Мудрый Юрист

Власть - религия - терроризм: вчера - сегодня - завтра *

Kovalev N.D., Aronov D.V. Power - religion - terrorism: yesterday - today - tomorrow.

Ковалев Николай Дмитриевич, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председатель Комитета по делам ветеранов, генерал армии.

Аронов Дмитрий Владимирович, заведующий кафедрой философии и истории Госуниверситета - УНПК.

Терроризм во все времена был угрозой обществу. Автор статьи, проводя анализ данной глобальной проблемы, пытается найти способы устранения возникновения проявления терроризма или возможности сведения данных действий к минимуму.

Ключевые слова: терроризм, экстремистские движения, религия, анафема.

At all times terrorism was the menace to society. The author of the article making analysis of a global problem tries to find the ways of elimination of arising of terrorism of the possibility of minimization of these actions.

Key words: terrorism, extremist movements, religion, anathema.

Терроризм стал суровой реальностью наших дней несмотря на то, что борьбе с ним посвящены значительные усилия большинства государств современного мира, а первые антитеррористические акты международно-правового характера были приняты еще на рубеже XIX - XX вв. Однако межгосударственные политические противоречия, попытки использовать национальные движения, исповедующие террористические методы борьбы, в глобальном противостоянии социально-политических систем привели к тому, что терроризм как явление не только расширил свою организационную базу, но и был взят на вооружение целым рядом экстремистских движений, опирающихся на достаточно широкую социальную базу. Понимание, что окончательное уничтожение терроризма как такового, или сведение его до минимума, не угрожающего жизненно важным интересам человечества в целом или отдельных государств, невозможно исключительно за счет работы спецслужб, привело к поиску модели ликвидации социально-экономической базы терроризма, адаптированной к историческому опыту и ментальности отдельных государств.

В этом случае в качестве одного из рычагов воздействия на систему отношений внутри общества в целях формирования негативного отношения к террору и самим террористам может и должна выступать совместная деятельность государственных антитеррористических структур и представителей традиционных для конкретного общества религий. И в этом отношении уместно задаться вопросом о том, насколько применим в этой деятельности хорошо известный в обществе и представленный в основных мировых религиях институт отлучения человека от религиозных институтов.

Этот институт, известный применительно к отечественной традиции как анафема, претерпевал за последние десятилетия ряд значительных трансформаций, не поменяв в принципе своей сущности. Анализ существующих точек зрения исследователей и богословов по этой проблеме показывает, что, как правило, речь идет о двойной природе отлучения. Прежде всего применительно к применяемой в РПЦ анафеме речь идет о том, что она свидетельствует о том, что конкретный человек, даже именующий себя христианином, своим мировоззрением и поступками удостоверяет, что он не имеет никакого отношения к Церкви Христовой. Богословы особо оговаривают, "что анафема - это никакое не "проклятие церковное", как вслед за Большой советской энциклопедией считают иные люди или безграмотно трактуют мирские СМИ; это и не отлучение от Церкви в светском понимании этого термина. Конечно, преданный анафеме уже не вправе участвовать в жизни Церкви: исповедоваться, причащаться, быть на богослужениях. Но отлучение от церковного общения как таковое бывает и без анафемы. По... канонам, тяжко согрешивший может на известный срок отстраняться от участия в церковных Таинствах... Поэтому анафема означает не просто отлучение, а свидетельствование Церкви о том, о чем виновный, со своей стороны, давно сам знал и был в том утвержден: его мироощущение, позиции и взгляды с церковными никак не совпадают, никак не соотносятся" <1>.

<1> Козлов Максим, протоиерей. Смысл анафемы. URL: http://azbyka.ru/dictionary/01/anafema2-all.shtml. Дата обращения 28 сентября 2009 г.

Таким образом, подчеркивается только одна из сторон анафемы как церковного института, заключающегося в наставлении заблудшего на путь истинный, констатации факта отпадения его от церкви и ряд иных аспектов участия церкви в организации духовной связи верующего и Бога. Анафема имеет две стороны: формально-дисциплинарную (лишение права церковного общения) и духовно-таинственную (реальную потерю благодати, несмотря на формальное участие в церковной жизни) <2>. Разработка данного понятия приводит богословов к выводу о том, что "идет дело о таком приговоре церковного суда, о таком наказании, действие и границы которого шире, чем судебные решения мирских властей, - о наказании, переходящем за пределы земного бытия, наказании, касающемся души, которое, будучи произнесено на земле, имеет подтвердиться, остаться в своей силе и на небе. Внутренняя действенность отлучения не такова, конечно, чтобы оно само по себе, независимо от нравственного состояния отлучаемого, отделяло от Бога и лишало Божественной благодати. Если бы оно, хотя бы и совершенно правильным, узаконенным образом, произнесено было над невинным человеком, то это нисколько не изменило бы его отношения к Богу, не отдалило бы его от Бога, - только грехи могут удалять его от Бога и лишать Его благодати. Грех и произведенное им разобщение с Богом есть необходимое предположение действительного отлучения" <3>. То есть анафема, объявленная церковными властями человеку, не совершавшему приписываемого ему поступка, не приводит для него к отрицательным последствиям в части отношений с Богом.

<2> Иов (Гумеров) иеромонах. О церковном понятии анафемы. URL: http:// www.pravoslavie.ru/ answers/ 060628152639. Дата обращения 28 сентября 2009 г.
<3> Цит. по: Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. О праве церковного отлучения, или анафематствования. URL: http://portal-credo.ru. Дата обращения 28 сентября 2009 г.

Вместе с тем, и надо отдать должное РПЦ, идет и разговор о том, что на ряде исторических этапов становления и развития российской государственности Русская православная церковь, находившаяся в тесном союзе с государственными институтами, составляя так называемую симфонию властей, использовала анафему как инструмент реализации защиты общества от угрозы его разрушения. Помимо широко известного факта анафемы гетмана Мазепы по причине его государственной измены, анафеме были преданы ряд государственных преступников, чья деятельность в современном понимании не так уж и далека от террористической. Как отмечает протоиерей Максим Козлов: "Гришка Отрепьев и Степашка Разин были отлучены от Церкви не по вероучительным основаниям, а как враги государства. В те времена существовало принципиальное понимание "симфонии властей" - церковной и светской. Первая заботилась о нравственном здоровье народа, вторая - о безопасности государства и защите самой Церкви. Всякий, кто восставал против государства, восставал не только против монархии, но против Державы, на протяжении веков являвшейся оплотом вселенского Православия. В силу этого антигосударственные действия одновременно расценивались и как антицерковные, поэтому виновные в них подвергались и церковному осуждению через анафематствование" <4>. Также в 1654 г. Тимофей Дементьевич Анкудинов был изобличен как самозванец, предан анафеме и казнен (четвертован) в Москве. В 1775 г. анафеме, снятой перед казнью, был предан Емельян Пугачев.

<4> Козлов Максим, протоиерей. Смысл анафемы. URL: http://azbyka.ru/dictionary/01/anafema2-all.shtml. Дата обращения 28 сентября 2009 г.

Таким образом, можно говорить о том, что в РПЦ имеется и соответствующая нормативная база, и историческая практика использования рассматриваемого института против преступных деяний, угрожающих безопасности и существованию государственного строя.

Несколько иная практика применения института анафемы в современной Римско-католической церкви. В Ватикане существует Конгрегация по вопросам вероучения, правопреемница хорошо известной священной инквизиции. В современной ватиканской Конгрегации по вопросам вероучения периодически выносятся суждения и о конкретных лицах, и о конкретных направлениях религиозной мысли. Ее практика связана в основном с рядом бывших католических богословов и религиозных воззрений ("теология освобождения" в Латинской Америке), которые в новейший период были осуждены Ватиканом, что, по мнению богословов, равнозначно преданию анафеме.

Церковное отлучение, как Божественное учреждение, существует и в практике Протестантской церкви. Исходя из того положения, что в учении и практике церковной можно принимать и оправдывать только то, что основано на Священном Писании, она использует отлучение как действующую часть церковной дисциплины, как средство к сохранению последней. Основатели протестантизма Лютер <5>, так и Кальвин <6>; на основании приведенных ими мест Священного Писания, также признавали отлучение, как и православная и католическая церковь, приписывая ему те же самые действия, свойства и силу.

<5> Перечислив места Священного Писания, в которых говорится о церковном отлучении, Лютер говорит: "Эти и подобные места суть неизменная заповедь великого Бога; мы не вправе отменять ее. Хотя папство и злоупотребляет правом отлучения, допуская это во вред Церкви, тем не менее не отменять, а лишь правильнее и с надлежащею осторожностью употреблять его должны мы по воле и заповеди Христовой". Цит. по: Священномученик Владимир (Богоявленский), Митрополит Киевский и Галицкий "О праве церковного отлучения, или анафематствования". URL: http://portal-credo.ru. Дата обращения 28 сентября 2009 г.
<6> В формуле экс-коммуникации, составленной Кальвином, говорится: "Мы, служители Божии, сражающиеся оружием духа, мы, которым дана власть вязать и решить, исторгли NN во имя и по власти Иисуса Христа из недр церковных, - отлучили и устранили его от общения с верующими; да будет он проклят между ними; да отвращаются от него все, как от язвы, и да не имеет с ним никто никакого общения и сношений. Этот приговор отлучения подтвердит и Сын Божий". Цит. по: Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. О праве церковного отлучения, или анафематствования. URL: http://portal-credo.ru. Дата обращения 28 сентября 2009 г.

Несколько иная практика сложилась в исламе, где существует большое количество отдельных направлений данного учения, что не способствует выработке единообразного понимания института отлучения от веры. Однако специалистами справедливо отмечается, что в исламе есть такие аспекты реализации данного института, как вынесение духовенством (духовные управления мусульман в регионах России) специальной фетвы (богословско-правовое заключение), осуждающей терроризм и ваххабизм, посредством объявления джихада. В 2002 г. Совет муфтиев России распространил в мечетях фетву "О недопустимости оправдания экстремизма и терроризма нормами Корана и Сунны". В 2003 г. высший духовный орган Саудовской Аравии - постоянная комиссия по научным исследованиям и фетвам - выпустил фетву, запрещающую любые террористические действия. Терроризм определен в ней как "крайняя несправедливость и насилие, нарушение безопасности, кровопролитие, запугивание и уничтожение собственности". Всех, кто обладает информацией о готовящихся терактах, фетва обязывает сообщить об этом в компетентные органы. И пример этот не единичный. Терроризм предан анафеме практически во всех традиционно исламских странах (исключение - Афганистан при талибах).

Вместе с тем справедливо отмечается, что эти меры не дали реального эффекта, а специфика фетвы в том, что "фетва не приказ, а ответ ученого-муфтия на вопрос мусульман, - пояснил член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, президент Института религии и политики Александр Игнатенко... - Иными словами, у фетвы нет и не может быть нарушителей" <7>.

<7> Цит. по: Владимиров А. Контрджихад // Итоги. N 33. 16.08.2005. http:// www.i-r-p.ru/ page/ stream-event/ index-457.html. Дата обращения 26 октября 2009 г.

Вторым аспектом отлучения является свойственный ваххабизму категория или принцип, называемый "такфир". Такфир - объявление мусульманина, представляющего другой "фрагмент" ислама, кафиром, т.е. "неверным". Некто (чаще всего это ваххабитский улем) заявляет о каком-то мусульманине или группе мусульман, что они "неверные", т.е. немусульмане. На неарабские языки такфир нередко переводят как "отлучение" (excommunication) или "анафема". Но такфир отличается от отлучения и анафемы тем, что непокаявшийся "вероотступник" должен быть убит. Такфир распространяется и на тех мусульман, которые от ислама не отступили ни словом, ни делом, ни сомнением, ни колебанием, но не присоединяются к ваххабитскому такфиру.

Основные причины, по которым человека или общину объявляют отлученными (по правилам это должен делать совет муфтиев):

  1. Самое простое - это "отлучение от джамаата" - т.е. отлучение от общины и общей молитвы, но при этом человек не перестает быть мусульманином.
  2. В исламе установлена джуманамаз - еженедельная пятничная молитва, совершаемая в мечети в полдень, она является обязательной для всех мужчин. И если человек три раза подряд без уважительной причины пропускает ее, то он автоматически считается отлученным от ислама.
  3. Куфр (неверие) - отрицание столпов ислама.

Можно говорить, что в исламе существует институт отлучения (хотя самого по себе понятия отлучения, как в православии, нет) - но все более сложно в связи с тем, что в исламе существует много течений, которые ориентируются на различные нормы. И они могут "предавать анафеме" друг друга, объявлять друг друга отступниками, отлучать друг друга, со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, в доктрине и отчасти практике различных конфессий институт отлучения существует, а также имеется опыт его применения применительно к защите основ не только церковного вероучения, но и национальной государственности. Соответственно можно говорить о необходимости наличия политической воли церковных иерархов для принятия ими соответствующих решений, которые могли бы сыграть значительную роль в агитационной кампании, формирующих негативное восприятие терроризма как средства борьбы среди той части населения, которой в определенной степени разделяет ценности традиционных религий, роль которых в обществе показывает тенденцию к росту.

Общность институтов состоит в том, что институт анафемы относится к верующим, связан с персонифицируемом в каждой религии перечнем деяний, имеется практика использования этого института для выполнения важнейших государственных функций. Соответственно, несмотря на то, что формально для большинства религиозных течений институт отлучения связан со сферой отношений человека с Богом, обращение этих течений к решению такой насущной проблемы современности, как борьба с терроризмом, видится не только оправданным, но и необходимым. Это позволит создать в соответствующих социальных средах, особенно на ранних стадиях обращения верующего к пути террора, обстановку неприятия этих методов достижения цели. Представляется достаточно сильным эффект воздействия подобных актов на лиц старшего поколения, что особенно эффективно в регионах, где существуют семьи, состоящие из нескольких поколений, что дает мультипликативный эффект при воспитании младших поколений старшими через поколение. Весьма эффективным следовало бы признать совместные выступления религиозных деятелей по сходным вопросам, но это в настоящий момент лежит вне рамок практической политики.