Мудрый Юрист

Русское масонство: от петра великого до екатерины II *

<*> Bely'kh V.S. Russian masonry: from Peter the Great to Catherine the Great.

Белых Владимир Сергеевич, профессор УрГЮА, доктор юридических наук.

Статья посвящена истории русского масонства в периоды царствования от Петра I до Екатерины II. Автор анализирует различные литературные источники и дает собственную оценку тем или иным событиям в жизни России с учетом деятельности масонских сообществ.

Ключевые слова: русское масонство, связь императоров России с масонским движением, главные деятели масонства России.

The article is devoted to the history of Russian Freemasonry during the periods of reign from Peter the Great to Catherine the Great. The author analyses various literary sources and gives his own estimation of these or those events in the life of Russia considering the activity of Freemasonry societies.

Key words: Russian Freemasonry, relations of Russian Emperors with Freemasonry movement, chief figures of Russian freemasonry.

Официальных сведений о причастности царя Петра Алексеевича к масонскому движению нет. Существует лишь версия о том, что масонская ложа была учреждена Петром Великим, немедленно по его возвращении из первого заграничного путешествия. Некоторые исследователи масонства утверждают, что сам Кристофер Врен, знаменитый основатель новоанглийского масонства, будто бы посвятил царя в таинства ордена. Мастером ложи, созданной Петром, был Лефорт (Лаферт), а первым надзирателем - Гордон. Сам царь был назначен вторым надзирателем <1>. Но это только версия, причем без доказательств.

<1> См.: Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. М., 1991. Т. 1. С. 126.

Достаточно категорично о связях Петра Великого с английским масонством говорят священник Родион и В.Ф. Иванов. Последний пишет, что Петр I, будучи в Англии в 1696 г., был завербован в масонство главой лондонской ложи и строителем собора Св. Павла в Лондоне сэром Христофором Реном <2>. Мы наблюдаем здесь небольшое разночтение в правописании фамилии главы лондонской ложи (Врен или Рен), но это относится к издержкам перевода с английского на русский.

<2> См.: Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935. С. 21.

По другой версии, Петр I вывез из своего второго путешествия (1717 г.) масонский статут и на его основании приказал открыть или даже сам открыл ложу в Кронштадте. Об этом пишет известный исследователь истории масонства А.Н. Пыпин в статье "Русское масонство" <3>.

<3> См.: Пыпин А.Н. Русское масонство до Новикова // Вестник Европы. 1868. N 6. С. 548.

Российская историография также хранит молчание по этому весьма интересному вопросу. Так, отсутствует какая-либо информация о причастности Петра I к английскому масонству в произведении "Публичные чтения о Петре Великом" русского историка С.М. Соловьева. Однако некоторые факты из жизни русского царя вызывают повышенное внимание в контексте настоящего исследования. Известный русский историк пишет: "...Петр - представитель России, движущейся в Европу, входит в этот чужой мир, входит еще очень молодым, безоружным... Лефорт был блестящий представитель людей, населявших Немецкую слободу. Как все они, Лефорт не имел прочного образования, не мог быть учителем Петра ни в какой науке, не был мастером никакого дела; но это был человек бывалый и притом необыкновенно живой, ловкий, веселый, открытый, симпатичный, душа общества" <4>. Далее С.М. Соловьев признает, что Франц Яковлевич Лефорт, уроженец Швейцарии <5>, приехавший в Россию в 1675 г., имел огромное влияние на молодого Петра, который сильно любил его и гордился дружбой с ним.

<4> См.: Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России / Сост. и вступ. ст. С.С. Дмитриева. М., 1990. С. 473.
<5> Ф.Я. Лефорт родился в 1656 г. в Женеве в семье торговца Жака Лефорта (1618 - 1674). Он прожил короткую, но очень насыщенную событиями жизнь. Но это особая тема исследования. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

Лефорт выступал в роли связного между Россией и Европой. Действительно, в 1697 г. Россия открывает многочисленные свои посольства при разных дворах европейских государств. Среди полномочных послов: один иностранец, женевец Лефорт, другой русский, граф Федор Алексеевич Головин, с 1699 г. руководил внешней политикой России.

Петр I высоко ценил деятельность и личные качества Лефорта. 10 марта 1699 г. был учрежден русский "славный чин", орден Андрея Первозванного. Первые кавалеры - генерал-адмирал Ф.А. Головин, а также друг юности царя - Ф.Я. Лефорт <6>. Однако в марте этого же года Лефорт неожиданно умирает. "С его смертью порвалась эта личная, так сказать, связь Петра с иностранцами, кончился период влияния Немецкой слободы" <7>. С.М. Соловьев утверждает, что после смерти Лефорта соблазн дружбы с иностранцами у Петра исчез навсегда. Эту роль великолепно выполнял выдающийся государственный деятель, русский дипломат, генерал-адмирал, граф Федор Алексеевич Головин.

<6> В отечественной литературе и средствах информации факт награждения Ф.Я. Лефорта орденом Андрея Первозванного иногда замалчивается. Так, в свободной энциклопедии "Википедия" вторым кавалером ордена называется гетман Иван Мазепа, получивший его из рук Петра в 1710 г., но лишенный награды за измену в 1708 г. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki. Небезынтересно знать, что в 1917 г. в Советской России награждение орденом было прекращено. Но 1 июля 1998 г. Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина новый орден Святого апостола Андрея Первозванного был учрежден как высшая награда России, которую недавно получил М.С. Горбачев.
<7> См.: Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России / Сост. и вступ. ст. С.С. Дмитриева. С. 495.

Между тем непонятно: почему после смерти Лефорта был положен конец влиянию Немецкой слободы на Петра I? Нет ясности и в другом: в чем конкретно выражалось такое влияние и какова роль в этом отводилась Лефорту? Эти вопросы возникали и ранее, но многие из них остались без ответа. По крайней мере предмет научного исследования.

Любопытная информация о Гордоне и Лефорте содержится в произведении В.О. Ключевского "Петр Великий среди своих сотрудников". В 1699 г. Петр Алексеевич хоронил и Лефорта, и Гордона. Вот что по этому поводу пишет знаменитый русский историк: "Он (Петр. - В.Б.) ежедневно навещал больного Гордона, оказавшего ему большие услуги в азовских походах и во второй стрелецкий мятеж 1697 г., сам закрыл глаза покойнику и поцеловал его в лоб; при погребении, бросив землю на опущенный в могилу гроб, Петр сказал предстоящим: "Я даю ему горсть земли, а он дал целое пространство с Азовом" <8>. Затем В.О. Ключевский описывает прощание Петра I с Лефортом. Русский царь шел за его гробом, обливаясь слезами, слушал надгробную проповедь реформаторского пастора, восхвалявшего заслуги покойного адмирала, и вызывал крайнее удивление у присутствующих иностранцев. Отметим, что русские бояре не очень скорбели о смерти царского любимца и хотели покинуть поминальный стол, за что прогневали царя.

<8> См.: Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. VI. Статьи / Под ред. В.Л. Янина. М., 1990. С. 395.

В.О. Ключевский (равно как и С.М. Соловьев) подчеркивает, что Гордон и Лефорт были исключительные иностранцы, а Петр ценил их за преданность и заслуги. С Лефортом он был связан еще личной дружбой <9>. Поэтому мы еще раз вернемся к характеристике Лефорта.

<9> Ключевский В.О. Указ. соч. С. 392, 395.

В лекциях о Петре В.О. Ключевский следующим образом описывает Лефорта: "...авантюрист из Женевы, пустившийся за тридевять земель искать счастья и попавший в Москву, невежественный немного менее Меньшикова, но человек бывалый, веселый говорун, вечно жизнерадостный, преданный друг, неутомимый кавалер в танцевальном зале, неизменный товарищ за бутылкой, мастер веселить и веселиться, устроить пир на славу с музыкой, с дамами и танцами, словом, душа-человек." <10>. Кстати, легендарный князь Александр Борисович Куракин очень метко охарактеризовал Лефорта: "дебошан французский" <11>.

<10> См.: Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. / Под ред. В.Л. Янина. М., 1989. Т. IV. Курс русской истории. Ч. 4. С. 17 - 18.
<11> Куракин Б.И. История о царе Петре Алексеевиче // Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты. СПб.; М., 1993. С. 75.

По мнению авторов издания "Масонство в его прошлом и настоящем", первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г., когда гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером "для всей России" <12>. На этом этапе вряд ли можно говорить о русском масонстве, хотя бы потому, что орденское учение распространялось в тесном кругу иностранцев, переселившихся в Россию. Таким образом, первоначальное масонство пришло в Россию из Англии.

<12> Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. Т. 1. С. 126.

То был период царствования Анны Иоанновны (1730 - 1740), дочери Ивана V Алексеевича. Атмосфера, черты быта и нравов одной из драматических эпох русской истории увлекательно и впечатляюще описаны в историческом романе И.И. Лажечникова "Ледяной дом" <13>. Это была действительно мрачная эпоха царствования, засилья временщика Бирона и немцев при русском дворе. "Внутреннее состояние России во время правления Бирона было ужасно, и при дворе, и в обеих столицах все дрожало при его имени. Крестьянство было разорено. Шпионство развивалось до невероятных размеров - никто, ложась спать вечером, не мог быть уверен, что спокойно проспит ночь" <14>.

<13> Лажечников И.И. Ледяной дом / Вступ. ст. Н. Петруниной. Л., 1982.
<14> См.: Время императора Петра I и императрицы Анны Иоанновны. Из записок князя П.В. Долгорукова; Манштейн Х.Г. Записки о России генерала Манштейна / Пер. с фр. М., 2007 (Великие династии России. Романовы). С. 111.

В 1740 г. английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для России. Им стал генерал русской службы Джеймс (Яков) Кейт <15>. С именем этого гроссмейстера исследователи масонства связывают и первые случаи вступления русских людей в масонский союз. Не случайно русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.

<15> См.: Серков А.И. Русское масонство (1731 - 2000 гг.): Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 386.

Во времена царствования Елизаветы Петровны (1741 - 1761 гг.) наблюдается некоторое оживление в масонском движении. В замечательной книге К. Валишевского "Дочь Петра Великого" встречаются некоторые персонажи - члены масонского союза. Однако и в этом произведении не показана какая-либо их связь с масонством. Остается лишь довериться авторам издания "Масонство в его прошлом и настоящем", которые на основе проведенного исследования называют в числе масонов таких представителей русской знати, как граф Н.Н. Головин, граф З.Г. Чернышев, будущий историк - князь М.М. Щербатов. Среди знатных масонов называются и имена Воронцовых, Голицыных, Трубецких. В качестве доказательства такой связи с масонством служит показание М. Олсуфьева, представленное императрице графом А.И. Шуваловым. В списке о масонской ложе в Петербурге перечислено около 35 лиц.

Нельзя сказать, что при императрице Елизавете масонское движение - заметное общественное явление. Слишком узок был круг членов масонского союза, а главное - это отсутствие какой-либо национальной окраски, даже несмотря на некоторое участие в нем русских людей.

Другая характерная особенность для первоначального периода существования масонства в России - легкомысленное отношение к вступлению в масонский орден. Известный русский масон, впоследствии провинциальный великий мастер для всей России, И.П. Елагин вступил в братство "свободных каменщиков" (в 1750 г.) только из любопытства и тщеславия. Его притягивала к себе и знаменитая масонская тайна, и возможность общения с людьми, "кои в общежитии знамениты" и стояли высоко над ним; не обошлось здесь и "без лестной надежды" заручиться покровительством друзей, могущих способствовать его счастью <16>. Правда, затем И.П. Елагин нашел в масонстве более глубокое содержание, а не модную забаву. Весьма любопытная деталь (штрих)! Для сравнения: быть членом партии из любопытства и тщеславия.

<16> См.: Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. Т. 1. С. 128 - 129.

В своих записках И.П. Елагин говорит и о нравственной стороне масонства елизаветинской эпохи. Все в масонской ложе показалось ему игрою людей, желающих за счет вновь принимаемого забавляться, иногда непозволительно и неблагопристойно. С его слов, многие присутствующие умели только "со степенным видом в открытой ложе шутить и при торжественной вечере за трапезой несогласным воплем непонятные реветь песни и на счет ближнего хорошим упиваться вином..." <17>. В то же время И.П. Елагин первый получил звание Великого Мастера в Петербургской провинциальной ложе английской системы. В 1777 г. он принимал активное участие во введении среди русского масонства (братьев) шведской системы "строгого наблюдения" <18>.

<17> Там же. С. 129.
<18> Шведская система "строгого наблюдения" (Observantia stricta) считала себя прямой наследницей средневековых Рыцарей Храма (см.: История масонства. Смоленск, 2002. С. 333). Эта система внесла великий разлад в сообщество вольных каменщиков. В результате образовалось два враждебных лагеря, и приверженцы староанглийского масонства были названы защитниками "слабого наблюдения".

Отрывочная информация о генерале Д. Кейте имеется в книге К. Валишевского "Дочь Петра Великого". В 1743 г. под Выборгом в гвардейских полках, посланных против Швеции, возник настоящий бунт. Русские солдаты были недовольны главным образом немецким засильем. Бунт был подавлен благодаря хладнокровию генерала Кейта и поведению армейских полков <19>. Он покинул Россию из-за служебных конфликтов. В 1747 г. вышел в отставку с русской службы. И не только.

<19> См.: Валишевский К. Дочь Петра Великого. Репринтное воспроизведение с изд. А.С. Суворина. С. 67.

Джеймс Кейт симпатизировал Фридриху Великому, королю Пруссии. Во время войны с Россией Фридрих "вел тесную дружбу с русским генералом Кейтом, мечтавшим перейти на службу к Фридриху. И Кейт ручался ему, что русские войска не двинутся с места. Получив приказ приготовить к выступлению свой корпус, Кейт должен был заявить по начальству, что у него нет ни провианта, ни боевых запасов, ни даже солдат" <20>. В заключение генерал Кейт (он же гроссмейстер для всей России) вместе со своим братом, милордом-маршалом перешел на службу прусскому королю и в 1749 г. назначен губернатором Берлина. Участник Семилетней войны, Д. Кейт был убит в сражении под Гохкиртхом. При открытии военных действий с Россией оба брата померялись силами с русскими войсками под командованием графа С.Ф. Апраксина.

<20> Там же. С. 383.

Справедливости ради следует отметить, что не только генерал Д. Кейт поддерживал тесные связи с Фридрихом II, злейшим врагом России. Существует интересная информация о преступном сообществе канцлера А.П. Бестужева и великой княгини Екатерины в интриге, имевшей своей целью парализовать движение русских войск, выставленных против Фридриха. После раскрытия заговора бывшего канцлера, не подвергая пытке, отправили в ссылку в одно из подмосковных имений. Другие сообщники, в их числе И.П. Елагин, отправились в более отдаленные места ссылки <21>. Правда, существует и иная версия заговора: граф Бестужев участвовал в заговоре в пользу великой княгини Екатерины Алексеевны, а И.П. Елагин был сторонником будущей императрицы и тоже был замешан в деле. Одним словом, заговор заговору рознь.

<21> См.: Валишевский К. Дочь Петра Великого. С. 160.

После смерти Елизаветы наступило краткосрочное царствование Петра III, который боготворил прусского короля Фридриха II (кстати, третьим кавалером ордена Андрея Первозванного стал в 1701 г. посол Пруссии в России Людвиг Принцен). Восшествие на престол Петра III позволило немедленно остановить военные действия русской армии и возвестить Фридриху о дружественном расположении государя. Однако у этого эпизода в истории России имеется и другое продолжение.

Известно, что в 1738 г. Фридрих II (тогда он был прусским кронпринцем) вступил в масонскую ложу в Гамбурге. Он был весьма деятельным и влиятельным масоном. Когда Фридрих II стал королем, он принял звание гроссмейстера Великой ложи. Правда, позднее он охладел к масонству, но его принадлежность к ордену имела огромное значение для немецкого масонства. У него было много последователей <22>.

<22> См.: История масонства. Смоленск, 2002. С. 69.

Русский император Петр III, подражая Фридриху II, оказывал явное покровительство "вольным каменщикам". Он даже подарил дом ложе "Постоянства" и сам руководил масонскими работами в Ораниенбауме <23>. Однако это не способствовало сильному развитию масонского движения в России, поскольку не было необходимого условия - русской интеллигенции, объединенной общими духовными интересами. Покровительство императора к масонам не защитило его самого от гибели <24>. Напротив, его связь и слепая любовь к Фридриху II вызывали раздражение в русском обществе и активное сопротивление в стане великой княжны Екатерины. Однако за шесть месяцев царствования он успел издать Манифест о вольности дворянства и указ о секуляризации церковной земельной собственности, была ликвидирована Тайная розыскных дел канцелярия. Он прекратил преследование старообрядцев.

<23> См.: Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. Т. 1. С. 132.
<24> По официальной версии, причиной смерти был приступ геморроя, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя. По другой версии, Петр был то ли намеренно, то ли случайно (во время завязавшейся драки) убит охранявшими его гвардейцами (см.: Наумов В.П. Петр III. Удивительный самодержец: загадки его жизни и царствования на российском престоле. М., 1993. С. 281 - 326).

Именно во времена царствования Екатерины II наблюдается мощное развитие русской интеллигентной мысли. Если императрица Елизавета могла гордиться Ломоносовым, как славой своего царствования, то Екатерина II считала первым своим делом распространение просвещения среди русского народа, дворян и людей из других сословий. Деятельным ее сотрудником в этой области был И.И. Бецкий (личный секретарь императрицы, президент Императорской академии искусств), получивший образование за границей. Императрица оказывала покровительство и русским писателям, таким как Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин. Да и сама Екатерина не раз брала перо и сочиняла комедии, где осмеивались недостатки современного общества <25>. Правда, ряд исследователей высказывают сомнение относительно авторства написанных ее комедий. Так, К. Валишевский считает, что идеи комедий Екатерины безусловно принадлежали Н.И. Новикову, выдающемуся деятелю, издателю сатирических журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек". "Но принадлежала ли ему также и их талантливая разработка? Ответить на это трудно. Достоверно только то, что до своей дружбы с Новиковым (возникшей между ними как раз в то время, когда она закрыла его периодическое издание "Трутень") Екатерина не писала комедий. И она перестала их писать после ссоры со знаменитым публицистом" <26>. Эта версия имеет право на существование <27>.

<25> Россия под скипетром Романовых. 1613 - 1913. М., 1990. С. 103.
<26> См.: Валишевский К. Роман императрицы. Императрица всероссийская Екатерина Вторая. Репринтное воспроизведение с изд. А.С. Суворина. М., 1989. С. 464.
<27> Известно, что к концу жизни Ивана Ивановича Бецкого Екатерина лишала его звания своего чтеца, заявив, что он присваивает себе славу государскую.

Не менее интересны и письма Екатерины к именитым философам и литераторам Европы (Гримму, Дидро). Известна, например, переписка императрицы с Вольтером (настоящее имя Мари-Франсуа Аруэ), который имел большое влияние на современников как критик религиозной нетерпимости и феодально-абсолютной системы. Однако К. Валишевский в очередной раз ставит вопрос об авторстве этих писем со стороны Екатерины. Имеется предположение, что автором знаменитых писем к Вольтеру был Андрей Петрович Шувалов, литератор, с 1787 г. член Совета при императрице, сенатор. Он в совершенстве знал и форму, и дух французского языка (в отличие от Екатерины II) <28>. Впоследствии она также прибегала к помощи своего статс-секретаря А.В. Храповицкого <29>. Однако эта тема - предмет самостоятельного изучения.

<28> Валишевский К. Роман императрицы. С. 455 - 456.
<29> Храповицкий А.В. Памятные записки А.В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины Второй. Репринтное воспроизведение изд. 1862 г. М., 1990.

Но вернемся к масонскому движению. Надо отметить, что никто из его исследователей истории вольных каменщиков не связывает имя Екатерины с русским масонством. Иногда в исторической литературе проскальзывает мысль о возможной связи Екатерины II с масонством через прусского короля Фридриха II (какое совпадение между ними; присутствует цифра "2" и слово "великий"). Добавим: и не только. По одной из распространенных версий, Екатерина Великая была незаконно рожденной дочерью Фридриха Великого. Ее мать, урожденная Иоанна-Елисавета Гольштейн-Готторпская, была в молодости очень красива и вела себя довольно легкомысленно. Ею якобы и увлекся прусский король <30>. Именно этим, в частности объясняется поддержка Екатерины, то особое предпочтение, которое Фридрих II делал с тем, чтобы выдать свою незаконную дочь за наследника русского престола.

<30> См.: Евгеньева М. Любовники Екатерины. М., 1989. С. 3.

По другой версии, отцом Екатерины II тоже был незаконный сын знатного русского вельможи Иван Иванович Бецкий, который с 1763 по 1794 г. возглавлял Академию художеств и Кадетский корпус <31>. В те далекие времена такое явление считалось вполне нормальным. Сам Петр Великий подавал в этом отношении дурной пример (императрица Елизавета Петровна родилась от его внебрачной связи). Действительно, у великих людей - все непросто и покрыто тайной завесой.

<31> Валишевский К. Роман императрицы. С. 5; Евгеньева М. Любовники Екатерины. С. 3.

Бесспорно, Екатерина II знала активных членов ордена "свободных каменщиков", поддерживала с ними тесные (порой очень дружественные) связи, что мы и попытаемся показать на конкретных примерах.

В первой половине царствования императрицы Екатерины II русское масонство характеризуется как нравоучительное. Русская общественная мысль пошла по пути естественного примирения безыскусственного религиозного идеализма Московской Руси с новыми веяниями просветительной эпохи <32>. Идеи скептического вольтерьянства получили многих сторонников среди русских людей в Екатерининское время. Однако как философское направление вольтерьянство не оказалось прочным; впоследствии оно стало вызывать протест и острую критику, особенно в части презрительного его отношения к знаниям и религии. Здесь уместно будет сказать, что Вольтер занимал видное положение в основанной в 1769 г. в масонской ложе девяти сестер, куда входили будущие крупные политические деятели, литераторы, художники и ученые. Кстати, священник Родион обвиняет Екатерину II в том, что она преклонялась и заискивала перед безбожником Вольтером, советовалась с ним о планах переустройства России <33>.

<32> Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. Т. 1. С. 132.
<33> Там же. С. 8.

Виднейшими представителями масонского движения в период царствования Екатерины II были Иван Перфильевич Елагин, статс-секретарь, сенатор, писатель, директор придворного театра (1766 - 1779 гг.); Петр Иванович Мелиссино, обер-прокурор Священного синода; Николай Иванович Новиков (1744 - 1818 гг.), русский просветитель, писатель, журналист и издатель сатирических журналов; Иоганн-Георг (Иван Егорович, как его звали в России) Шварц, главный редактор журнала "Московское издание", идеолог русского масонства. В состав масонского союза входили князья Н. и Ю. Трубецкие, кн. А. Черкасский, кн. И. Гагарин, П.А. Татищев, И.П. Тургенев, А.М. Кутузов, И.В. Лопухин и др.