Мудрый Юрист

Налоговый контроль в ЕвраЗЭС: сравнительно-правовой анализ *

<*> Mambetalieva A.K. Tax control in the EurAsEC: comparative-law analysis.

Мамбеталиева Айгерим Нурматбековна, аспирант ВГНА Минфина России.

В статье проводится сравнительно-правовой анализ налогового контроля в государствах - членах ЕврАзЭС, в частности в республиках Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации, выделяются общие черты и различия видов и подвидов налогового контроля, способы проведения налоговых проверок и освещаются вопросы правового регулирования налогового контроля в странах Содружества.

Ключевые слова: ЕврАзЭС, налоговый контроль, налоговая проверка, идентификационный номер, камеральная проверка, выездная проверка, налогоплательщик.

The article presents a comparative legal analysis of tax control in the member states of the EurAsEC, in particular in the Republic of Belarus, Tajikistan, Kazakhstan, Kyrgyz Republic and Russian Federation, presents the similarities and differences between species and subspecies of tax control, how to conduct tax audits, and highlights the issues of legal regulation of tax control in EurAsEC.

Key words: EurAsEC, tax control, tax audit, identification number, desk audit, field tax audit, taxpayer.

Налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается проверка исполнения установленных законодательством о налогах и сборах обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, банков, осуществляющих перечисление налогов (сборов) в бюджетную систему, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий, для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также наблюдение за функционированием налоговой системы, выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшения налоговой дисциплины.

1. Понятие и формы налогового контроля в государствах - членах ЕврАзЭС

В настоящее время в государствах - членах ЕврАзЭС налоговый контроль регулируется национальными налоговыми кодексами, а также целым рядом законов, специальными нормативно-правовыми актами и нормами международного права.

В Республике Беларусь в соответствии со ст. 64 НК РБ к формам налогового контроля отнесены: налоговые проверки; опрос плательщиков и других лиц; проверки данных учета и отчетности; осмотр движимого и недвижимого имущества и другие формы контроля, т.е. налоговое законодательство Республики Беларусь не приводит исчерпывающий перечень форм налогового контроля. В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, налоговое законодательство также не приводит исчерпывающий перечень: в соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности и др. В Республике Казахстан в соответствии со ст. 556 НК РК налоговый контроль осуществляется в форме налоговой проверки и в рамках иной формы государственного контроля. В рамках форм налогового контроля осуществляется: учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений; контроль за подакцизными товарами; контроль при трансфертном ценообразовании. В рамках иной формы государственного контроля осуществляется камеральный контроль, мониторинг крупных налогоплательщиков и налоговое обследование. В Кыргызской Республике, согласно ст. 93 НК КР, определены следующие формы налогового контроля: учет поступлений налога в бюджет; налоговая проверка; рейдовый налоговый контроль; установление налогового поста. В Республике Таджикистан по Налоговому кодексу формами налогового контроля являются: учет объектов налогообложения; учет поступлений в бюджет; учет плательщиков налога на добавленную стоимость; налоговая проверка; камеральный контроль; контроль правильности маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установление акцизных постов; контроль над уполномоченными органами по взиманию налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет.

Как показывает проведенный сравнительный анализ, во всех государствах Сообщества национальное налоговое законодательство дает легальное определение налогового контроля, под которым признается деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Необходимо отметить, что во всех государствах Сообщества к одной из форм налогового контроля национальным налоговым законодательством отнесена постановка на налоговый учет физических и юридических лиц (организаций) и присвоение им идентификационного (учетного) номера.

2. Регистрационный учет налогоплательщиков

Для реализации налогового контроля налогоплательщики всех государств ЕврАзЭС подлежат постановке на учет в налоговом органе, что является первоосновой налогового контроля. В соответствии с налоговым законодательством во всех странах Сообщества постановке на учет подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками.

В Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Таджикистан регистрационный учет налогоплательщиков осуществляется аналогичным образом - организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

В Республике Казахстан учет налогоплательщиков ведется путем формирования государственной базы данных налогоплательщиков, которая заключается:

В Кыргызской Республике, в отличие от всех государств - членов ЕврАзЭС, производится налоговая и учетная регистрация налогоплательщика. Согласно ст. 96 НК КР налоговой регистрации подлежат следующие налогоплательщики:

Налоговая регистрация производится путем присвоения налогоплательщику единого идентификационного налогового номера. После прохождения субъектом процедуры налоговой регистрации осуществляется учетная регистрация налогоплательщика:

  1. для организации и индивидуального предпринимателя:
  1. для индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность на основе патента, - по месту осуществления деятельности, если оно находится вне места налоговой регистрации;
  2. для физического лица - по месту нахождения и/или регистрации объектов налогообложения.

При наличии у физических лиц идентификационного номера Социального фонда Кыргызской Республики данный номер применяется в качестве идентификационного налогового номера налогоплательщика.

3. Виды налоговых проверок

Национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭС выделяют следующие виды налоговых проверок: в Республике Беларусь, Кыргызской Республике и в Российской Федерации налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. В Российской Федерации виды налоговых проверок определены ст. 87 НК РФ: камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью осуществления контроля за соблюдением указанными плательщиками законодательства о налогах и сборах; выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая в отношении налогоплательщика с целью осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты плательщиком одного или нескольких налогов, кроме того, выездная налоговая проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика. Но в Республике Беларусь определение выездной налоговой проверки дополнено: она проводится путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке. Отличием также являются подвиды проверок: выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными. При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты (удержания и перечисления) в бюджет всех налогов, обязанность уплаты которых возложена на проверяемого плательщика, и (или) выявления имущества и активов плательщика, его дебиторской задолженности для взыскания за их счет налогов, сборов, пеней. При тематической выездной налоговой проверке изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика, а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете проверяемого плательщика финансово-хозяйственных операций, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. Рейдовая налоговая проверка направлена на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения непосредственно в момент их совершения. Целями такой проверки являются: контроль за требованиями к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, а также хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ; установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, сбор оперативной информации, проверка заявлений и жалоб.

В Кыргызской Республике выездная проверка подразделяется на плановую, внеплановую, встречную и перепроверку: плановая проверка представляет собой проверку исполнения налогового обязательства по всем видам налогов; внеплановая проверка - это проверка, осуществляемая в случаях реорганизации и ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя; встречной проверкой является проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговой проверки у органа налоговой службы возникает необходимость в проверке, в том числе по запросам от налоговых органов других государств; перепроверка осуществляется при получении органами налоговой службы документально подтвержденных сведений о фактах неправильного исчисления налогов.

В Республике Казахстан понятия, типы и виды налоговых проверок определены ст. 627 Налогового кодекса РК. В соответствии с ней налоговые проверки бывают двух видов: документальная проверка и хронометражное обследование. В свою очередь, документальные проверки подразделяются на следующие виды: комплексная, тематическая и встречная (аналогичны по определению проверкам в Республике Беларусь). Хронометражное обследование проводится с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода. Как и в Кыргызской Республике, налоговые проверки также бывают плановые и внеплановые.

В Республике Таджикистан согласно ст. 48 НК налоговые проверки подразделяются на документальные и рейдовые: документальные проверки делятся на следующие виды: комплексная, тематическая (определение данных проверок схоже с определением таких проверок в Республике Беларусь) и встречная (как и в Республике Кыргызстан). Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам: постановки налогоплательщиков на регистрационный учет; правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; соблюдения правил розлива (упаковки), маркировки акцизными марками, хранения, реализации подакцизной продукции и осуществления отдельных видов подакцизной деятельности.

4. Порядок планирования выездных проверок

В Республике Беларусь и Республике Казахстан порядок планирования выездных проверок во многом схож: проведению проверки предшествует определенная подготовительная работа, в процессе которой проверяющие обязаны:

В Кыргызской Республике органами налоговой службы ежеквартально составляется план проверок, содержащий перечень налогоплательщиков, подлежащих проверке. План проверок состоит из двух разделов: первый раздел составляется в отношении всех налогоплательщиков, выбранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов, а второй раздел составляется на основании метода случайной выборки в отношении остальных налогоплательщиков, которые должны составлять не более 5% от общего количества, и подлежит обязательному размещению на открытом информационном веб-сайте уполномоченного налогового органа.

Национальным законодательством Республики Таджикистан планирование налоговых проверок не предусмотрено.

В Российской Федерации до 2007 г. планирование выездных налоговых проверок являлось внутренней и конфиденциальной процедурой налоговых органов. В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок 30 мая 2007 г. была принята Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Основная идея данной Концепции - придать процессу планирования выездных налоговых проверок открытый характер. Согласно ей, планирование выездных налоговых проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по критериям риска совершения налогового правонарушения.

Основными принципами планирования выездных проверок названы:

  1. режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
  2. своевременное реагирование на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
  3. неотвратимость наказания в случае выявления нарушений;
  4. обоснованность выбора объектов проверки.

По Концепции выделяется методика проведения предпроверочного анализа, которая предусматривает четыре этапа:

  1. анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений: в первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика. В рамках анализа проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества;
  2. анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации: задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы, т.е. анализируются сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации, среднемесячная заработная плата и др.;
  3. выявление "критических" точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных платежей: "критические" точки налогового контроля - это хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик. В качестве таковых рассматриваются:
  1. определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки: на данном этапе налоговыми органами планируются методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных направлений предстоящей выездной проверки.

Следовательно, планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

5. Выездные налоговые проверки

Выездные налоговые проверки во всех государствах - членах ЕврАзЭС являются самым эффективным инструментом контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в ходе их налоговые органы могут применять все предоставленные им права по выявлению налоговых правонарушений и сбору доказательств их совершения. Для снижения вероятности бесконтрольного использования этих прав национальные налоговые законодательства государств Сообщества устанавливают ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок:

1) по проверяемому периоду:

в Республике Беларусь периодичность проведения плановых комплексных выездных проверок устанавливается:

В Республике Казахстан период, подлежащий документальной проверке, не должен превышать срок исковой давности и составляет пять лет. В Кыргызской Республике и Российской Федерации период, подлежащий проверке, не может превышать более чем три предыдущих календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Также в Кыргызской Республике плановая проверка должна проводиться не более одного раза после истечения 12 месяцев со дня окончания последней проверки. В Республике Таджикистан периодичность налоговых проверок определяется на основе анализа статистических данных, налоговой декларации, результатов предыдущей проверки и др.;

2) по повторности проверок:

в Республике Беларусь плановые выездные проверки одного и того же плательщика могут проводиться не более одного раза в течение календарного года.

В Республике Казахстан за ранее проверенный период осуществляются внеплановые проверки, а именно проверки, осуществляемые:

В Кыргызской Республике назначается перепроверка, осуществляемая органами налоговой службы, в случаях:

В Российской Федерации налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но может назначаться повторная выездная налоговая проверка, которая проводится:

В Республике Таджикистан запрещается проведение налоговыми органами повторных документальных налоговых проверок за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такие налоговые проверки проводятся:

3) по продолжительности проверки:

в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан срок проведения выездной проверки устанавливается руководителем налогового органа и не должен превышать 30 рабочих дней; началом проведения выездной проверки во всех странах ЕврАзЭС считается дата вручения плательщику предписания на ее проведение, а завершением является день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

В Республике Казахстан срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

  1. для юридических лиц до сорока пяти рабочих дней - налоговым органом, назначившим налоговую проверку; до шестидесяти рабочих дней - вышестоящим органом налоговой службы и уполномоченным органом;
  2. для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу: до семидесяти пяти рабочих дней - налоговым органом, назначившим налоговую проверку; до ста восьмидесяти рабочих дней - вышестоящим органом налоговой службы.

В Кыргызской Республике срок проведения плановой проверки для крупного налогоплательщика не должен превышать пятьдесят календарных дней. Встречная проверка проводится в срок не более 10 календарных дней.

В Республике Таджикистан в соответствии с п. 2 ст. 50 НК при проведении налоговой проверки налогоплательщиков, у которых стоимость поставки товаров, выполнения работ и услуг (за исключением налога на добавленную стоимость и налога с розничной продажи) в прошедшем налоговом году составила более 15 млн. сомони, срок проведения налоговой проверки может быть установлен до 60 рабочих дней.

В Российской Федерации выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В соответствии с п. 6 ст. 89 НК срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

6. Камеральные проверки

Камеральная проверка во всех государствах - членах ЕврАзЭС занимает ведущее место в механизме налогового контроля, т.к. является менее трудоемкой и позволяет выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии.

Во всех государствах Сообщества камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Суть камеральной проверки заключается в том, что во время ее проведения сотрудниками налогового органа проверяется:

В Республике Беларусь камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки. Днем назначения камеральной налоговой проверки является день составления акта камеральной проверки, а днем составления акта камеральной налоговой проверки считается день подписания акта проверки проверяющим. Как и в Республике Беларусь, в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан камеральная проверка проводится должностным лицом налогового органа в соответствии с его служебными обязанностями без какого-либо специального решения. Если по результатам камеральной проверки налоговый орган выявляет факт занижения или завышения суммы налога, а также другие ошибки, допущенные при заполнении налоговой отчетности, налоговый орган письменно извещает налогоплательщика о выявленных ошибках с требованием их устранения. В Российской Федерации проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

7. Оформление результатов проверки

Во всех государствах Сообщества результаты проведенных выездных проверок оформляются актом (справкой) налоговых проверок, форма и требования к составлению которого установлены государственным органом, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данный акт состоит из нескольких частей:

В Республике Беларусь, в отличие от всех государств - членов ЕврАзЭС, порядок оформления результатов выездной проверки определен не Налоговым кодексом, а Инструкцией о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами. В соответствии с ее положениями по окончании проведения выездной проверки проверяющими не позднее пяти рабочих дней от даты завершения проверки составляется справка и одновременно оформляется проект акта выездной проверки. Также в Республике Беларусь до окончания проведения выездной проверки может быть составлен промежуточный акт по выявленным нарушениям. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий (итоговый) акт проверки. При отсутствии замечаний по проекту акта проверки акт проверки подписывается в срок не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки. Днем составления акта (справки) проверки считается день подписания акта.

В Республике Казахстан, Республике Таджикистан и Кыргызской Республике завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

В Республике Казахстан при невозможности вручения акта налогоплательщику налоговым органом проводится налоговое обследование. В данном случае сроком завершения налоговой проверки будет являться дата проведения налогового обследования. По завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений органом налоговой службы выносится уведомление о результатах налоговой проверки, которое направляется налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

В Кыргызской Республике по итогам проведения выездной проверки материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. По результатам рассмотрения материалов выносится соответствующее решение, на основании которого налогоплательщику направляется уведомление о начисленных суммах налогов, пени и налоговых санкций.

В Республике Таджикистан по завершении налоговой проверки на основе результатов, отраженных в акте, налоговым органом выносится уведомление о результатах налоговой проверки, которое направляется налогоплательщику в течение десяти рабочих дней со дня завершения налоговой проверки.

В отличие от всех государств Сообщества, в Российской Федерации в последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручает ее налогоплательщику. В течение двух месяцев со дня составления справки по результатам выездной налоговой проверки должностными лицами налогового органа составляется акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Далее в течение пяти дней акт должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, и представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В отличие от всех государств - членов ЕврАзЭС в Республике Казахстан существует мониторинг крупных налогоплательщиков, который осуществляется путем анализа финансово-хозяйственной деятельности крупных налогоплательщиков с целью определения их реальной налогооблагаемой базы, контроля соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и применяемых рыночных цен в целях осуществления контроля при трансфертном ценообразовании. Мониторингу подлежат триста крупных налогоплательщиков, имеющих наибольший совокупный годовой доход, который определяется на основании данных декларации по корпоративному подоходному налогу за налоговый период, предшествующий году утверждения перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу. Перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, утверждается Правительством Республики Казахстан не позднее 15 декабря года, предшествующего году введения в действие указанного перечня. Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, представляют отчетность по мониторингу в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью. Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, представляют отчетность ежеквартально не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в порядке и по формам, которые утверждены уполномоченным органом.

Заключение

Отмечая в целом достаточный уровень унификации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере налогового контроля, совершенствование данной области в странах Сообщества должно осуществляться в следующих направлениях:

государствам - членам ЕврАзЭС необходимо разработать критерии отнесения налогоплательщиков к категории повышенного риска;

в национальных законодательствах государств Сообщества необходимо предусмотреть для предприятий, перешедших на электронный документооборот, отправку решения электронным способом.

Необходимо ввести унифицированное содержание понятия камеральной налоговой проверки, ее предмета и целей, также урегулировать вопрос о содержании понятия выездной налоговой проверки, ее предмете и целях на уровне национального налогового законодательства.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З. Общая часть.
  2. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 N 124 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами".
  3. Налоговый кодекс Республики Казахстан от 10.12.2008 N 99-IV ЗРК.
  4. Приказ председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 15.04.2005 N 160 "Об утверждении Инструкции по проведению встречных проверок, а также подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату плательщиками налога на добавленную стоимость, поставщики которых подлежат мониторингу налогоплательщиков".
  5. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 12.02.2009 N 62 "Об утверждении Правил осуществления мониторинга сделок".
  6. Приказ председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 26.12.2009 N 542 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок отдельных налогоплательщиков".
  7. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 02.10.2008.
  8. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 18.09.2009 N 591 "Об утверждении Правил предоставления и регистрации актов о назначении проверок субъектов предпринимательства".
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  11. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
  12. Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 03.12.2004.