту. Во-вторых, право проявляет свои возможности через весь присущий ему механизм действия, а его результат находит свое отражение как в правовой действительности (акты применения права), так и в социальной сфере (получение материальных благ, удовлетворение культурных потребностей). В-третьих, право воздействует (гарантия) и непосредственно регулирует качественные стороны правовой деятельности личности - осуществление и защиту прав и свобод - ее поведение.

Организационно-содержательный уровень, во-первых, характеризует юридическое содержание права на правовую защиту. Его состав образуют определенные правовые возможности личности и их цель - оптимальная и действенная защита прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, определяет критерии правовых связей между элементами содержания права и их механизмами действия, в частности ими могут выступать принципы права и правового государства, особенности отдельных видов государственно-правовых норм и др.

Социально-коммуникационный уровень позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, право - явление, определяемое идеей правовой государственности, принципом правовой защиты человека и нормативной конструкцией обязанности защищать права и свободы человека и гражданина, с другой стороны, значение права проявляется в упорядочивании социальной жизни общества и государства.