Мудрый Юрист

Обязательные работы как один из видов наказаний за неосторожные преступления

Евлоев Назир Даудович, кандидат юридических наук, начальник Федерального бюджетного учреждения Краснодарской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья посвящена полемике об обязательных работах как об одном из видов наказаний за неосторожные преступления. В статье говорится о комплексе проблем, которые могут возникнуть при применении данного вида наказания. Автором критикуется возможность эффективного применения на практике такого наказания, как обязательные работы.

Ключевые слова: обязательные работы, наказание, эффективность, осужденный, труд, внедрение.

This paper is devoted to polemics about the required papers as one of the types of punishments for crimes of negligence. The article says about the complex issues that may arise in applying this type of punishment. The author criticizes the possibility of effective enforcement of such punishment as a mandatory work.

Key words: compulsory work, punishment, efficiency, convict labor, the introduction.

Одним из видов наказаний, предусмотренных в ст. 44 Уголовного кодекса РФ, являются обязательные работы [1].

В 1997 г. в Академии МВД России состоялось широкое обсуждение пенитенциарных проблем. Ученые и практики высказывались о том, что для реального применения обязательных работ необходимо создать специальную службу в органах внутренних дел, которая будет способствовать реализации обязательных работ, выполняемых осужденными во внерабочее время (каждому индивидуально). Для этого, как показывают предварительные расчеты, потребуются огромные средства, специально обученные кадры и существенный отрезок времени. Высказывалась настоятельная необходимость изучения накопленного опыта функционирования уголовно-исполнительной системы советского периода [2]. Проблемы, которые обсуждались в 1997 году, актуальны и на сегодняшний день.

Исследование теоретической литературы по уголовному праву показало, что на обязательные работы государство возлагало большие надежды, если бы этот вид наказания стали применять на практике, то число осужденных, направляемых в места лишения свободы, стало бы намного меньше. Однако эти надежды не оправдались. Дело в том, что разработчики нового Уголовного кодекса Российской Федерации не учли тех изменений, которые произойдут в жизни страны в рыночных условиях, и то, что социализма не будет, а будет капитализм с неизменным атрибутом - безработицей.

Авторы такого наказания, как обязательные работы, не учли (или забыли) советский опыт исполнения административного наказания в виде ареста.

Напомним, в борьбе с мелким хулиганством широко применяли краткосрочный арест (до пятнадцати суток) с выводом на общественные работы. Как показала практика, это административное наказание себя не оправдало не только с экономической стороны, но и с превентивной. Такие лица работали плохо, их труд был непроизводительным. Коллективы, в которых работали "пятнадцатисуточники", относились к ним с сочувствием. Об этом неоднократно сообщалось в средствах массовой информации и такой "работе" даже была посвящена кинокомедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

Авторы одного из комментариев к Уголовно-исполнительному кодексу РФ полагают, что эта категория осужденных будет работать "в первую очередь в жилищно-коммунальных объектах, где требуется неквалифицированный, маломеханизированный и низкооплачиваемый труд, ощущается нехватка кадров. Это санитарная (в том числе сезонная) уборка улиц и других мест общего пользования населения, вспомогательные работы в больницах, на муниципальных стройках, прополка сельскохозяйственных культур и участие в уборке урожая (в сельских районах России), земляные работы на коммуникациях района или города и т.д." [3. С. 112].

При исполнении обязательных работ возникнут вопросы физиологического и этического характера. "При наличии исправительных работ, штрафа, ареста, - пишет И. Петрухин, - вряд ли нужны бесплатные общественно полезные обязательные работы, исполнение которых часто сопряжено с умалением чести и достоинства личности (например, чистка общественных туалетов, собирание мусора и др.)" [4. С. 42].

Ученые, выступающие за внедрение обязательных работ в практику, все еще живут по законам экономической жизни социалистического государства. В рыночных условиях в рабочей силе недостатка не ощущается, а тем более в перечисленных ими учреждениях и предприятиях.

Указанные работы были не престижными во времена советской власти, поэтому "вакантные" места были, теперь же дворники, ассенизаторы, уборщики и т.п. в избытке. В вопросе об отбывания наказания лицами, осужденными к обязательным работам в качестве санитаров в больницах, тоже все не так-то просто. К работе в качестве санитаров в больницах допускаются, по общему правилу, лица, прошедшие медицинскую комиссию и имеющие санитарную книжку. Эта работа имеет сменный характер, и выполняется, как правило, по суточному графику. Если авторы указанного комментария имели в виду вспомогательные работы в больницах и санаториях, то и в этом случае будет обязательным прохождение медицинской комиссии и наличие хорошего здоровья. При этом на практике всегда будут возникать проблемы с организацией контроля за их работой.

Так, профессор Б.Г. Карганова пишет в своей монографии, что был проведен опрос руководителей трех санаториев в Ставропольском крае. Перед ними был поставлен один вопрос: воспользуются ли они трудом осужденных к обязательным работам? Ответ был один: временных работников им не нужно. Санитарки, уборщики и им подобные лица должны проходить медицинский осмотр, и они должны быть ознакомлены с правилами по технике безопасности. Для учета и контроля за их работой потребуются специальные штатные работники, поэтому в экономическом смысле выгоды не будет. Кроме того, не будут исключены случаи, когда такие осужденные (особенно из числа предпринимателей) будут нанимать других лиц для выполнения назначенных им обязательных работ [5. С. 198].

Подобный опрос был проведен и А.Л. Дзигарем. В частности, он пишет: "Опрос был проведен нами и в г. Горячий Ключ, в котором расположено несколько крупных санаториев и других здравниц. Полученные результаты - не в пользу использования в них труда осужденных к обязательным работам" [6. С. 263].

Россия ориентируется на законодательство западных стран, но игнорирует накопленный там десятилетиями опыт.

Возьмем для примера: в ст. 49 УК Испании говорится: "Работы на пользу общества, которые не могут назначаться без согласия осужденного, обязывают его предоставлять безвозмездно свои услуги в определенной сфере общественно полезной деятельности. Продолжительность работ не может превышать восьми часов в день" [7. С. 25]. Предусмотрен такой вид наказания и в УК Франции, где в ст. 131-8 записано: "Если какой-либо проступок подлежит наказанию в виде тюремного заключения, суд может предписать, что осужденный в течение от сорока до двухсот сорока часов будет выполнять безвозмездно работы в общественных интересах в пользу юридического лица публичного права или организации, правомочной использовать работу в общественных интересах.

Наказание выполнением работы в общественных интересах не может быть назначено против воли осужденного, который от нее отказывается или который не присутствует на судебном заседании. Председательствующий судья до вынесения приговора извещает подсудимого о его праве отказаться от выполнения работы в общественных интересах и принимает его ответ" [8. С. 15].

Можно привести примеры и из уголовного законодательства наших соседей - Украины и Беларуси. В Уголовных кодексах этих государств не предусмотрено наказание в виде обязательных работ, но есть "общественные работы" (Статья 57 УК Украины; ст. 49 УК Беларуси).

Как пишет Н.Г. Осадчая, к обязательным работам могут осуждаться все работающие лица, т.е. как рабочие, так и служащие. А можно ли и нужно ли работника умственного труда без его согласия, да и с согласия, привлекать к физическим работам? В европейских странах уголовное законодательство предусматривает подобные работы, но они там называются "общественные работы" и в этом кроется определенный смысл. Это наказание там применяется с согласия осужденного, в противном случае оно противоречило бы международным правовым актам, так как превращалось бы в принудительный труд [9. С. 9; 10. С. 87].

Выступающим за скорейшее внедрение в судебную практику наказания в виде обязательных работ, необходимо ответить на вопрос, как согласуется назначенное судом в принудительном порядке наказание в виде обязательных работ с общепризнанными нормами международного права, такими как Всеобщая декларации прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [11], Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная в г. Риме 04.11.1950 [12], Международный пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" [13], Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, заключенная в Минске 26.05.1995 [14]. А также со ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой "Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией" и ст. 37 Конституции РФ, где говорится, что "принудительный труд запрещен" [15]. По нашему мнению, ответить на заданный вопрос непросто. Он связан кроме общепризнанных норм международного права и Конституции РФ, также с трудовым и семейным законодательством, коснется этот вид наказания и законов, связанных со здравоохранением.

Обязательные работы, согласно ст. 49 УК РФ - это принудительные работы, поэтому осужденный, которому они назначены судом в качестве наказания, независимо от того, является ли он рабочим или служащим (например, врач, бухгалтер, учитель, инженер, юрист и т.п.), обязан исполнять назначенное наказание. Мы считаем, что физический труд для служащих не принесет пользы ни осужденным, ни государству. После восьми часов на основной работе учитель, бухгалтер, врач, экономист и т.п. лица будут обязаны проработать еще четыре часа на физических работах. По мнению опрошенных нами врачей, это отрицательно скажется на их здоровье. Кроме того, согласно действующему трудовому законодательству установлена продолжительность рабочего дня и рабочей недели [16]. В этом случае, кроме времени, которое осужденный к обязательным работам будет затрачивать собственно на работу, нужно еще учесть и время, необходимое для того, чтобы дойти или доехать до основной работы и обратно, затем время, необходимое для того, чтобы прибыть к месту, где будут исполняться обязательные работы, и на обратный путь. В общей сложности, осужденный к обязательным работам будет находиться вне дома, т.е. на работе и в дороге, около шестнадцати часов. В этом случае у него не останется время ни на что, кроме сна. Он не сможет посвящать время семье и заниматься другими повседневными делами, и практически будет вынужден поменять образ жизни. Если такой осужденный еще занимался общественной (политической) деятельностью, то на время отбывания обязательных работ ему придется ее прекратить. Отрицательно скажутся обязательные работы и на осужденных, которые учатся, у них не останется времени на самоподготовку.

Нецелесообразно применять наказание в виде обязательных работ не только к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, но и к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, так как воспитание подрастающего поколения - основная задача не только отдельной семьи, но и государства в целом.

Так как согласно Закону "обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ", это означает, что они будут выполняться, как правило, в вечернее время. В этом случае у осужденных к обязательным работам, имеющих семью (жену, мужа), могут возникнуть ситуации морально-психологического плана и семейные проблемы. Это может выражаться в виде ревности, вызванной тем, что вечером один из супругов будет уходить для исполнения обязательных работ и, естественно, возвращаться ночью. Разводов у нас в стране и так в избытке, а ревность супругов является их основной причиной.

Осужденные к обязательным работам женщины, как правило, имеют семью. Семейные проблемы у них могут возникнуть из-за того, что они занимаются своими традиционными домашними делами. Можно с уверенностью сказать, что наказание в виде обязательных работ для них будет очень обременительным и положительного результата в достижении целей наказания не даст.

При применении наказания в виде обязательных работ может возникнуть ряд проблем.

Например, может возникнуть вопрос об отсрочке привлечения осужденного к обязательным работам, связанный как с обстоятельствами трудовых, бытовых, личных проблем осужденного, так и с невозможностью предоставить ему работу со стороны органов местного самоуправления. Одновременно недопустимо и нецелесообразно растягивать отбывание наказания на чрезмерно длительный срок, так как длительные перерывы между днями отбывания обязательных работ, значительно затруднят достижение целей назначенного наказания.

Также при исполнении обязательных работ может возникнуть ситуация, когда осужденная женщина забеременеет. Как поступить в этом случае? Продолжение применения наказания может повредить здоровью матери и ребенка, можно ли будет в этом случае отсрочить исполнение обязательных работ или заменить другим наказанием, например штрафом?

Может возникнуть ситуация, что осужденный к обязательным работам будет госпитализирован в больницу и длительное время находиться на лечении. Как поступить в этом случае, отсрочить исполнение наказания или заменить штрафом?

За скорейшее внедрение в практику обязательных работ помимо руководства Федеральной службы исполнения наказаний выступают и некоторые ученые. Например, А.И. Коробеев так характеризует обязательные работы: "Пенитенциарное воздействие этого вида наказания на осужденного связано прежде всего с теми лишениями и ограничениями, которые он претерпевает в процессе его исполнения: увеличение продолжительности рабочего дня за счет сокращения времени отдыха; безвозмездность труда, его тяжелый, не престижный характер; психологический дискомфорт, связанный с судимостью, и т.п." [10. С. 88].

Однако в рыночных условиях жизни государства, с постоянно увеличивающимся числом безработных, найти работу для такой категории осужденных очень проблематично.

Какие "тяжелые и не престижные" работы имеет в виду А.И. Коробеев, можно только догадываться. Если он имеет в виду работу по уборке помещений и улиц, то: во-первых, в настоящее работа уборщица востребована, так как оплачивается не хуже, чем у высококвалифицированных государственных служащих и бюджетников (учителей, врачей и др.); во-вторых, для уборки применяется, как правило, специальная уборочная техника, и работнику необходимо иметь определенные навыки.

При применении этого наказания на практике будет возникать множество вопросов, связанных с тем, например, как такие работы учитывать, контролировать, планировать, проверять качество выполняемых работ, соблюдать при производстве работ технику безопасности и т.п.? Для этого будет нужен специальный штат обученных сотрудников органов, осуществляющих контроль за их исполнением уголовных наказаний. Для постоянной занятости необходимо будет гарантировать стабильность численного состава осужденных к обязательным работам, кто это может сделать?

К примеру, органы местного самоуправления решили использовать труд осужденных к обязательным работам на неквалифицированных работах, например на какой-либо стройке населенного пункта или на работах по его благоустройству. Для этого органу местного самоуправления вначале необходимо будет назначить специального штатного работника, который бы проводил инструктаж по технике безопасности, учитывал и контролировал качество и объем выполняемой осужденными работы. А, как известно, в нашей стране не на каждом производственном предприятии, где это предусмотрено по закону, имеется штатный работник по охране труда.

Для того чтобы осужденных к обязательным работам допустить к каким-либо работам, необходимо их обучить и дать им возможность приобрести определенные навыки. Любая работа, будь то землекоп, дворник, уборщик и др., требует определенных физических и технических навыков. А как решить вопрос с производительностью труда и нормами выработки? Тут вновь будут возникать определенные сложности, связанные с низкой эффективностью их труда.

Необходимо рассмотреть и философские аспекты обязательных работ, т.е. определить содержание, сущность и цели этого наказания. Так, например, Н.Г. Осадчая обосновывает вывод о том, что содержание рассматриваемого наказания составляет совокупность карательных и воспитательных элементов, которым будет подвергнут осужденный к обязательным работам. Сущность обязательных работ заключается в их свойствах достигать целей наказания: исправлять преступников и предупреждать совершение преступлений, как ими, так и другими лицами.

Содержание обязательных работ заключается в выраженной в приговоре отрицательной оценке поведения лица со стороны государства, продолжительности наказания, принудительном характере труда, бесплатности работ, наличии судимости.

Н.Г. Осадчая права, считая, что "общественно полезный труд является основным средством исправления осужденных к обязательным работам. Использование труда связано с его социальной природой - быть материальной основой воспитания личности. Посредством труда происходит воспитание осужденного в духе уважения к интересам общества, развитие трудовых навыков, таких качеств, как дисциплинированность, добросовестность, уважение к Закону" [9. С. 15].

Однако следует заметить, что обязательные работы будут применяться к лицам, которые занимаются общественно полезным трудом. Поэтому напрашивается вопрос: почему это вдруг обязательные работы будут для осужденного исправительными? Для лиц, которые имеют основную работу или учатся, этот вид наказания будет только карой и воспитательных результатов не даст.

Столь подробно на уголовном наказании как обязательные работы мы остановились с одной целью - доказать, что этот вид наказания не будет воспринят судебной практикой, поэтому должен быть изъят из санкций статей Особенной части Уголовного кодекса за неосторожные преступления.

Литература

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями на 15 января 2009 года. М.: Эксмо, 2009. 192 с. (Российское законодательство).
  2. Зубков А.И. Обсуждение пенитенциарных проблем // Российская юстиция. 1997. N 1. С. 16.
  3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными // Бойко А.И. [и др.]; Под общ. ред. П.Г. Мищенкова; научн. ред. М.П. Мелентьев, С.Н. Пономарев. М.: Экспертное бюро М, 1997. 795 с.
  4. Петрухин И. Новый Уголовный кодекс: проблема наказания // Уголовное право. 1999. N 3.
  5. Карганова Б.Г. Наказания в санкциях уголовного закона: соотношение, судебная практика. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНУ ВШ, 2003. С. 198.
  6. Дзигар А.Л. Уголовная политика и ее отражение в теории, законодательстве и практике. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2005. 368 с.
  7. Уголовный кодекс Испании [1995 г. Перевод] / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетникова. М.: Зерцало, 1998. 213 с.
  8. Новый Уголовный кодекс Франции. Принят 22 июля 1992 г.: перевод / Послесл. Крыловой Н.Е. М.: Юрид. колледж МГУ, 1993. 211 с.
  9. Осадчая Н.Г. Обязательные работы как новый вид наказания в российском уголовном законодательстве: Автореф. дис. ... к.ю.н.: 12.00.08. Ростов-на-Дону, 1999. 23 с.
  10. Российское уголовное право: Курс лекций / Т.А. Бушуева, Ю.В. Голик, А.И. Коробеев [и др.]; науч. ред. А.И. Коробеев. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 323 с.
  11. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах. М.: Юрид. лит., 1982.
  12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная в г. Риме 04.11.1950: международное законодательство // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
  13. Международный пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах": международное законодательство // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
  14. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, заключенная в Минске 26.05.1995, (вместе с "Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993): международное законодательство // Собрание законодательства РФ. 1999. N 13. Ст. 148.
  15. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. М.: ООО Омега-Л, 2003. С. 25, 29.
  16. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 апреля 2009 года. М.: Эксмо, 2009. С. 89, 91.