Мудрый Юрист

Преступления, посягающие на государственные финансы и финансовый контроль *

<*> Karpovich O.G. Crimes encroaching the state finances and financial control.

Карпович О.Г., доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются преступления, посягающие на государственные финансы и финансовый контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Анализируются актуальные проблемы данного вида уголовных преступлений.

Общественная опасность уклонения от уплаты таможенных платежей заключается в том, что это преступление подрывает экономическую безопасность РФ, ослабляет связь национальной экономики с мировым хозяйством, нарушает права граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов в области таможенного дела.

Ключевые слова: таможенные платежи, внешнеэкономическая деятельность, таможенный тариф.

The article considers the crimes encroaching the state finances and financial control in the sphere of external economic activity and customs control; analyses topical problems of the said type of criminal offences.

The public danger of evasion of payment of customs duties is in the fact that this crime undermines economic security of the RF, weakens the connection of national economy with the world economy, violates the rights of citizens, economic subjects and state agencies in the sphere of customs affairs.

Key words: customs payments, external economic activity, customs tariff.

За счет налогов и таможенных платежей формируется до 80% ежегодного федерального бюджета, из которых реально 20 - 40% государственного бюджета составляют таможенные платежи. Очевидно, что без решения вопросов пополнения федерального бюджета за счет таможенных платежей не могут быть надлежащим образом обеспечены социальные программы, направленные на повышение уровня жизни малообеспеченных слоев населения, на восстановление и развитие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, на поддержку науки, предпринимательства, укрепления безопасности и обороноспособности страны.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, являются общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля; дополнительный непосредственный объект - финансовые отношения в сфере формирования государственного бюджета.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, являются обязательные к уплате в установленном таможенном законодательством порядке денежные средства в виде (форме) таможенных платежей.

Согласно ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина (ввозная и вывозная); налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ.

Среди таможенных пошлин выделяют ввозные (импортные) таможенные пошлины и вывозные (экспортные) таможенные пошлины. Таможенные пошлины объединены в Таможенном тарифе Российской Федерации в виде свода.

Таможенный тариф Российской Федерации - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Ставка таможенной пошлины представляет собой определенную величину, которая служит основой для расчета размера таможенной пошлины. Ставка таможенной пошлины устанавливается на каждую категорию товаров и применяется в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ.

Налоговой базой для исчисления таможенных платежей являются таможенная стоимость товаров и/или их количество (ст. 322 ТК РФ). Таможенная стоимость - это стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом РФ N 5003-1 "О таможенном тарифе" и используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования товарно-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательством РФ.

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Нормы, регулирующие таможенные отношения, содержатся также и в международных договорах и соглашениях. Например, Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно Федеральному закону от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ уклонение от уплаты таможенных платежей должно быть осуществлено в крупном размере, если сумма неуплаченных платежей превышает 3 млн. руб. (по сравнению со старой редакцией сумма увеличена в 6 раз), а в особо крупном размере (ч. 2 ст. 194 УК РФ) - 36 млн. руб. (в старой редакции - 1,5 млн. руб.).

Если уклонение было совершено в меньшей сумме, данное нарушение является административным правонарушением (ст. 16.2 КоАП РФ).

Таким образом, в отношении уклонений от уплаты таможенных платежей прослеживается либерализационная позиция законодателя, выражающаяся в увеличении размера денежных средств, после превышения которого деяние признается преступным.

Объективная сторона преступления выражается в уклонении (бездействии).

Деяние данного преступления заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

В действующем законодательстве РФ не уточняется, что понимается под уклонением от уплаты таможенных платежей, и правоприменитель самостоятельно устанавливает, является ли то или иное деяние уклонением от уплаты таможенных платежей, и использует имеющиеся в уголовном законодательстве сходные понятийные характеристики.

В уголовном праве высказаны мнения о том, что уклонение может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия:

Моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный таможенным законодательством.

Для правильного решения вопроса о моменте окончания преступления, предусмотренного ст. 194 УК, необходимо установить момент возникновения и исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Сроки уплаты таможенных платежей определяются таможенным законодательством. Так, в соответствии со ст. 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ. Соответственно при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ст. 329 ТК РФ. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 329 ТК РФ при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

Таможенные органы в пределах своей компетенции установили правило о том, что обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной при представлении в таможенный орган платежного поручения с отметкой банка или другой кредитной организации об исполнении указанного поручения и выписки банка или кредитной организации об осуществленных операциях по расчетным счетам плательщика.

В соответствии со ст. 332 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента:

Уклонение от уплаты таможенных платежей относится к длящимся преступлениям, которое можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления.

Субъектом преступления является физическое лицо, на котором лежит обязанность уплатить таможенные платежи, или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с аналогичной обязанностью. Ими могут быть представители соответствующих организаций, с которых подлежат взысканию таможенные платежи, - руководители организации-плательщика, главные (старшие) бухгалтеры; лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-плательщика, включившие в документы, необходимые для таможенных целей, заведомо искаженную информацию, что послужило основанием для необоснованного освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера.

Под лицами, незаконно перемещающими товары через таможенную границу РФ, следует понимать не только перевозчиков товара и иных лиц, которых ТК РФ формально отнес к лицам, перемещающим товары, но и руководителей и членов организованных преступных групп, которые с использованием реквизитов, печатей и уставно-регистрационных документов подставных коммерческих структур (псевдоучастников таможенных правоотношений) или подставных лиц фактически осуществляли в своих интересах незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, сопряженное с полной или частичной неуплатой в федеральный бюджет установленных таможенных платежей.

К последним относятся физические лица, которые, организовывая незаконное перемещение товаров через таможенную границу, действовали посредством введенных ими в заблуждение граждан и организаций, непосредственно осуществляющих такое перемещение товаров.

Причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям посредством использования третьих лиц в уголовно-правовой науке называется посредственным причинением вреда. В этом случае используемые субъектом люди представляют собой как бы орудия исполнения преступной воли виновного. Их использование становится возможным обычно в силу заблуждения, вызванного обманом со стороны субъекта преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого им деяния, желает уклониться от уплаты таможенных платежей.

Цели и мотивы совершения рассматриваемого преступления не указаны в диспозиции ч. 1 ст. 194 УК РФ, следовательно, на уголовно-правовую оценку деяния они не влияют. Однако корыстная мотивация вытекает из природы данного посягательства. Уклоняясь от уплаты таможенных платежей, виновный стремится к избавлению от материальных затрат, что в теории уголовного права признается одним из проявлений корыстной мотивации, так как лицо в результате совершения данного деяния получает либо по крайней мере предполагает получить незаконную имущественную выгоду. Таким образом, в основе механизма формирования умысла на совершение рассматриваемого посягательства лежат корыстные побуждения, обусловливающие поведение субъекта и выступающие движущей силой, побуждающей в личности намерение совершить определенное деяние.

Целью данного преступления является уход от исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Часть 2 ст. 194 УК РФ содержит квалифицирующие признаки:

Рассматриваемое преступление следует отграничивать от контрабанды. Применение лицом хотя бы одного из способов, характеризующих контрабанду, для того чтобы избежать уплаты таможенных платежей, свидетельствует об отсутствии в его действиях состава ст. 194 УК РФ и квалифицируется по ст. 188 УК РФ. Так, признак "перемещение через таможенную границу РФ" является важнейшим для состава контрабанды. Без него контрабанды нет, однако в этом случае обязательно нужно уяснить, как он оценивается применительно к ст. 194 УК. Сложность состоит в том, что неуплата таможенных платежей происходит обычно после перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу, а в тексте статьи УК РФ об этом ничего не сказано. Поэтому контрабанду нередко квалифицируют как действия лиц, которые законно, т.е. с соблюдением соответствующих правил, переместили через таможенную границу предметы, подлежащие таможенному обложению, но затем различными способами уклонились от уплаты таможенных платежей. Судебная практика обоснованно признает такие деяния уклонением от уплаты таможенных платежей, а не контрабандой.

Например, постановлением президиума городского суда были изменены приговор районного суда и определение судебной коллегии по уголовным делам городского суда с п. "а" ч. 3 ст. 188 на ст. 194 УК РФ в связи с тем, что подсудимый выполнил необходимые требования при пересечении таможенной границы, т.е. переместил предметы законно, но не доставил автомашину на внутреннюю таможню региона, где должно было произойти их окончательное оформление и освобождение от таможенного контроля, тем самым уклонившись от уплаты таможенных платежей.