Мудрый Юрист

Правовое регулирование нотариата в китайской народной республике *

<*> Mizinczev E.N. Legal regulation of notariat in the People's Republic of China.

Мизинцев Евгений Николаевич, аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата, стажер нотариуса.

Статья посвящена правовому регулированию организации нотариата и нотариальной деятельности в Китайской Народной Республике в соответствии с действующим Законом о нотариате КНР от 28 августа 2005 г., Положением о нотариальном производстве от 10 мая 2006 г. и другими нормативно-правовыми актами. В статье рассмотрены правовой статус и порядок учреждения нотариальной конторы, условия и порядок доступа к профессии нотариуса, контроль над нотариусом и нотариальной конторой, общие правила совершения нотариальных действий в Китайской Народной Республике. Автором обосновано суждение о том, что современный китайский нотариат является нотариатом особого, переходного типа, так как он сочетает в себе как признаки латинского нотариата, так и признаки государственного нотариата.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, нотариус, нотариальная контора, органы юстиции, контроль над нотариальной деятельностью, ответственность нотариуса, нотариальный процесс, нотариальные действия.

The article is devoted to legal regulation of organization of notariat and notarial activity in the People's Republic of China in accordance with current Law of Notariat of the PRC of 28.08.2005, Statute on Notarial Proceeding of 10.05.2006 and other normative-law acts. The article considers the legal status and procedure of creation of notary's office, conditions and procedure of access to the profession of notary, control of notary and notary's office, general rules of execution of notarial actions in the People's Republic of China. The author substantiates the provision that the contemporary Chinese notariat is the notariat of special, transitional type and it combines the features of both Latin notariat and state notariat.

Key words: People's Republic of China, notary, notary's office, agencies of justice, control of notarial activity, responsibility of notary, notarial procedure, notarial actions.

Реформы, проводимые в последние десятилетия в Китайской Народной Республике, требуют соответствующего правового регулирования гражданско-правовых отношений. Изменения гражданского и семейного законодательства, а также открытость Китая и его вовлечение в международный экономический оборот закономерно влекут совершенствование законодательства в сфере нотариата. До последнего времени в течение более чем полувека китайский нотариат существовал в форме государственного нотариата и имел большое сходство с советской моделью. По словам В. Яркова, "в 2003 году Китай присоединился к Международному союзу латинского нотариата. Потому что это выбор совершенно правильный и закономерный - выбор его в пользу стабильного и предсказуемого гражданского оборота, а не англо-американского судебного конфликтного права. Такой выбор однозначно показывает, куда движется правовая система на нашей планете" <1>. Поэтому правовое регулирование китайского нотариата на современном этапе вызывает повышенный интерес <2>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья "Круглый стол Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по правовым и судебным вопросам на тему "Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования" - "Бюллетень нотариальной практики", 2010, N 2.

<1> Ярков В.В. Материалы Круглого стола "Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования" // Нотариальный вестник. 2010. N 4. С. 33.
<2> Государственная доктрина КНР выражается формулой "одно государство - два строя - четыре правовые системы". Предметом рассмотрения данной статьи является правовое регулирование нотариата на территории материковой части КНР. Вопросы регулирования нотариата в Гонконге (Сянгане), Макао (Аомынь) и на Тайване не рассматриваются в данной статье.

1. Источники нотариального права КНР

Основой правового регулирования нотариальной деятельности в Китайской Народной Республике является Закон о нотариате <3> (далее - Закон), принятый на 17-м заседании Постоянного комитета 10-го съезда Всекитайского собрания народных представителей 28 августа 2005 г. и вступивший в силу 1 марта 2006 г. Закон начал современный этап в развитии китайского нотариата, заменив собой действовавшее до этого в течение более двадцати лет Временное положение о нотариате, принятое Государственным советом КНР в 1982 г. <4>. Таким образом, нормативно-правовое регулирование нотариата поднялось на новый уровень.

<3> С текстом действующего Закона о нотариате КНР можно ознакомиться на сайтах: http:// www.shndlawyer.com/ EN/ ShowN.aspx?ID=259 (на англ. языке); http:// www.chinas-recht.de/ inhalt.htm (на нем. языке).
<4> О правовом регулировании нотариальной деятельности в Китае в соответствии с Временным положением о нотариате 1982 г. см.: Шепенко Р. Правовое регулирование нотариальной деятельности в КНР // Нотариальный вестник. 1998. N 2. С. 31 - 34.

Закон о нотариате включает в себя 47 статей и состоит из 7 глав: 1) общие положения; 2) нотариальные конторы; 3) нотариусы; 4) совершение нотариального действия; 5) последствия нотариального удостоверения; 6) юридическая ответственность; 7) дополнительные положения. Одновременно с Законом о нотариате вступили в силу Административные указания по вопросам осуществления деятельности нотариальных контор (далее - Административные указания).

Положения гл. 3 Закона о нотариате дополняются Административными указаниями по вопросам назначения на должность нотариуса, вступившими в силу 14 марта 2006 г. и заменившими ранее действовавшие Административные указания о регистрации нотариусов. Нормы гл. 4 Закона дополняются Положением о нотариальном производстве <5> (далее - Положение), принятым Постановлением Министерства юстиции КНР, вступившим в силу 1 июля 2006 г. и заменившим собой ранее действовавшее Положение с таким же названием 2002 г.

<5> С текстом действующего Положения о нотариальном производстве можно ознакомиться на сайте: http:// www.chinas-recht.de/ inhalt.htm (на нем. языке).

Кроме того, действует ряд Подробных правил, принимаемых Министерством юстиции КНР и регулирующих совершение отдельных нотариальных действий. В частности, к ним относятся: Подробные правила удостоверения соглашения о содержании (2 апреля 1991 г.), Подробные правила удостоверения договора дарения (24 января 1992 г.), Подробные правила удостоверения договора ипотечного кредита (31 декабря 1992 г.), Подробные правила удостоверения завещаний (24 марта 2001 г.) и т.д. Также отдельные нормы, касающиеся нотариального производства, содержатся в Законе о наследовании (10 апреля 1985 г.), Законе об усыновлении (4 ноября 1998 г.), Законе о договорах (15 марта 1999 г.) и иных законах в сфере гражданского права. Помимо этого, нотариальная деятельность регулируется Правилами о налогообложении нотариусов, Временными правилами о дисциплинарных наказаниях нотариусов и другими нормативно-правовыми актами.

2. Нотариальная контора

Временное положение о нотариате 1982 г. определяло нотариальную контору в качестве "государственной нотариальной организации" <6>. С 1993 г. многие нотариальные конторы были преобразованы из государственных контор в самостоятельные хозяйственные единицы. В 2000 г. Министерством юстиции КНР была принята Программа по реформированию нотариальной деятельности, в которой была сформулирована цель - преобразовать нотариальные конторы в "правоспособные институты", которые бы самостоятельно выполняли государственные функции, брали на себя ответственность, но в то же время не имели бы своей целью получение прибыли.

<6> Помимо нотариальных контор осуществлять нотариальные функции могут также посольства и консульства КНР (ст. 45 Закона).

В ст. 6 Закона в соответствии с вышеуказанной Программой установлено, что под нотариальными конторами подразумеваются "учрежденные в соответствии с законом органы удостоверения, которые не преследуют своей целью получение прибыли и в соответствии с законом самостоятельно выполняют функции по публичному удостоверению, а также несут гражданско-правовую ответственность". Нотариальные конторы больше не являются государственными органами.

Организационно-правовая форма нотариальных контор

Закон о нотариате не определяет организационно-правовую форму нотариальных контор <7>. Это можно объяснить тем, что предусмотренные действующим законодательством организационно-правовые формы юридических лиц отражали имевшие место ранее реалии китайской плановой экономики, но в настоящее время, в эпоху стремительной модернизации Китая, они уже не отвечают потребностям гражданского оборота и, скорее всего, будут пересмотрены в разрабатываемом сейчас Гражданском кодексе.

<7> Согласно Общим положениям гражданского права КНР (12 апреля 1986 г.) юридические лица можно разделить на производственные (преследующие своей целью извлечение прибыли) и непроизводственные (не преследующие своей целью извлечение прибыли), к которым относятся учреждения, хозяйственные единицы и общественные организации. Названия юридических лиц цитируются в соответствии с переводом Общего положения гражданского права КНР, ознакомиться с которым можно на сайте: http://chinalawinfo.ru.

Подробнее о юридических лицах в китайском праве см.: Werthwein S. Das Personlichkeitsrecht im Privatrecht der VR China. Gottingen., 2009 (на нем. языке).

Из существующих организационно-правовых форм юридических лиц нотариальная контора наиболее близка к форме хозяйственной единицы (нем. Institutionseinheit, англ. Institution). Согласно ст. 2 Временного постановления о регистрации хозяйственных единиц, хозяйственной единицей является "общественная организация по оказанию услуг, созданная в общественно полезных целях государственными органами или иными организациями с использованием государственной собственности и осуществляющая образовательную, научную, культурную, медицинскую или иную деятельность". Эта форма отвечает требованиям, предъявляемым к нотариальным конторам, так как "они не могут преследовать своей целью извлечение прибыли" (ст. 6 Закона о нотариате) и "учреждаются органами юстиции" (ст. 14 Административных указаний по вопросам осуществления деятельности нотариальных контор). В качестве других примеров хозяйственных единиц можно назвать музеи, театры, вузы, научные учреждения, а также агентства новостей, издательства и т.д.

Руководитель нотариальной конторы

Согласно ст. 10 Закона о нотариате каждая нотариальная контора должна иметь руководителя, который назначается из числа нотариусов, имеющих опыт нотариальной работы свыше трех лет. Вопрос о назначении руководителя нотариальной конторы решается Министерством юстиции КНР в ходе учреждения нотариальной конторы (ст. 14 Административных указаний по вопросам осуществления деятельности нотариальных контор). Закон о нотариате не устанавливает функции руководителя нотариальной конторы, но ст. 40, 49, 51, 62 Положения определяют, что руководитель нотариальной конторы в некоторых случаях должен проводить проверку и утверждать решения работающих с ним нотариусов, такие, как отказ в совершении нотариального действия или прекращение совершения нотариального действия.

Учреждение нотариальной конторы

Согласно ст. 8 Закона о нотариате для осуществления нотариальной деятельности нотариальная контора должна отвечать следующим условиям:

  1. она должна иметь собственное название;
  2. она должна иметь постоянное местоположение;
  3. она должна иметь как минимум двух нотариусов;
  4. она должна иметь необходимый капитал для осуществления нотариальной деятельности.

Наличие как минимум двух нотариусов в каждой нотариальной конторе объясняется необходимостью совершения некоторых нотариальных действий (например, обеспечение доказательств), вне нотариальной конторы. Статья 3 Административных указаний по вопросам осуществления деятельности нотариальных контор устанавливает обязательное членство каждой нотариальной конторы в региональной, а также в национальной нотариальных палатах.

Упоминавшиеся во Временном положении о нотариате 1982 г. помощники нотариуса не упоминаются в Законе о нотариате, однако, несмотря на отсутствие законодательного регулирования, они играют большую роль на практике. В 2003 г. их насчитывалось 6000, т.е. на каждых двух нотариусов приходился один помощник <8>.

<8> Wang Jian. Das Notariat in China // Notarius International. 2003. N 3-4. С. 152.

Статья 14 Административных указаний устанавливает, что нотариальная контора учреждается местными органами юстиции. Учреждение нотариальной конторы требует одобрения территориального органа юстиции соответствующей провинции, автономного округа или города центрального подчинения (далее - провинции) (ст. 9 Закона о нотариате).

Согласно ст. 11 Административных указаний учреждение нотариальной конторы должно соответствовать требованиям Плана по учреждению нотариальных контор, который принимается территориальным органом юстиции соответствующей провинции, с учетом степени экономического и социального развития территории, численности населения, развития гражданского оборота и других обстоятельств (ст. 9 Административных указаний). Эти принципы учреждения нотариальных контор вытекают из положений ст. 7 Закона о нотариате, где говорится о "принципах общего планирования и разумного расположения".

Название нотариальной конторы должно состоять как минимум из двух иероглифов и не должно совпадать или иметь значительное сходство с названиями других нотариальных контор в той же провинции (ст. 19 Административных указаний).

Сертификат на осуществление нотариальной деятельности нотариальная контора получает после одобрения руководством территориального органа юстиции (ст. 9 Закона о нотариате). Его подлинник должен быть вывешен в нотариальной конторе.

Контроль над нотариальной конторой

Предметом критики являются очень широкие полномочия государственных органов по контролю над нотариальными конторами, которые были сохранены новым Законом о нотариате <9>, несмотря на то что уже в 2003 г. было заявлено о постепенном усилении контроля органов нотариального самоуправления над деятельностью нотариальных контор. Согласно ст. 5 Закона о нотариате нотариальные конторы подлежат контролю и инструктированию со стороны органов юстиции. Нотариальные конторы обязаны ежегодно подавать в органы юстиции объемный отчет о своей деятельности (ст. 30 Административных указаний). Также нотариальные конторы подлежат контролю со стороны органов нотариального самоуправления, которые, в свою очередь, подлежат контролю со стороны территориальных органов юстиции (ст. 5 Закона).

<9> Werthwein S. Das neue Beurkundungsgesetz und die offentliche Beurkundung in der VR China // Zeitschrift fur chinesisches Recht. 2007. С. 198.

Согласно ст. 14 Закона о нотариате и ст. 27 Административных указаний нотариальные конторы обязаны принимать меры по повышению квалификации, улучшению качества учета, увеличению размеров своего капитала, осуществлять контроль над деятельностью нотариусов, принимать меры по выявлению ошибок в ходе профессиональной деятельности. Кроме того, нотариальные конторы отвечают за страхование профессиональной деятельности нотариусов (ст. 15 Закона о нотариате).

3. Статус нотариуса

Закон о нотариате определяет нотариусов как должностных лиц, отвечающих установленным в данном Законе условиям, осуществляющих деятельность по публичному удостоверению в нотариальных конторах (ст. 16 Закона). Лица, занимающие должность нотариуса, должны отвечать следующим требованиям:

  1. они должны иметь гражданство КНР;
  2. они должны быть не младше 25 и не старше 65 лет;
  3. они должны быть беспристрастными и серьезными, соблюдать дисциплину, следовать законам, а также вести безупречный образ жизни;
  4. они должны сдать государственный экзамен по праву;
  5. они должны пройти практику в нотариальной конторе сроком как минимум два года либо заниматься какой-либо другой юридической специальностью как минимум в течение трех лет, а также пройти практику в нотариальной конторе сроком как минимум один год и пройти проверку на уровень их квалификации (ст. 18 Закона) <10>.
<10> Таким образом, требования к лицам, занимающим должность нотариуса, возросли по сравнению с требованиями, предусмотренными Временным положением о нотариате 1982 г. (ст. 8), которые, в частности, не устанавливали ни возрастных пределов, ни обязательного стажа работы в нотариальной конторе для назначения на должность нотариуса.

Статья 20 Закона о нотариате определяет условия, препятствующие осуществлению нотариальной деятельности. Нотариусом не могут быть лица, которые:

  1. имеют ограниченную гражданскую дееспособность или были лишены гражданской дееспособности;
  2. подверглись уголовному наказанию за умышленное преступление или небрежное нарушение должностных обязанностей;
  3. были уволены с государственной службы;
  4. были лишены сертификата на осуществление профессиональной деятельности.

Назначение на должность нотариуса

Назначение нотариуса на должность проходит в несколько этапов:

  1. Кандидат на должность нотариуса, отвечающий требованиям, установленным ст. 18 и 20 Закона о нотариате, должен обратиться с заявлением в орган юстиции провинции. Помимо этого он должен получить рекомендацию из нотариальной конторы, в которой он желает осуществлять свою деятельность, а также заключение местного органа юстиции.
  2. Орган юстиции провинции выражает свое согласие и обращается в Министерство юстиции с заявлением о назначении, если кандидат отвечает требованиям ст. 18 и 20 Закона о нотариате и его назначение соответствует Плану по назначению нотариусов <11>. В противном случае письменное решение об отказе направляется кандидату и в местный орган юстиции (ст. 12 Административных указаний по вопросам назначения на должность нотариуса). Данное решение должно быть принято не позднее 20 дней после получения заявления кандидата.
<11> План по назначению нотариусов принимается органом юстиции провинции. Законодательство не конкретизирует, как часто он должен приниматься, должен ли он точно устанавливать требуемое количество нотариусов, должен ли он быть опубликован. Это делает процедуру назначения нотариусов недостаточно прозрачной.
  1. Министерство юстиции КНР в течение 20 дней после получения документов от органа юстиции провинции выносит решение о назначении и направляет его в орган юстиции провинции (ст. 13 Административных указаний по вопросам назначения на должность нотариуса). Критерии, которыми руководствуется Министерство юстиции при принятии решения, в законе не называются, но ст. 13 Административных указаний по вопросам назначения на должность нотариуса устанавливает, что Министерство юстиции КНР может постановить провести дополнительную проверку, если имеются сомнения относительно представленных документов или в него поступила жалоба или сообщение о возможной сомнительности документов.
  2. После получения решения о назначении орган юстиции провинции согласно ст. 14 Административных указаний по вопросам назначения на должность нотариуса в течение десяти дней должен предоставить кандидату сертификат на осуществление нотариальной деятельности и письменно сообщить об этом в местный орган юстиции.

Статья 22 Закона устанавливает права и обязанности нотариуса. Нотариусы должны соблюдать дисциплину, следовать законам, добросовестно соблюдать профессиональную этику, исполнять свои должностные обязанности по нотариальному удостоверению в соответствии с законом и хранить нотариальную тайну. Нотариусы имеют право получать оплату за труд, пользоваться страхованием и социальным обеспечением, право подавать заявление об отставке, право подавать жалобы и сообщения о правонарушениях. Нотариусы не могут быть отстранены от должности или подвергнуты наказанию, вследствие иных, чем установлено законом, причин, и в рамках иной, чем установлено законом, процедуры.

Для повышения качества нотариальной работы ст. 25 Административных указаний по вопросам назначения на должность нотариуса предусматривает проведение специальных курсов для нотариусов. Кроме того, согласно ст. 27 Административных указаний по вопросам назначения на должность нотариуса каждый нотариус в течение как минимум 40 часов в год должен проходить обучение на курсах, которые организуются органами юстиции совместно с нотариальными палатами.

Отношение между нотариусом и нотариальной конторой

Китайские нотариусы не являются представителями "свободной профессии", они могут осуществлять свою деятельность только в рамках нотариальных контор. Это следует уже из определения нотариального действия (ст. 2 Закона) как процесса подтверждения подлинности и законности гражданско-правовых актов, а также фактов, имеющих правовое значение, и документов, осуществляемого нотариальными конторами, а не нотариусами. Статья 22 Административных указаний по вопросам назначения на должность нотариуса устанавливает обязанность нотариальных контор создавать благоприятные условия для законной деятельности нотариусов.

Определенная личная независимость нотариуса от нотариальной конторы вытекает из ст. 22 Закона, согласно которой отстранение от должности и наложение наказания могут применяться только по установленным законом причинам и согласно установленной законом процедуре. Согласно ст. 22 Административных указаний по вопросам назначения на должность нотариуса, нотариальная контора должна гарантировать законные права и интересы нотариуса, которыми он пользуется в соответствии с законом во время осуществления своей деятельности.

Отстранение от должности

Статья 24 Закона предусматривает отстранение нотариуса от должности органом юстиции провинции по ходатайству местного органа юстиции, если:

  1. прекращается его гражданство КНР;
  2. нотариус достигает возраста 65 лет или не может выполнять свои обязанности по причинам, связанным со здоровьем;
  3. нотариус добровольно слагает с себя полномочия;
  4. нотариус лишается сертификата на осуществление нотариальной деятельности.

4. Ответственность нотариальной конторы и нотариуса Гражданско-правовая ответственность

Нотариальная контора самостоятельно несет ответственность за ущерб, причиненный в ходе нотариальной деятельности. Согласно ст. 43 Закона ущерб, причиненный неверным осуществлением нотариального действия, всегда возмещает нотариальная контора и только в случае грубой неосторожности нотариуса к нему может быть предъявлен регрессный иск.

Административная ответственность

Закон о нотариате содержит нормы, посвященные административной ответственности нотариальных контор и нотариусов. За незначительные административные нарушения предусмотрено наказание в виде выговора и, в некоторых случаях, денежного штрафа, налагаемого на нотариальную контору в размере от 10 000 до 50 000 юаней и на нотариуса в размере от 1000 до 5000 юаней <12>, а также отстранения от нотариальной деятельности на срок от трех до шести месяцев. Наказания налагаются органом юстиции на уровне провинции. К незначительным нарушениям относятся:

<12> По курсу на март 2011 г. 1 юань составлял около 4,3 российского рубля.
  1. осуществление в ходе нотариальной деятельности дискредитирования других нотариальных контор или нотариусов, освобождение от уплаты пошлины <13> и другие недобросовестные действия;
<13> Освобождение от уплаты нотариальной пошлины предусмотрено ст. 22 Положения о нотариальном производстве и возможно в некоторых случаях для некоторых категорий граждан в соответствии с Положениями Государственного совета о правовой помощи от 21 июля 2003 г.
  1. взыскание нотариальной пошлины с нарушением установленных законом размеров;
  2. осуществление нотариальной деятельности в нескольких нотариальных конторах;
  3. занятие иной оплачиваемой деятельностью;
  4. совершение нотариального действия в отношении самого себя или близких родственников или совершение нотариального действия, в котором нотариус или его близкие родственники имеют собственный интерес;
  5. иные действия, наказуемые законом или подзаконными актами.

За тяжкие нарушения предусмотрены следующие наказания: выговор, денежный штраф в размере от 20 000 до 100 000 юаней, прекращение нотариальной деятельности на срок от трех до шести месяцев (для нотариальных контор); выговор, денежный штраф в размере от 2000 до 10 000 юаней, отстранение от нотариальной деятельности на срок от трех до двенадцати месяцев (для нотариусов). При особо тяжких нарушениях орган юстиции на уровне провинции лишает нотариуса сертификата на осуществление нотариальной деятельности.

К тяжким нарушениям относятся:

  1. самовольное составление нотариального акта;
  2. составление нотариального акта, содержание которого не соответствует действительности или противоречит закону;
  3. противоправное присвоение нотариальной пошлины или использование ее для личных целей или противоправное присвоение или хищение имущества, предназначенного исключительно для целей нотариальной деятельности;
  4. повреждение или подделка документов или нотариальных актов;
  5. нарушение государственной тайны, коммерческой тайны, тайны частной жизни, о которой стало известно в ходе нотариальной деятельности;
  6. иные действия, наказуемые законами или подзаконными актами.

Если в действиях нотариуса присутствует состав преступления, то он должен нести уголовную ответственность, при этом он лишается сертификата на осуществление нотариальной деятельности.

5. Общие правила совершения нотариальных действий

Согласно ст. 2 Закона о нотариате нотариальное действие - это "процесс подтверждения подлинности и законности гражданско-правовых актов, а также фактов, имеющих правовое значение, и документов нотариальными конторами в установленном законом порядке по заявлению физических лиц, юридических лиц или иных организаций" <14>. Статья 3 Закона о нотариате называет в качестве принципов нотариального процесса законность, объективность и беспристрастность.

<14> К "иным организациям" относятся организации, не обладающие статусом юридических лиц, например совместные предприятия, филиалы юридических лиц, некоммерческие партнерства и т.д. Несмотря на то что они не являются юридическими лицами, они могут выступать стороной в договоре (ст. 2 Закона о договорах), выступать в качестве истца или ответчика в суде (ст. 49 Гражданско-процессуального закона). Вопрос об их правосубъектности является дискуссионным в китайской литературе. См.: Werthwein S. Das Personlichkeitsrecht im Privatrecht der VR China. Gottingen., 2009. С. 158.

Место совершения нотариального действия

Каждая нотариальная контора имеет право осуществлять свою деятельность в рамках нотариального округа, устанавливаемого на основании ст. 25 Закона о нотариате, ст. 10 Административных указаний по вопросам осуществления деятельности нотариальных контор и Местного плана по учреждению нотариальных контор органами юстиции. Нотариальные действия осуществляются по месту жительства или постоянного пребывания обратившегося в нотариальную контору лица или по месту наступления юридического факта. Нотариальные действия, касающиеся недвижимого имущества, осуществляются по месту нахождения недвижимого имущества, это правило не распространяется на удостоверение дарственных актов или завещаний, касающихся недвижимого имущества (ст. 14 Положения). В некоторых случаях нотариальное действие может быть совершено вне помещения нотариальной конторы, например при удостоверении завещания, если завещателю трудно лично явиться в нотариальную контору (ст. 5 Подробных правил удостоверения завещаний).

Нотариальный процесс

Процесс совершения нотариального действия можно разделить на несколько этапов: подача заявления (ст. 25, 26, 27 Закона), прием заявления и консультирование сторон (п. 2 ст. 27 Закона), проверка (ст. 28 Закона), при необходимости дополнительная проверка (ст. 29 Закона), составление нотариального акта (ст. 30, 32 Закона), а также обжалование нотариального действия.

При обращении в нотариальную контору необходимо заполнить заявление о совершении нотариального действия (ст. 17 Положения). Оно должно включать в себя:

  1. основные данные заявителя и его представителя;
  2. необходимое нотариальное действие и сведения о дальнейшем использовании нотариального акта;
  3. название документа, который необходимо удостоверить;
  4. название и количество документов, прилагаемых к заявлению и необходимых для совершения нотариального действия, а также имена и адреса свидетелей, способ их оповещения;
  5. дата подачи заявления;
  6. иные необходимые сведения.

Заявитель должен подписать заявление или проставить на нем свою личную печать <15>, если он не может сделать это, то он должен поставить на заявлении свой отпечаток пальца.

<15> Использование личной печати в качестве альтернативы подписи связано с тем, что в Китае, по данным ЮНЕСКО, насчитывается свыше 220 млн. неграмотных. Неграмотными считаются лица, знающие менее 500 иероглифов. См.: Сугибин В.А. Китай. Гражданское, торговое и семейное право. М., 2007.

В случае обращения за совершением нотариального действия юридического лица или законных представителей недееспособного лица они должны представить документы, подтверждающие их полномочия.

Нотариальная контора может совершить нотариальное действие, если среди заявителей нет спора о совершении нотариального действия, оно предусмотрено ст. 11 Закона о нотариате и место его совершения отвечает требованиям ст. 25 Закона о нотариате и главы 3 Положения.

Положение устанавливает обязанность нотариальной конторы по консультированию обратившихся в нее лиц, которые должны быть проинформированы о том, какое правовое значение имеет данное нотариальное действие, какие правовые последствия оно может повлечь, какие права и обязанности имеют заявители в процессе совершения нотариального действия. Содержание, способ, время такого консультирования должны быть зафиксированы (запротоколированы), и протокол должен быть приобщен к нотариальному акту. Временное положение о нотариате 1982 г. не устанавливало обязанность нотариуса по консультированию обратившихся в нотариальную контору лиц. Это нововведение имеет большое положительное значение в обеспечении гражданско-правового принципа независимости сторон и улучшает качество нотариальных услуг <16>.

<16> Werthwein S. Das neue Beurkundungsgesetz und die offentliche Beurkundung in der VR China // Zeitschrift fur chinesisches Recht. 2007. С. 202.

После принятия заявления нотариальная контора должна установить личность обратившихся лиц, необходимые полномочия; отсутствие пороков воли при волеизъявлении; полноту содержания представленных документов, их подлинность, достаточность, соответствие закону. При возникновении сомнений нотариальная контора вправе попросить у обратившихся лиц дополнительные объяснения или документы. Кроме того, Закон предусматривает возможность поручения проведения дополнительной проверки представленных документов другой нотариальной конторе (ст. 29 Закона).

Если после проверки нотариальная контора придет к мнению, что нотариальное действие соответствует Закону о нотариате и другим нормативно-правовым актам, то она обязана в течение 15 рабочих дней с момента получения заявления составить нотариальный акт (ст. 30 Закона, ст. 35 Положения) <17>. На практике процесс совершения нотариального действия чаще всего занимает 1 - 2 дня. При составлении нотариального акта должны использоваться иероглифы, распространенные на всей территории Китая. На территории автономных округов КНР допускается составление нотариального акта на языке проживающего там национального меньшинства (ст. 32 Закона). Нотариальный акт должен составляться в установленной Министерством юстиции КНР форме, в частности, включать в себя:

<17> Ранее действовавшее Положение о нотариальном производстве 2002 г. устанавливало в качестве аналогичного срока один месяц (ст. 44).
  1. порядковый номер нотариального документа;
  2. основные данные заявителей и их представителей;
  3. содержание нотариального действия;
  4. подпись (или личную печать) нотариуса и печать нотариальной конторы;
  5. дату составления.

Информация о каждом нотариальном действии должна быть внесена в соответствующий реестр. В частности, в реестр вносятся следующие данные: вид нотариального действия, фамилии обратившихся лиц, названия юридических лиц, дата обращения, кем было зарегистрировано обращение, кто проводил проверку, итоговое решение и дата его принятия, порядковый номер нотариального акта. Каждый реестр ведется в течение одного года, после чего остается на хранении (ст. 57 Положения).

Отказ в совершении нотариального действия и прекращение совершения нотариального действия

В соответствии со ст. 48 Положения в совершении нотариального действия может быть отказано при наличии достаточных оснований, например, если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, находится под опекой или ограничено в дееспособности; сделка, за удостоверением которой обращаются, оспаривается одной из сторон; документы, представленные сторонами сделки, недостаточны или стороны уклоняются от представления дополнительных документов; сделка является мнимой или не соответствующей закону; сделка нарушает общественную мораль; стороны, обратившиеся за удостоверением сделки, отказываются уплатить предусмотренную законом пошлину, и в некоторых других случаях.

Статья 50 Положения устанавливает основания для прекращения совершения нотариального действия, среди которых: отзыв заявления о совершении нотариального действия; смерть физического лица или прекращение юридического лица, обратившегося за совершением нотариального действия; препятствование совершению нотариального действия со стороны лиц, обратившихся за его совершением, иные обстоятельства, при которых нотариальное действие не может быть совершено.

В случае отказа в совершении нотариального действия или прекращения совершения нотариального действия соответствующий нотариус письменно сообщает об этом ответственному руководителю нотариальной конторы для проверки и одобрения. Решение об отказе или прекращении совершения нотариального действия должно быть предоставлено лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, или их представителям в письменном виде.

В случае отказа или прекращения совершения нотариального действия нотариальная контора, в зависимости от причины отказа или прекращения совершения нотариального действия, должна полностью или частично вернуть взысканную пошлину (ст. 49, 51 Закона).

Обжалование нотариальных действий

Согласно ст. 39 Закона лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, или иное заинтересованное лицо может обратиться в нотариальную контору с заявлением о проведении повторной проверки в случае совершения нотариальной конторой ошибки в нотариальном акте.

В случае несогласия с решением нотариальной конторы по итогам повторной проверки существует два пути обжалования нотариального действия. Во-первых, можно подать жалобу в местную нотариальную палату. Во-вторых, в случае если нотариальный акт затрагивает конкретные права и обязанности, то предусмотрена возможность обжаловать его в суде в гражданском процессуальном порядке.

Ранее действовавшее Положение о нотариальном производстве 2002 г. предусматривало иной порядок обжалования: в течение 60 дней после совершения нотариального действия нужно было обращаться в органы юстиции, после чего - в административный суд.

6. Нотариальные действия

По заявлению физических лиц, юридических лиц или иных организаций нотариальные конторы совершают следующие нотариальные действия:

  1. удостоверение договоров;
  2. выдача свидетельств о праве на наследство;
  3. удостоверение доверенностей, заявлений, дарственных актов, завещаний;
  4. удостоверение актов о разделе имущества;
  5. удостоверение опубликования условий конкурса, удостоверение начала публичных торгов;
  6. удостоверение семейных отношений, родственных отношений, отношений усыновления;
  7. удостоверение данных о рождении, нахождении в живых, идентичности, профессиональной подготовке, ученой степени, должности, звании, совершении или несовершении правонарушений или преступлений;
  8. удостоверение учредительных документов юридических лиц;
  9. обеспечение доказательств;
  10. свидетельствование верности подписи, печати и даты на документах, а также верности дубликатов или копий документа с оригиналом;
  11. иные нотариальные действия.

Помимо этого, ст. 12 Закона предусматривает вспомогательные нотариальные действия, в частности хранение завещаний, хранение наследственного имущества, иных документов, относящихся к совершению нотариальных действий, составление документов, подлежащих нотариальному удостоверению, консультирование по вопросам нотариальных действий и иные нотариальные действия, необходимость совершения которых установлена законом или подзаконными актами.

Таким образом, перечень нотариальных действий, установленный Законом о нотариате, не является исчерпывающим. Кроме того, он расширился по сравнению с перечнем нотариальных действий, установленным Временным положением о нотариате 1982 г., в частности, за счет включения таких нотариальных действий, как удостоверение опубликования условий конкурса и удостоверение учредительных документов юридических лиц. Говоря о нотариальных действиях, совершаемых китайскими нотариусами, следует отметить следующее.

Во-первых, предметом нотариального удостоверения помимо сделок и юридических фактов может являться также наличие определенных правоотношений - удостоверение семейных отношений, родственных отношений, отношений усыновления (ст. 11 Закона). Это возможно в тех случаях, когда между сторонами правоотношения нет спора. При этом на сторонах правоотношения лежит обязанность доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются.

Во-вторых, китайское законодательство не устанавливает для каких-либо сделок обязательной нотариальной формы. Это приводит к тому, что на практике нотариальные конторы часто испытывают финансовые трудности, стремятся прежде всего к получению прибыли, а не к защите публичных интересов <18>. В целом гражданское законодательство КНР содержит незначительное количество норм, касающихся нотариата.

<18> Werthwein S. Das neue Beurkundungsgesetz und die offentliche Beurkundung in der VR China // Zeitschrift fur chinesisches Recht. 2007. С. 206.

Так, Закон о договорах КНР от 15 марта 1999 г. говорит о том, что стороны договора имеют возможность выбрать при его заключении письменную, устную или иную форму. Если законом или подзаконными актами установлена обязательная письменная форма, то при заключении договора она должна применяться (ст. 10 Закона о договорах). Закон о договорах упоминает нотариально удостоверенную форму договора только в одном случае - при регулировании договора дарения. Он устанавливает, что до передачи прав на имущество даритель может отказаться от дарения, кроме тех случаев, когда дарение осуществляется в благотворительных целях (дарение жертвам катастроф, помощь бедным, дарение, служащее иным общественным интересам), а также в тех случаях, когда договор дарения был удостоверен нотариально. Если даритель не передает предмет дарения, при наличии нотариально удостоверенного договора, одаряемый может требовать его передачи (ст. 186, 188 Закона о договорах).

Основу правового регулирования в сфере наследования составляет Закон о наследовании КНР, принятый 10 апреля 1985 г. Он предусматривает, что завещание может составляться в нескольких формах: нотариально удостоверенное завещание, собственноручное завещание, завещание, составленное представителем завещателя, завещание в виде звукозаписи и завещание в устной форме <19>. При этом нотариально удостоверенное завещание не может изменяться или отменяться завещанием, составленным в какой-либо иной форме.

<19> Собственноручное завещание составляется завещателем и подписывается им, с указанием даты составления. Завещание, составленное представителем завещателя, составляется в присутствии как минимум двух свидетелей и подписывается представителем, свидетелями и завещателем. Завещание в виде звукозаписи составляется в присутствии как минимум двух свидетелей. Завещание в устной форме составляется при опасности, угрожающей жизни завещателя, в присутствии как минимум двух свидетелей. После того как угроза жизни завещателя прошла и завещатель получил возможность составить завещание в иной форме, завещание в устной форме теряет свою силу (ст. 17 Закона о наследовании).

Общие положения гражданского права КНР, регулирующие среди прочего вопросы представительства, не содержат норм о нотариальной форме доверенности, в том числе выдаваемой в порядке передоверия. Закон о браке КНР не устанавливает обязательную нотариальную форму для брачного договора.

Можно отметить, что предъявление менее строгих, чем в странах континентальной Европы, требований для оформления сделок является характерной чертой правовой культуры не только Китая, но и многих других азиатских стран. Во многом это объясняется незначительным количеством нотариусов на душу населения, которое имеет место в Китае, - около 11 000 нотариусов на более чем 1,3 млрд. жителей (приблизительно один нотариус на 120 000 жителей), совершающих около 10 млн. нотариальных действий в год <20>. Значительное количество (около одной трети) из них составляют нотариальные действия с иностранным элементом. Так, нотариальное удостоверение документов предусмотрено в рамках процедуры усыновления детей иностранцами, необходимо для заключения брака с иностранным гражданином и т.д.

<20> URL: http://www.chinadaily.com.cn.

Вместе с тем эксперты отмечают возрастающий интерес китайцев к реализации ими своих гражданских прав, в частности значительное увеличение количества нотариально удостоверенных завещаний после вступления в силу действующего Закона о нотариате <21>. Растет популярность брачных договоров, особенно среди граждан среднего и старшего возраста, заключающих повторный брак <22>.

<21> См.: Wang Zhenghua. Wills play a growing role in China. URL: www.chinadaily.com.ch.
<22> По данным, которые приводятся в статье "More Chinese Favor Antenuptual Property Notarization" на сайте http://www.henan.china.cn, в 1993 г. нотариальными конторами Шанхая было удостоверено 20 брачных договоров, в 2000 г. их было уже 479.

Заключение

Современный китайский нотариат можно назвать нотариатом особого, переходного типа, сочетающим в себе признаки латинского нотариата и государственного нотариата. К признакам нотариата латинского типа можно отнести самофинансирование и самостоятельную ответственность нотариальных контор, отсутствие отношений субординации между нотариальной конторой и государственными органами, порядок обжалования действий нотариальной конторы, предусматривающий обращение в органы нотариального самоуправления. К признакам, сближающим современный китайский нотариат с государственным нотариатом, относятся невозможность осуществления своей деятельности нотариусом вне нотариальных контор, контроль, осуществляемый над нотариусом со стороны нотариальной конторы (ее руководителя). Это говорит о том, что пока рано говорить о нотариусах в КНР как о представителях "свободной" профессии. Кроме того, органы юстиции сохранили широкие полномочия в отношении нотариальных контор и нотариусов, включающие в себя возможность привлечения их к административной ответственности, подготовку ежегодного подробного отчета о своей деятельности и т.д. В организации китайского нотариата, самого многочисленного нотариата в мире, выражается современная политика КНР, совмещающая в себе государственное планирование и механизмы рыночной экономики, и нотариат в этой стране имеет огромный, еще не реализованный потенциал.

Литература

  1. Werthwein Simon. Das neue Beurkundungsgesetz und die offentliche Beurkundung in der VR China // Zeitschrift fur chinesisches Recht. 2007.
  2. Werthwein Simon. Das Personlichkeitsrecht im Privatrecht der VR China. Gottingen., 2009.
  3. Wang Jian. Notariat in China // Notarius International. 2003. N 3 - 4.
  4. Сугибин В.А. Китай. Гражданское, торговое и семейное право. М., 2007.
  5. Закон о нотариате КНР, принят на 17-м заседании Постоянного комитета 10-го съезда Всекитайского собрания народных представителей 28 августа 2005 г., вступил в силу 1 марта 2006 г.
  6. Положение о нотариальном производстве, утв. Постановлением Министерства юстиции КНР от 10 мая 2006 г. N 103, вступило в силу 18.05.2006.
  7. Временное положение о нотариате, принято Государственным советом КНР 13 апреля 1982 г.
  8. Положение о нотариальном производстве, принято Министерством юстиции КНР 18 июня 2002 г.

Интернет-сайты

  1. Сайт Министерства юстиции КНР: http://www.legalinfo.gov.cn/english/.
  2. Сайт Нотариальной палаты КНР: http://www.chinanotary.org/index.html.
  3. http://www.chinadaily.com.cn
  4. http://www.russianshanghai.co
  5. http://www.henan.china.cn