Мудрый Юрист

О правовой охране олимпийской символики

Городов Олег Александрович, профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук.

В статье рассматриваются некоторые проблемы правовой охраны новых объектов гражданских прав, именуемых олимпийской символикой. Дается краткий анализ основополагающих понятий, в том числе понятия олимпийской собственности, а также показываются особенности недобросовестных конкурентных действий, совершаемых с использованием олимпийской символики.

Ключевые слова: Олимпийские игры, олимпийская символика, олимпийская собственность, интеллектуальная собственность, недобросовестная конкуренция.

Legal protection of olympic symbols

O.A. Gorodov

The article discusses some problems of new objects of civil rights legal protection, referred to as the olympic symbols. It's given brief analysis of the fundamental concepts, including concepts of the olympic property, as well as showing features of unfair competition acts committed with the use of olympic symbols.

Key words: Olympic games, olympic symbols, Olympic property, intellectual property, unfair competition.

Вопросы правовой охраны олимпийской символики приобретают особую значимость и остроту, как правило, в тех странах, которые принимают очередные Олимпийские игры. Россия в этом отношении не является исключением, и в преддверии проведения XXII Олимпийских зимних игр в Сочи отечественное законодательство пополнилось новыми приобретениями, нацеленными на усиление особого порядка использования олимпийской символики и ее правовой охраны. Каким образом это сделано с учетом международного опыта, мы и рассмотрим в настоящей статье.

Вначале обратимся к истории возникновения специальной охраны олимпийской символики, начало которой в современном ее варианте было положено Найробским договором об охране олимпийского символа, заключенным в Найроби (Кения) 26 сентября 1981 г. <1> (далее - Найробский договор). В отношении СССР указанный договор вступил в силу с 17 апреля 1986 г. До заключения Найробского договора правовая охрана олимпийского символа осуществлялась на основании правил, содержащихся в законодательстве о товарных знаках. Первоначально олимпийский символ, представляющий собой пять переплетенных колец в одноцветном или многоцветном изображении, был зарегистрирован в качестве товарного знака в патентном ведомстве Швейцарии по месту нахождения штаб-квартиры Международного олимпийского комитета (далее - МОК). Впоследствии на основе национальной регистрации по правилам Мадридского соглашения о регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. <2> была осуществлена международная регистрация олимпийского символа. В результате указанной регистрации действие правовой охраны распространилось на территории стран - участниц Мадридского соглашения, в том числе и на территории СССР, который присоединился к этому Соглашению 1 июля 1976 г.

<1> Официальная публикация ВОИС N 297.
<2> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978.

Необходимость установления специальной правовой охраны олимпийского символа была обусловлена тем обстоятельством, что объем правовой охраны, полученной в соответствии с законодательством о товарных знаках, не мог должным образом обеспечить защиту исключительного права обладателя зарегистрированного в качестве товарного знака олимпийского символа. Причиной тому являлся статус МОК, который не занимался производством и продажей товаров, а являлся лишь издателем поступающих в свободную продажу публикаций, снабженных олимпийским символом. В этой связи правовая охрана олимпийскому символу как товарному знаку могла быть предоставлена только в отношении товаров, указанных в классе 16 Международной классификации товаров и услуг, т.е. в отношении брошюр, газет, периодических изданий. Индивидуализация товаров массового потребления посредством их маркировки олимпийским символом оказывалась вне зоны действия правовой охраны <3>.

<3> Подробнее о причинах установления специальной правовой охраны для олимпийского символа см.: Папко В.В. Найробский договор об охране олимпийского символа // Вопросы изобретательства. 1987. N 4.

Основным содержанием Найробского договора об охране олимпийского символа выступает установление обязанности государств-участников отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) и запрещать путем принятия соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение последнего. Роль Устава МОК играет в настоящее время Олимпийская хартия, действующая в редакции от 7 июля 2007 г. <4>, согласно которой олимпийский символ состоит из пяти олимпийский колец, используемых отдельно, в одно- или многоцветном исполнении. При этом кольца должны быть в обязательном порядке голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Они переплетаются слева направо. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленое кольца - внизу. Вся фигура представляет собой правильную трапецию, меньшим основанием которой является низ. Олимпийский символ представляет собой союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

<4> RL: http://infopravo.by.ru.

Из обязанности государств - участников Найробского договора, касающейся регистрации знаков, содержащих олимпийский символ, сделаны изъятия, в соответствии с которыми указанная обязанность не распространяется на государство-участника в том, что касается:

<5> Выполнение обязанности может считаться приостановленным на весь период, в течение которого не будет никакого действующего соглашения между Международным олимпийским комитетом и Национальным олимпийским комитетом относительно условий, на которых МОК выдает разрешение на использование олимпийского символа в данном государстве относительно доли НОК в любых доходах, которые МОК будет получать за выдачу указанного разрешения.

Найробский договор содержит, кроме того, правило, освобождающее государство-участника от обязанности наложения запрета на использование олимпийского символа, если он используется средствами массовой информации в целях информирования публики об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.

Олимпийский символ, специальная охрана которому предоставлена правилами Найробского договора, является лишь одним из элементов олимпийской символики в широком ее значении. Другими элементами указанной символики выступают олимпийский флаг, олимпийский девиз, олимпийская эмблема, олимпийский гимн. Их описание осуществлено в Олимпийской хартии.

Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище без окаймления. В его центре расположен олимпийский символ в пяти цветах.

Олимпийский девиз "Gitius, Altius, Fortius" выражает послание, которое МОК адресует всем, кто принадлежит к Олимпийскому движению, призывая их к совершенству - сообразуясь с олимпийским духом.

Олимпийской эмблемой является сложная композиция, утвержденная МОК, в которой олимпийские кольца связаны с другими отличительными элементами. При этом дизайн любой олимпийской эмблемы должен перед каким бы то ни было использованием представляться на утверждение Исполкома МОК.

Олимпийским является гимн, утвержденный МОК на 55-й сессии в 1958 г. в Токио. Ноты (партитура) гимна хранятся в штаб-квартире МОК.

Все права на олимпийский символ, флаг, девиз и гимн принадлежат исключительно МОК. Более того, нормой, закрепленной пунктом 2 Правила 7 Олимпийской хартии, установлено, в частности, что олимпийский символ, флаг, девиз, обозначения (включая слова "Олимпийские игры" и "игры Олимпиады"), знаки, эмблемы, огонь и факел (включая их технические решения) являются олимпийской собственностью и все права на каждый из них в отдельности и на все элементы олимпийской собственности принадлежат исключительно МОК, включая, но не ограничиваясь использованием для получения дохода в коммерческих и рекламных целях.

Следует подчеркнуть, что понятие олимпийской собственности, введенное в юридический обиход Олимпийской хартией, является новым и требующим специального исследования, которое не входит в замысел настоящей статьи. Отметим лишь следующее. Понятие олимпийской собственности в высшей степени условно, так же как условно понятие интеллектуальной собственности, являющейся собирательным образом агрегированной совокупности прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Однако олимпийскую собственность не следует отождествлять ни с интеллектуальной собственностью, ни тем более с собственностью на телесные объекты.

Олимпийская собственность как экономическая категория, означающая отношение управомоченного субъекта к принадлежащей ему олимпийской символике как к своей, имеет юридическое закрепление, оформленное системой международных правил, образующих специальный институт права на олимпийскую символику. В объективном смысле право на олимпийскую символику обладает рядом специфических признаков, позволяющих отграничить его как от вещного права собственности, так и от права интеллектуальной собственности. Эти признаки проявляются в особенностях субъекта права на олимпийскую символику, объектах права и содержании права.

Субъектом права на олимпийскую символику является МОК - международная неправительственная организация, созданная не для целей извлечения прибыли на неограниченный срок в организационной форме ассоциации, признанной Швейцарским Федеральным Советом. МОК выступает в роли персонифицированной организации, наделенной юридически обеспеченными монопольными возможностями в отношении олимпийской символики.

Объектами права на олимпийскую символику являются олимпийские символ, флаг, девиз, гимн, огонь, факел и некоторые словосочетания. Указанные объекты не относятся к категории телесных объектов, т.е. к вещам, но могут быть воплощены в них. Равным образом их нельзя напрямую отождествлять и с объектами интеллектуальной собственности по правовому режиму, хотя часть из них по своей сущности тяготеет к объектам авторского права (гимн, девиз), другая часть к средствам индивидуализации (символ, флаг), а огонь и факел можно представить как результаты художественно-конструкторских решений.

Содержание права на олимпийскую символику составляют принадлежащие МОК правомочия по использованию олимпийской символики, в том числе в рекламных и коммерческих целях. Указанные правомочия обладают известной двойственностью, заключающейся в наличии так называемых позитивной и негативной сторон, которые проявляются в возможности использования олимпийской символики МОК по своему усмотрению, а также в возможности наложения запрета или выдачи разрешения на такое использование третьим лицам. При этом в отличие от большинства прав на объекты интеллектуальной собственности правомочия по использованию олимпийской символики, принадлежащие МОК, имеют экстерриториальный характер и, разумеется, не совпадают содержательно ни с классической триадой владения, пользования и распоряжения, ни с правомочиями по использованию охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к таковым средств индивидуализации.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - Закон об организации зимних Олимпийских игр) устанавливается особый порядок использования олимпийской символики. При этом под олимпийской символикой по смыслу ч. 1 ст. 7 Закона об организации зимних Олимпийских игр понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи-2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi-2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийский символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр, а также олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

<6> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6070.

Согласно правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 7 Закона об организации зимних Олимпийских игр, использование олимпийской символики, а равно паралимпийской символики <7>, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с МОК или уполномоченными им организациями. Такой уполномоченной организацией с 1 января 2009 г. является автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи", выступающая в роли единственной организации, представляющей интерес МОК на территории России.

<7> См.: 2-е предложение ч. 1 ст. 7 Закона об организации зимних Олимпийских игр.

Бездоговорное использование наименований "Олимпийский", "Olympic" и образованных на их основе слов и словосочетаний допускается только физкультурно-спортивными организациями и образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку спортсменов. Такое использование возможно при соблюдении следующих трех условий:

<8> Под своим фирменным наименованием в гражданском обороте могут выступать только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Следовательно, физкультурно-оздоровительные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов и не являющиеся коммерческими организациями, вправе использовать на бездоговорной основе наименования "Олимпийский", "Olympic" в так называемых обозначениях юридического лица, которые не являются средствами индивидуализации, а следовательно, и объектами интеллектуальной собственности.

В настоящее время такой Порядок установлен Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 5 мая 2010 г. N 420/1 "Об утверждении Порядка формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic", и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями" <9>. Сам Перечень указанных организаций и учреждений, большая часть которых пребывает в организационно-правовых формах государственных и муниципальных учреждений, содержится в приложении к Приказу Минспорта России от 3 декабря 2010 г. N 1313 <10>.

<9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 29.
<10> Информационная система "Кодекс".

Все остальные случаи бездоговорного использования олимпийской символики по смыслу нормы, закрепленной в ч. 3 ст. 7 Закона об организации зимних Олимпийских игр, признаются незаконными. Более того, российский законодатель в стремлении обеспечить прочную правовую охрану олимпийской символики не только признает незаконными бездоговорное ее использование в той части, о которой говорилось выше, но и рассматривает такое использование в качестве актов недобросовестной конкуренции.

Согласно правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр, признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ:

Таким образом, законодатель дополнил действующий перечень актов недобросовестной конкуренции, содержащийся в ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <11> новыми составами, которые в известной мере перекликаются с действующими, но в содержательном плане существенно отличаются от последних.

<11> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Так, действия, касающиеся продажи, обмена или иного введения в оборот товара, сопровождающиеся незаконным использованием олимпийской символики, внешне схожи с действиями по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции"). Однако незаконное использование олимпийской символики, которая формально не считается результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации, нельзя рассматривать в качестве контрафакции (contrafactio (лат.) - подделка), а следовательно, применять правило о контрафактных материальных носителях, закрепленное в п. 4 ст. 1252 ГК РФ. Для оценки действий в качестве контрафактных по смыслу российского законодательства об интеллектуальной собственности требуются негативные последствия, выразившиеся в нарушении исключительных прав на охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, воплощенные или примененные в материальном носителе.

Формулируя правило п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр, содержащее фразу "...если при этом незаконно использовалась олимпийская символика", законодатель, как представляется, неоправданно расширяет смысловое значение конструируемого им акта недобросовестной конкуренции, под действие которого могут подпасть, например, такие действия, как продажа товаров в торговом центре добросовестными предпринимателями, на входе которого незаконно размещен владельцем указанного центра олимпийский девиз. На наш взгляд, более корректной была бы норма, предусматривающая в качестве акта недобросовестной конкуренции продажу, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием в нем, т.е. в товаре, олимпийской символики.

Введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя, спонсора (иностранной или российской организации, заключившей договор о спонсорстве с Оргкомитетом "Сочи-2014", МОК или Международным паралимпийским комитетом) к Олимпийским играм, представляет собой действие, направленное на формирование у участников рынка представлений, не соответствующих действительности. В этом отношении указанное правило, раскрывающее акт недобросовестной конкуренции, совпадает с правилом, содержащимся в п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о конкуренции. Однако в последнем случае представления, не соответствующие действительности, должны иметь место в отношении характера, способа, места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя, а не в отношении причастности производителя товара, рекламодателя, спонсора к конкретному мероприятию, именуемому Олимпийскими играми.

Формулировка, предложенная законодателем, включает ряд оценочных понятий. Это понятия "введение в заблуждение" и "ложное представление о причастности". Первое из них в достаточной степени изучено и объяснено применительно к институту недобросовестной конкуренции <12>. Что касается второго понятия, то оно в отличие от науки уголовного права, детально разработавшей категорию причастности к преступлению, практически не исследовано цивилистикой, в том числе наукой коммерческого права, и не освоено практикой правоприменения антимонопольного законодательства. Факт причастности товаропроизводителя, рекламодателя или спонсора к Олимпийским играм сам по себе ничего не значит. Существенное значение в данном случае имеет фактор представления о причастности, которое может быть истинным или ложным. Самой же причастности для целей квалификации данного правонарушения как акта недобросовестной конкуренции не должно быть. Непричастность к Олимпийским играм может быть подтверждена, например, отсутствием договоров спонсорства, партнерства или лицензионных договоров, заключенных с Оргкомитетом "Сочи-2014" или с МОК.

<12> См., например: Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2008. С. 59 - 70; Ариевич Е.А. Введение в заблуждение: практика и реальность // Патенты и лицензии. 2000. N 9.