Мудрый Юрист

Организация денежного обращения как функция государства

Крылов Олег Михайлович, доцент кафедры экологического, трудового и финансового права Института права Башкирского государственного университета.

В статье рассматривается содержание организации денежного обращения как функции государства. Делается вывод о том, что организация денежного обращения представляет собой основную функцию государства, обеспечивающую осуществление разнообразных общественных процессов. Выделяются основные направления реализации организации денежного обращения.

Ключевые слова: функция, государство, организация, деньги, компетенция, обращение, деятельность, обеспечение, направление.

Organization of money circulation as a function of a state institution

O.M. Krylov

The article considers the essence of organization of money circulation as a state institution function. It is concluded that organization of money circulation is the basic function of a state institution and it helps to carry out various social processes. The author also describes the main directions of organization money circulation.

Key words: function, state institution, money, competence, circulation, activity, provision, direction.

В экономической науке высказывалась мысль, что деньги не содержат ничего специфического, требующего масштабного государственного регулирования <1>. Указанное утверждение базируется на принципах неоавстрийской школы экономической мысли, одним из постулатов которой является отрицание особой роли государства в экономической жизни и уверенность в том, что во всех его функциях государство может (и должно) быть замещено рынком <2>. В связи с этим уместна постановка вопроса о том, является ли функцией государства организация денежного обращения (денежная функция) и что она представляет по своему содержанию.

<1> См.: Ротбард М. Государство и деньги: как государство завладело денежной системой общества. Челябинск, 2003. С. 57.
<2> См.: Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория. М., 2005. С. 203.

Содержание организации денежного обращения определяется экономической наукой и неразрывно связано с экономической категорией "денежный оборот". Под денежным оборотом принято различать процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной форме. Выпущенные денежные знаки возвращаются в низовые органы центральных банков государства, совершая разовый оборот. Повторение денежных оборотов представляет собой их кругооборот и называется денежным обращением <3>.

<3> См.: Челноков В.А. Эволюция денег, кредита и банков. М., 2008. С. 75 - 76; Деньги. Кредит. Банки / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко; под ред. Е.Ф. Жукова. М., 2008. С. 35.

Некоторыми учеными денежное обращение рассматривается в широком и узком смыслах. Так, Б.И. Соколов, И.Н. Олейникова под денежным обращением в широком смысле понимают опосредование всеми формами денег совокупного спроса и совокупного предложения в процессе реализации товаров и услуг. В узком смысле - это оборот наличных денег <4>.

<4> См.: Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2008. Глава 6; Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки. М., 2008. С. 164.

Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки Н.Г. Лобановой на нарушение его конституционных прав и свобод положениями п. 2 ст. 861 ГК РФ и п. 4 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", отметил, что денежное обращение представляет собой сферу денежного оборота. Перемещение финансовых средств происходит в рамках денежного оборота, который подчиняется закону денежного обращения. Двум сферам денежного оборота - наличному и безналичному денежному обращению - соответствуют две формы перемещения денежных средств - наличные и безналичные расчеты (Определение Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2000 г. N 164-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Г. Лобанова на нарушение его конституционных прав и свобод положениями п. 2 ст. 861 ГК РФ и п. 4 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)").

Исходя из такого понимания денежного обращения его организация представляет собой определение объектов денежного обращения, правил наличного и безналичного денежного оборота, а также круг органов государства, организующих денежное обращение.

Полагаем, что при условии организации денежного обращения без участия государства (т.е. исключительно рынком) она сводится лишь к выбору объектов денежного обращения. В указанном случае правила наличного и безналичного денежного оборота - это правила гражданского оборота. Каких-либо специальных правил денежного оборота просто не существует, так же как не существует и круг органов государства, организующих денежное обращение.

Объектом денежного обращения является то, что выполняет функции денег. Прежде всего это деньги. Автор пришел к выводу, что с правовых позиций деньги в Российской Федерации - объекты, способные одновременно выполнять следующие функции, закрепленные законом: быть мерой стоимости; средством обращения; средством платежа; средством накопления; мировыми деньгами. Деньгами в Российской Федерации является наличная валюта Российской Федерации (далее - валюта РФ).

Вместе с тем не только деньги являются объектом современного денежного оборота. Иное утверждение влечет неоправданное сужение содержания понятия организации денежного обращения. Представляется, что к объектам денежного оборота относятся денежные суррогаты. Автор исходит из того, что применительно к Российской Федерации это объекты, способные одновременно выполнять все или часть функций валюты РФ. Они подразделяются на легитимные и нелегитимные денежные суррогаты.

Денежные суррогаты, выпущенные на территории РФ и способные одновременно выполнять все установленные законом функции валюты РФ, а равно любые объекты, выбранные рынком в качестве денег без согласия государства, являются нелегитимными денежными суррогатами. Денежные суррогаты, способные одновременно выполнять установленные законом часть функций валюты РФ, относятся к легитимным денежным суррогатам.

Отметим также, что для организации денежного обращения без участия государства круг объектов денежного оборота ограничивается только деньгами, поскольку ими являются любые объекты, способные выполнять все или часть функций денег.

Правила наличного и безналичного денежного оборота, устанавливаемые государством, весьма разнообразны. На примере законодательства РФ можно выделить следующие основные группы правил:

Что касается органов государства, осуществляющих организацию денежного обращения, то они подразделяются на органы, осуществляющие правотворчество, либо правоприменение. Правотворчество как форма государственной деятельности направлена на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Соответственно, деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права называется правоприменением, а принятое решение - индивидуальным актом применения норм права или актом применения права <5>.

<5> См.: Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2007. С. 351.

Правотворчество в сфере организации денежного обращения находит свое выражение в принятии нормативных актов органами РФ, поскольку в ведении РФ находится денежная эмиссия (ст. 71 Конституции РФ). Как представляется, таковыми могут быть органы РФ, в компетенцию которых входят правотворческие функции.

К указанным органам РФ относится Федеральное Собрание. В Конституции РФ установлено, что Федеральное Собрание принимает законы по вопросам денежной эмиссии, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ). В качестве примера следует привести: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" и др.

Правотворческая деятельность Президента РФ основывается на его конституционном статусе. В качестве примеров приведем следующие Указы Президента РФ: от 14 июня 1992 г. N 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения", от 21 июня 1992 г. N 636 "О мерах по защите денежной системы РФ", от 26 июля 1993 г. N 1107 "Об обеспечении нормального функционирования денежной системы РФ", от 19 октября 1993 г. N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение", от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и т.д.

Правительство РФ также относится к рассматриваемой группе органов РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве РФ" к полномочиям Правительства РФ относится обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Примерами правотворческой деятельности Правительства РФ являются такие его Постановления, как: от 13 мая 1992 г. N 311 "О неотложных мерах в области налично-денежного обращения", от 9 августа 1994 г. N 906 "О выпуске казначейских обязательств", от 26 сентября 1994 г. N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения", от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и т.д.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов РФ"). Среди его нормативных правовых актов следует выделить: Временный порядок проведения зачета задолженности федерального бюджета по казначейским налоговым освобождениям (утв. Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 23 февраля 1994 г.), Приказ от 27 ноября 2006 г. N 154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств (утв. Минфином РФ 21 октября 1994 г. N 140), Порядок проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 г. (утв. Минфином РФ, Госналогслужбой РФ от 11 апреля 1996 г.) и др.

Банк России также осуществляет правотворческую деятельность. В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения на Банк России возлагается ряд функций (ст. ст. 4, 29, 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)"). Что касается безналичного денежного обращения, то Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. А межбанковские безналичные расчеты Банк России осуществляет через свои учреждения (ст. ст. 80, 82 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)").

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)").

В качестве примера приведем такие нормативные правовые акты Центрального банка РФ, как Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ (утв. Центральным банком РФ 24 апреля 2008 г. N 318-П), указание Центрального банка РФ от 26 декабря 2006 г. N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России", и др.

Другую, более обширную группу органов государственной власти образуют органы РФ, осуществляющие реализацию права в форме его применения. Укажем основных участников этой группы.

Так, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ").

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. Кроме того, Министерство финансов РФ осуществляет функцию по разработке и представлению в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов по вопросам совершенствования законодательства в области организации и регулирования денежного обращения (п. 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов РФ").

К указанной группе органов относятся Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе").

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора"). Указанное обстоятельство определяет место этого органа в составе рассматриваемой группы.

К указанной группе органов относится Федеральная таможенная служба, руководство деятельностью которой в настоящий момент осуществляет Правительство РФ. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции агента валютного контроля (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе").

Реализацию права в форме его применения при организации денежного обращения осуществляет и Центральный банк РФ. Так, эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России (ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)").

Организация денежного обращения в рассматриваемом ракурсе представляет собой функцию, поскольку с этимологической точки зрения функция означает обязанность, круг деятельности чего-нибудь, подлежащая исполнению работа <6>. Если организация денежного обращения является функцией государства, то она должна быть основным направлением деятельности государства, обусловленным его главными задачами, назначением государства в обществе <7>.

<6> См.: Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2005. С. 1142.
<7> См.: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 199.

Автор придерживается позиции, сформулированной М.М. Рассоловым, о том, что функции современного государства - это жизненно важные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные в условиях современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, обусловленные объективно необходимыми его целями и задачами, выражающие его цивилизованную сущность и социальное назначение <8>. Иными словами, функция государства - это нечто принадлежащее именно государству, то, от чего в процессе управления обществом государство не вправе отказаться, не исполнить, не осуществить, та работа, без которой данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может <9>.

<8> См.: Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права. М., 2010. С. 108.
<9> См.: Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008. С. 11.

Справедливо отмечается, что существенными признаками функций государства являются:

<10> См.: Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2006. С. 629.

Исходя из такого понимания функции, рассмотрим основные направления ее реализации на современном этапе.

1. Формирование элемента образа жизни человека

Существование человеческого общества обусловлено системой производственных связей с природой и формированием на этой основе всех элементов образа жизни людей.

Деньги на сегодняшний момент являются неотъемлемым элементом этого образа жизни. Деньгами оплачивались налоги и сборы, выкуп за невесту и заложников, труд наемных рабочих и занятых общественными работами. Деньги раздавались по случаю восшествия на престол, в качестве награды. Деньгами пользовались при "путешествии в загробный мир" и т.д. Таким образом, деньги использовались в качестве инструмента включения людей в общественные отношения, их объединителя при удовлетворении общественных интересов <11>.

<11> См.: Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2008. С. 38.

Государство при помощи многочисленных правовых норм закрепляет за деньгами статус элемента образа жизни человека. Например, в ст. 75 Конституции РФ устанавливается, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. А в ст. 140 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ закреплено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ. И платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. В ст. 45 Налогового кодекса РФ (части первой) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ устанавливается, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Таких примеров множество.

В современном обществе деньги превращаются в главный инструмент улучшения жизни людей и приобретают природу "идола", от которого зависят богатство, престиж, власть и другие приоритеты экономической и социальной сфер человечества <12>.

<12> См.: Челноков В.А. Эволюция денег, кредита и банков. М., 2008. С. 45.

2. Установление средства мотивации трудовой деятельности и обеспечение ее осуществления

В качестве единственного способа улучшения быта людей выступает их трудовая деятельность, главным мотиватором которой становятся деньги, вытесняющие физическое принуждение к труду, характерное для рабовладельческого и феодального способов производства <13>.

<13> См.: Там же.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. При этом в соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Работающему по трудовому договору гарантируется оплачиваемый ежегодный отпуск.

С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда").

В разделе 6 "Оплата и нормирование труда" Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ закрепляются основные составляющие механизма мотивации трудовой деятельности: заработная плата, оклад, тарифная ставка, формы оплаты по труду, особенности оплаты труда отдельных категорий работников и т.д.

В ст. 130 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ устанавливаются основные государственные гарантии по оплате труда работников, такие как величина минимального размера оплаты труда, ограничение оплаты труда в натуральной форме, ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы и т.д.

Вместе с тем в правовой науке отмечается, что в действующем законодательстве РФ отсутствуют действенные меры ответственности за задержку выплаты заработной платы <14>, недостаточно совершенен механизм таких основных гарантий по оплате труда работников, как сроки выплаты заработной платы <15> и обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности <16>. Имеются предложения по дополнению перечня основных государственных гарантий по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и величины минимального размера оплаты труда <17>, а также по совершенствованию института заработной платы <18>.

<14> См.: Петров А.Я. Право работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и его обеспечение // Законодательство и экономика. 2010. N 10.
<15> См.: Петров А.Я. Сроки выплаты заработной платы - основная государственная гарантия прав работников // Законность. 2010. N 10.
<16> См.: Петров А.Я. Проблемы обеспечения работника заработной платой в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности // Законодательство и экономика. 2010. N 7. С. 19.
<17> См.: Лушникова М.В., Поваренков М.Ю. Основные государственные гарантии по обеспечению своевременной выплаты заработной платы // Трудовое право. 2009. N 6; Лушникова М.В., Орлова Е.И. Государственные гарантии величины минимального размера оплаты труда: история, теория, практика // Законодательство и экономика. 2008. N 12.
<18> См.: Петров А.Я. Заработная плата как институт трудового права России и его совершенствование // Законодательство и экономика. 2007. N 9. С. 19.

Безусловно, что решение изложенных проблем должно осуществляться путем совершенствования многих юридических механизмов, однако начинать следует с организации денежного обращения.

3. Обеспечение осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Автор разделяет точку зрения А.А. Пилипенко, который под финансовой деятельностью государства понимает публичную деятельность соответствующих государственных органов по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов и созданию оптимально-побудительных условий для образования, распределения и использования децентрализованных денежных фондов в контексте выполнения государством возложенных на него задач <19>.

<19> См.: Пилипенко А.А. Финансовое право. М., 2007. С. 31.

Основанием для организации образования финансовых ресурсов государства является ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ (части первой) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ). Исполнение обязанности по уплате как налога, так и сбора должно по общему правилу осуществляться в валюте РФ (ст. 45 Налогового кодекса РФ (части первой) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ).

В свою очередь, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ). В силу этого доходами бюджета являются поступающие в бюджет денежные средства, а расходами бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства.

Децентрализованные денежные фонды РФ также образуются, распределяются и расходуются в валюте РФ. Денежные обязательства должны быть выражены в рублях, поскольку рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ (ст. ст. 140, 317 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ).

Допускаются лишь отдельные случаи образования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств РФ в иностранной валюте (в рамках отношений по целевому иностранному кредиту, по внешнему и внутреннему долгу, по источникам финансирования дефицита бюджета, по средствам Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и в некоторых других случаях). Также в случае продажи государственного имущества за пределами территории РФ в качестве средства платежа может использоваться валюта иностранных государств (ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Для децентрализованных денежных фондов РФ действует общее правило о том, что использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (ст. 317 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ).

Что касается иных денежных форм, то в этих формах исключается образование, распределение и использование как централизованных, так и децентрализованных денежных фондов государства.

Правильная организация денежного обращения - необходимое условие успешного выполнения задач и достижения целей финансовой деятельности государства. Этой проблематике посвящено большое количество финансово-правовых работ.

Так, О.Ю. Бакаева отмечает, что право выбора субъекта таможенных правоотношений на уплату таможенных платежей в альтернативной валютной форме противоречит Конституции РФ, Налоговому кодексу РФ (части первой) и Гражданскому кодексу РФ (части первой) <20>.

<20> См.: Бакаева О.Ю. Толкование отдельных положений таможенного законодательства // Таможенное дело. 2008. N 2. С. 19.

Т.Ю. Сащихина обращает внимание на то, что право производить уплату налога наличными денежными средствами организациям не предоставлено и, соответственно, такая уплата не является правомерной <21>. Представляется, что данное обстоятельство в должной мере не увязано с нормой, устанавливающей, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (ст. 860 Гражданского кодекса РФ (части второй) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ).

<21> См.: Сащихина Т.Ю. Отдельные элементы понятия "должное исполнение налоговой обязанности" // Финансовое право. 2007. N 1. С. 15.

М.В. Карасева констатирует, что в финансово-правовом смысле содержание понятия "законное платежное средство" состоит в том, что оно (законное платежное средство) является практически единственным средством исполнения финансово-правового обязательства, за исключением возможности исполнения в ряде случаев налогового обязательства в иностранной валюте <22>.

<22> См.: Карасева М.В. Законное платежное средство: финансово-правовое регулирование // Финансовое право. 2006. N 9. С. 19.

В.С. Чернявский, характеризуя исполнение бюджетов по доходам, указывает, что оно предусматривает уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Однако в ряде случаев уточнение платежей производится не в том финансовом году, когда доходы были зачислены в бюджет, а в другом финансовом году, поскольку действующее законодательство не ограничивает для администраторов доходов срок проведения уточнения платежей по кодам бюджетной классификации РФ <23>.

<23> См.: Чернявский В.С. О пробелах в законодательстве по вопросам формирования и исполнения федерального бюджета // Общество и право. 2009. N 5. С. 24.

Этим не исчерпывается вся проблематика, а указанные примеры лишь подчеркивают, сколь велика зависимость финансовой деятельности государства от правильной организации денежного обращения.

4. Обеспечение осуществления гражданского оборота в обществе

Автором под гражданским оборотом понимается социальное явление, выражающееся в изменении состояния принадлежности - присвоенности одними лицами и отчужденности от других лиц - объектов гражданских прав (правоотношений) <24>.

<24> См.: Белов В.А. Объект субъективного гражданского права, объект гражданского правоотношения и объект гражданского оборота: содержание и соотношение понятий // Объекты гражданского оборота / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2007. С. 42.

Данное социальное явление основывается на единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, а равно на признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Учитывая емкость понятия гражданского оборота в рассматриваемом ракурсе, отметим, что он является необходимой основой для осуществления многих экономических процессов в обществе: организации кругооборота капитала, регулирования воспроизводства пропорций валового внутреннего продукта, организации предпринимательства и т.д.

В свою очередь, деньги, в большинстве случаев опосредуют гражданский оборот. Так, деньги относятся к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ). Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ). Уплата денег представляет собой способ исполнения гражданского обязательства - когда одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (ст. 307 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ).

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (ст. 861 Гражданского кодекса РФ (части второй) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ).

Организация денежного обращения, ввиду посреднической роли денег, обеспечивает осуществление общественного гражданского оборота. Имеются отдельные научно-правовые работы, посвященные исследованию связи между организацией денежного обращения и осуществлением гражданского оборота. Приведем в качестве примеров некоторые выводы из этих работ.

В частности, в проекте концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках отмечается, что существующие нормативные акты Центрального банка РФ о расчетах наличными приравнивают индивидуальных предпринимателей к гражданам, что вступает в противоречие с действующим гражданским законодательством РФ. Также отмечается, что необходимо исключить требования об обязательном открытии банковского счета для проведения безналичных расчетов для юридических лиц, поскольку такое требование идеологически основано на сложившемся в советском праве подходе, который вытекал из особенностей регулирования денежного обращения (строгая централизация, контроль банков за соблюдением расчетной дисциплины) <25>.

<25> См.: Концепция развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках (проект) // Вестник гражданского права. 2009. N 2. § 5.

И.А. Никулина отмечает усиливающуюся тенденцию финансово-правового воздействия на институт расчетных правоотношений <26>.

<26> См.: Никулина И.А. Механизм финансово-правового регулирования расчетных правоотношений // Юрист. 2007. N 10.

Активно обсуждается правовая природа электронных денег, получивших в настоящее время широкое распространение <27>, а также электронных платежных систем <28>.

<27> См.: Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // Юрист. 2007. N 9. С. 19.
<28> См.: Курбатов А.Я. Правовое регулирование электронных платежных систем по законодательству Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

М.В. Карасева указывает, что с точки зрения содержания понятие "законное платежное средство" в финансовом праве принципиально отличается от этого же понятия в гражданском праве, где оно является крайним и принудительным средством исполнения обязательства <29>.

<29> См.: Карасева М.В. Законное платежное средство: финансово-правовое регулирование // Финансовое право. 2006. N 9. С. 12.

Еще более категорично высказывается С.В. Запольский: эквивалентно-возмездные отношения, порождающие гражданский оборот и его правовое регулирование, с усложнением общественных связей и отношений, с превращением государства из "ночного сторожа" в активного участника экономических процессов и в силу иных причин не в состоянии опосредствовать все сферы и области экономической жизни <30>.

<30> См.: Запольский С.В. О природе понятия "финансовая система России" // Финансовое право. 2006. N 8. С. 16.

Как видно, указанная связь привлекает внимание многих исследователей и представляет собой поле для разного рода дискуссий.

5. Обеспечение осуществления социальной деятельности государства

Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Значительный блок нормативных правовых актов регулирует денежные основы осуществления социальной деятельности государства: Федеральный закон от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ", Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров орденов Славы", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и многие другие.

В экономической науке широкое распространение получила точка зрения, выраженная Кейнсом, о том, что для повышения уровня спроса, т.е. платежеспособности населения, обеспечению занятости и иных форм социальной защищенности населения необходим ряд мер со стороны государства по кредитованию, денежному обращению и повышению уровня спроса <31>.

<31> См.: Кейнс Дж. М. Общая теория занятости процента и денег. М., 2011. С. 28.

Совершенно справедливо сравнение, которое приводит И.А. Алебастрова: социальное государство - это вообще не сказочный персонаж, а вполне рациональный механизм, скорее подобный батарее: помогающий зарядиться тем, у кого собственной энергии по каким-то причинам в какое-то время оказалось недостаточно, и согревающий тех, у кого запасов энергии нет <32>. Как представляется, основу этого механизма составляет правильная организация денежного обращения, на основе которой осуществляются процессы социализации современного законодательства <33>.

<32> См.: Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 34.
<33> См.: Золотухина Т.А. Проблемы социализации российского законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 17. С. 30.

В правовой науке взаимосвязи организации денежного обращения и социальной деятельности государства уделяется недостаточно внимания. Тем не менее имеются отдельные научные работы, затрагивающие указанную тематику. Например, М.Ю. Федорова исследует ограничение права на социальное обеспечение в форме уменьшения размера социальных выплат, а равно государственные гарантии при изменении порядка реализации социальных льгот <34>. А.А. Кирилловых отмечает, что замена некоторых видов натуральной помощи денежной компенсацией повлекла технические проблемы в используемой терминологии <35>.

<34> См.: Федорова М.Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обеспечения // Университетский издательский консорциум "Юридическая книга". 2008. С. 12.
<35> См.: Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. N 7. С. 15.

В теории права система функций государства чаще всего рассматривается посредством выделения определенных классификационных критериев. Одним из таких критериев является социальная значимость, на основе которой функции государства подразделяются на основные и производные (неосновные) <36>. К основным функциям государства относятся наиболее важные, приоритетные направления государственной деятельности в определенный исторический период. Производные функции определяются основными, вытекают из них и, по сути, представляют своеобразные подфункции. В отличие от самостоятельных функций подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.

<36> См.: Теория государства и права / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб., 2005. С. 95.

Одной из общепризнанных основных функций государства является его экономическая функция. Ни в теории права, ни в экономической теории нет единой точки зрения на предмет ее содержания <37>. Но тем не менее все авторы едины в одном, что ее содержанием является воздействие государства на экономические процессы в обществе. Бесспорно, что и организация денежного обращения по своей сути напрямую влияет на экономику государства. Вместе с тем воздействие осуществляется не только на экономику, но и, как было показано, на социальные общественные процессы (и не только), выходящие за рамки содержания экономической функции государства. Тем самым следует предположить, что организация денежного обращения представляет собой основную функцию государства, отличную от ее экономической функции.

<37> См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006. С. 65.

Но может ли организация денежного обращения быть функцией иного, чем государство, субъекта? В экономической науке осуществляются исследования, посвященные частным деньгам, их роли и месту. Под частными деньгами, как правило, понимаются частные обязательства эмитента принимать в качестве средства оплаты, разменивать на национальные деньги и (или) золото и (или) товарную корзину, свои новые инструменты, номинированные в национальной или международной валюте или собственной денежной единице или единице учета товара <38>.

<38> См.: Генкин А.С. Частные денежные системы и экономические интересы общества. М., 2005. С. 33.

Идея денационализации денег была сформулирована Ф.А. Хайеком, указавшим на необходимость устранения государственной монополии эмиссии платежных средств. Его видение основывается на концепции максимально либерального рынка, что влечет обеспечение общества такими деньгами, которые передавали бы правильную ценовую информацию о сделках не только текущих, но и фьючерсных. Существующие же ныне денежные системы подвергаются инфляции, т.е. государственной денежной дезинформации. А история денег по большей части есть история инфляций, организуемых правительствами <39>. Соответственно, сторонники введения частных денег приходят к выводу о том, что экономическое равновесие не может быть реализовано, пока деньги являются государственными.

<39> См.: Хайек Ф.А. Частные деньги. Тверь: Институт национальной модели экономики, 1996. С. 59.

Эмиссия частных денег в настоящий момент осуществляется и без согласия государства. Она принимает значительные размеры, когда в экономике происходит глобальная трансформация, а государство не может проводить адекватную ей денежную политику или просто игнорирует происходящие в экономике изменения. Раз и навсегда запретить эмиссию частных обязательств в законодательном порядке практически невозможно. При самом суровом и регламентированном законодательстве всегда найдется лазейка для их эмиссии <40>.

<40> См.: Лущаев Д.Ф. Частные квазиденьги (денежные суррогаты) в современной экономике: Дис. ... канд. эконом. наук. Красноярск, 1999. С. 30.

При таких обстоятельствах государство вынуждено приспособиться к появлению частных денег, и в результате выживают лишь те новые разновидности частных денег, которые более эффективно выполняют денежные функции и более полно удовлетворяют потребности субъектов экономики.

Вместе с тем полагаем, что появление частных денег не меняет роли государства в организации денежного обращения, поскольку их сегмент действия определяется потребностями государства в снижении своих издержек по организации денежного обращения, а также существенно ограничен различными правовыми запретами.

Кроме того, появление частных денег влечет целый ряд рисков, которые государству контролировать затруднительно:

<41> См.: Генкин А.С. Частные деньги: осмысление роли и места в современном мире // Финансы и кредит. 2005. N 29. С. 28.

Перечисленные риски, а также отсутствие нивелирующих их механизмов свидетельствуют о том, что в ближайшей перспективе организация денежного обращения сохранится исключительно как функция государства.

Подводя итоги, отметим, что по своему содержанию организация денежного обращения (денежная функция) РФ представляет собой определение объектов денежного обращения (денег и денежных суррогатов), установление многочисленных и разнообразных правил наличного и безналичного денежного оборота, а также наделение определенного круга субъектов федерального уровня (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ) правотворческими функциями по организации денежного обращения, либо (и) правоприменительными функциями по организации денежного обращения (Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Центральный банк РФ).

С изложенных позиций организация денежного обращения (денежная функция) представляет собой основную функцию РФ, обеспечивающую осуществление разнообразных общественных процессов.

Среди основных направлений ее реализации следует выделить: формирование элемента образа жизни человека, установление средства мотивации трудовой деятельности, а также обеспечение осуществления трудовой деятельности человека, финансовой и социальной деятельности государства и муниципальных образований, гражданского оборота в обществе.

Библиографический список

  1. Белов В.А. Объект субъективного гражданского права, объект гражданского правоотношения и объект гражданского оборота: содержание и соотношение понятий // Объекты гражданского оборота / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2007.
  2. Бакаева О.Ю. Толкование отдельных положений таможенного законодательства // Таможенное дело. 2008. N 2.
  3. Генкин А.С. Частные деньги: осмысление роли и места в современном мире // Финансы и кредит. 2005. N 29.
  4. Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008.
  5. Лущаев Д.Ф. Частные квазиденьги (денежные суррогаты) в современной экономике: Дис. ... канд. эконом. наук. Красноярск, 1999.
  6. Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // Юрист. 2007. N 9.
  7. Петров А.Я. Право работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и его обеспечение // Законодательство и экономика. 2010. N 10.
  8. Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права. М., 2010.
  9. Сащихина Т.Ю. Отдельные элементы понятия "должное исполнение налоговой обязанности" // Финансовое право. 2007. N 1.
  10. Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория. М., 2005.
  11. Челноков В.А. Эволюция денег, кредита и банков. М., 2008.