Проблемные моменты соблюдения политическими партиями прав избирателей
Айзатуллов Марат Мансурович, сотрудник МЧС России, капитан внутренней службы.
Одним из важных критериев демократичности общества является наличие эффективно функционирующих в государстве политических партий, плодами деятельности которых пользуются все граждане страны. В статье рассматриваются актуальные вопросы соблюдения политическими партиями прав избирателей.
Ключевые слова: политическая партия, избирательное законодательство, избирательная система, избиратель, избирательный процесс.
Controversial moments of observance by political parties of rights of electors
M.M. Ajzatullov
One of important criterion of democracy of the society is the presence of efficiently functioning political parties, the results of activity of such parties can be used by all the citizens of the country. The article considers topical issues of observance by political parties of rights of electors.
Key words: political party, election legislation, election system, elector, election procedure.
Приоритет в практической деятельности каждой политической партии должен состоять в том, чтобы преобразовывать взгляды избирателей, объединять общественные интересы граждан и социальные настроения протестных групп граждан в интегрированную политическую волю методом принятия политической партией решений. С момента своего юридического образования партии в большинстве своем заняты преобразованием политических и социальных взглядов избирателей в свою политическую платформу, создавая себе определенный фундамент - демократический, либеральный, коммунистический, авторитарный, социалистический, тоталитарный и др. Однако политические партии не всегда могут с успехом соблюдать права и свободы избирателей, зачастую способствуя возникновению проблем, которые накладывают свой отпечаток на весь избирательный процесс.
Политическая партия, принимая правила состязательного избирательного процесса, обязана выполнять предписываемые законодательные нормы участия в выборах. Так, например, в случае прохождения первоначального этапа регистрации кандидатов, в последующем политическая партия должна обнародовать свою предвыборную программу. При этом законодатель установил срок - не менее чем за 10 дней до начала проведения выборов, тем самым давая избирателю возможность изучить основные положения предвыборной программы, взвесить все "за" и "против" с тем, чтобы на выборы прийти с подготовленным выбором. Однако практическая реализация таких требований вызывает трудности. В уставах российских политических партий нет такого понятия или, например, отдельной главы, как обнародование предвыборной программы или предвыборная программа. Кроме того, не проработаны этапы и способы ее формирования, обсуждения, принятия, утверждения. При этом периодичность выборов различного уровня заставляет говорить о том, что пиар-программы партий 5 - 10-летней давности уходят в историческое прошлое. Мир политики изменчив, так же как и программы политических партий. Политические лозунги 90-х годов в настоящее время не вызовут политического интереса у избирателя.
Таким образом, права и свободы избирателей в части соблюдения политическими партиями необходимости и сроков публикации предвыборной программы накануне выборов нарушаются. В соответствии с п. 2 ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР от 22 ноября 1991 г., каждый человек имеет право получать и свободно распространять информацию <1>. Каждый отдельный гражданин не в состоянии обращаться в политическую партию с требованием ознакомить его с предвыборной программой, в данном случае стоит рассматривать необходимость самой партии доводить до избирателя свои предвыборные программы. Ограничения этого права могут устанавливаться законом в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности <2>. Предвыборные программы партий ни под одно из этих ограничений не подходят. Тем самым ставится под сомнение тот факт, что воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах <3>.
<1> См.: Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.<2> См.: Там же.
<3> См.: Всеобщая декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., п. 3 ст. 21.1.
Никакой ответственности за это действующим законодательством не предусмотрено. В итоге избиратель не владеет полной информацией о предвыборной программе партии, порой просто не желает осуществлять необдуманный выбор и голосует против всех, хотя и это право, голосовать против всех, законом отменено. Избиратель, попросту говоря, не приходит на выборы.
Порядок принятия предвыборной программы, требования к ее содержанию, сроки публикации программы должны быть унифицированы политическими партиями, так как наличие и опубликование такой программы носят обязательный характер и закреплены федеральным законодательством.
Устанавливая конституционно-правовой смысл положений, касающихся предвыборной агитации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.11.2005 N 10-П указал, что выборы могут считаться свободными, только если гражданам реально гарантированы право на получение и распространение информации и свобода выражения мнений, а законодатель обязан соблюдать баланс этих конституционно защищаемых ценностей, не допуская неравенства и несоразмерных ограничений <4>.
<4> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.11.2005 N 10-П (абзац 3 п. 2 разъяснения КС РФ).Одной из характерных черт избирательных кампаний стало принуждение избирателей осуществлять несвободный выбор. Одной из форм такого давления стало принуждение граждан отдать свой голос определенной партии, например под предлогом того, что данная политическая партия и ее руководители обеспечивают рабочие места в городе, населенном пункте. Ни для кого не секрет, что в данном случае виден сговор руководителей партии с властными структурами. Использовались такие методы психического давления, как голосование "под надзором". То есть определенное лицо, находящееся на избирательном участке, осуществляло негласный контроль голосования за гражданами, которым была дана установка проголосовать за определенных кандидатов.
Безусловно, с такими нарушениями закона надо бороться, избиратель должен осуществлять свой выбор сам, без принуждения, для того гражданам и дана свобода выбора и волеизъявления. В случае сговора руководителей партии с должностными лицами, уличенными в давлении на сотрудников или граждан, их необходимо отстранять от исполнения должностных обязанностей или налагать очень крупный штраф.
Нарушения политическими партиями прав и свобод избирателей в период проведения избирательных кампаний обнаруживаются в порядке информирования избирателей, влекут неправомерное воздействие (бездействие), направленное на избирателей.
Наиважнейшую роль в формировании мнения избирателей играют средства массовой информации, с помощью которых осуществляются основные приемы ведения предвыборной агитации. Подтверждение данного тезиса нашло свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. N 15-П, в котором сделан вывод о том, что информирование любого характера может, как и агитация, побудить избирателей сделать тот или иной выбор, так как достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения <5>.
<5> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N 15-П (абзац 4 п. 4.1 разъяснения КС РФ).Например, информационное обеспечение прошедших ранее выборов проводилось с грубыми нарушениями законодательства, выражавшимися в преимущественном освещении в средствах массовой информации политической партии "Единая Россия". Объем распространенной в телевизионном, радиоэфире, печатных изданиях информации в отношении партии "Единая Россия" многократно превышал объем информации в отношении других участников предвыборной гонки. Ни для кого не секрет, что данная партия - это "партия власти", находящаяся в привилегированном положении по отношению к другим партиям и соответственно имеющая мощнейший административный ресурс.
Налицо нарушение прав и свобод избирателей, так как они лишены полноценной возможности ознакомления с деятельностью других политических партий. Полагаю, что непременным условием для решения проблемы, касающейся соблюдения прав и свобод избирателей при выполнении ими выбора, является предоставление равного (строго лимитированного) объема информации обо всех политических партиях и отсутствие предпочтений в отношении кого-либо из них.
Одной из главных проблем соблюдения прав и свобод избирателей политическими партиями считаю невыполнение предвыборных обещаний. Предвыборные обещания являются инструментом в борьбе за голоса избирателей. Обещания повысить уровень жизни, улучшить качество жилищно-коммунальных услуг, строить доступное жилье, строить дороги, повысить заработную плату населению, обеспечить достойную жизнь после выхода на пенсию были ведущим у политических партий на любых выборах. А как они выполнялись в действительности?
Деятельность партий никак не соответствует их предвыборным обещаниям и программам. К такому выводу пришла группа журналистов, проводивших мониторинг поствыборной деятельности партий.
Группа исследовала деятельность партий и пришла к заключению, что политические партии действуют из личных или исключительно партийных интересов, с чем согласна подавляющая часть населения России.
Политические партии не реализовывали свои предвыборные программы. В последующем в ходе парламентской работы не сохраняли собственных принципов деятельности, провозглашенных в ходе предвыборной агитации.
На основании вышеизложенного считаю необходимым повысить ответственность политических партий за невыполнение предвыборных обещаний. Необходимо законодательно закрепить ответственность партий за такой обман, например, запретить партии участвовать в последующих выборах, принудить к выполнению данных обещаний, принять меры к юридической ликвидации политической партии с внесением данных об организаторах и руководителях такой партии в определенный каталог, дабы не допускать таких лиц впредь к власти.
Соблюдение норм избирательного законодательства, соблюдение прав и свобод избирателей в избирательном процессе диктуют необходимость в процессе подготовки и проведения выборов обращаться ко многим отраслям законодательства.
Учитывая, что подход к совершенствованию законодательства в настоящее время должен осуществляться по "пакетному" принципу и вместе с избирательным законодательством должны быть подготовлены и законы, обеспечивающие действенность его норм, то в процессе работы над совершенствованием избирательного законодательства необходимо будет корректировать многие законодательные акты и приводить их в строгое соответствие с Основным Законом страны - Конституцией.
Безусловно, в современной России существуют проблемы соблюдения политическими партиями прав и свобод избирателей, однако можно твердо утверждать, что избирательное законодательство Российской Федерации качественно улучшается, а в начале нового тысячелетия - это главное условие на пути демократизации нашего государства в рамках мирового сообщества.