Мудрый Юрист

О незаконном вмешательстве должностных лиц в предпринимательскую деятельность

Ворожко Кристина Александровна, соискатель Ставропольского государственного университета.

Статья содержит обзор норм УК РФ о незаконном вмешательстве должностных лиц в предпринимательскую деятельность. Сделан вывод об общности задач соответствующих норм УК РФ.

Ключевые слова: уголовная ответственность, должностное лицо, незаконное вмешательство, предпринимательская деятельность.

The article maintains the review of Russian Criminal Code's norms about official's illegal interference into private business activity. The conclusion about the common character of purposes of Russian Criminal Code's norms is done.

Key words: criminal responsibility, official, illegal interference, private business activity.

Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность представляет собой специальный вид должностного злоупотребления в сфере экономической деятельности. Основными факторами, обусловливающими повышенную общественную опасность незаконного вмешательства должностных лиц в предпринимательскую деятельность, выступает следующее:

  1. нарушение таким деянием гарантированной Конституцией РФ свободы предпринимательской деятельности;
  2. возможность негативного влияния на конкуренцию хозяйствующих субъектов;
  3. дискредитация органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В действующем российском уголовном законодательстве выделяются три правовые нормы, в которых усматриваются признаки незаконного вмешательства должностных лиц в предпринимательскую деятельность:

а) ст. 169 УК РФ ("Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности"), в которой предусматривается ответственность за незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) ст. 178 УК РФ ("Недопущение, ограничение или устранение конкуренции"), где п. "а" ч. 2 установлена ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) ст. 289 УК РФ ("Незаконное участие в предпринимательской деятельности"), поскольку криминообразующими признаками данного деяния являются предоставление льгот и преимуществ или покровительство в иной форме со стороны должностного лица. Данной нормой под запрет поставлен именно факт незаконного вмешательства должностного лица в предпринимательскую деятельность, так как подобными действиями, безусловно, ограничиваются права и свободы других участников экономической деятельности, других предпринимателей.

Ретроспективный анализ развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность позволяет утверждать, что необходимость защиты свободных экономических отношений от преступного вмешательства должностных лиц уголовно-правовыми методами у законодателя возникла лишь во второй половине XIX века. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., хотя и не имело законодательного определения должностного лица, но содержало достаточно большое количество норм об ответственности должностных лиц за противоправное вмешательство в предпринимательскую деятельность. При этом сами нормы не имели четкой системы и располагались в различных разделах и главах уложения.

Впервые понятие должностного лица было дано в Уголовном уложении 1903 г. При этом все нормы о должностных преступлениях были сосредоточены в главе 37 "О преступных деяниях по службе государственной и общественной". Содержались в данной главе как нормы о злоупотреблении должностными полномочиями в предпринимательской деятельности, так и запрет на участие должностных лиц в имущественных сделках.

В советский период времени ответственность должностных лиц за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность предусматривалась по общим нормам о злоупотреблении должностными полномочиями. Приоритет же отдавался охране интересов государственных предприятий и учреждений, как участников предпринимательской деятельности.

После отмены советской системы хозяйствования и перехода к рыночной экономике в стране принимаются законы, ограничивающие вмешательство органов власти в предпринимательскую деятельность различных форм собственности. Стремительное развитие экономических отношений в стране потребовало от государства пересмотра и уголовного законодательства в данной области.

В результате уголовно-правового анализа признаков незаконного ограничения самостоятельности либо иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица (ст. 169 УК РФ) определено, что основной непосредственный объект данного преступления образуют общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением гарантированной Конституцией РФ свободы предпринимательской деятельности от незаконного вмешательства должностных лиц. В качестве дополнительного непосредственного объекта рассматриваемого преступления необходимо обозначить общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Под ограничением самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица необходимо понимать совершение действий, ущемляющих возможность таких лиц свободно осуществлять предпринимательскую или иную деятельность по своему усмотрению. В свою очередь, вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица характеризуется более широким пониманием, включающим любое нежелательное для такого лица воздействие.

Субъектом незаконного ограничения самостоятельности либо иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может выступать только такое должностное лицо, которое в установленном законом порядке наделено полномочиями по участию от имени государственных или муниципальных органов в правоотношениях с предпринимателями и юридическими лицами.

На основе уголовно-правового анализа недопущения, ограничения или устранения конкуренции, совершенных должностным лицом с использованием своего служебного положения, установлено, что исследуемый состав преступления включает в себя два обязательных непосредственных объекта: основным выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением урегулированной законодательством РФ конкурентной деятельности; дополнительным - общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. Факультативным непосредственным объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением интересов потребителей.

Основными формами выражения деяния при недопущении, ограничении или устранении конкуренции, совершенных должностным лицом с использованием своего служебного положения, являются заключение ограничивающих конкуренцию незаконных соглашений и осуществление ограничивающих конкуренцию незаконных согласованных действий. В исключительных случаях действия должностного лица, использующего свое служебное положение в целях недопущения, ограничения или устранения конкуренции могут выражаться в неоднократном злоупотреблении доминирующим положением. Такие исключения касаются должностных лиц Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

Субъектом недопущения, ограничения или устранения конкуренции, совершенных должностным лицом с использованием своего служебного положения, может выступать только такое должностное лицо, которое в установленном законом порядке наделено полномочиями по участию от имени государственных или муниципальных органов в правоотношениях с предпринимателями и юридическими лицами. В то же время в случае совершения анализируемого преступления посредством неоднократного злоупотребления доминирующим положением соответствующее должностное лицо может представлять интересы определенного законом хозяйствующего субъекта.

Уголовно-правовой анализ состава незаконного участия в предпринимательской деятельности позволило определить, что преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ, имеет двухобъектную структуру. Основным непосредственным объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; дополнительным - общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением урегулированной законодательством РФ конкурентной деятельности.

Объективная сторона незаконного участия в предпринимательской деятельности характеризуется двумя обязательными признаками:

альтернативно учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, или участие в управлении такой организацией;

предоставление данной организации льгот и преимуществ или покровительства в иной форме.

Под организацией в составе преступления, предусмотренном ст. 289 УК РФ, может пониматься как коммерческая структура, так и некоммерческая.

Общественно опасное деяние в виде незаконного учреждения должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, считается выполненным с момента внесения записи о соответствующей организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Признак участия в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, является оценочным и должен устанавливаться с учетом конкретных обстоятельств дела. Данный признак исследуемого состава преступления может иметь место, в частности, в случаях, когда должностное лицо является учредителем, соучредителем юридического лица, участником организации, членом органов управления юридическим лицом. Для констатации факта участия в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, при квалификации содеянного по ст. 289 УК РФ, достаточно установить хотя бы единичный факт участия в руководстве юридическим лицом в той или иной форме.

Под доверенным лицом в составе преступления, регламентированном ст. 289 УК РФ, следует понимать любого человека, которого должностное лицо фактически наделило в своих интересах полномочиями по учреждению организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, или по участию в управлении такой организацией.

В целом покровительство в исследуемом составе преступления подразумевает создание для определенной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, более выгодных условий для функционирования по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Предоставляемые организации льготы и преимущества формально могут и не противоречить положениям действующего законодательства.