Мудрый Юрист

Учет детей и подростков как имманентный признак правового аспекта интеграции в обучении лиц с особыми образовательными потребностями в 1944 - 1945 гг. *

<*> Kry'gina N.M. Record of children and juveniles as an immanent feature of legal aspect of integration in education of persons with special educational needs in 1944 - 1945.

Крыгина Наталья Михайловна, преподаватель кафедры Истории государства и права юридического факультета Юго-Западного государственного университета.

В данной работе исследуются основные моменты юридического оформления и практической реализации государственной заботы о лицах с особыми образовательными потребностями в тяжелых условиях Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: подросток, ребенок, образование, интеграция.

In the given work the basic moments of legal registration and practical realization of the state care of persons with special educational requirements in the difficult conditions of the Great Patriotic War are investigated.

Key words: juvenile, child, education, integration.

"В СССР лишь треть детей с особыми образовательными потребностями имели возможность реализовать свое конституционное право на образование. В современной России охват образованием детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья. - Н.К.) достиг 58%, что не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку" <1>.

<1> Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями: основные положения. URL: www.niro.nnov/ru.

В данной работе предприняты попытки проследить вышеуказанное обстоятельство в условиях военного лихолетья и послевоенной разрухи.

В целях осуществления всеобщего обязательного обучения детей и подростков в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 14 июля 1943 г. была утверждена "Инструкция об организации учета детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет включительно и о порядке контроля за выполнением закона о всеобщем обязательном обучении" <2>. В соответствии с этим нормативным документом выявлялись дети, нуждающиеся в обучении в специальных учебных заведениях, как по данным, имеющимся в школах, так и путем специального опроса (§ III, п. 6 Инструкции).

<2> Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб-к док-в. 1917 - 1973 гг. / Сост.: А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 118 - 120.

Учету подлежали дети в городах, поселках, сельской местности. Сведения о детях, нуждающихся в определении в специальные школы, директора или заведующие школами должны были направлять в городские, районные отделы народного образования (§ IV, п. 11 Инструкции) <3>. Организация учета детей и подростков, в соответствии с вышеуказанным законодательством, была возложена на городские, районные исполкомы, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся.

<3> Там же. С. 119.

Как было указано, учету подлежали лица в возрасте 8 - 15 лет. Однако уже 8 сентября 1943 г. было издано постановление СНК СССР "О приеме детей семилетнего возраста в школы" <4>. Именно с этого момента возрастной ценз был расширен. В связи с этим хотелось бы отметить, что при работе с материалами разнообразных архивов, в том числе и центральных, автору не удалось обнаружить сведений, подтверждающих факт учета детей и подростков с 8-летнего возраста.

<4> Там же. С. 120.

Помимо вышеуказанных нормативных документов, в советских республиках учет детей также производился на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 27.09.1937 N 109/1620, которое было утверждено ЦСУ Госплана СССР от 09.05.1941 N 286 <5>.

<5> Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1125. Л. 3.

Следуя логике тоталитарного государства, упомянутые законодательные инициативы должны были быть безоговорочно реализованы на практике. Однако анализ документов центральных архивов говорит о несколько ином отношении чиновников к реализации намеченных перспектив.

В частности, в сводках по учету детей и подростков, подлежащих всеобщему школьному обучению на начало 1944/45 учебного года, имеются следующие сведения. По УССР на 20.09.1944 было выявлено 1960173 человека школьного возраста в сельской местности и 707175 человек, проживающих в городах и городских поселениях. Из них 46066 детей в городах и городских поселениях и 197914 детей в сельской местности не обучались в школе. Из общего числа детей и подростков, не обучающихся в школах, нуждались в помещении в специальные школы для слепых детей - 537 человек, для глухонемых - 1760 человек, для прочих - 661 человек <6>. При этом имеются сведения, что мероприятиями по учету детей не были охвачены Львовская, Ровенская, Тернопольская, Волынская, Херсонская, Кировоградская, и Каменец-Подольская области.

<6> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 3.

Более благоприятная ситуация складывалась в Белорусской ССР. Из 99038 детей городов и городских поселений к 05.10.1944 не обучались в школах 3317 человек. В сельской местности из 447984 детей не обучалось 42818. Из них 50 детей нуждались в коррекционном образовательном процессе для слепых и 196 - для глухонемых (табл. 1).

Основной проблемой, препятствующей эффективному охвату детей школьным образованием, является полное отсутствие каких-либо сведений о численности обучающихся, нуждающихся в помещении в специальные школы. Например, за 1944/45 учебный год не имеется данных по Азербайджанской ССР <7>. В представленную сводку по Узбекской ССР также не были включены работы, свидетельствующие о том, что в республике были произведены какие-либо мероприятия по учету детей с особенностями физического и интеллектуального развития <8>.

<7> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 2.
<8> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 4.

В Казахской ССР также не производился учет детей с особыми образовательными потребностями, а имеющиеся данные охватывают все детское население. В этом случае градация производилась по критерию выявления общей численности школьников в городах (182342) и количественному соотношению детей, не охваченных образовательным процессом (8157), а также в сельской местности - 465633 и 23483 соответственно <9>. Подобная ситуация наблюдается и в Карело-Финской ССР <10>.

<9> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 10.
<10> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 11.

Наряду с этим архивные источники содержат ряд материалов, свидетельствующих о том, что не во всех регионах организация учета детей и подростков школьного возраста была проведена на должном уровне. В некоторых областях эти мероприятия на 1-й квартал 1945 г. вообще не были произведены (Эстонская ССР, Латышская ССР). А там, где учет велся, почему-то выявленные данные не были включены в статистические отчеты.

Ярким примером подобного отношения к делу является деятельность государственных чиновников в Грузинской ССР. В частности, в сопроводительном письме зам. Уполномоченного Госплана при СНК по ГрузССР Перадзе значится, что "в представленную сводку (сводку учета детей, подлежащих всеобщему обязательному обучению Ф. РИК - 77 - по школам НкПроса ГССР) не были включены данные по Земо-Сванетскому району, в котором на начало 1944 - 1945 уч. г. числилось 37 школ с 2374 учащимися. В препровождаемую сводку не входят также данные по школам НКПС" <11>.

<11> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 13.

Отличительной чертой работы чиновников в ГрузССР является реалистичный оценочный подход своей деятельности. При анализе вышеобозначенного сопроводительного письма необходимо обратить внимание на следующее. "По существу препровождаемой сводки сообщаем, что в пределах обследованных школ имеется большой недоохват как всего детского населения, так и той части детского населения, которая фактически охвачена школами. Отсутствие соответствующих контрольных материалов нам не дает возможности, хотя бы с грубым приближением, выявить размер недоохвата всего детского населения в возрасте 7 - 15 лет. Однако, имея на лицо большой недоохват школьников среди детского населения, мы без сомнения можем предполагать, что в сводке РИК-77 имеется значительный недоохват и в той части детского населения, которая еще не вовлечена в школы. К сведению сообщаем, что, несмотря на то, что со стороны райинспекторов было обращено внимание на проверку полноты и правильности данных о численности детей школьных возрастов, все же полученные итоги означенного учета, как на протяжении ряда лет, так и в настоящем явно показывает, что установленный порядок ведения данной работы по Грузии не дает достаточно положительных результатов" (стиль и орфография сохранены. - Н.К.) <12>.

<12> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 5.

Таблица 1

Учет детей и подростков, подлежащих всеобщему школьному обучению на 1944/45 учебный год в республиках СССР

Респуб-
лики
      Общая      
численность
учащихся
(чел.)
    Из них не    
обучались в
школах (чел. / %)
  Численность учащихся, не   
обучающихся и нуждающихся в
помещении в специальные школы
(чел. / %)
    в   
городах
и город-
ских по-
селениях
   в    
сельской
местно-
сти
   в    
городах
и город-
ских по-
селениях
   в    
сельской
местно-
сти
  для  
слепых
для   
глу-
хоне-
мых
    прочих    
 УССР  
 707175 
1960173 
 46066  
- 6,51%
197914 -
10,1%
 537 - 
0,22%
<13>
1760 -
0,72%
  661 - 0,27% 
 БССР  
 99038  
 447984 
3317 -  
3,35%
42818  -
9,56%
 50 -  
0,02%
196  -
0,42%
      -       
 ГССР  
 109034 
 420450 
5929 -  
5,43%
37302  -
8,87%
 38 -  
0,09%
130  -
0,3%
      -       
 Армян-
ская
ССР
 53705  
 107319 
 5468 - 
10,18%
11 013 -
10,26%
 59 -  
0,35%
107  -
0,65%
вспомогатель- 
ные - 95 -
0,57%
 Турк- 
мен-
ская
ССР
 41585  
 135099 
 2352 - 
5,65%
 5565 - 
4,1%
 687 - 
8,67%
519  -
6,5%
  умственно   
отсталые -
114 - 1,4%
больных - 88
- 1,1%
с физическими
недостатками -
99 - 1,25%
 Кир-  
гиз-
ская
ССР
 42214  
 185661 
 1934 - 
4,58%
 15591 -
0,39%
 26 -  
0,48%
 6 -  
0,03%
  умственно   
отсталые -
1 - 0,005%
 Литов-
ская
ССР
 32454  
 114534 
 3372 - 
10,39%
18770 - 
16,38%
 14 -  
0,06%
53 -  
0,23%
  умственно   
отсталые
- 97 - 0,43%
<13> Данное процентное соотношение подсчитано и указано автором от общего числа детей, которые не обучались в школе в 1944/45 учебном году, но должны были быть охвачены системой образования. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1125. Л. 5.

Таблица составлена автором по материалам Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1125. Л. 2 - 4, 6 - 9, 12, 14.

Детальный анализ вышеобозначенных материалов и данных табл. 1 наглядно показывает, что в середине XX в. в СССР сложилась достаточно тревожная ситуация, когда значительное число ребят школьного возраста не были охвачены системой образования. Из общего числа указанных лиц процентное соотношение граждан с особыми образовательными потребностями представляется не столь удручающим. Однако не стоит забывать, что приведенные цифры и расчеты табл. 1 не являются окончательными. Это всего лишь веха в деле учета детей и подростков, которым на рассматриваемый период не были предоставлены образовательные услуги.

Данные табл. 2 подтверждают ранее высказанное утверждение, что в СССР середины XX в. отсутствовала четко спланированная система учета детей и подростков, направленная на осуществление всеобщего обязательного обучения. Наиболее остро эта проблема оказывала воздействие на темпы вовлечения лиц с проблемами в развитии в образовательный процесс. Главным образом это было обусловлено несовершенством нормативной регламентации ведения данной работы, о чем прямо указывалось в сопроводительном письме по учету детей и подростков, подлежащих всеобщему школьному обучению на начало 1944/45 учебного года от 29.12.1944 г. N 700/36 заместителя уполномоченного Госплана при СНК СССР по Грузинской ССР тов. Перадзе к работникам Центрального статистического вправления Госплана СССР <14>. В частности, была разработана такая форма отчетности, которая предполагала строгий учет только лиц с проблемами зрительного и речеслухового анализатора. А дети и подростки, у которых не были выявлены нарушения сочетанного характера речеслухового анализатора, т.е. имелись проблемы только речи или слуха, почему-то не были запланированы к учету. При этом наблюдаются единичные случаи ответственного подхода к делу, когда работники на местах выполняли учет таких детей. Понимая важность подобных мероприятий, они по личной инициативе производили данную работу, что называется, на свой страх и риск (см. табл. 2).

<14> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 5.

Таблица 2

Учет детей и подростков, подлежащих всеобщему школьному обучению на 1944/45 учебный год в регионах СССР

   Города /   
области
      Общая      
численность
учащихся
(чел.)
    Из них не   
обучались в
школах
(чел. / %)
 Численность учащихся, 
не обучающихся и
нуждающихся в помещении
в специальные школы
(чел. / %)
    в   
городах
    в   
сельской
местнос-
ти
   в   
городах
   в    
сельской
местно-
сти
для   
слепых
для    
глухо-
немых
 прочих 
г. Харьков,   
Харьковская
обл.
  3521  
сельские
поселе-
ния -
75034
сельская
мест-
ность -
156888
 1646  
сельские
поселе-
ния -
5184
сельская
мест-
ность
23566
город 
- 9
село -
30
город -
10
село -
104
город - 
8
село -
31
(умст-
венно
отсталых
г. Пинск,     
Пинская обл.
 12728  
 47382  
 1215  
 18851  
  26  
  72   
   -    
г. Барановичи,
Барановичская
обл.
  6964  
 67740  
  551  
  4880  
   2  
   9   
   -    
г. Могилев,   
Могилевская
обл.
 13098  
 123898 
  563  
  4810  
   9  
  82   
   -    
г. Витебск,   
Витебская
область
г. Минск,
Минская обл.
 31934  
 93844  
  529  
 12509  
  10  
   18  
   -    
22771 + 
11544
(г.
Минск)
 115120 
206 +  
253 (г.
Минск)
  1768  
3     
15     
   -    
г. Ашхабад,   
Ашхабадская
обл.,
Туркменская
ССР
 4084 + 
11558
г.
Ашхабад)
 32406  
  212 +
587
(г.
Ашха-
бад)
  1625  
288 + 
2 (г.
Ашха-
бад)
207 + 2
(г.
Ашха-
бад)
   76   
Красноводская 
обл.,
Туркменская
ССР
  5012  
  5493  
  238  
  1119  
  -   
   -   
   -    
Марийская     
обл.,
Туркменская
ССР
  8648  
 32349  
  313  
  1337  
 257  
 172   
умствен-
но
отсталых
- 114
больных
- 12
с
физичес-
кими
недос-
татками
- 27
Ташаузская    
обл.,
Туркменская
ССР
  3985  
 38211  
  200  
  1282  
  95  
  82   
    72  
Карджауская   
обл.,
Туркменская
ССР
  5914  
 14321  
  535  
   703  
   28 
  35   
    -   
Джалал-       
Абадская обл.,
Киргизская ССР
  4660  
 28746  
  121  
  1390  
  2   
  3    
    -   
Иссык-Кульская
обл.,
Киргизская ССР
  4423  
 23589  
  212  
  1239  
   -  
глухо- 
немых
- 19
глухих
- 4
    -   
Ошская обл.,  
Киргизская ССР
 10083  
 61270  
  545  
  7955  
  -   
   -   
    -   
Тянь-Шаньская 
обл.,
Киргизская ССР
  541   
 20350  
  90   
  1054  
  -   
   -   
    -   
Таласская     
обл.,
Киргизская ССР
  1525  
 13236  
  82   
  1120  
   -  
   -   
    -   
Фрунзенская   
обл.,
Киргизская ССР
  20982 
 38470  
  884  
  2833  
   5  
   9   
умствен-
но отста
лых - 1

Таблица составлена автором по материалам Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1125. Л. 16, 17, 17 об., 18, 18 об, 19, 20, 20 об, 20 - 32.

Кроме того, в некоторых регионах учет ребят школьного возраста, нуждающихся в коррекционном образовании, был произведен по каким-то странным критериям. В частности, в Туркменской ССР при выявлении численности учащихся, не обучающихся и нуждающихся в помещении в специальные школы, обозначены "умственно отсталые, больные и с физическими недостатками" (см. табл. 1, 2).

Первый критерий - "умственно отсталые" не вызывает каких-либо нареканий. Третий - "с физическими недостатками" вызывает по крайней мере некоторое недоумение, так как к физическим недостаткам относятся нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. Совершенно непонятно выделение учащихся по признаку "больные". Чем больные? Гриппом, корью, краснухой. Но для подобной категории детей не было предусмотрено создание специальных школ.

При анализе данных архивных материалов были выявлены достаточно интересные факты отсутствия единообразия структуры руководящих органов, в чьи функции входила обязанность учета детей и подростков, подлежащих всеобщему школьному обучению, в том числе и специальному (коррекционному). В подавляющем большинстве случаев решение этих задач было возложено на сектор культуры. В некоторых регионах этим вопросом занимался сектор культуры и здравоохранения (г. Витебск и Витебская область) <15>, сектор здравоохранения и культуры (Армянская ССР, Карело-Финская ССР) <16> или отдел культуры (г. Киев и Украинская ССР) <17>. В г. Харькове - группа здравоохранения и культуры <18>. В Литовской ССР - управление статистики <19>. В Грузинской ССР - Госплан при СНК СССР по Грузинской ССР <20>.

<15> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 19.
<16> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 8 - 13.
<17> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 2.
<18> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 15.
<19> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 14.
<20> РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 17. Д. 1562. Л. 5.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что учет детей и подростков в целях осуществления всеобщего обязательного обучения - отличная законодательная инициатива. Однако ее реализация должна была быть тщательным образом продумана и прописана в нормативных документах, что, к сожалению, не прослеживается при анализе фактов означенного периода.