Мудрый Юрист

Процедура медиации - новая альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника

Горбик К.Е., МГЮА им. О.Е. Кутафина.

На сегодняшний день в мире широко распространена практика досудебного улаживания гражданских споров. Эту форму урегулирования конфликтов считают весьма эффективной и при этом малозатратной.

Гражданско-правовые иски на незначительные суммы образуют самую массовую и социально-чувствительную категорию дел, рассматриваемых в российских судах. Перегруженность судов малыми исками выливается в серьезную проблему. Поэтому не случайно Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" было предусмотрено: "Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон".

27 июля 2010 г. были приняты Федеральный закон N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" и Федеральный закон N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", которые, как и понятно из названий, ввели новый правовой институт - процедуру медиации.

Сама же процедура начала работать с 1 января 2011 г., это связано с чисто техническими причинами.

Медиатор - это лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании, для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. "Медиатор является арбитром. Он помогает найти решение, которое устроит стороны" <1>. Медиация делится на внесудебную, досудебную и судебную, названные законы в большей степени регулируют два последних вида.

<1> Из доклада полномочного представителя Президента РФ в Госдуме Гарри Минха. На обсуждении законопроекта в Госдуме 14.05.2010.

Принятые Федеральные законы не требуют обязательной медиации, в противоположность тому, что планировалось при их разработке. Процедура медиации носит строго добровольный порядок и проводится на основании соглашения сторон (медиативной оговорки), которое может быть заключено как до, так и после возникновения спора.

При этом федеральные законы не препятствуют рассмотрению дела в арбитражном суде, суде общей юрисдикции и международных коммерческих арбитражах, даже если исковое заявление подано в нарушение оговоренной сторонами процедуры медиации. Единственное исключение сделано почему-то для третейских судов: спор не может быть передан на их разрешение при наличии в договоре сторон медиативной оговорки.

Медиация возможна по спорам, возникающим из гражданских, трудовых и семейных правоотношений.

Непрофессиональным медиатором может быть любое достигшее 18 лет дееспособное лицо, не имеющее судимости.

В качестве профессиональных медиаторов могут выступать только лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее образование и прошедшие специальную медиаторскую подготовку. При этом урегулирование споров, переданных на рассмотрение суда до того, как обратиться к медиации, могут осуществлять только профессиональные медиаторы <2>.

<2> Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" (для системы "КонсультантПлюс". 2010). Альтернативная процедура урегулирования споров (медиация). Разрешение споров. Коммерческая практика.

При медиации сохраняется конфиденциальность всей информации. Поправками в ст. 56 АПК РФ и ст. 69 ГПК РФ оговаривается, что медиаторы являются независимыми лицами и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о тех обстоятельствах, которые им стали известны при исполнении своих обязанностей.

На практике применение данной процедуры при коммерческих отношениях позволяет сторонам сохранить деловые отношения и продолжить взаимодействие, что наиболее ценно в связи с недавним кризисом, когда утрачивалось доверие партнеров друг к другу.

Необходимо обратить внимание на урегулирование с помощью медиации внутрикорпоративных споров, что позволяет сторонам разрешить конфликт, не вынося сор из избы, не нанося порой непоправимый вред репутации компании. Данный аргумент особенно важен, когда репутационные риски прямо пропорциональны финансовым рискам, как, например, в случае открытых акционерных обществ <3>.

<3> Кудряшов А.А. Медиация в России // Нотариус. 2009. N 2.

Медиацию совершенно справедливо можно рассматривать как один из аспектов формирования гражданского общества и его институтов, в рамках которого реализуются такие ценности, как свобода граждан, утверждение начал справедливости и безопасности. Наличие гражданского общества есть основное условие существования правового государства. Правовое государство всегда основано на сотрудничестве <4>.

<4> Львова О.А. Медиация - шаг вперед к гражданскому обществу // Российская юстиция. 2010. N 1.

Россия обеспечила создание процедуры медиации в своей правовой системе, гарантировав гражданам и юридическим лицам особую дополнительную возможность урегулирования разногласий во внесудебном порядке. Критиковать данную процедуру еще рано, практика применения исправит шероховатости сама собой. Но то, что эта процедура нужна Российской Федерации, в этом сомнения нет!