Мудрый Юрист

УК РФ об учете прав на ценные бумаги

Георгий Смирнов, кандидат юридических наук, старший референт Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей, криминализировавшей действия, направленные на различные формы фальсификации (искажения фактического содержания) системы учета прав на ценные бумаги <1>. Рассмотрим подробнее.

<1> Федеральный закон от 01.07.2010 N 147-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

Объект преступления

Введенная ст. 170.1 УК РФ предусматривает два самостоятельных преступления. Первое преступление предусмотрено ч. 1 ст. 170.1 УК РФ. Оно совершается в форме представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные. Состав данного преступления формальный. Для признания деяния оконченным преступлением достаточно совершения действий, создающих угрозу причинения вреда охраняемому объекту. Наступление общественно опасного последствия в виде искажения данных реестра не требуется.

Состав второго преступления (основной состав предусмотрен ч. 2, а квалифицированный - ч. 3 ст. 170.1 УК РФ) сконструирован как материальный и предполагает необходимость наступления указанного общественно опасного последствия для вменения лицу в вину оконченного преступления. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 185.2 УК РФ, имеет конструкцию, аналогичную составу преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1 УК РФ, то есть является материальным.

Объект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, - установленный порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, а также в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета.

Объект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1, уже. Им является установленный порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета.

Непосредственный объект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 185.2 УК РФ, еще уже. Данная норма охраняет только порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг. Дополнительным объектом данного преступления является установленный порядок хранения документов, на основании которых была внесена запись в реестр владельцев ценных бумаг.

Требования, направленные на обеспечение достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг, а также в базу данных депозитарного учета, устанавливаются:

  1. Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <2>;
<2> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
  1. Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27 <3>;
<3> Вестник ФКЦБ России. 1997. N 7.
  1. Положением о депозитарной деятельности в РФ, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.10.1997 N 36 <4>;
<4> Вестник ФКЦБ России. 1997. N 8.
  1. внутренними актами организации - держателя реестра (эмитента либо профессионального участника рынка ценных бумаг) или депозитария. К ним в первую очередь относятся:

К основным нормативно-правовым актам, устанавливающим требования, обеспечивающие достоверность данных, вносимых в ЕГРЮЛ, относят следующие:

<5> Российская газета. 2001. N 153 - 154.<6> Российская газета. 2002. N 113.<7> СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.

Сравнительный анализ понятий

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, выражается в действии по предоставлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные.

Закон предусматривает уведомительный порядок государственной регистрации юридических и физических лиц, а также операций по ценным бумагам.

Это означает, что представитель налогового органа, регистратора или депозитария в случае полноты представленных документов и содержащихся в них сведений, а также достаточности оснований для проведения необходимой операции обязан провести ее и не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов.

При этом орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и организации, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, не наделены правомочиями по проведению проверки подлинности представляемых им документов, а также достоверности содержащихся в них сведений.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1 УК РФ, образует действие по внесению в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений. Обязательным элементом объективной стороны состава преступления также является его способ. Уголовный закон предусматривает, что внесение заведомо недостоверных сведений в указанные информационные ресурсы должно совершаться путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг или к системе депозитарного учета.

С учетом того что способ преступного посягательства должен быть сопряжен с неправомерным доступом к информационной системе реестродержателя или депозитария, делаем вывод, что преступление может быть совершено только специальным субъектом, к которому относятся лица, не обладающие правом доступа к реестру владельцев ценных бумаг или базе данных депозитарного учета.

Характеризуя в целом законодательство о рынке ценных бумаг в части регламентации учета прав на ценные бумаги, следует отметить, что оно далеко от совершенства, что, в свою очередь, может привести к сложностям при квалификации посягающих на этот объект деяний.

Несмотря на то что информация реестра зафиксирована на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, сам реестр не сводится к этим документам. В российском законодательстве о рынке ценных бумаг реализован подход, согласно которому реестр владельцев ценных бумаг рассматривается не как некий предмет материального мира - документ или иной носитель информации, а как сами сведения об объекте учета, в отличие, например, от ЕГРЮЛ, ЕГРИП или Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые включают в себя как информацию (данные реестра), так и документы, обосновывающие эти данные.

Таким образом, при квалификации содеянного по ч. 2 ст. 170.1 УК РФ, а также ч. 3 ст. 185.2 УК РФ лицу вменяются в вину действия, образующие по своей сути не подлог какого-либо документа, а внесение заведомо недостоверных сведений в информационную систему, которая зафиксирована на определенном носителе <8>.

<8> В связи с этим представляется сомнительной имевшая место ранее квалификация этих действий по ст. 327 УК РФ.

В законодательстве о рынке ценных бумаг отсутствует единообразие в использовании термина "реестр владельцев ценных бумаг", в определении информационной структуры и содержания самого этого реестра, а также его места в системе учета прав на ценные бумаги.

В пункте 1 ст. 8 Закона N 39-ФЗ понятие "реестр владельцев ценных бумаг" определяется как часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Сама же система ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается как совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Таким образом, Закон N 39-ФЗ проводит различие между уровнями информационной системы учета прав владельцев ценных бумаг - сам реестр владельцев ценных бумаг рассматривается как подсистема единой системы ведения этого реестра.

В Положении N 27 вообще не используется понятие "система ведения реестра владельцев ценных бумаг" и не проводится разграничение уровней информационной системы учета прав владельцев ценных бумаг. В пункте 2 данного Положения под реестром владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам. Сравнительный анализ указанных понятий позволяет сделать вывод о том, что по своему содержанию определение понятия "реестр владельцев ценных бумаг" в Положении N 27 несколько отличается от определения данного понятия в Законе N 39-ФЗ и близко к содержащемуся в указанном Законе понятию "система ведения реестра владельцев ценных бумаг".

Правомерный и неправомерный доступ к реестру

Следует отметить, что в законодательстве о рынке ценных бумаг и других законах понятие "реестр владельцев ценных бумаг" используется как в широком смысле, при котором оно тождественно понятию "система ведения реестра", определенному в Законе N 39-ФЗ, так и в узком смысле, предполагающем его отождествление со списком, составленным на определенную дату. При конкретизации смысла данного понятия используются соответственно глаголы "вести" реестр или "составлять" (реестр).

Однако аналогия права или аналогия закона при применении уголовного законодательства запрещены (ч. 2 ст. 3 УК РФ). С учетом этого можно сделать вывод, что сфера применения ст. 170.1 и ч. 3 ст. 185.2 УК РФ ограничивается ситуациями внесения недостоверных сведений в реестр владельцев ценных бумаг при его составлении на определенную дату, когда это действие предусмотрено законом или подзаконными нормативно-правовыми актами.

Этот вывод не относится к ведению реестра акционеров, а также реестров владельцев ценных бумаг, не являющихся эмиссионными, в том числе инвестиционных паев, паевых инвестиционных фондов, ипотечных сертификатов участия и т.д.

При квалификации действий по фальсификации реестра акционеров необходимо иметь в виду, что с учетом специального регулирования реестр акционеров представляет собой не список акционеров и информацию о принадлежащих им ценных бумагах, составленный на определенную дату, а именно совокупность данных безотносительно какой-либо даты.

Кроме того, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" расширяет перечень информации, которая должна находиться в реестре акционеров по сравнению с общим перечнем информации, включаемой в реестр владельцев ценных бумаг. Так, в реестре акционеров общества помимо сведений о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, указываются также иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ст. 44 Закона N 208-ФЗ). В отличие от реестра владельцев ценных бумаг, в реестр акционеров включаются данные обо всех зарегистрированных лицах. Кроме того, этот перечень является открытым.

Таким образом, в реестр акционеров помимо предусмотренных п. 1 ст. 44 Закона N 208-ФЗ входят сведения, указанные в Положении N 27 (п. п. 3.1, 3.2 Положения N 27). Значит, преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 170.1 или ч. 3 ст. 185.2 УК РФ, образует действия, повлекшие искажение действительных данных не только о зарегистрированных в реестре акционеров лицах и записанных на их счетах акциях, но и данных по любому из указанных выше параметров учета.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 185.2 УК РФ, включает в себя следующие альтернативные действия:

<9> Следует отметить, что в действующей редакции данная норма не защищает от фальсификации систему депозитарного учета. Этот недостаток, упущенный участниками группы в ходе доработки данной нормы, как представляется, подлежит устранению в процессе дальнейшего совершенствования законодательства о противодействии преступлениям в сфере учета прав на ценные бумаги.

Несмотря на то что в рассматриваемой норме непосредственно не предусмотрены признаки, сужающие субъектный состав данного преступления, они объективно следуют из анализа названия ст. 185.2 УК РФ ("Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги"), а также общего предмета правового регулирования данной статьи. Так как порядок учета прав на ценные бумаги может быть нарушен только лицом, управомоченным осуществлять конкретные юридически значимые действия, последовательность и процедура совершения которых и образует указанный порядок, субъектом всех преступлений, предусмотренных данной статьей УК РФ, может быть только лицо, обладающее правомочиями на совершение таких действий.

Таким образом, в отличие от преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1 УК РФ, которое предполагает искажение данных реестра владельцев ценных бумаг путем неправомерного доступа к нему, преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 185.2 УК РФ, может совершаться только путем правомерного доступа виновного к реестру.