Мудрый Юрист

Военнослужащий совершил административное правонарушение - что дальше?

Кузурманова И.В., кандидат юридических наук, доцент, сотрудник Центра исследования проблем российского права "Эквитас".

Рассмотрены проблемы реализации прав военнослужащих при исполнении им обязанностей, связанных с общегражданским статусом.

Ключевые слова: военнослужащий, общегражданский статус, административная ответственность.

The soldier committed an administrative offense - what next?

I.V. Kuzurmanova

The problems of the rights of military personnel in the performance of duties related to general civil states.

Kew words: soldier, General Civil status, administrative responsibility.

Наделение военнослужащего специальным статусом при исполнении им служебных обязанностей, как правило, не вызывает стольких проблем при реализации тех или иных его прав, как в случае распространения на него одновременно и обязанностей, связанных с общегражданским статусом. К примеру, такая ситуация возникает при совершении военнослужащим административного правонарушения.

Основные вопросы, возникающие в связи с вышесказанным: каковы основания для привлечения военнослужащего к административной ответственности; в каких случаях его деяние может повлечь только или еще и дисциплинарную ответственность; что считать наказанием дважды за одно и то же противоправное действие; кто и как может привлечь военнослужащего к ответственности. Попробуем найти ответы на них, рассмотрев достаточно типичный пример участия военнослужащего в дорожно-транспортном происшествии в качестве лица, привлекаемого к ответственности.

Итак, военнослужащий совершает деяние, влекущее ответственность по одной из статей гл. 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Статья 2.5 КоАП РФ четко обозначает составы правонарушений, при совершении которых военнослужащие "несут ответственность на общих основаниях". Под этой фразой следует понимать лишь то, что перечень статей и глав, приведенный в указанной норме, не меняя специального статуса военнослужащего в административном процессе, содержит исключительные случаи применения положения об административной ответственности в отношении военнослужащих.

Таким образом, на общих основаниях военнослужащие несут административную ответственность "за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5, 19.7.2, 19.7.4 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов)" <1> КоАП РФ.

<1> Часть 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

Во всех иных случаях, несмотря на наличие в действии или бездействии военнослужащего состава административного правонарушения, он может привлекаться за его совершение только к дисциплинарной ответственности.

Для привлечения к любому виду ответственности необходимо наличие четырех самостоятельных элементов состава правонарушения (преступления, административного правонарушения, дисциплинарного проступка и т.п.) <2>:

<2> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 324 - 325.
  1. Деяние, за которое в соответствии с действующим законодательством предусмотрен конкретный вид наказания (объективная сторона).
  2. Норма права, нарушенная данным деянием (объект).
  3. Лицо, совершившее данное деяние и подпадающее под действие норм о юридической ответственности (субъект).
  4. Субъективное отношение данного лица к совершенному лично им деянию - вина (субъективная сторона).

Отсутствие любого элемента состава правонарушения ведет к признанию отсутствия всего состава правонарушения и невозможности привлечения конкретного лица к ответственности.

В связи с вышесказанным хотелось бы отметить, что при решении вопроса о привлечении военнослужащего одновременно к различным видам ответственности необходимо иметь в виду следующее:

а) привлечение к административной ответственности вполне может сочетаться с привлечением лица одновременно и к гражданско-правовой ответственности;

б) привлечение к административной и уголовной ответственности за одно и то же деяние исключено;

в) привлечение к административной и дисциплинарной ответственности за одно и то же деяние исключено.

Вместе с тем нередки случаи наказания военнослужащего в дисциплинарном порядке из-за применения к нему административной санкции. Речь, естественно, идет не о лишении его "тринадцатой зарплаты" или уменьшении каких-либо надбавок! Примером может являться проведение в отношении военнослужащего разбирательства и привлечение его к дисциплинарной ответственности за нарушение воинской дисциплины при совершении административного правонарушения в области дорожного движения.

Однозначно определить, прав ли командир (начальник), принимая подобное решение, трудно. Так, налицо самостоятельный состав дисциплинарного проступка - с нарушенной нормой Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и явным нарушением воинской дисциплины, которая, собственно, и представляет собой "строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)" <3>.

<3> Статья 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Однако данная норма нарушается тем же действием или бездействием, которое уже квалифицировано как элемент состава административного правонарушения (по гл. 12 КоАП РФ).

С учетом статуса военнослужащего, который для административного права всегда остается специальным, представляется, что привлечение к ответственности за одно деяние возможно или в дисциплинарном производстве, или в производстве по делу об административном правонарушении.

В качестве примера, подтверждающего неизменность статуса военнослужащего в административном процессе, можно привести одно из решений Верховного Суда Российской Федерации. Военнослужащий дважды скрыл свою принадлежность к Вооруженным Силам и потребовал затем отмены постановления о лишении его права управления транспортным средством на основании нарушения требований закона о подведомственности - в связи с рассмотрением дела не военным судом. Однако Верховный Суд посчитал его действия злоупотреблением правом военнослужащего и оставил принятые по делу акты без изменения.

В связи с вышесказанным в случае проведения разбирательства по факту дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении Правил дорожного движения, лицу, привлекаемому к ответственности, необходимо внимательно следить за формулировкой того деяния, которое может стать основанием для его наказания. Если речь идет только о нарушении административно-правовых отношений (например, Правил дорожного движения, охоты и т.п.), привлечение к дисциплинарной ответственности неправомерно.

Следующий немаловажный вопрос состоит в определении процессуального порядка привлечения военнослужащего к ответственности по факту совершения им административного правонарушения.

В случае совершения правонарушения, за которое ответственность наступает на общих основаниях, указанный порядок практически идентичен порядку привлечения к ответственности любого гражданина.

Исключение составляют:

  1. уже упомянутое ранее отнесение дел к компетенции суда (например, лишение права управления транспортным средством относится к компетенции гарнизонного военного суда Российской Федерации);
  2. невозможность применения в отношении военнослужащего таких наказаний, как административный арест, а в отношении лиц, проходящих военную службу по призыву, - еще и административного штрафа;
  3. невозможность применения к военнослужащим - иностранным гражданам административного выдворения;
  4. ограничения по применению к некоторым категориям военнослужащих мер обеспечения производства по делу (например, только при соблюдении определенных условий применяются привод, задержание, личный досмотр и досмотр вещей, личного и используемого транспорта к военному прокурору и следователю <4>, сотруднику ФСБ России <5> и т.д.).
<4> Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
<5> Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".

Более интересен вопрос о привлечении к ответственности за совершение деяния, не подпадающего под деяния, предусмотренные перечнем статей и глав, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ и приведенные нами ранее.

Рассмотрим вполне, к сожалению, возможные примеры - появление военнослужащего в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) или безбилетный проезд в пригородном поезде (п. 1 ч. 1 ст. 11.18 КоАП РФ).

При задержании военнослужащего по факту совершения им указанных правонарушений должностное лицо (органа внутренних дел в первом случае и железнодорожного транспорта - во втором) должно составить протокол об административном правонарушении по форме, предусмотренной ст. 28.2 КоАП РФ. Никакие иные формы процессуального оформления правонарушения не являются достаточными для доведения дела до наказания.

В частности, ст. 28.6 КоАП РФ регламентирует правила назначения наказания без составления протокола. Даже при наличии возможности привлечения к ответственности в виде предупреждения или административного штрафа, а также отсутствии возражений со стороны военнослужащего указанная норма не должна применяться. Ее основная цель - ускорение и упрощение производства по делу об административном правонарушении. В случае же с наказанием военнослужащего данное производство будет прекращено, а материалы дела станут основой дисциплинарного производства и полностью будут рассмотрены в ходе разбирательства.

Дело будет считаться возбужденным с момента составления указанного протокола или протокола о применении к военнослужащему мер обеспечения по делу об административном правонарушении.

Последний должен быть составлен при применении доставления; административного задержания; личного досмотра, досмотра вещей, транспортного средства, находящихся при военнослужащем; изъятия вещей и документов; отстранения от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинского освидетельствования на состояние опьянения; привода (гл. 27 КоАП РФ).

В обоих случаях, если военнослужащий хочет воспользоваться своим специальным статусом в административном праве, следует незамедлительно информировать должностное лицо об этом.

Законодательство не обязывает должностное лицо с помощью каких-то дополнительных средств определять специальный статус лица, привлекаемого к ответственности. Однако и обязанность нарушителя сообщать о своей принадлежности к федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нигде прямо не закреплена.

Вместе с тем в протоколах, как правило, есть графа "Место работы", которая заполняется со слов нарушителя, если он не предоставляет соответствующего документа. Умолчание о прохождении военной службы может быть признано злоупотреблением правом, если лицо намеренно скрыло данный факт для получения в последующем процессуальных "выгод".

Как мы уже отмечали, военнослужащий всегда обладает специальным статусом, и привлечение его к административной ответственности на общих основаниях в рассматриваемой нами ситуации будет неправомерным. При обжаловании постановления о назначении наказания оно должно быть отменено, а материалы дела направлены в воинскую часть для принятия решения о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

С учетом того, что на подачу жалобы дается только 10 суток (ст. 30.3 КоАП РФ), на ее рассмотрение - 10 суток, а на пересылку - 3 суток и с учетом времени работы почтовой организации, вряд ли сокрытие своего статуса и его последующее обнародование поможет военнослужащему избежать наказания в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности на основании ст. 4.5 КоАП РФ.

Итак, в идеале, узнав о специальном статусе лица, привлекаемого к ответственности, уполномоченное должностное лицо:

  1. составляет протокол об административном правонарушении;
  2. прекращает производство по делу на основании ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ (данная статья устанавливает обязанность должностного лица прекратить дело об административном правонарушении при обнаружении обстоятельств, исключающих это производство и перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ. В ч. 2 ст. 24.5 данного Кодекса в качестве одного из таких обстоятельств приводится совершение военнослужащим правонарушения, за которое он может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности);
  3. в течение суток (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ) пересылает материалы в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Далее вопрос о наказании военнослужащего должен решаться его командованием на основании положений Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приложение N 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации относит административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность, к грубым дисциплинарным проступкам.

На основании ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации "при совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части".

Исходя из буквального понимания данной нормы и последующих частей указанной статьи, формальным основанием для принятия решения о проведении в отношении военнослужащего разбирательства и дальнейшего привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение административного правонарушения может быть: а) сообщение о совершении военнослужащим противоправного проступка; б) получение материалов дела об административном правонарушении.

В первом случае привлечению к дисциплинарной ответственности должно предшествовать проведение разбирательства (оформленного в письменном виде), заканчивающегося составлением протокола.

Во втором - "когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток".

При отсутствии в воинской части, органе или учреждении по месту военной службы или месту прохождения военных сборов материалов дела об административном правонарушении проведение разбирательства по факту совершенного военнослужащим противоправного административного проступка должно обеспечить выяснение следующих обстоятельств:

Важно, что квалификация совершенного военнослужащим деяния должна проводиться в рамках дисциплинарного производства, так как "появление военнослужащего в общественных местах в состоянии опьянения" или "безбилетный проезд в пригородном поезде", являющиеся административными правонарушениями, в данном случае формируют состав дисциплинарного проступка, т.е. в рассматриваемой нами ситуации "данные лица не признаются субъектами административных правонарушений. Таким образом, состав административного правонарушения в действиях этих лиц по сути дела не образуется" <6>.

<6> См. подробнее: Серков П.П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010. С. 128.

Данный факт становится еще одним аргументом в пользу невозможности привлечения военнослужащего за совершение одного административного правонарушения к административной (на общих основаниях) и к дисциплинарной ответственности! Налицо взаимоисключающий характер административного и дисциплинарного наказания.

Осложним нашу ситуацию уголовно-правовыми отношениями.

Предположим, военнослужащий, находясь на отдыхе, пошел на охоту и, не желая того, по неосторожности ранил своего товарища.

По факту ранения было возбуждено уголовное дело, но впоследствии прекращено на законных основаниях.

Если по факту прекращения уголовного дела и обнаружения в действиях военнослужащего признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.12 КоАП РФ, было возбуждено административное производство, то далее алгоритм действий совпадает с описанным выше.

Однако не всегда процессуальные требования соблюдаются четко и без нарушений. Как поступать командиру воинской части, если дело об административном правонарушении возбуждено не было, а в часть поступили материалы прекращенного уголовного дела?

Представляется наиболее уместным рекомендовать командиру (начальнику) назначить проведение разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка, в ходе которого в первую очередь и должны быть выяснены обстоятельства правонарушения, позволяющие дать им правильную оценку и, в конце концов, квалифицировать административно-правовое деяние военнослужащего на основании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.