Мудрый Юрист

О соотношении частных и публичных интересов

Бакаева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор юридических наук, профессор.

Погодина Надежда Александровна, доцент кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета, кандидат юридических наук.

Изучаются различные научные подходы к понятию интересов, устанавливается роль интересов в законодательстве. Исследуются аспекты соотношения частных и публичных интересов в законодательстве, судебной практике и юридической доктрине. Проводится сравнительный анализ категорий "законный интерес" и "субъективное право". Раскрываются общие и отличительные признаки частных и публичных интересов. Формулируется вывод о том, что оптимизация соотношения частных и публичных интересов должна служить предпосылкой реформирования законодательства.

Ключевые слова: частные и публичные интересы, законные интересы, соотношение, баланс интересов.

Of correlation of private and public interests

O.Yu. Bakaeva, N.A. Pogodina

The different scientific approaches are studied to notion interest, is fixed the role an interest in legislation. They are researched different aspects of the correlation quotient and public interest in legislation, judicial practical person and legal doctrine. The benchmark analysis category "legal interest" and "subjective right" are conducted. Open general and distinguishers quotient and public interest. The conclusion is formulated about that that optimization of the correlation quotient and public interest must serve the premises реформирования legislation.

Key words: quotient and public interests, legal interests, correlation, balance interest.

Формирование полноценных взаимоотношений личности и государства невозможно без согласования их интересов, выступающих мотивом поведения, действий или бездействия. Каждый индивид или группа представляют свои интересы, которые могут быть связаны с общественными интересами, существовать параллельно с ними, противоречить им. А интересы государства, выраженные в его политике, как правило, обусловлены интересами граждан и их объединений. Многообразие взаимосвязей государства и личности предопределяет и разносторонность соотношения их интересов.

Вырабатываемые государством публичные интересы выступают фундаментом для создания и функционирования государственных и общественных институтов. Частные интересы отражают потребности граждан и организаций и являются главным фактором их деятельности. Необходимость учета частного и публичного интереса характеризует современное взаимодействие личности, общества и государства. Их оптимальное соотношение возможно при уважении интересов друг друга, при их взаимной ответственности и только в государстве с высокоразвитыми демократическими институтами, стабильной экономикой, сформировавшейся политической системой.

Приоритет права в регулировании вопросов обеспечения баланса личного и общественного обусловлен его назначением, поскольку именно оно есть первооснова для разграничения частных и публичных интересов, сталкивающихся между собой, конфликтующих и противоречащих друг другу. В идеале право должно обеспечить их разумное соотношение, минимизировать дисбаланс, найти способы преодоления коллизий. Особенно важно достижение такого равновесия для современной России, где противоречия интересов личности и государства неблагоприятно сказываются на функционировании общественных отношений, подрывают авторитет закона, отражают кризис доверия власти, снижают уровень правосознания и даже ведут к правовому нигилизму.

Начавшиеся с переходом к рыночной экономике реформы, с одной стороны, расширили спектр свобод граждан (например, свобода экономической деятельности), а с другой - привели к ограничению их интересов (необоснованное вмешательство государства в хозяйственную деятельность, усиление налогового бремени, снижение уровня благосостояния граждан). При этом гипертрофированное внимание к публичным интересам неминуемо ущемляет частные, не позволяет им динамично развиваться и в полной мере реализовываться. Недовольство проводимой государственной политикой усиливает противостояние власти и населения, при котором адекватное соотношение частных и публичных интересов становится невозможным.

В настоящее время концепция соотношения частных и публичных интересов не получила должной разработки в законодательстве, хотя именно стремление к балансу таких интересов должно служить предпосылкой его реформирования. Между тем в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ не раз обращалось внимание на данную проблему. Так, в 1996 г. отмечалось, что "только демократия дает возможность искать и находить динамический баланс интересов, тонко реагировать на особенности страны и постоянно меняющиеся запросы социально-экономического и культурного развития" <1>. В 2009 г. Президент РФ указал на обязанность государства следовать законным интересам и учитывать мнение всех граждан России независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений <2>. В Послании 2010 г. отмечено: "Надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство. Их главная задача - улучшать условия жизни людей" <3>.

<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23 февраля 1996 г.
<2> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г.
<3> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.

В науке наиболее обстоятельное исследование категорий "публичное право", "публичные интересы" проводится Ю.А. Тихомировым <4>. Встречаются и самостоятельные работы, посвященные изучению данного вопроса в отдельных отраслях (например, в налоговом, гражданском, семейном праве, а также в сферах правового регулирования предпринимательской деятельности, рекламы, банкротства юридических лиц) <5>.

<4> См., например: Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: Динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5; Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. N 12; Публичные и частные интересы в российском законодательстве: Сб. по матер. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2005; Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. М., 2008.
<5> См., например: Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001; Соловьев В.А. Частные и публичные интересы субъектов налоговых правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Голубцов В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. 2-е изд. СПб., 2005; Ильина О.Ю. Частные и публичные интересы в семейном праве Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006; Хавкин В.И. Публично-правовые начала гражданского законодательства современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Борисенкова Т.В. Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании банкротства юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Дзгоева Б.О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Свою оценку реализации частных и публичных интересов в нашей стране дает Конституционный Суд РФ. Однако отсутствие в российском законодательстве и судебной практике каких-либо правил для определения оптимального соотношения частных и публичных интересов подчеркивает сложность и многоаспектность исследуемого вопроса. В связи с этим значимость решений высших органов судебной власти, и в первую очередь КС РФ, в которых излагается правовая позиция по поводу пределов реализации интересов, трудно переоценить. Так, например, КС РФ указал на обязанность законодателя соблюдать баланс частных и публичных интересов при регулировании земельных отношений, в том числе возникающих в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения <6>.

<6> См.: Постановление КС РФ от 30 января 2009 г. N 1-П.

Конституционный Суд РФ стоит на страже баланса интересов, но не всегда оценивает его как соблюдение равновесия публичных и частных интересов. Несмотря на то, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой характер, КС РФ отмечал, что при регулировании налоговых отношений необходим баланс публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей <7>. Суды не уполномочены проверять целесообразность решений налоговых органов (их должностных лиц), которые действуют в рамках предоставленных им законом дискреционных полномочий, однако необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере как сфере властной деятельности государства предполагает возможность проверки законности соответствующих решений.

<7> См.: Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П.

Актуальность проблемы сочетания частных и публичных интересов в праве и ведущая роль в ее разработке правовой науки осознаются и отечественными, и зарубежными правоведами. Так, ученые отмечают, что основное назначение государства состоит в построении такой системы права, где учитывались бы интересы всех участников общественных отношений <8>. Таким образом, для обеспечения необходимой организации возникающих общественных правоотношений необходимо соблюдение баланса частных и публичных интересов.

<8> См., например: Винник О.М. Системный подход к разрешению проблемы гармонизации публичных и частных интересов в хозяйственной деятельности // Социальная роль права: история и перспективы: Мат. межд. конф. / Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 2003. С. 90.

В современных условиях представляется важным разработать единое системное учение, нацеленное на формулирование необходимого понятийно-категориального аппарата, установление основных начал соотношения частных и публичных интересов, отражение данного принципа в законодательных нормах Российского государства. Изучение динамики соотношения частных и публичных интересов в различных отраслях права и законодательства, поиск способов преодоления противоречий между ними, научное осмысление проблем их оптимизации позволят высоко оценить роль права в современной России. Наличие четко сформулированных наукой и практикой принципов (основополагающих начал) соотношения частного и публичного интересов позволило бы избежать массы трудностей и ошибок при разрешении споров, в которых сталкиваются интересы, охраняемые правом. Озабоченность данными вопросами высказывают и ученые, и практические работники, занятые в области юриспруденции.

Категория "интерес" (от лат. interest - имеет значение, важно) употребляется в различных отраслях научных знаний: философии, истории, психологии, управлении, педагогике, юриспруденции.

Толковый словарь русского языка трактует слово "интерес" и как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять; и как нужды, потребности лиц; и даже как выгоду или корысть <9>. В. Даль определял интерес как значение, важность дела, внимание, возбуждаемое к кому(чему)-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым <10>. С помощью интереса раскрывается связь между объективными закономерностями и действиями людей. Именно интересы определяют направление деятельности субъекта, формируют мотивы его поступков и социального поведения.

<9> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд. М., 1995. С. 244.
<10> См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С. 699.

Роль интересов в жизни общества была отмечена издавна. Первыми исследователями, обратившимися в свое время к анализу сущности понятия "интерес", стали французские материалисты XVIII в. К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро. Например, П. Гольбах делал акцент на том, что "интерес - это, попросту говоря, то, что каждый из нас считает необходимым для своего счастья. Отсюда следует, что ни один смертный не бывает полностью лишен интересов" <11>. Одно из первых философских определений понятия интереса дано К.А. Гельвецием: "Интерес - могущественный и всеобщий стимул, который движет людьми, увлекая их то к пороку, то к добродетели" <12>. Таким образом, интерес неразрывно связан с сознанием людей и их волей, однако его направленность может носить как позитивный, так и негативный характер. Но, по мнению К. Маркса, ограниченность теории интереса французских просветителей заключается в том, что она лишена положительного экономического содержания <13>. Возможно, ученые того времени и не учли всех аспектов данного учения, однако ими были предопределены верные подходы к уяснению его содержания.

<11> Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 311.
<12> Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1973. Т. 2. С. 343.
<13> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 412.

И. Кант, рассматривая проблему интереса преимущественно в связи с практическим разумом, отмечал: "Интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю. Поэтому только о разумном существе говорят, что он проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют только чувственные побуждения" <14>. Таким образом, ученый указал на осознание субъектом своей мысли, на выражение конкретной воли, определенного стремления.

<14> Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 306.

Напротив, известный советский философ Г.Е. Глезерман трактовал интерес как явление, связанное исключительно с бытием предмета, не сводящееся к сознанию и воле. Он отмечал, что в понимании интереса надо различать, прежде всего, три основных момента:

формирование интереса как объективного явления;

отражение интересов в сознании людей;

реализацию интересов в практической деятельности людей <15>.

<15> См.: Глезерман Г.Е. Интерес как социологическая категория. М., 1973. С. 51, 65.

Такая позиция отводит личности весьма пассивное место, хотя исследователь и признает, что интерес может быть реализован. Нельзя не учитывать, что любая реализация требует от лица активных действий, выражающихся в его поведении.

Понятие интересов занимает одно из центральных мест в традиционной (марксистской) политической экономии, в которой интересам предписывается классовый смысл и антагонистический характер. В неоклассических теориях определение интереса отсутствует, смысл термина считается самоочевидным. Также по умолчанию он используется и в институциональной теории.

Существенный вклад в разработку категории интереса внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Они подчеркивали исключительное значение интереса в сложной динамике человеческой деятельности. К. Маркс в "Дебатах о свободе печати" отмечал, что "все то, за что человек борется, связано с его интересом" <16>. В "Святом семействе" оба мыслителя указывают на интерес как на силу, которая "сцепляет друг с другом членов гражданского общества" <17>. Итак, развивая теорию, исследователи отмечают, что интерес порождает взаимоотношения, связи между людьми, посредством которых впоследствии и реализуется.

<16> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 72.
<17> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 134.

В работе "Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности" А.М. Гендин указывает на интерес как на важное звено "в цепи детерминации человеческой деятельности, в котором совершается начальный этап отражения потребности и ее преобразование в активный побудительный фактор" <18>.

<18> Гендин А.М. Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности // Проблемы философии и научного коммунизма / Под ред. В.А. Гженцак. Красноярск, 1971. С. 94.

Наиболее точное определение рассматриваемой категории с позиций экономики принадлежит А. Генкину: "Интерес мы определяем как реальный, обусловленный отношениями собственности, принципом экономической выгоды, мотив и стимул социальных действий по удовлетворению динамичных систем индивидуальных потребностей" <19>.

<19> Генкин А. Система экономических интересов и социальная гармония // Вопросы экономики. 1993. N 6. С. 148.

Проблема интереса исследуется и в современной педагогике и психологии. До настоящего времени не выработано единого определения этого понятия, которое разделяли бы все ученые в области психологии. Прежде всего, существует точка зрения, согласно которой интерес понимается как побуждение. Например, в одном из психологических словарей интерес определяется как субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности <20>. Также существует подход к определению понятия интереса, основанный на понимании интереса как отношения. Так, Г.И. Щукина полагает, что интерес - это особое избирательное отношение к окружающему миру <21>. Наиболее распространено понимание интереса через призму определенной направленности. Например, Э.Ф. Зеер полагает, что интерес - это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности <22>.

<20> См.: Психологический словарь. Краткое введение в психологию // URL: http:// psiwebzone.ru/ st/ 085000.htm.
<21> См.: Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. С. 6.
<22> См.: Практикум по психологии профессиональной школы / Под общ. ред. Э.Ф. Зеера. Свердловск, 1990. С. 54.

Таким образом, следует констатировать отсутствие единой психолого-педагогической концепции интереса, что, однако, не препятствует общему пониманию большинством исследователей его основных характеристик, выражающихся в наличии интеллектуальных, эмоциональных, волевых, осознанных проявлениях личности.

Несмотря на то, что понятие интереса является достаточно сложным и не предполагает возможности единственно верного толкования, несомненна трактовка интереса как формы потребности. Интерес возникает в связи с потребностью, причем такая потребность должна быть осознанной и выражаться в нацеленности на осуществление конкретной деятельности.

Между тем следует отметить недопустимость с точки зрения юридического подхода полного отождествления понятий "потребность" и "интерес". Потребность отражает то, в чем данный субъект нуждается, тогда как интерес в первую очередь предполагает наличие определенных способов удовлетворения соответствующих потребностей. Именно способы удовлетворения потребностей становятся предметом правовой регламентации и в конечном счете находят свое отражение в норме права в виде указания на субъективные права (меру возможного, дозволенного поведения) и обязанности (меру должного, необходимого поведения).

Основным и единственным носителем интереса в окружающем нас мире является человек. Однако в силу объективных причин он имеет разнообразные интересы. Последние из-за своей направленности на различные предметы могут вступать между собой в противоречие, разрешение которого также становится для человека жизненно необходимым. Впоследствии рождается личность как форма разрешения внутреннего конфликта, основанного на противоречии имеющихся у человека и актуальных на данный момент интересов.

В юридической науке роль интереса впервые была отмечена немецким ученым XIX в. Р. Иерингом. Им была разработана юридическая теория интересов, где приоритет оставался за жизненными ценностями и реальными интересами людей. Именно Р. Иеринг высказывал идею, что интерес есть материальное основание права, а основным его предназначением считал уравнивание интересов в обществе и нахождение баланса между ними <23>.

<23> См.: Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

Рассуждая о роли интересов в законодательстве, Т.Я. Хабриева и Ю.А. Тихомиров не только отмечают недостаточность их научного исследования, но и подчеркивают, что они оживляют и одухотворяют правовые процессы и нормы и их гармонизация в контексте обеспечения национальных интересов весьма актуальна <24>.

<24> Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 17.

Категорию "законные интересы" в научный оборот одним из первых ввел Г.Ф. Шершеневич, по словам которого "члены одного общества выработали в себе привычку отстаивать всеми законными средствами свои права, восставать против малейшего нарушения их законных интересов, относиться недоброжелательно к нарушителям правового порядка, как к общим врагам, а соответственно тому и сами стараются не выходить из пределов своего права" <25>.

<25> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 293.

Несмотря на то, что термин "законный интерес" часто используется в нормативных актах различного уровня <26>, легальная дефиниция данного термина отсутствует. Более того, ни в одном нормативном акте не приводятся конкретные примеры законного интереса.

<26> См., например: АПК РФ; Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"; Указ Президента РФ от 12 июля 2005 г. N 796 "О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых в совершении преступлений"; Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями".

В науке под законным интересом понимают "стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое в определенной степени гарантируется государством в виде юридической дозволенности, отраженной в объективном праве либо вытекающей из его общего смысла" <27>. В данном определении отражен основной смысл исследуемой категории, заключающийся в желании лица удовлетворить свои потребности, непротиворечии такого желания правовым предписаниям, а также возможности защиты собственных интересов в установленном законом порядке. В этом смысле законный интерес означает "гарантированную государством возможность реализации субъективного интереса, закрепленную в норме права или вытекающую из ее смысла" <28>.

<27> Субочев В.В. Законные интересы / Под ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 87 - 88.
<28> Дзгоева Б.О. Указ. соч. С. 16.

Не все интересы опосредуются субъективными правами: существуют также интересы, лежащие в основе общих дозволений. В последнем случае, когда защита интереса по инициативе его носителя возможна лишь строго определенными законом способами, и возникает понятие "законный интерес".

Субъективное право и законный интерес - это различные пути удовлетворения запросов и потребностей граждан. В отличие от субъективного права, являющегося основным путем удовлетворения запросов и потребностей, законный интерес - хотя и не основной, но подчас не менее важный путь. Субъективное право и законный интерес являются различными формами правового опосредствования интересов. Субъективное право - это более высокий уровень и более совершенная форма такого опосредствования <29>.

<29> См.: Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 1998. N 4. С. 65.

То, что понятие "интерес" используется законодателем именно в объективном смысле, подтверждается, в частности, анализом законодательства. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц. В данном случае налицо рассмотрение интереса именно в качестве объекта правовой охраны, то есть в объективном смысле.

По справедливому замечанию А.Я. Курбатова, "...нужно признать, что охрана интересов общества, коллективов (групп) и граждан не может быть поставлена в зависимость от правильности и степени их осознания либо носителем интереса, либо субъектом, ущемляющим эти интересы... интерес как явление сознания людей (субъективный интерес) не является и не может быть объектом правовой охраны" <30>.

<30> Курбатов А.Я. Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности // Предпринимательство. 2001. N 1. С. 46.

Различая частный и публичный интересы, следует исходить из того, что частный интерес служит цели удовлетворения потребностей личности, тогда как публичный интерес служит цели обеспечения существования общества как единого целого. Иными словами, частный интерес - это охраняемый правом интерес, присущий гражданам и юридическим лицам <31>, тогда как публичный интерес - это признанный государством и обеспеченный правом общественный интерес <32>.

<31> Там же.
<32> См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. N 1. С. 6.

Вопросы соотношения интересов в публичном и частном праве рассматривались в первую очередь в трудах ученых - теоретиков права, а впоследствии и в работах специалистов различных отраслей права <33>.

<33> См., например: Соловьев В.А. Указ. соч.; Карабанов И.И. Взаимодействие гражданско-правовых средств регулирования и налогового законодательства. Волгоград, 2006; Хавкин В.И. Указ. соч.

Прилагательное "публичный" имеет много значений. Оно означает и "общественный", и "всенародный", "открытый для публики", "гласный", а также употребляется в значении, обратном словам "частный", "личный", "индивидуальный", "не общественный", "не государственный". Именно на последнем противопоставлении базируется традиционное деление права на частное и публичное. Интересы отражаются в публичном и частном праве по-разному: то взаимодействуя, то противореча друг другу, то согласуясь между собой.

Для публичного и частного права единой целью согласно ст. 2 Конституции РФ является человек, его интересы, его права и свободы. Публичное и частное право - не цель, а разные средства ее достижения. И именно поэтому они должны применяться параллельно. Основной задачей частного и публичного права является создание условий для наиболее полной реализации интересов общества, отдельных индивидов и удовлетворения их государством. Дополнительные цели формируются и реализуются на практике посредством функций, которые представляют собой необходимые однородные, целесообразные направления частного и публичного права, вызванные необходимостью удовлетворения государством объективных потребностей общества, отдельных индивидов.

Публичное право должно обеспечивать реализацию частного права, не деформируя его. Вместе с тем без публичного права частное право недостаточно эффективно, если не сказать больше: вообще неэффективно.

Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялись непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью. С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности некоторых интересов граждан, что свойственно частноправовому регулированию. Наука не исключает в отдельных случаях вполне оправданного применения императивных норм для регулирования частных отношений и диспозитивных - для публичных.

Несмотря на свою общественную значимость, публичные интересы неоднородны. Вполне реальной является ситуация, при которой публичный интерес на муниципальном уровне может отличаться от такового на уровне субъекта РФ и на федеральном уровне. Так, изменения в налоговой системе, обоснованные, целесообразные и оптимальные с точки зрения одного из указанных публично-правовых субъектов, могут оказаться нежелательными по тем или иным причинам для других. Подобная ситуация, очевидно, должна явиться основанием не для конфронтации, но для проведения комплекса согласительных мероприятий (например, в рамках законотворческого процесса), позволяющих обеспечить баланс публичных интересов различного уровня.

Учеными установлено, что публичный интерес - это "признанная государством и обеспеченная правом потребность социальной общности, удовлетворение которой является условием и гарантией ее существования и развития" <34>. Он обусловлен потребностями общества. Частный интерес - охраняемый правом интерес, присущий гражданам и юридическим лицам. Таким образом, он принадлежит частным субъектам.

<34> Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6. С. 3.

Не вызывает сомнения целесообразность выделения в рамках частных интересов наряду с интересами физических лиц также интересов юридических лиц. Несмотря на дискуссионность вопроса о включении в правовой статус юридического лица такого элемента, как интересы, трудно отрицать формирование воли юридического лица в конечном счете теми или иными физическими лицами. А следовательно, к юридическим лицам вполне применимо и понятие интереса.

Категория публичного интереса определяет границы реализации компетенции государственных органов и иных лиц. Во-первых, публичные права всегда имеют в основании воплощение в жизнь общественного интереса. Во-вторых, поскольку целеполагание имеет своей основой реализацию интереса, то государство, будучи юридическим проявлением общества, призвано к осуществлению его интересов. Таким образом, границы вмешательства государства в частные правоотношения, а значит, в процесс реализации частных интересов объективно ограничены интересами общества (публичными интересами).

Наконец, следует затронуть вопрос о степени антагонистичности частных и публичных интересов. Казалось бы (и это мнение разделяют многие исследователи), частные и публичные интересы в большинстве случаев не должны совпадать <35>, однако в правовом государстве, по нашему убеждению, должен господствовать принцип координации и гармонизации частных и публичных интересов. Наличие сформулированных теорией и судебной практикой принципов обеспечения баланса частного и публичного интересов позволило бы избежать множества трудностей, ошибок и противоречий при разрешении споров, в которых сталкиваются интересы, охраняемые в частном и публичном порядке. С одной стороны, публичные интересы неизбежно должны в конечном счете служить средством удовлетворения интересов каждого члена общества. С другой стороны, на уровне отдельного индивида вряд ли можно допустить существование интереса антиобщественного, т.е. явно противоречащего интересам государства и общества в целом. Через индивидуальное сознание рождаются интересы, составляющие как личное, так и общее благо, удовлетворение как частных, так и публичных интересов индивидов. В любом случае в результате реализации как частных, так и публичных интересов пользу получают конкретные люди: от реализации частного интереса пользу получает определенный гражданин, а от реализации публичного интереса - все члены общества. Примечательно, что термин "принцип баланса частных и публичных интересов" используется не только юридической наукой, но и находит свое отражение, в частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ <36>.

<35> См., например: Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 4. С. 4 - 6; Биктасов О.Г., Щербаковский Г.З. Взаимодействие государства и гражданского общества в условиях интеграции в международную правовую систему: некоторые вопросы истории и теории // История государства и права. 2006. N 6. С. 3 - 6; Ласкина С.О. Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании конкурсных отношений // Финансовое право. 2008. N 12. С. 6 - 10; Алиев Т.Т. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в сочетании баланса частных и публичных интересов в России // Современное право. 2010. N 4. С. 63 - 67.
<36> См., например: Постановления КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П, от 23 января 2007 г. N 1-П.

Интересы общества в целом и интересы каждой отдельной личности неразрывно связаны и определяют друг друга. Следовательно, основополагающие общественные интересы, являющиеся объектом правовой защиты, и истинные интересы каждого отдельного субъекта общественных отношений составляют единое целое.

Впрочем, нельзя также забывать о том, что неоднородность частных и публичных интересов предполагает возникновение противоречий не только между этими интересами, но и между отдельными их разновидностями. На практике это находит свое отражение в спорах между двумя субъектами частного права либо в противоречиях между Федерацией и ее субъектом <37>. Например, выделение в Конституции РФ предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72) обусловлено тем, что по этим вопросам обязательно проведение процедуры учета и согласования их интересов. В случае совпадения интересов представляется возможным говорить об их близости, схожести, солидарности. В противоречивых ситуациях, как правило, возникает конфликт интересов, а право есть инструмент, позволяющий достигнуть оптимального баланса частных и публичных интересов в регулировании общественных отношений.

<37> См.: Даньков А.А. Баланс частного и публичного интересов и его значение в правоприменительной деятельности // Проблемы местного самоуправления (электронный журнал). N 16. URL: http:// www.samoupravlenie.ru/ 16-05.htm.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что в настоящее время баланс публичных и частных интересов признается одним из основополагающих конституционных принципов, на котором должно быть основано правовое регулирование отношений с участием государства <38>. Оптимальна такая модель установления баланса интересов, при которой "общественные интересы, формируясь из системы частных мотивов и являясь их составной частью, лежат в основе государственных" <39>.

<38> См.: Козлов А.Ю. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в процессе возмездного отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12.
<39> Логачева Н.Ю. Баланс частных и публичных интересов при построении экономических отношений как условие формирования демократического правового государства и гражданского общества // Юридические записки. Вып. 20. Гражданское общество и государство в России: обеспечение демократии и правомерности / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2006. С. 92.

Таким образом, при исследовании интереса необходимо различать интерес общества (публичный интерес) и интерес личности и различных социальных групп (частный интерес). Частный интерес есть мера (способ) удовлетворения потребностей личности. Публичный же интерес есть способ обеспечения существования общества как единого целого.

Итак, публичные и частные интересы - это юридически признанные интересы государства, общества, индивидов, находящиеся под защитой государства. Их выделение, закрепление и обеспечение являются одной из актуальных задач. Назрела необходимость обеспечения баланса между публичными и частными интересами, где публичные интересы должны включать в себя те потребности, от которых зависит существование и развитие общества в целом, где частные интересы признаны и гарантированы государством. Преобладание любого из этих интересов будет одинаково пагубным как для России, так и для любого другого государства.

Современный уровень развития российского общества и правосознания предполагает необходимость осуществления как минимум одного из принципов - соблюдения государством разумного баланса публичного и частного интересов. При этом необходимо учитывать, что без наличия частных интересов и выражения волеизъявления к их реализации никакие публичные интересы не могут быть достигнуты.

Общим признаком частных и публичных интересов является, во-первых, то, что их формирование осуществляется вполне личностно. Через индивидуальное осознание рождаются интересы, составляющие как индивидуальное, так и общее благо. Во-вторых, их удовлетворение происходит через удовлетворение интересов индивидов. В любом случае в результате реализации интересов пользу ощущают конкретные люди.

Различия публичных и частных интересов состоят в следующем.

  1. Частный интерес касается отдельных лиц, а потому имеет всегда значение блага, принадлежащего исключительно этому лицу. Публичный же интерес принадлежит не отдельным лицам, а обществу.
  2. Публичные интересы могут быть реализованы только сообща. Часто это потребности, которые объективно не могут быть удовлетворены в индивидуальном порядке. Или, как выразился В. Остром, общественные блага, которые не могут быть легко "расфасованы"; которые "не могут продаваться только тем лицам, которые готовы за них платить" <40>.
<40> Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество / Пер. с англ. М., 1993. С. 166.
  1. Публичные интересы имеют характер общечеловеческий, доступный и присущий всем людям независимо от социального статуса. Они относятся к численно не определенной массе людей, поскольку в ее состав включается и будущее потомство данного поколения. Частные же интересы более индивидуализированы, они несут в себе отпечаток личных пристрастий, вкусов, привычек и прочего.
  2. Реализация публичных интересов является условием реализации частных интересов.

Несмотря на все сходство и различия между частными и публичными интересами, необходимо отметить, что граница между сферами частного и публичного интересов подвижна и определяется законодателем. Определение этой границы наряду с формированием интересов через правовое регулирование и составляет проблему сочетания (обеспечения баланса) публичных и частных интересов.

Библиографический список

Алиев Т.Т. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в сочетании баланса частных и публичных интересов в России // Современное право. 2010. N 4.

Биктасов О.Г., Щербаковский Г.З. Взаимодействие государства и гражданского общества в условиях интеграции в международную правовую систему: некоторые вопросы истории и теории // История государства и права. 2006. N 6.

Борисенкова Т.В. Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании банкротства юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Винник О.М. Системный подход к разрешению проблемы гармонизации публичных и частных интересов в хозяйственной деятельности // Социальная роль права: история и перспективы: Мат. межд. конф. / Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 2003.

Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1973. Т. 2.

Гендин А.М. Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности // Проблемы философии и научного коммунизма / Под ред. В.А. Гженцак. Красноярск, 1971.

Генкин А. Система экономических интересов и социальная гармония // Вопросы экономики. 1993. N 6.

Глезерман Г.Е. Интерес как социологическая категория. М., 1973.

Голубцов В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. 2-е изд. СПб., 2005.

Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1.

Даньков А.А. Баланс частного и публичного интересов и его значение в правоприменительной деятельности // Проблемы местного самоуправления (электронный журнал). N 16. URL: http:// www.samoupravlenie.ru/ 16-05.htm.

Дзгоева Б.О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

Ильина О.Ю. Частные и публичные интересы в семейном праве Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.

Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1.

Карабанов И.И. Взаимодействие гражданско-правовых средств регулирования и налогового законодательства. Волгоград, 2006.

Козлов А.Ю. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в процессе возмездного отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001.

Курбатов А.Я. Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности // Предпринимательство. 2001. N 1.

Ласкина С.О. Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании конкурсных отношений // Финансовое право. 2008. N 12.

Логачева Н.Ю. Баланс частных и публичных интересов при построении экономических отношений как условие формирования демократического правового государства и гражданского общества // Юридические записки. Вып. 20. Гражданское общество и государство в России: обеспечение демократии и правомерности / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2006.

Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 1998. N 4.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1 - 3.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд. М., 1995.

Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество / Пер. с англ. М., 1993.

Практикум по психологии профессиональной школы / Под общ. ред. Э.Ф. Зеера. Свердловск, 1990.

Психологический словарь. Краткое введение в психологию // URL: http:// psi.webzone.ru/ st/ 085000.htm.

Публичные и частные интересы в российском законодательстве: Сб. по матер. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2005.

Соловьев В.А. Частные и публичные интересы субъектов налоговых правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

Субочев В.В. Законные интересы / Под ред. А.В. Малько. М., 2008.

Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6.

Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. N 1.

Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: Динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5.

Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. М., 2008.

Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. N 12.

Хавкин В.И. Публично-правовые начала гражданского законодательства современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 4.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.