Мудрый Юрист

Судебная практика применения юридической ответственности за нарушения прав потребителей при оказании услуг общественного питания *

<*> Khajrutdinova Eh.F. Judiciary practice of application of a legal liability of infringement of consumer's rights in area rendering of services of public catering.

Хайрутдинова Эльвира Фирдинатовна, Казанский федеральный университет, соискатель.

Статья посвящена анализу административной ответственности за нарушение прав потребителей в области оказания услуг общественного питания. Статья дает информацию о гражданско-правовой ответственности, административной и дисциплинарной ответственности. Автор описывает предложения по совершенствованию санкций, которые предусмотрены за нарушение данного законодательства.

Ключевые слова: судебная практика, административная ответственность, права потребителей, гражданская ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность.

The article deals with the analysis of administrative responsibility for infringement of consumer's rights in area rendering of services of public catering. The article gives us information with a view to civil liability, administrative and disciplinary responsibility. The author describes offers on perfection of sanctions which are provided by the given legislations.

Key words: judiciary practice, administrative responsibility, consumer's rights, civil liability, administrative responsibility, disciplinary responsibility.

Закон "О защите прав потребителей" <1> является основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. Данный Закон регулирует отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг, в том числе и при оказании услуг общественного питания, а также обеспечивает права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяет порядок реализации этих прав.

<1> Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее - законами) и правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами Российской Федерации, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере оказания услуг. В связи с этим понятие "российское законодательство о защите прав потребителей" не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов Российской Федерации, например Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский, Уголовный кодексы, а также законы, постановления Правительства Российской Федерации, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

При применении норм Закона "О защите прав потребителей" в сфере оказания услуг общественного питания следует руководствоваться Правилами <2>. Правила, утвержденные данным документом, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <3>. Согласно данным Правилам все организации общественного питания независимо от организационно-правовой формы обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технических и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды. Несоблюдение установленных требований влечет за собой определенную ответственность: гражданско-правовую, уголовно-правовую, административно-правовую и дисциплинарную.

<2> Правила оказания услуг общественного питания, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 389, от 10.05.2007 N 276) // Сборник нормативных документов по сертификации услуг общественного питания. М., 1997.
<3> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7.

Гражданское законодательство и Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" действуют в комплексе и дополняют друг друга. Под гражданско-правовой ответственностью понимаются санкции, связанные с дополнительными обременениями для правонарушителя, являясь для него определенным наказанием за совершенное правонарушение.

Гражданское законодательство предусматривает такие формы ответственности за нарушения, как, например, возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), уплата неустойки (ст. 330 ГК РФ) и др. Если потребитель понес убытки вследствие недостатков товара (работы, услуги), то они подлежат возмещению сверх неустойки, установленной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". При этом выплата неустойки и убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выполнения возложенных на него обязанностей <4>. Возмещение убытков потребителю обусловлено тем фактом, что они являются существенным и распространенным последствием приобретения некачественного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Эта форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения прав гражданина, если иное не предусмотрено законом или договором. Возмещение убытков направленно на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Таким образом, возмещение убытков является компенсационной мерой, которая позволяет возвратить имущественное положение потерпевшего в первоначальное состояние.

<4> Пункты 2, 3 ст. 11 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Уголовно-правовая защита прав потребителей осуществляется ст. 238 УК РФ, в которой предусмотрена ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, за выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности:

Административная ответственность, нормы которой закреплены прежде всего в гл. 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <5>, также является одним из видов юридической ответственности за нарушение прав потребителей при оказании услуг общественного питания.

<5> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 27.07.2010), гл. 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности".

Особое внимание законодатель уделяет обману потребителей, выделив данное правонарушение отдельной нормой - ст. 14.7 КоАП РФ.

Объективная сторона нарушений, перечисленных в ст. 14.7 КоАП РФ, выражена:

Все указанные выше деяния, которые образуют объективную сторону нарушений, закрепленных в ст. 14.7 КоАП РФ, при этом должны быть совершены в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 января 2010 г. по делу N А17-5583/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А49-6997/2009) <6>.

<6> Защита прав потребителей. Государственная и общественная защита прав потребителей, административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) / Под ред. В.В. Семенихина. М.: ГроссМедиа, 2010. С. 21.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в Постановлении от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в качестве субъектов административной ответственности положения гл. 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных ст. 14.7 КоАП РФ.

Ранее в законодательстве одновременно действовали ст. 200 "Обман потребителей" УК РФ и ст. 14.7 КоАП РФ с аналогичным названием, что привело к конкуренции указанных норм.

По мнению Е.В. Науджиной, "декриминализация ст. 200 УК РФ устранила конкуренцию норм, но при этом создала другие трудности: в ст. 14.7 КоАП РФ не указан максимальный размер ущерба, причиненного потребителям. В этой связи независимо от того, каков размер ущерба (5 руб. или 5000 руб.), правонарушитель подлежит только административной ответственности. На основании этого уместен, на наш взгляд, вывод: законодатель в настоящее время недооценивает общественную опасность рассматриваемого деяния" <7>.

<7> Науджина Е.В. Права потребителей как объект административно-правовой охраны // Современное право. 2009. N 5. С. 20 - 21.

Санкция рассматриваемой статьи гласит, что за указанные нарушения подлежит применению административный штраф: для граждан - в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; для должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Однако для крупного производителя штраф в 10 - 20 тысяч руб. (да и для продавца с рынка штраф в 2 тысячи руб.) - несоизмеримо малая цена за реализацию некачественного продукта. На наш взгляд, штрафные санкции должны быть изменены в сторону увеличения. Таким образом, ст. 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФ (в части ответственности) должна быть изложена следующим образом: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статья 14.8 КоАП РФ носит название "Нарушение иных прав потребителей".

Объективная сторона выражена:

Видовой объект применительно к рассматриваемым нарушениям аналогичен тому, который раскрыт в нашем комментарии к ст. 14.7 КоАП РФ, приведенном выше. Субъектами данных нарушений являются должностные лица и организации.

Согласно п. 12 Правил оказания услуг общественного питания сведения о пищевой ценности продукции общественного питания включают в себя калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания. Также указываются сведения о составе продукции (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО). Таким образом, отсутствие информации о пищевой ценности блюд является нарушением права потребителя на достоверную и необходимую информацию. Ознакомившись с Постановлением ФАС ВВО от 2 ноября 2009 г. N А79-7473/2009 <8>, делаем вывод, что избежать штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в данном случае помогло лишь то, что контролирующий орган нарушил порядок привлечения предприятия к административной ответственности за вменяемое ему правонарушение.

<8> Постановление ФАС ВВО от 2 ноября 2009 г. N А79-7473/2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Санкция ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа, который варьируется в зависимости от характера нарушения и части ст. 14.8 КоАП РФ (с 1-й по 3-ю включительно), для должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей, а для юридических лиц - от пяти до двадцати тысяч рублей.

В качестве дополнительного вида юридической ответственности за нарушение прав потребителей при оказании услуг общественного питания можно назвать дисциплинарную ответственность работника, ответственного за несоблюдение им трудовой дисциплины. В частности, к работнику, работающему в сети HoReCa <9>, применимо дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения за систематическое несвоевременное прохождение медицинского осмотра. Наличие медицинской книжки и обязанность прохождения периодических медосмотров являются обязательными условиями для работника, задействованного на предприятиях общественного питания <10>.

<9> Термин, обозначающий сферу индустрии гостеприимства, происходит от первых двух букв в словах Hotel, Restaurant, Cafe (отель - ресторан - кафе).
<10> Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, законодателем предусмотрено достаточное количество механизмов защиты прав потребителей. Однако в любом случае спор до суда лучше не доводить. Если судом будет установлено, что права потребителя действительно нарушены, то у исполнителя могут возникнуть дополнительные неблагоприятные последствия, которых можно избежать, удовлетворив требования потребителя добровольно.