Мудрый Юрист

Финансовое право (извлечения) 1

<1> Публикация подготовлена Ю.В. Гинзбургом и А.Н. Козыриным. В тексте в основном сохранена авторская пунктуация и орфография, в случае если они не противоречат современным правилам русского языка.

Определение науки о финансах. Причины ее позднего появления Лекция 1

Наука о финансах, как показывает само название, касается известных материальных ценностей, находящихся в руках государства, доверяемых государству народом и имеющих целью удовлетворение известных потребностей, достижения известных целей. Стало быть, эта наука, как находящаяся в соотношении с государством, принадлежит к области наук государственных. Но она очень резко выделяется из целого состава этой области. Вообще, всю сферу наук государственных можно разделить на две группы, одна другой совершенно противоположные. Одни из них имеют своим предметом нравственные основы государства - внутренние, духовные условия его жизни, а другие - занимаются условиями жизни внешними, физическими. Первая группа государственных наук рассматривает высшие законы, коими определяются бытие государства, различные отношения его, права и обязанности, которые в нем существуют, и законы, на коих зиждется и охраняется государственный организм. Сюда входят почти все науки юридического факультета: государственное право, гражданская политика и т.п. Во второй группе заключаются науки административные, понимая это слово в обширном смысле, и между ними - науки хозяйственные, имеющие своим предметом государственное хозяйство. В прежнее время главное внимание ученых людей было обращено на первую группу, на науки государственные, но теперь над ними получают первенство науки экономические, хозяйственные, к составу которых относится и финансовое право. С первого взгляда может показаться странным, почему это не всегда было так. Интересы хозяйственные к ним сильнее, чем интересы нравственные, и это естественное первенство материальных интересов всегда давало себя чувствовать, ибо как только является государство, тотчас же являются и потребности. А следовательно, и нужда удовлетворения их. Стало быть, и финансы как средство для удовлетворения общественных интересов явились с первым человеческим союзом; но финансовое хозяйство не имело такого первенства, как имеет теперь. Теперь оно поставлено на первом плане. Самое могущество и политическое значение государства измеряются состоянием финансов. Финансы - мерило цивилизации. До какой степени это современное воззрение на финансы важно, вы можете видеть из того значения, которое в настоящее время придается бюджетным государственным сметам. Эти сметы разбираются в законодательных собраниях и в литературе, как нечто указывающее на общее положение государства. И нельзя сказать, чтобы эта точка зрения была ложная, хотя она и не совсем справедлива. Бюджет, как говорят справедливо, указывает на отношения между государством и народом. Возьмем для примера бюджет Англии. Мы видим, что в Англии стоят на первом плане расходы на содержание флота и армии, а на заднем - расходы по министерству народного просвещения, которые при общем 70-миллионном расходе не превышают и одного миллиона фунта стерлингов. Разница между цифрами до того громадная, что не может не показаться странной. Но дело в том, что эта разница показывает нам особое настроение умов в Англии. Она показывает нам, что там инициатива народного образования заключается в руках самого общества, а государство действует для него только там, где требуется с его стороны какое-либо дополнение. Следовательно, бюджет имеет то значение, которое приписывается ему и указывает на отношения государства к народу, и, следовательно, финансы стоят того, чтобы поставить их на первом плане. Впрочем, это первенство государственных финансов составляет явление довольно новое. Оно относится только к настоящему столетию. Прежде интересы народные поглощались другими предметами и сами бюджеты государственные были незначительные, как теперь, потому что бюджеты государственные не требовали громадных издержек. И действительно, если сравнивать бюджет главных европейских государств XVI века с настоящим, то мы увидим в бюджетных цифрах громадный переворот. Вот пример. В конце XV столетия французский бюджет простирался до 4 миллионов франков, теперь же он доходит до 2 тысяч миллионов франков. Даже в царствование Людовика XIV, царствование самое расточительное, тратилось только 150 миллионов. То же самое следует сказать и о России. При Петре Великом доход государственный простирался до 10 миллионов рублей серебром, и то до этой суммы довел его сам Петр, напрягавший все средства для различных государственных преобразований, а до него бюджетная цифра не превышала 3 миллионов рублей серебром. В настоящее же время доход простирается до 350 миллионов. Эта цифра, вырастающая в такой быстрой пропорции, объясняется законами естественными. Она составляет результат новейшей цивилизации. Общественные потребности растут, требуют больших средств к удовлетворению, напрягается внимание на приобретение этих средств, возрастают частные богатства, и народ является самостоятельным к удовлетворению своих потребностей. Само понятие об отношении народа к государству изменилось против прежнего. Деятельность государственная выросла до небывалых размеров. Она заменила деятельность самого общества, и никогда государство не имело таких обширных атрибутов, и народ никогда не являл таких требований и никогда не соглашался сосредоточить в руках государства таких громадных средств, как теперь. Теперь все требуется от государства: оно должно заботиться о внутренней и внешней безопасности, о правосудии, просвещении, народном продовольствии, путях сообщения, кредите, торговле и т.д. - все это лежит на государстве. А частная инициатива вступает в это дело только там, где требуется пополнение государственной деятельности. Поэтому даже при таких современных обществах, где инициатива частных групп слишком сильна, как, например, в Англии, бюджет доходит до громадных цифр и заслуживает всеобщего внимания. И действительно, в настоящее время вопрос финансовый выдвигается вперед и в теории, и на практике. Но несмотря на это, мы видим, что науки о финансах почти не существует. Налоги государственные умножаются, займы доходят до баснословных цифр, а между тем до сих пор не выработаны те начала, на которых основывается эта отрасль государственного управления. Этого мало. За наукой финансовой даже не признают права претендовать на титул науки. Говорят, что наука должна составлять известное стройное целое, должна быть строго систематизирована, а наука о финансах есть агрегат совершенно разнородных сведений, которые нельзя группировать в одно целое. Значит, наука о финансах не должна и существовать, а должно существовать только "финансовое искусство". К сожалению, этот взгляд унаследован нами от прежнего времени. К сожалению, надобно сказать, что начала финансовой науки находятся под влиянием финансовой практики, и если какому-нибудь государственному человеку, при благоприятных для него обстоятельствах, удается поставить финансы в цветущее состояние, то его меры для этого провозглашаются сциетифическими (научными. - Прим. авт.), за источник, из которого наука может черпать свои материалы. И почти все научные начала возникли из этого источника. Еще очень мало заметно влияние на финансовую науку других, сопредельных с нею наук. Например, государственного права и политической экономии. Укоренилось даже мнение, к которому принадлежит большая часть людей государственных, мнение, что наука о финансах не имеет своего предмета, а черпает его частью из политической экономии, частью из государственного права. Хочет она доказать правомерность взимания налогов, она должна прибегать к содействию государственного права, хочет она оправдать тот или иной способ взимания этого, она должна прибегать к политической экономии и т.д. Теперь спрашивается, как объяснить подобное явление? Финансовая деятельность современна происхождению государств, а между тем наука о финансах и доселе находится на низшей степени развития!.. Это объясняется, главным образом, историческими обстоятельствами, теми условиями, при которых возникло и существовало народное хозяйство в древние и средние века <...>.

Лекция 5

<...> Излагая в кратком очерке историю науки о финансах, я в заключении сказал, что эта наука получила прочное основание только в системе Адама Смита. Система эта, правда, принадлежит к политической экономии, но наука о финансах не может от нее резко отделиться, ибо в основании их обеих лежат одни начала. С этого времени все доктрины, входящие в состав финансовой науки, сложились в одно целое, сгруппировались между собою и получили возможность сомкнуться в отдельную науку. Наука о финансах в этом отношении следовала тому же пути, какому следовали и все другие науки. Она также отделилась из ряда наук экономических, но связь ее с ними, особенно с политической экономией, не была порвана совершенно. В самом деле, связь эта до того тесная, что никак невозможно отделить государственное хозяйство, составляющее предмет финансовой науки, от общего народного хозяйства, которым занимается политическая экономия. И то и другое хозяйство рассматривает одни ценности. Оно рассматривает народное богатство, народное достояние, одним словом, то, что народ в известное время производит соединенными силами. Наука о финансах имеет своим предметом одну из частей этого имущества. Для удовлетворения общих государственных целей, народ ежегодно жертвует правительству часть своих доходов, которые в руках правительства составляют предмет особого хозяйства, называемого финансовым, а это финансовое хозяйство и есть предмет нашей науки. Стало быть, финансовая наука уже по самому предмету тождественна с политической экономией. Если же так, то и самые основные начала, на которых зиждется народное хозяйство, сродни нашей науке. Итак, совершенного отделения между этими науками состояться не может. Что касается современных писателей, то у них слияние этих наук выражается у одних больше, у других меньше. Всего более резко наука о финансах отделяется от политической экономии у современных немецких писателей, и это объясняется тем, что в Германии такое отделение совершилось еще во второй половине прошедшего столетия. Одним словом, некоторые писатели излагают эту науку как нечто совершенно отдельное, не смешивая ее с близкими к ней сторонними науками, а другие, напротив, излагают ее в общей связи с политической экономией, впрочем в особенном отделе, стало быть, как нечто особое.

Литература науки о финансах

Теперь мне осталось сообщить вам литературу нашей науки, другими словами, назвать те учебники, которые необходимы для руководства при изучении ее. Всего более этих руководств мы встречаем в Германии. У французских и английских писателей предметы, входящие в состав финансовой науки, разбросаны в трактатах, относящихся вообще к политической экономии, и только в последнее десятилетие стали являться отдельные учебники нашей науки. Из французских писателей я укажу вам только на две монографии. Одна из них принадлежит Ганилю - писателю, пользующемуся большой известностью. Это "Science du finance", сочинение появившееся в 1825 году. По заглавию (наука государственных финансов) можно полагать, что это действительно полный курс науки о финансах, но на самом деле это не так. Это есть ничто иное, как смесь предметов, входящих в науку о финансах и политическую экономию, написанная вроде брошюры, так что в строгом смысле эта книга не заслуживает своего названия. Назову еще одно сочинение из французских, принадлежащее экономисту Гарнье - "Elements du finance". Оно вышло в 1858 году. Еще прежде этого года, Гарнье издал систему политической экономии, а потому упомянутое нами сочинение является только пополнением к этой системе. Сочинение Гарнье есть полный учебник финансовой науки. Он имеет некоторые свойства немецких ученых. Он сильно любил систематизацию и потому только решился издать для французов подобную книгу. Но характер француза виден и здесь. Он виден в том, что отдельные части финансовой науки нашли здесь крайне неравномерное изложение и вообще весь учебник довольно краток, так что иногда даже основные начала науки в нем мотивированы недостаточно. Вот почему я рекомендую своим слушателям учебники немецкие. Их и более по числу, они разнообразнее и по системе. Самые главные немецкие сочинения я вам приведу в хронологическом порядке. Не стану упоминать о сочинениях прошлого века, они уже устарели. Я коснусь только тех, кои появились в настоящем столетии и не далее как с 20-х годов. В 30-х годах появились два следующих, до сих пор полезных, а в свое время - блестящих сочинения: 1. "Die Staats und Finanzwissen-schaft" - Фон Якоби (наука о государственных финансах, изложенная теоретически и практически). Она вышла первым изданием в 1821 году, а потом в 1834 году уже вторым. Книга эта весьма замечательна легкостью и популярностью изложения. Весьма трудные проблемы имеют здесь такую ясность, что доступны всякому, даже поверхностно занимающемуся наукою о финансах. Этот учебник касается всех предметов, входящих в состав нашей науки, не только в статистическом отношении, но и в теоретическом. Но все статистические данные этой книги относятся к прошедшему времени и для нас не интересны. Впрочем, с этим недостатком мы можем помириться. Гораздо важнее другой недостаток, который касается системы учебника. Общие рубрики в нем те же, которые были приняты и другими, до него бывшими сочинителями. Но эти группы у него дробятся на очень мелкие классы. Вследствие чего изложение системы выходит довольно дробное и запутанное. Мало того, так как одно и тоже ученик повторяется в разных местах книги Якоби, то это еще более запутывает читателя. За исключением же этого недостатка, книга Якоби служит одним из лучших руководств. Другое, не менее знаменитое, сочинение барона Маркуса "Handbuch der Finanzwissenschaft" (руководство к науке о финансах) вышло одним только изданием в 1830 году. Эта книга также замечательна во многих отношениях. Она делится на две части: теоретическую и практическую. Впрочем, теоретическая часть занимает здесь второстепенное место, и изложение ее, при всей основательности, слишком сжато. Несравненно важнее часть практическая. Барон Маркус был по преимуществу человек практический. Он управлял финансами в Виртембергском королевстве. Поэтому вторая половина его сочинения занимает главное место и наполнена не только множеством очень важных статистических данных, но и множеством различных советов человека-практика. Не стану говорить о некоторых других, менее значительных, сочинениях ученых, которые, однако, полезны и теперь. Я напомню вам об одном современном писателе, которому следует отдать преимущество перед всеми другими. Это профессор Гейдельбергского университета - Карл Генрих Рау. Рау, можно сказать, с незапамятных времен действует и в литературе, и на кафедре, и более, чем кто-либо, он имел влияние на популярность начал политической науки и финансового права. Первое его сочинение о политической экономии явилось еще в начале 30-х годов. Оно имело множество изданий. Рау постоянно занимается пополнением и исправлением своего сочинения, и потому в каждом издании его вы найдете непременно что-либо новое. Таким образом, последнее издание его относится не далее как к прошедшему году. То же можно сказать и о науке о финансах. Рау озаглавил эту книгу "Grundsatze der Finanzwissenschaft" - основные начала финансовой науки. Эти начала входят у него в состав обширного труда о народном хозяйстве. Труд этот подразделяется на два отдела. Первый отдел состоит из двух томов и заключает в себе политическую экономию, потом ее прикладную часть, т.е. те меры, которые правительство принимает для осуществления экономических целей. Затем следует в этой же общей системе, но как нечто особенное, и наука о финансах. Она излагается в двух томах. В первый том заключаются общие начала финансовой науки: ученике о государственных расходах, затем - о некоторых государственных доходах, как то: доменах, регалиях, пошлинах и повинностях; а во втором томе излагается ученике о податях и государственном долге, а в заключение - финансовая политика. Достоинства этого сочинения заключаются: 1) в строгой системе. Трудно представить какую-нибудь науку в большей степени систематичную, как книга Рау, и эта систематичность идет у него, нужно заметить, от самых крупных отделов науки до самых мелких; 2) книга Рау отличается подробностью и обширностью. Можно сказать, что эта книга есть не только учебник науки, но целая система монографий, к ней относящейся. Здесь можно найти сведения не только по политической, но и по финансовой практике, и до такой степени точные, каких редко можно встретить. Наконец, крупное достоинство учебника Рау заключается в том, что он сообщает громадное количество статистических данных, относящихся к финансам главных европейских государств. И так как его учебник выходил беспрерывно новыми изданиями, то вы в самом последнем издании встретите множество самых свежих этих данных. Все замечательное в финансовом мире находит здесь место. Стало быть, учебник Рау может доставить руководство для учащихся, какое можно только желать. После Рау в Германии появились еще многие другие сочинения, более или менее замечательные. Я упомяну следующие: Штейна - "System der Staatswissenschaft", где наука о финансах входит как составная часть. Но затем он издал еще сочинение "Lehrbuch der Finanzwissenschaft" в 1860 году. Штейн человек чрезвычайно ученый. Он был профессором в Кильском университете в Дании, а затем перешел в университет Венский, где находится и доселе. Штейн принадлежит к исторической школе, так же как и Рошер в учении о политической экономии. Он желает создать сравнительную науку финансов всех народов и для достижения этой цели приводит различные исторические данные и статистические цифры из всех законодательств. Но эта группировка данных не есть простой сбор фактов; она выводит их к элементам науки. Заслуга ее в этом отношении немаловажная, хотя, нужно сказать, она выполнена не совсем удовлетворительно. К сожалению, книга Штейна имеет один очень важный недостаток. Она почти недоступна для чтения. Штейн в первом своем сочинении излагал довольно ясно и изящно, но в последующих своих трудах он начал излагать не только очень тяжело, но и совершенно темно и непонятно. Он составил особый экономический и философский язык, который составляет затруднения не только для начинающих заниматься экономическими науками, но и для привыкших к этому труду. Вот почему эту книгу я не могу рекомендовать вам. Далее, Умфенбах издал в 1859 и 1860 годах в двух томах "Lehrbuch der Finanzwissenschaft". Эта книга, несмотря на то что написана с некоторыми претензиями, не отличается ничем особенным. Умфенбах делает упрек всем своим предшественникам; будто они подчинили науку практике и рутине. Упрек справедливый, а потому Умфенбах избрал для своих исследований другой путь. В основу их он кладет чистое понятие о хозяйстве и затем уже выводит начала финансовой науки. Цель похвальная и стремление верное, но Умфенбах не в силах был исполнить эту задачу. Далее, Бергюсс в 1865 году издал свое сочинение "Grunsatze der Finanzen". Книга эта хорошая. Правда, что она в системе не представляет ничего особенного, но зато в ней есть много данных, относящихся к прусскому финансовому управлению. Наконец, назову вам последний учебник. Это - "Du Staats Einnahmen" (государственные доходы) Пфейфера в двух томах. По-видимому, эта книга не касается всех предметов нашей науки; она касается только государственных доходов, но как эти доходы касаются финансовой науки, то я и привожу ее здесь. Тем более Пфейфер касается общих начал государства и государственного права. Главная цель его труда заключается в популяризации финансовой науки и государственного права, и главное стремление его направлено к ясности изложения. И нужно сказать, что эта книга до такой степени написана ясно, что ее может читать человек совершенно не приготовленный. Это - книга для общего чтения.

Система науки о финансах. Обыкновенные и чрезвычайные государственные доходы. Обыкновенные: а) подати и налоги (подати, в тесном смысле, пошлины и повинности); b) домены; с) регалии. Чрезвычайные доходы - займы. Государственные расходы.

Лекция 6

После того общего обзора, который мы сделали, относящегося к истории и литературе нашей науки, я могу приступить к самому изложению ее. Но предварительно скажу несколько слов о той системе, которой я буду следовать в изложении.

Система финансовая есть система хозяйств частного и народного. Всякое хозяйство - частное или государственное - слагается из двух групп операций. Одна группа относится к получению доходов, а другая - к израсходованию этих доходов. Стало быть, и наука о финансах должна говорить об этих самых двух группах, и сообразно с этим должна быть разделена на две части: на учение о государственных доходах и учение о государственных расходах.

Во всех учебниках обыкновенно предпосылается часть вторая - о государственных расходах, и это делается на том основании, что в финансовом хозяйстве, действительно, расход составляет момент определяющий, то есть по количеству необходимых расходов определяется и цифра доходов, которые следует взимать. Но так как, за исключением этого соображения, расходы составляют момент второстепенный, так как сюда не входит ни одного сколько-нибудь важного экономического вопроса, так как это учение основано только на соображениях, а не на принципах, то я на первое место всегда ставлю учение о государственных доходах, которое составляет центр финансового хозяйства, куда сходятся все важные экономические и хозяйственные вопросы. Итак, первая половина нашей науки будет заключать учение о государственных доходах, и только вторая, незначительная, - о государственных расходах.

Что касается первой части, то есть учения о государственных доходах, то спрашивается, каким образом распределить эти доходы, как классифицировать их? Здесь мы встречаем как бы некоторый обычай, вкравшийся во все учебники, - располагать источники государственных доходов в хронологическом порядке и потому говорить сначала о доменах, потом о регалиях, а затем уже о податях и налогах. Но такой порядок не удовлетворяет строгому научному требованию. Он хорош только при историческом изложении финансов того или другого государства, но не годится собственно в науке, где на первом плане должны стоять общие основные начала, где классификация должна основываться уже на этих началах. Я думаю, что расположение доходов должно быть построено именно на таких данных, и потому в изложении буду следовать почти обратному порядку против принятого учебниками. Итак, спрашивается: какими источниками доходов располагает государство и в каком порядке? Частный человек располагает только одним коренным средством приобретения себе дохода - трудом. Будет ли он возделывать свою землю или приводить в действие свой капитал, будет ли предлагать другому свои личные услуги за известную плату - во всех этих случаях способ приобретения им дохода будет основываться только на труде. Он должен непременно трудиться, должен для получения известного дохода принести известное пожертвование со своей стороны; иначе частный человек ничего не получит, даром ему ничего не дастся. Находки, подарки - средства приобретения случайные и составляют исключение из общего правила. Наоборот, мы видим, что государство располагает сверх того другим средством приобретения дохода. Оно имеет право требовать от своих членов уступки какой-либо части своего имущества, и за эту уступку со своей стороны не даст особенной платы. Единственная награда жертвователям - это участие в общих государственных выгодах. Я говорю здесь о податях и налогах. Государство имеет право требовать от каждого подданного ежегодной платы, ежегодного взноса известной части его достояния. Вы видите, что такой источник дохода проводит уже резкую грань между хозяйством государственным и частным. Такое различие, нужно заметить, коренится в принципах юридических. Оно коренится в самом отношении граждан к обществу. Каждый гражданин обязан платить подати потому, что состоит в государственном союзе. Он пользуется благодеяниями общества, а потому должен содействовать в покрытии общественных издержек. Итак, подати и налоги составляют источник приобретения государством доходов, отличный от всех других частных источников. Налоги составляют право, принадлежащее одному государству. Теперь в учении о податях и налогах надобно сделать дальнейшее юридическое подразделение.

В числе пожертвований, подданных государству, надобно отличать подати, в тесном смысле этого слова, от пошлин. Это различие коренится также в юридических началах. Характер государственной деятельности может быть двоякий. Во-первых, государство может действовать для таких целей, которые непосредственным своим источником имеют пользу общества. Эти цели государство преследует не для каждого лица отдельно, а для всех. Из этой деятельности государства и возникает его право на взимание податей. Эти подати требуются в силу общих, абстрактных обязанностей - содействовать той или другой государственной цели. Они коренятся в самом понятии о государстве. Например, государство требует поземельной подати, подушной, требует платы с промыслов, с того или иного источника дохода частных лиц и т.п., но, требуя с меня этих платежей, государство имеет в виду употребить их не для меня, не для того или другого отдельного лица. Его деятельность направляется к общественной пользе, а связь этой пользы с пользой индивидуальной есть уже связь косвенная. Вот почему обязанность платить подати есть всеобщая обязанность. Основание этой обязанности - широкое; из него уже вытекают все дальнейшие меры государства к его благоденствию.

Во-вторых, деятельность государства может быть и другого рода. Есть отношения государства более специальные, и частные лица не редко вступают в подобные отношения с правительством. Эти отношения уже не вытекают из абстрактных обязанностей содействовать той или иной общественной цели; эти обязанности касаются не всех, а того или другого отдельного лица. То или другое лицо может иметь столкновение с правительством, в котором правительство может оказывать ему услуги, а стало быть - и требовать за это вознаграждение. Здесь деятельность верховной власти устремлена непосредственно к пользе частного лица, и то, что государство требует за это, есть не налог, а только вознаграждение. Отсюда рождается понятие о пошлинах. Пошлины есть специальный эквивалент, который платит лицо за услуги правительства, в том или другом для него действии. Итак, обширное понятие о податях и налогах распадается на группы. К первой группе принадлежат подати в тесном смысле слова, в основании которых лежат общие юридические начала, а ко второй - пошлины, в основании которых лежит специальная связь государства с тем или другим лицом.

Но этими элементами, этими двумя группами понятие о податях еще не вполне исчерпывается. Оно должно быть пополнено еще третьей группой. Сюда надобно отнести еще известные пожертвования, которые гражданин выдает в различных случаях государству. Эти пожертвования <2> называются повинностями. Повинности от податей с налогами отличаются так же, как хозяйство натуральное отличается от хозяйства денежного. В настоящее время почти все государственные потребности удовлетворяются путем взимания податей. Но при всем том есть и такие нужды государства, на удовлетворение которых требуются личные услуги граждан, и какое бы преобладание денежное хозяйство не получило над натуральным, все-таки нельзя вполне устранить остатков этого последнего. Бывают случаи, когда необходимо прибегать и к нему. Таков, например, случай, когда подданный должен идти за свое отечество на войну. Эта повинность составляет естественное и необходимое дополнение денежных пожертвований. Правда, что эти повинности по своему понятию ничем не отличаются от других пожертвований, но так как они имеют свой особенный характер, то в первом источнике государственных доходов они должны занимать особенное место. Итак, подати и налоги делятся на три группы: подати, пошлины и повинности, принадлежащие к системе натурального хозяйства. В наших законах этому первому источнику государственных доходов соответствуют 5-й, 6-й и 4-й тома Свода законов. В 5-м томе мы встречаем учение о подушной подати, в 6-м - о таможенном сборе, в 4-м - учение о земских повинностях, которое, впрочем, изложено в новом особом уставе. Итак, вот первый источник государственных доходов - подати и налоги.

<2> Очевидно, что автору следовало бы использовать в данном определении слово, иное чем пожертвования, поскольку пожертвования представляют собой добровольный взнос, в отличие от повинности, реализуемой принудительно (примечание редактора).

Другой источник государственных доходов, совершенно противоположный первому, составляют домены, или государственные имущества. Доменами называются те имения, которые принадлежат государству как целому, нравственному лицу (в современной терминологии - юридическое лицо. - Примечание ред.), но которые передаются в руки правительства. Правительство, заведующее этими имуществами, получает с них доход и употребляет его на разные общественные нужды. В принципе домены должны противополагаться податям и налогам. Мы видим, что подати и налоги принадлежат государственному хозяйству; частный человек не может требовать подобных платежей от других. А что касается доменов, то эта форма не составляет уже исключительной принадлежности государственного хозяйства. Это - форма частного хозяйства. Как государство владеет имением, точно так же может владеть им и частное лицо. Этого мало. Государство, получая доход от доменов, не пользуется по отношению к остальным никакими привилегиями. Возделывая, например, землю, оно не препятствует то же делать и частным людям; получая проценты от своих капиталов, оно не запрещает делать этого и гражданам и т.п. Условия хозяйства здесь одни и те же. Результаты хозяйства зависят от одних и тех же причин: плодородия почвы, рынка и т.п. Государство в этом отношении нисходит на степень частных хозяйств. И как подати и налоги составляют исключительную принадлежность государства, так здесь государство не имеет ничего особенного. Вот исключительные черты второго источника государственных доходов - доменов. Законодательство наше, относящееся к этой статье, излагается в 8-м томе Свода законов. Именно здесь трактуется о законодательстве лесном, ибо государство обладает обширной лесной собственностью, для которой существует особенное законодательство; далее - о казенных оброчных статьях. Это суть такие части государственного имущества, которые отдаются в арендное содержание частным лицам. Потом говорится об управлении государственными имениями в западных губерниях, которые поставлены в особое положение. Стало быть, 8-й том Свода законов трактует о доменах государства. Есть, наконец, еще третий источник государственных доходов, это регалии или монополии, которые составляют середину между первыми и вторыми источниками; но о них в следующий раз.

Лекция 7

Излагая систему науки финансов, я уже сказал, что она делится на две части, которые сами собою вытекают из понятия о хозяйстве вообще, а именно на учение о государственных доходах и учение о государственных расходах. Мы видели, что первая половина науки слагается из нескольких частей: первую и самую главную часть составляют подати и налоги; вторую - второй источник государственных доходов - домены, то есть имущества, принадлежащие государству и доставляющие ему доход, но доход, отличный от податей и налогов; а третью - третий источник государственных доходов, о котором я упомянул в конце прошлой лекции, называемый регалиями или монополиями государства.

Под регалиями разумеются известные доходные права, исключительно принадлежащие верховной власти, или государству. Если, например, государство какой-либо промысел присвоит себе в единственную собственность или если оно предоставит его и частным людям, но ограничит в производстве, в таком случае мы говорим, что существует регалия. Но есть государственная монополия, объявляемая правительством, для извлечения известного дохода. Регалии, по своему понятию, составляют нечто среднее между податями и доменами, то есть между обоими предшествовавшими источниками государственных доходов. С доменами регалии имеют общего то, что они принадлежат к системе частного хозяйства; потому что, если государство удерживает за собою известный промысел, известную фабрику, то оно должно принести сюда те же средства и приемы, которые приносит и каждый частный человек, именно - капитал и труд. Стало быть, оно пользуется здесь способами доступными всем и каждому. Но регалии имеют и другую сторону, по которой они примыкают к учению о податях и налогах. Эта особенность регалий заключается в том, что конкуренция здесь или вовсе не допускается, или она ограничивается известными пределами. В доменах мы видим совершенно другое. Возделывая, например, свои земельные имущества, государство предоставляет полную свободу возделывания и другим; стало быть, в доменах государство подчиняет себя закону всеобщего совместничества. Что же касается регалий, то здесь такое совместничество всегда подвергается ограничению. Положительный закон прямо объявляет известный промысел исключительной принадлежностью государства. Если же частным лицам и делается снисхождение, то все-таки оно не доходит до полной свободы конкуренции, все-таки налагаются стеснения, необходимые для получения государством известного дохода. Причины, по которым некоторые отрасли деятельности отнимаются у частных людей, могут быть двояки. Некоторые отрасли промышленной деятельности уже по существу своему не подлежат конкуренции и должны быть сосредоточены в руках государства. Сюда принадлежат почтовая и монетная регалия. Они везде изъяты из круга частных спекуляций. В самом деле, что касается почтовой регалии, то ясно с первого взгляда, что пересылка писем обходится в руках государства гораздо дешевле, чем в частных, и цель, для которой существует почтовая регалия, достигается вернее. Еще яснее сказанное мною по отношению к регалии монетной. Чеканка монеты и распространение ее в народе гораздо больше принесет пользы обществу, если она сосредоточена в руках государства. Монета государственная имеет более единства и представляет гораздо более гарантий в том, что вес и достоинство ее будут стоить указанной цены. Если бы эта регалия была отдана в частные руки, то монета могла быть дурной, неравной, а от этого терпело бы обращение ценностей и, следовательно, страдала бы общественная польза. Упомянутые регалии не составляют в тесном смысле регалий финансовых, то есть таких, которые имеют прямой целью получение известного государственного дохода. Основание их заключается собственно в общественной пользе, а потому они и не входят в строгом смысле в науку о финансах. Но мы коснулись их собственно потому, что они и при общественной пользе, все-таки приносят какой бы то ни было доход государству, и, значит, вместе с юридическим характером имеют и финансовый. Есть другая категория регалий, которая, по юридическому основанию, резко отличается от первых. Есть регалии, которые монополизированы в руках правительства не для общественной пользы, как те, а только потому, что в руках государства они доставляют больше дохода, нежели при свободной конкуренции. У нас, например, три года тому назад существовала регалия питейная - продажа напитков составляла монополию государства. А между тем этот промысел такого свойства, что он с большей пользой может производиться и частными людьми и служить к обогащению целых классов и, следовательно, приращению народного богатства; но, несмотря на это, государство объявляло его своей собственностью. Здесь мотивом действия государства служила не общественная польза, а только то, что оно, сосредоточивая в своих руках промысел, надеялось приобрести больше дохода. Другой пример - производство и продажа табака. Во многих государствах и климат и почва чрезвычайно благоприятствуют развитию этой отрасли промышленности. Поэтому, если бы табачное производство предоставить частным лицам, то и часть земледельческого класса, и купцы получали бы, сверх обыкновенных доходов, новый доход, богатство народное приумножилось бы, да и самый табак народ получал бы за более низкую цену. А между тем во всех государствах Европы, за исключением России, существует табачная регалия. Явно, что государства удерживают ее единственно для получения большего дохода. Во Франции, например, она доставляет ежегодно 200 миллионов франков. Это вторая категория регалий есть главная, и она только в строгом смысле заслуживает название регалий финансовых. Здесь место основания юридического заступает месту основания экономического.

Теперь я возвращаюсь к тому, что сказал уже в начале, а именно, что этот источник дохода занимает средину между первыми двумя источниками - доменами и налогами. Собственностью государства регалии могут быть названы потому, что они принадлежат ему исключительно. Оно одно имеет, стало быть, возможность пользоваться всеми выгодами подобной собственности. Частные люди или вовсе исключаются из подобных промыслов, или и производят их, но с ограничениями. Стало быть, если промыслы, о которых идет речь, имеют регальный характер, то и их доходность зависит от тех же условий, от каких зависит доходность и доменов. Доходность эта тем более, чем более жертвуется государством капитала, чем более у него опытности в производстве, чем выгоднее условия рынка и т.п. Но есть в регалиях другая сторона, которой они соприкасаются с податями и налогами. Я вам сказал уже, что подати и налоги составляют принадлежность собственно государства. Частный человек не имеет таких источников дохода, каковы налоги. Он не может облагать податями другого, себе равного. Это же самое мы видим и здесь. Присваивая себе в исключительную принадлежность тот или другой промысел, государство этим самым берет себе право назначать всем продуктам своего производства произвольную цену, которая всегда бывает выше против цены продуктов производства частного. Вот этот-то излишек между ценой производства и ценой продажной и составляет уже налог. Народ, очевидно, должен платить дороже за продукты государственного производства против того, сколько бы заплатил он при производстве этих же продуктов лицами частными. Итак, регалии, с одной стороны суть домены, а с другой - подати. Они совмещают в себе тот и другой источники дохода. И вот почему я их ставлю на последнем месте в общей массе источников государственного дохода. В нашем законодательстве предметы, относящиеся к этому делу, помещаются в 7-м томе Свода законов. Именно здесь находятся монетный, горный и соляной уставы, ибо эти отрасли промышленности - монетная, горная и соляная - у нас составляют монополию правительства, хотя, как мы после увидим, довольно мягкую.

Этими тремя источниками государственных доходов - податями и налогами, доменами, регалиями - замыкается в строгом смысле первая половина нашей науки, точнее, учение о государственных доходах. Но, милостивые господа, все поименованные нами источники доставляют доходы постоянные, которыми потребности государства удовлетворяются каждодневно, при обыкновенном порядке, так что все они вместе могут быть подведены под понятие источников обыкновенных. Но бывают случаи, когда эта отрасль доходов оказывается недостаточной, когда равновесие между потребностями государства и средствами их удовлетворения нарушается. Приведу некоторые из подобных случаев. Иногда какое-нибудь чрезвычайное событие, какая-нибудь force major препятствует государству воспользоваться даже в обыкновенное время упомянутыми источниками. Сюда относятся: голод, неурожай, пожар, разорение страны неприятелем и т.п. Понятно, что в подобном случае нельзя взимать подати в обыкновенном количестве, нельзя и домены обрабатывать так выгодно, как прежде, нельзя и на продукты регальные наложить высоких цен. Стало быть, в этих случаях источники доходов текут с меньшим обилием. Появляется необходимость делать рассрочки платежей, сложить некоторые повинности, закрыть фабрики и т.п. Иногда же появляется внезапно какая-либо, особенно важная цель государства, которой во что бы то ни стало необходимо достигнуть в скором времени. Например, ему нужно покрыть себя сетью железных дорог, но эту сеть нельзя построить на те суммы, которые доставляются государству обыкновенным порядком. Ему в этом случае требуются громадные, необыкновенные суммы. Далее, например, для того, чтобы государству вести войны опять требуется громадное напряжение финансовых сил. Вот вам случаи, в которых государству потребны необыкновенные, чрезвычайные средства. Следовательно, к обыкновенным источникам государственных доходов надобно прибавить источники чрезвычайные. Эти чрезвычайные источники разделяются на два следующие разряда. Первый - продажа государственных доменов, отчуждение их в частную собственность. Понятно, что такой источник дохода для государства должен быть невыгоден. Государство здесь достигает своей цели единовременным пожертвованием: оно продает имение, получает деньги и расходует их. Поэтому этот источник дохода может доставить помощь, так сказать, мгновенную, и притом, тогда как этот источник мог бы постоянно давать известный доход, в этом последнем случае должен закрыться для государства навсегда. Второе: государство может приобретать нужную ему для расходов сумму путем займа или государственного кредита. Государство в случае нужды обращается к частным людям и требует в займы капитала, обещая возвратить им этот капитал в известный срок с процентами. Займы, как чрезвычайный источник доходов, получили громадное развитие. Они получили, можно сказать, даже первенство над регулярными средствами - податями и налогами. Возможность расширить кредит государства основывается на быстром возрастании народного богатства. В настоящее время в первенствующих державах, частные люди в состоянии из своих средств удовлетворить не только обыкновенные нужды государства, но могут отделять долю и на чрезвычайные расходы, то есть давать в займы государству. Существует везде многочисленный класс людей, которые предназначают свое имущество к этой цели и таким образом создают себе личную ренту. Одним словом, займы есть плод новейшей цивилизации, новейшего экономического прогресса. В науке о финансах они приобрели поэтому первенствующее значение. Они играют такую же важную роль, как подати и налоги, и имеют такое же сильное влияние на юридическое и экономическое благосостояние. В некоторых государствах, в Англии например, процент, который правительство платит подданным с государственного долга, равняется трети всего государственного бюджета. То же самое во Франции, Австрии и России. Одно только государство до последнего времени было свободно от этого - именно Североамериканские Штаты. Но последние войны уровняли и их с другими государствами.

Вторую половину науки о финансах составляет учение о государственных расходах. Это учение должно занимать место подчиненное, второстепенное. Большей частью своего содержания оно даже не касается науки о финансах, а относится к государственному праву. Все вопросы, входящие сюда, решаются не политической экономией, а общим государственным правом, потому что расходы государственные имеют в виду собственно общественные потребности, для удовлетворения которых они и служат. Значит, здесь прежде всего следует решить, - и вот главная задача - какие именно потребности государство имеет, какие из них самые важные, на какие нужды прежде всего должны тратиться средства государства. Очевидно, что все эти вопросы не экономические, а чисто государственные. Затем для экономии собственно остаются некоторые правила, которыми должно руководствоваться государство в расходах как правилами бережливости. Но эти правила имеют свой корень в политической экономии и не требуют особенного изложения. Поэтому в учении о государственных расходах я буду иметь в виду главный вопрос - о равновесии между доходами и расходами, поскольку это равновесие выражается во внешних признаках, в учении о бюджете, и сделаю сравнение главных государственных бюджетов <...>.

Печатается по: Финансовое право.

Лекции Ф.Б. Мильгаузена, чит. в 1865/66 акад. году.

М., 1866. (Литограф.)