Мудрый Юрист

Государственно-правовая система дагестана в период великой отечественной войны (1941 - 1945 гг.): к 66-летию победы *

<*> Khalifaeva A.K. State-law system of Dagestan during the period of the great patriotic war (1941 - 1945): to the 66th anniversary of the victory day.

Халифаева Анжела Курбановна, профессор кафедры истории государства и права юридического факультета Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук.

Статья посвящена теме Великой Отечественной войны, которая остается одной из актуальных. Дагестанцы, наряду с остальными народами, поднялись на защиту Родины. В связи с войной в органах власти и управления произошли коренная перестройка методов, стиля руководства и перераспределение сил. Формирование чрезвычайных органов в военный период определенным образом отразилось на правовой системе ДАССР.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Государственный комитет обороны, карточные бюро, чрезвычайные органы.

Clause is devoted to a theme of Great Domestic war, which remains to one of urgent. The Dagestan people, alongside with other peoples, have risen on protection of a native Land. In connection with war in bodies of authority and the managements have taken place radical reorganization of methods, style of a management (manual) and redistribution of forces. The formation of extreme bodies in the military period was definitely reflected in legal system Dagestan independent Soviet socialist republic (DISSR).

Key words: Great Domestic war, State Committee of a Defense, card bureaues, extreme bodies.

Весной 2011 г. вся страна отмечала 66-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Тема Великой Отечественной войны остается острой и актуальной, что в значительной степени объясняется масштабностью и неоднозначностью ее событий и последствий.

Как известно, 22 июня 1941 г. фашистская Германия, нарушив заключенное в августе 1939 г. Соглашение, вероломно напала на Советский Союз. В нашу страну вторглись 190 подготовленных дивизий, 5,5 млн. вражеских солдат и офицеров. Гитлеровская Германия рассчитывала молниеносным ударом сокрушить Вооруженные Силы СССР и до зимы 1941 г. завершить войну. Началась Великая Отечественная война. Для СССР и всех его народов Вторая мировая война была войной справедливой, антифашистской, освободительной.

Дагестанцы, наряду с остальными народами, поднялись на защиту Родины. 22 июня вечером в г. Махачкале состоялся митинг жителей города. Подобные собрания прошли во всех районах ДАССР. Лозунг "Все для фронта, все для Победы!" стал законом жизни для советского, в том числе дагестанского, народа. Уже на пятый день войны число добровольцев-дагестанцев достигло 3,5 тыс. человек, а к концу июля в отряды народного ополчения записались примерно 6 тыс. человек. В результате был создан Республиканский штаб народного ополчения. А для учета поступающих в фонд обороны средств при Совнаркоме ДАССР, при городских и районных исполкомах были учреждены специальные комиссии.

Для всеобщей и быстрой мобилизации сил и средств 30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (ГКО), который сосредоточил в своих руках всю полноту власти, государственное и хозяйственное руководство. Все юридические и физические лица были обязаны выполнять его распоряжения. Председателем ГКО был назначен И.В. Сталин.

В связи с войной в органах власти и управления произошли коренная перестройка методов, стиля руководства и перераспределение сил. С первых же дней войны партийные органы Дагестана, выполняя указания ЦК ВКП(б), скрупулезно отнеслись к военно-организаторской работе и в кратчайший срок произвели перестановку кадров в связи с уходом значительного числа работников в армию, обеспечив рабочей силой все участки работы. В период Великой Отечественной войны Дагестанский обком ВКП(б) периодически созывал пленумы, посвященные важным вопросам партийно-организационной, массово-политической, хозяйственной, идеологической работе. Только в 1943 г. было проведено несколько пленумов обкома ВКП(б): XVI, XVII, XVIII, XIX.

Согласно Постановлению ГКО от 22 октября 1941 г. N 830с были созданы городские комитеты обороны "в интересах сосредоточения всей гражданской и военной власти, установления строжайшего порядка в городах и прилегающих районах, представляющих ближайший тыловой район фронта". Махачкалинский комитет обороны, созданный 26 октября 1941 г., занимался вопросами мобилизации трудящихся, средств и ресурсов для помощи фронту, выполнения военных заказов промышленности, создания оборонительных рубежей на территории республики, размещения эвакуированных предприятий и населения и т.д.

При исполкомах Советов появились новые подразделения. Так, осенью 1941 г. при СНК ДАССР был создан аппарат уполномоченного по эвакуации. В его компетенцию входило: принятие и снабжение продуктами эвакуированных, обеспечение своевременного продвижения эшелонов с людьми и грузом к месту назначения и т.д. По хозяйственному устройству эвакуированного населения в начале 1942 г. был создан отдел СНК ДАССР, который занимался размещением, трудоустройством, снабжением эвакуированных, а с периодом наступления Советской Армии - реэвакуацией людей и производства.

При Совнаркоме ДАССР и при райисполкомах были созданы особые совещания для решения хозяйственно-политических и мобилизационных вопросов.

В 1943 г. в ведение Наркомата торговли и торговых отделов исполкомов перешли карточные бюро, которые в начале войны были созданы на уровне республики, районов, городов. Карточные бюро занимались нормированным распределением продовольствия и предметов первой необходимости.

При СНК ДАССР был создан отдел по учету и распределению рабочей силы.

В городах ДАССР исполкомом горсовета утверждались квартальные комитеты - общественные организации, состав которых избирался жителями квартала. Обязанностями комитета являлись: организация дежурств по охране в квартале общественного порядка и спокойствия, создание противопожарных и противохимических постов, организация работы жителей квартала в строительстве газо- и бомбоубежищ и т.д. В 1943 г. число квартальных комитетов в г. Махачкале достигло 89, туда входило 450 человек.

Накануне Великой Отечественной войны на должности первых секретарей обкомов и горкомов ВКП(б) были выдвинуты новые кадры, сформировавшиеся в условиях "социалистической реконструкции" и "политического террора" 1936 - 1938 гг. Председатель Махачкалинского горкома, первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б) Н.И. Линкун был снят с должности по предложению Л.П. Берия, Постановлением ГКО от 16 сентября 1942 г. N 2309. Постановление ГКО N 830с предписывало в каждом городе, где создавались городские комитеты обороны, иметь коменданта, который и должен был осуществлять непосредственное руководство войсками НКВД, милицией и рабочими отрядами. Включаемые в этой связи в состав комитетов обороны военные коменданты городов были вскоре заменены на представителей органов НКВД, что также усиливало здесь их властные позиции.

Таким образом, чрезвычайные структуры власти стали важнейшими несущими конструкциями в системе управления Советским государством в годы войны. ГКО представлял собой новый тип чрезвычайных органов власти, пределы полномочий которого не были ничем ограничены, что стало возможным благодаря авторитарной власти И.В. Сталина, сращиванию партийного и государственного аппарата и фактическому отсутствию в СССР принципа разделения властей. Образование ГКО переносило процесс централизации власти на горизонтальный уровень, а отсутствие их иерархического структурирования свидетельствовало о придании действиям местного руководства определенной самостоятельности, что было важно в условиях регионов, близких к фронту <1>.

<1> Ильясова М.К. Политические процессы на Северном Кавказе в период Великой Отечественной войны. URL: http:// pn.pglu.ru/ index.php?module= subjects&func= printpage&pageid= 481&scope= page.

Второго июля 1941 г. обком ВКП(б) и Совнарком ДАССР обратились к райкомам и горкомам партии и райгорисполкомам со специальным письменным обращением, в котором они обязывались усилить военную пропаганду среди населения. Партийные кабинеты при горкомах преобразовались в городские агитпункты. В целом коммунисты проводили активную агитационную работу среди населения, сами подавая пример самоотверженности и инициативы в труде. В частности, они выступали с призывом: "Работай за себя и за товарища, ушедшего на фронт!". В результате на производстве норма перевыполнялась в 2 - 3 раза.

В рассматриваемый период партийными и государственными органами власти был принят ряд нормативно-правовых актов, которые помогли Дагестану перестроиться на военный лад. Из дагестанской промышленности только в первый месяц войны ушли на фронт 8 тыс. человек. В связи с этим бюро обкома ВКП(б) ДАССР приняло Постановление "О состоянии технической учебы и создании резерва квалифицированных кадров на промышленных предприятиях и на транспорте". В результате на фабриках, заводах, комбинатах были организованы краткосрочные курсы по обучению рабочих различным специальностям.

СНК ДАССР и бюро обкома ВКП(б) в октябре 1941 г. приняли Постановление "О строительстве и ремонте особо важных дорог по Дагестанской АССР". В результате претворения в жизнь принятых различных нормативно-правовых актов только за четыре месяца, с июля по октябрь 1941 г., было подготовлено более 400 квалифицированных кадров разных специальностей. Многие рабочие, работая сверхурочно, стали давать по 300 - 400% сменного задания. Стало обыкновением проведение социалистических соревнований среди тружеников сельского хозяйства. В 1942 г. - в год Всесоюзного социалистического соревнования - число рационализаторов и передовиков производства среди дагестанцев увеличилось вдвое. Передовым районам и колхозам, а также лучшим бригадам и звеньям, ставшим победителями, вручались переходящие красные знамена.

По инициативе Дагестанского обкома ВЛКСМ по всей республике прошли массовые комсомольско-молодежные воскресники, доход от которых поступал в фонд постройки бронепоезда "Комсомолец Дагестана".

В подготовке людских резервов для фронта огромную роль сыграло Постановление Государственного комитета обороны от 18 сентября 1941 г. "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР", которое обязывало всех граждан мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет пройти военное обучение без отрыва от производства. В Дагестане оно началось 1 октября 1941 г. По этому поводу в г. Махачкале начал работать Дом обороны, а также усилили свою деятельность ряд оборонных кружков. В результате с октября 1941 г. по март 1942 г. в Дагестане военному делу обучилось свыше 8 тыс. человек.

Согласно решению ГКО о создании оборонительного рубежа на Северном Кавказе 24 октября 1941 г. СНК ДАССР и бюро обкома партии приняли Постановление "О проведении оборонительных работ в районах ДАССР", по которому оборонительный рубеж в пределах Дагестана должен был проходить в районе р. Терек. Общим руководством оборонительными работами, в которых было занято свыше 30 тыс. человек, на территории республики занимался Махачкалинский комитет обороны.

В продолжение обозначенной политики 22 июля 1942 г. СНК ДАССР и бюро обкома ВКП(б) приняли Постановление "О мероприятиях по проведению оборонительного строительства на территории ДАССР", которое началось 27 июля. Для руководства строительством Дербентского оборонительного рубежа решением ГКО от 15 сентября 1942 г. в г. Дербенте был создан Городской комитет обороны, включавший гражданскую и военную власть.

Формирование чрезвычайных органов в военный период определенным образом отразилось на правовой системе ДАССР. В частности, усилилась тенденция к централизации и к командно-административному методу правления.

На основе Конституции ДАССР 1937 г. высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет ДАССР. Ему были подотчетны Президиум Верховного Совета ДАССР, Совет народных комиссаров (с 1946 г. - Совет министров), наркоматы (с 1946 г. министерства).

Источниками права выступали, наряду с Основным законом (Конституцией ДАССР 1937 г.), нормативно-правовые акты, исходящие от всех государственных органов, имеющих на это компетенцию. Как известно, закон - это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом. В рассматриваемый период роль закона чаще всего играли акты, которые не исходили от законодательной власти, но содержали в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения. Такими актами были решения, постановления, исходящие от Президиума, СНК ДАССР, а также Дагестанского обкома ВКП(б). Такую особенность можно объяснить, во-первых, отсутствием принципа разделения властей; во-вторых, непаритетными отношениями между государством и правом. В исследуемое время право выступало инструментом государственной политики.

После коренного перелома в ходе войны (1943 г.) перед органами власти и управления ДАССР встали новые военно-хозяйственные задачи. Цель всей страны и дагестанцев была единой - удовлетворение нужд фронта и потребностей тыла. Все государственные и партийные нормативно-правовые акты были направлены на достижение этой цели. XVI пленум Дагестанского обкома ВКП(б) (7 - 8 февраля 1943 г.) принял решение "О развитии районной и местной промышленности и производства предметов широкого потребления и продовольствия из местного сырья", после чего в республике возникло несколько десятков промышленных объектов.

В декабре 1943 г. при СНК ДАССР было создано Управление водного хозяйства. Начались работы на канале им. Октябрьской Революции. 27 декабря 1944 г. по каналу пошла вода.

Согласно Постановлению СНК СССР "О неотложных мерах по восстановлению и развитию садоводства и виноградарства ДАССР", принятому в марте 1944 г., садоводческим колхозам были выделены техника и зерно. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 8 сентября 1943 г. "О мероприятиях по укреплению колхозов горных районов ДАССР" сыграло важную роль в развитии животноводства. В результате во Всесоюзном социалистическом соревновании за подъем общественного животноводства Дагестан занял одно из первых мест среди областей и республик страны.

Верховный Совет ДАССР в 1944 г. указал на то, чтобы вернуть в школы детей, бросивших ее, и принять меры к полному охвату детей учебой. Большое внимание уделялось повышению качества учебно-воспитательной работы в школах.

В военный период произошли изменения в области социального законодательства. С первых дней войны государственные и общественные органы ДАССР организовывали заботу о семьях фронтовиков, детях-сиротах, престарелых. За счет средств государства в республике были открыты детские дома. Специальные комиссии, созданные при исполкомах местных Советов, занимались вопросами семей военнослужащих: по трудоустройству, оказанию материальной помощи и т.д. С 1 декабря 1941 г. эвакуированные пенсионеры, инвалиды труда стали получать пенсию за счет местного бюджета на тех же основаниях, которые были установлены для пенсионеров и инвалидов труда ДАССР <2>. С весны 1943 г. при райгорисполкомах республики начали функционировать отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В полномочия данного отдела входили: обеспечение пособиями и пенсиями семей военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава армии и флота, трудоустройство, удовлетворение материально-бытовых нужд в соответствии с установленными государственными льготами. Специальные комиссии исполкомов Советов и секторы отделов социального обеспечения занимались трудоустройством, организацией обучения новым профессиям инвалидов Великой Отечественной войны, оказанием им материальной помощи. В г. г. Дербенте, Буйнакске и Хасавюрте были открыты Дома инвалидов Отечественной войны <3>.

<2> ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 19. Д. 6. Л. 110.
<3> История Дагестана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 2: История Дагестана в XX веке. Махачкала: Юпитер, 2005. С. 251, 271 - 272.

В рассматриваемый период вносились некоторые изменения в административно-территориальное деление республики. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 октября 1943 г. были образованы Аухоский и Магарамкентский районы за счет разукрупнения Хасавюртовского и Касумкентского районов.

В 1944 г. в состав ДАССР был включен ряд новых районов: Андалалский, Ритлябский, Веденский и Шурагатский, в которые были переселены жители горных районов. Бывшему Ауховскому району в связи с переселением в этот район малоземельных колхозов Лакского и Кулинского районов было присвоено название "Новолакский". В результате в 1944 г. к ДАССР была присоединена территория общей площадью 3000 кв. м. В эти районы из горных мест административным путем были переселены 17000 хозяйств колхозников. Срочное переселение дагестанских горцев в новые районы с непривычными климатическими условиями объективно имело негативные последствия. Помимо всего прочего, живя на земле соседней репрессированной республики, дагестанцы испытывали морально-психологический дискомфорт. После окончания Великой Отечественной войны и восстановления ЧИАССР (1957 г.) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 г. чеченские районы были переданы в состав восстановленной ЧИАССР, а в состав ДАССР были включены Караногайский, Кизлярский, Крайновский, Тарумовский районы и г. Кизляр.

В Великую Отечественную войну (1941 - 1945 гг.) произошел поворот в политике Советского государства по отношению к исламу и религии. Открылись православные храмы и приходы, молитвенные дома (в том числе мечети), общины других конфессий. Некоторые исследователи считают возможным говорить о краткой "атеистической оттепели", продолжавшейся до 1948 г. <4>. Легализация религиозных общин заставила власти обратиться к испытанным дореволюционным образцам управления религиозной жизнью верующих. В несколько измененном виде в мусульманских центрах СССР была воссоздана система региональных муфтиятов, получивших название духовных управлений мусульман (ДУМ). В 1943 - 1944 гг. были учреждены: ДУМ Средней Азии и Казахстана (САДУМ) в Ташкенте, ДУМ Закавказья (ЗДУМ) в Баку и ДУМ Северного Кавказа (ДУМСК) в Буйнакске (с 1975 г. в Махачкале) <5>. С ликвидацией СССР духовные управления распались на республиканские муфтияты.

<4> Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994. С. 114.
<5> ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 23. Л. 11.

Учреждение ДУМ являлось частью широкой идеологической кампании, проведенной руководством страны для мобилизации в военных условиях гражданских и патриотических чувств советских мусульман. Муфтияты придавали известную легитимность ограниченной, тщательно сдерживаемой и дозируемой религиозной активности. Они находились под неусыпным наблюдением органов советской власти, были подотчетны Совету по делам религиозных культов (СДРК) при Совнаркоме (с 1946 г. - при Совете министров) СССР. Последний контролировал деятельность ДУМ через своих уполномоченных при Совнаркомах союзных и автономных республик, исполкомах краев и областей, которые обязаны были наблюдать за правильным и своевременным проведением в жизнь законов и постановлений Правительства СССР, относящихся к исполнению религиозных культов, вести учет молитвенных зданий и своевременно информировать органы власти о положении дел в этой области на местах <6>.

<6> ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 3. Д. 3. Л. 4; Оп. 4. Д. 1. Л. 4. URL: http:// www.rusarchives.ru/ publication/ sulaev.shtml.

В Дагестане трудно найти семью, аул, которых бы не коснулась Великая Отечественная война. Более 150 тыс. сыновей и дочерей дагестанцев сражались в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны. 65 дагестанцам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Исторический опыт развития Дагестана в составе России показывает, что только совместными усилиями дагестанцы могут добиться социально-экономического, политического и культурного прогресса. Руководство России сделало все возможное для защиты интересов народов Дагестана, особенно в современных сложных условиях, с учетом нового геополитического положения субъекта Республики Дагестан, ставшего южным форпостом России.