Мудрый Юрист

Налоговая политика как механизм оптимизации автомобильного рынка России

Ларионов Владимир Александрович, аспирант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В статье рассматриваются актуальные вопросы механизма налогового регулирования автомобильного рынка. Проанализированы существующие в современной экономической литературе подходы к пониманию содержания методов стимулирования автомобильного рынка. В результате рассмотрения механизмов государственной поддержки, налоговой оптимизации участников рынка, налоговых льгот и кредитования хозяйствующих субъектов на автомобильном рынке сформулирована авторская позиция о перспективах развития автомобильного рынка России.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая оптимизация, налог, налоговое законодательство, налоговая система, налогообложение.

Tax policy as a mechanism of optimization of automobile market of Russia

V.A. Larionov

There are the problematic questions in the article, concerned with the mechanism of the tax regulation of the automobile market. The approaches existing in the modern economic literature to understanding of the maintenance the methods stimulation of the automobile market are analyzed. By means the consideration of the mechanisms of state support, the tax privileges and the crediting of the managing subjects in the automobile market, author's position is formulated about prospects the development of the automobile market of Russia.

Key words: a tax policy, the tax, tax optimization, tax laws, tax system, the taxation.

Система налогообложения РФ в отношении рынка автотранспорта строится исходя из следующих парадигм: защита отечественного производителя и ввод в эксплуатацию полного цикла производства транспортных средств западных производителей на территории РФ. Соответственно важнейшим элементом фискальной политики является контроль за оборотом рынка, а также обеспечение условий кредитования в качестве мер господдержки отрасли. Немаловажным аспектом деятельности участников рынка является также налоговая оптимизация деятельности их структур на территории РФ с учетом требований налогового законодательства России. В данной статье автор анализирует развитие отрасли, начиная с начала 2000-х годов, дает среднесрочный прогноз ее развития с учетом налоговой политики России.

Начиная с конца 90-х годов автомобильный рынок России постепенно из многообразия хаотичных автостоянок, бывших автобаз и таксопарков, автосервисов гаражного типа и полулегальных авторынков начал обретать цивилизованные формы. В первую очередь на его огромный потенциал обратили внимание иностранные производители, взявшиеся за создание цивилизованных дилерских сетей в соответствии со строгими стандартами, принятыми во всем мире. Большинство создаваемых в те годы структур по импорту представляли собой дочерние предприятия производителей автомобилей со 100-процентным иностранным капиталом. Основной задачей, которую решали иностранные производители, создавая на российском рынке свое предприятие, была дистрибуция товаров (автомобилей и запасных частей к ним) и сервисных услуг. Также преследовалась цель приведения различных дилерских предприятий, принадлежавших, как правило, частным владельцам, к общим стандартам качества, внедрения единых бизнес-процессов и централизованной ценовой политики.

Важным условием создания дистрибьютора того или иного производителя автомобилей было создание единой логистической цепочки, включавшей в себя централизованную доставку новых иностранных автомобилей в Россию, их таможенную очистку, складирование и дальнейшую транспортировку до дилерского предприятия. Введение подобного механизма получило всестороннее одобрение со стороны органов государственного контроля и позволило добиться прозрачности при таможенном оформлении новых автомобилей иностранного производства, централизованно ввозимых на территорию Российской Федерации. Подобная процедура позволила минимизировать так называемые серые схемы импорта и таможенных процедур и способствовала легализации торговли автомобилями и запасными частями. Тем самым государство стало получать налоги с продаж автомобилей и запасных частей в основном импортного производства.

Начиная с 2000 г. и далее из года в год рост автомобильного рынка в России был подкреплен рядом долгосрочных факторов. Среди основных можно выделить рост российской экономики и доходов населения, укрепление рубля по отношению к основным мировым валютам. Кроме того, локомотивом роста рынка являлись кредитные деньги, объем которых с каждым годом становился все более значительным, а условия для покупателей автомобилей - все лучше. Отмечался рост корпоративных продаж и как следствие - развитие рынка лизинга.

Автомобильный рынок России являлся одним из самых динамично и стабильно развивающихся вплоть до начала осени 2008 г. По мнению автора, возможности для роста рынка не были бы исчерпаны как минимум до 2012 г. Так, в Москве на 1 тыс. жителей приходилось порядка 350 - 450, по разным данным, автомобилей (в среднем по России - чуть более 100 автомобилей). В то же время в крупнейших городах мира уровень автомобилизации населения составляет 550 - 600 автомобилей на тысячу жителей <1>.

<1> Официальный сайт аналитического агентства (АА) "АВТОСТАТ". URL: http://www.autostat.ru.

Общий объем рынка продаж автомобилей составил в 2006 г. 1,98 млн. штук. Иномарки заняли 52% рынка (в 2005 г. их доля была 48%), в абсолютном выражении 1,008 млн. штук. В 2007 г. впервые объем реализации новых автомобилей зарубежного производства, включая автомобили, собранные на территории России, превысил объем продаж отечественных легковых автомобилей, преодолев рубеж в 1 млн. автомобилей, новые иномарки впервые стали доминировать на российском рынке новых легковых машин (масса до 3,5 тонны) <2>. Также необходимо отметить снижение доли импорта автомобилей иностранного производства с пробегом, перераспределение числа потенциальных клиентов в сторону увеличения объема продаж новых автомобилей и формирование вторичного рынка автомобилей с пробегом за счет автомобилей, первоначально проданных на территории России. Этому процессу способствовала проводимая производителями автомобилей гарантийная политика, направленная на увеличение срока гарантийного обслуживания (гарантия 3 года, а иногда до 5 лет, пробег до 100 000 км стали обычным явлением) и межсервисных интервалов техобслуживания продаваемых в России автомобилей. Также в последние годы серьезное развитие рынок как новых, так и подержанных автомобилей получил за счет технологии продаж с использованием системы trade-in в салонах многих официальных дилеров.

<2> Там же.

Российский средний класс постепенно привык менять машины после окончания срока гарантии, т.е. через 2 - 3 года эксплуатации.

Одной из основных тенденций рынка являлось активное вытеснение автомобилей отечественных марок автомобилями иностранного производства, в том числе за счет значительного увеличения доли продаж автомобилей иностранных марок российской сборки. Спрос активно смещался в сегмент новых автомобилей иностранного производства. Ранее планировалось, что в 2007 - 2012 гг. рост продаж автомобилей в России будет обеспечиваться преимущественно за счет иномарок, произведенных на сборочных предприятиях в России (General Motors, Ford, Nissan, Skoda, Kia, Toyota и др.). Основной спрос приходился на модели в сегменте до 450 - 540 тыс. рублей <3>. В ближайшие два года ценовая граница между российскими марками и иномарками, собранными в России, станет размытой, и, как следствие, автомобили отечественных марок окончательно потеряют ценовое преимущество при их значительно более низком качестве.

<3> Там же.

Развитие рынка потребительского кредитования сделало легковой автомобиль доступным практически всем категориям потребителей, независимо от дохода. С использованием кредитных схем приобретался каждый третий новый легковой автомобиль в России.

В столице реализация машин в кредит достигала 50%. Высокая степень конкуренции среди банков привела к тому, что ставки по автокредитам на рынке выровнялись и составляли 9 - 10% годовых в зависимости от срока кредита и размера первоначального взноса.

Автодилеры в альянсе с коммерческими банками и финансовыми институтами, аффинированными с производителями, предлагали множество вариантов кредитных программ, предъявляя все менее жесткие требования к заемщику и снижая процентную ставку по автокредитованию, что, в свою очередь, расширило круг лиц, которые могут воспользоваться кредитными предложениями. Таким образом, процесс внутренней налоговой оптимизации крупных игроков рынка и кредитования авторынка в целом стимулировал продажи автомобилей, увеличивал налогооблагаемую базу.

Автомобильный рынок России и Европы пережил труднейший для всех компаний автомобильного бизнеса кризисный год с разными успехами. Правительствам европейских стран с помощью бонусов за утилизацию старых автомобилей при покупке новых удалось вывести рынок из глубокой ямы начала года в символический минус 1,6% по его итогам. На российском автомобильном рынке ситуация иная. Продажи в группе стран - "новых членов ЕС" снизились по итогам года на 26,6%. Если же при рассмотрении европейского рынка учесть Россию и Украину, то суммарные продажи в Европе составили чуть более 16 млн., что меньше, чем в 2008 г., на 2090 тыс. автомобилей, или на 13%.

Лидером по объемам продаж в Европе по-прежнему остается Германия.

Среди производителей наибольшее количество автомобилей в Европе продал Volkswagen: 1,64 млн. единиц (+4,8%). Среди групп на первом месте по объемам продаж концерн Volkswagen с 3,06 млн. проданных автомобилей (+0,7%) <4>.

<4> Официальный сайт ОАО "АСМ-холдинг". URL: http://asm-holding.ru.

За 2009 г. в России было продано более 1 млн. 395 тыс. новых легковых автомобилей, что меньше результата аналогичного периода прошлого года на 50,2%. Доля иномарок при этом уменьшилась и составила 72,9% (1,01 млн. штук). Отечественные модели незначительно укрепили свои позиции - их доля увеличилась на 2,5% до 27,1%. Лидером рынка по-прежнему остается продукция тольяттинской марки LADA, продажи которой за рассматриваемый период составили немногим более 354 тыс. штук, а рыночная доля составила 25,3%. На другие российские марки с каждым годом приходится все меньшая часть рынка легковых машин: по итогам 2009 г. эта цифра составила 1,7% <5>.

<5> Официальный сайт аналитического агентства (АА) "АВТОСТАТ". URL: http://www.autostat.ru.

Влияние мирового финансового кризиса на российский рынок легковых автомобилей в 2009 и 2010 гг. отразилось в некотором снижении средневзвешенных розничных цен, исчисляемых в долларах. Чтобы распродать склады автомобилей 2008 г., привлечь в салоны покупателей и поддержать своих дилеров, дистрибьюторы активно использовали разнообразные ценовые инструменты. В ход пошли специальные предложения в прайс-листах на автомобили 2008 - 2009 гг. выпуска, скидки на определенные модели, сниженный курс пересчета валюты и акции по снижению цен. При этом цены снижались в основном на автомобили 2008 - 2009 гг. выпуска, которых на рынке было достаточно много. Мало того, они импортировались в Россию в течение всего года преимущественно японскими компаниями. Продажа автомобилей по низким рублевым ценам при высоком курсе американской валюты привела тогда к резкому снижению долларовых цен. Однако во втором полугодии наметилась другая тенденция: ценники на автомобили продолжали увеличиваться, а курс доллара, наоборот, снижаться. Эти процессы привели к тому, что по итогам года средняя долларовая цена одного автомобиля понизилась всего на 2,6%. Несмотря на падение спроса на автомобильном рынке и финансовую нестабильность, распределение легковых автомобилей по классам практически не изменилось и по-прежнему отражает традиционные предпочтения россиян. Однако можно заметить, что экономический кризис в большей степени затронул население, которое в пирамиде доходов образует ее основание. Наиболее популярные и доступные автомобили классов "B", "C" уступили часть своей доли более дорогим из сегментов "D" и "SUV".

По-прежнему наиболее весомая доля рынка принадлежит машинам класса "C" - 38,9%, это ниже показателей 2008 г. на 1,9%. В данном сегменте большинство россиян отдают свое предпочтение российским моделям LADA Priora и LADA Samara, которые мы причисляем к классу "C". Третье место в "гольф-классе" занимает Ford Focus. Самый пострадавший сегмент рынка - "B". В 2009 г. его доля составила 23,2%, что на 3,8% меньше по отношению к 2008 г.

По-прежнему критерии экономичности машины, маневренность и малая площадь парковки не являются в нашей стране решающими при приобретении автомобиля.

В 2009 г. юридическими лицами на территорию России было ввезено 489,2 тыс. легковых автомобилей, что на 75% меньше, чем в 2008 г. (1992,8 тыс. шт.). При этом наибольшее количество автомобилей было ввезено в марте - 53,8 тыс. машин. Эта же тенденция была характерна и для 2010 г. <6>.

<6> Официальный сайт аналитического агентства (АА) "АВТОСТАТ". URL: http://www.autostat.ru.

До августа 2008 г. автокредитование являлось основной движущей силой российского автомобильного рынка. Осенью 2008 г. ситуация кардинально изменилась. Банки начали плавно повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. Практически до начала 2010 г. ситуация с автокредитованием в лучшую сторону не изменилась.

Если летом 2008 г. практически каждый второй новый автомобиль покупатель приобретал с использованием заемных средств, то к концу года доля кредитных машин снизилась до 15 - 20%. Некоторая стабилизация такого падения произошла только в 2009 г., сменившись в 2010 г. существенным ростом до 30 - 35%.

Ситуация начала выправляться, только когда в 2009 г. заработала программа субсидирования ставок на покупку российских автомобилей и параллельно многие автопроизводители совместно с банками начали выводить на рынок собственные новые кредитные продукты.

При этом прогноз развития российского автомобильного рынка, сделанный специалистами аналитического агентства "АВТОСТАТ" в середине 2008 г., полностью оправдался: на территории России в 2009 г. было реализовано 1,46 млн. новых легковых и коммерческих автомобилей. Причем рынок развивался не по крайним сценариям развития, а по среднему. Было предложено три сценария развития, в конечном итоге предполагающие определенный рост автомобильного рынка <7>.

<7> Там же.

Первый (оптимистичный) предполагал, что дно кризиса уже пройдено и после сезонного снижения продаж в январе - феврале начнется медленный рост рынка, который оживится во втором полугодии 2010 г. Второй (пессимистичный) сценарий предполагал, что рынок будет находиться на дне в течение первого полугодия, что представляется возможным в случае негативных трендов мировой экономики, снижения цен на энергоресурсы, затягивания сроков предоставления реальных мер правительственной поддержки, буксования утилизационной программы, повышения ставки транспортного налога, акцизов на бензин и т.п. Однако и в этом случае во втором полугодии начнется рост рынка. При таком сценарии до конца 2010 г. будет продано порядка 1,55 млн. новых автомобилей, а уровень 2008 г. не будет достигнут даже через 5 лет.

По усредненному сценарию развития рынка в 2010 г. на российском рынке будет продано 1,6 млн. автомобилей. Причем первичные статистические данные по итогам 2010 г. говорят об обоснованности данного прогноза. Необходимо отметить, что в 2003 г. со сборочных конвейеров суммарно сошло всего немногим менее 58 тыс. новых иномарок российской сборки, то уже через пять лет, в рекордном 2008 г., было выпущено в 10,5 раза больше - 613 тыс. автомобилей зарубежных марок. Показательно также, что в "кризисном" 2009 г., когда автомобильный рынок России сократился вдвое, производство иномарок снизилось в меньшей степени, чем производство традиционных российских марок. В 2009 г. на территории России было произведено 290 тыс. автомашин <8>.

<8> Официальный сайт ОАО "АСМ-холдинг". URL: http://asm-holding.ru.

Замедление темпов роста отрасли и насыщение спроса, по мнению автора, произойдут не ранее 2011 г. К этому времени сборка иномарок должна достичь 1,05 млн. машин. Общий объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей (внедорожников, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков) в России к 2011 г. достигнет 3 млн. штук в год. Одной из основных тенденций рынка является активное вытеснение автомобилей отечественных марок автомобилями иностранного производства, в том числе за счет значительного увеличения доли продаж иностранных марок российской сборки. Спрос активно смещается в сегмент новых автомобилей иностранного производства.

Объем продаж иностранных автомобилей (включая местно произведенные) и легкого коммерческого транспорта за 2007 г. в России составил более 1,6 млн. штук. Общие продажи иностранных автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России продемонстрировали рост в 2008 г.; было продано более двух миллионов автомобилей. Продажи иностранных марок в 2008 г. увеличились на 26%, или на 435 688 штук, по сравнению с 2007 г., по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ. Оптимистичные, но не сбывшиеся прогнозы были также на 2009 - 2010 гг. <9>.

<9> Официальный сайт Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации. URL: http://www.aebrus.ru.

Согласно данным отчета членов ассоциации "Российские автомобильные дилеры", по итогам 2009 г. объем продаж 12 автохолдингов - членов ассоциации снизился в среднем на 49% (всего было продано 203,26 тыс. автомобилей). Максимальное снижение в объеме продаж показала группа "Блок" - по итогам года компания продала на 70,43% меньше машин, чем в 2008-м. Весной 2009 г. компания начала процедуру банкротства своих основных операционных компаний (ООО "Блок Моторс", ООО "Блок Ампель Авто", ООО "Концерн "Блок", ЗАО "Блок-Финанс" и др.) и сейчас владеет только одним центром в Москве по продаже и обслуживанию автомобилей Opel и Chevrolet <10>.

<10> Официальный сайт ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). URL: http://www.asroad.org.

Как отмечается в ежемесячном обзоре российского авторынка, подготовленном аналитическим агентством "АВТОСТАТ", по итогам 2009 г. в Москве было продано 40,8% от всех иностранных автомобилей в России, а в Санкт-Петербурге - 10,5%. Самым провальным регионом по реализации иномарок в 2009 г. оказался Пермский край, где зафиксирован спад продаж в 71,9%. Это результат беспрецедентного падения в январе - октябре, однако продажи за последние два месяца здесь идут не хуже, чем в целом по России. Второе место в рейтинге "антилидеров" у Московской области (-65,3%), третье - у Челябинской области (-63,3%). Рост продаж на целых 54,8% в 2009 г. был зафиксирован в единственном регионе России - Республике Марий Эл <11>.

<11> Официальный сайт аналитического агентства (АА) "АВТОСТАТ". URL: http://www.autostat.ru.

Среди факторов, затрудняющих рост продаж автомобилей, можно выделить: обменный курс рубля, процентные ставки, объем автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары.

Автор полагает, что рост продаж автомобилей в 2010 г. был связан с программой утилизации автомобилей, которая доказала свою эффективность в ряде стран. Согласно программе было продано со скидкой порядка 200 тыс. автомобилей.

Эта тенденция подтверждалась и прогнозами Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации - на 2010 г. прогноз был довольно консервативен: объем рынка составит 1,5 млн. (т.е. без заметного роста по сравнению с 2009 г.), в основном рассчитывались на эффективность мер господдержки - льготные кредиты и премии за утилизацию. В дальнейшем участники комитета прогнозируют рост доли произведенных в России автомобилей (по отношению к импортируемым) <12>.

<12> Официальный сайт Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации. URL: http://www.aebrus.ru.

В то же время статистические данные говорят о том, что такой прогноз несколько недооценил возможности рынка к адаптации, а также макроэкономические тенденции восстановления экономического роста после кризиса. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам 2010 г. составили 1 млн. 910 тыс. 573 автомобиля, что по разным категориям соответствует росту от 22 до 30%. В то же время эксперты агентства "АВТОСТАТ" заявили о восстановлении отечественного авторынка к 2012 г. На развитие авторынка в среднесрочной перспективе будут воздействовать две основные силы. С одной стороны, общая экономическая обстановка, реальные доходы населения и рынок автокредитования. С другой стороны, автомобилизация населения еще достаточно низка. Так, согласно оптимистическому сценарию объем продаж новых автомобилей в 2,8 млн. единиц будет достигнут к концу 2011 г. Пессимистический сценарий говорит о том, что параметры прошлого года будут достигнуты не ранее 2013 - 2014 гг.

Российский рынок автокредитования восстанавливается от кризиса. По оценкам экспертов, доля кредитных продаж на рынке новых автомобилей в 2010 г. составила 32%, на вторичном авторынке в кредит было куплено 11,4% машин. Для сравнения: в 2008 г. доля кредитных продаж новых автомобилей составляла 46%, в кризисном 2009 г. - 24%.

Между тем структура рынка автокредитования уже вернулась к докризисной, отметил в своем докладе на первой автомобильной конференции для аналитиков и маркетологов "Автомобильный рынок России - итоги, тенденции и прогнозы" <13> начальник отдела разработки продуктов Русфинанс Банка Алексей Бессонов. По его словам, в 2009 г. более половины автокредитов (52%) выдали Сбербанк и "Русфинанс Банк", а в 2010 г. доля двух банков составила 37%, как и в докризисном 2008 г.

<13> Материалы первой автомобильной конференции для аналитиков и маркетологов "Автомобильный рынок России - итоги, тенденции и прогнозы".

Возвращаются к докризисному уровню и ставки по кредитам. Если до начала кризиса в 2008 г. банки выдавали автокредиты под 15 - 16%, то в 2010 г. процентные ставки в среднем по рынку приблизились к 13 - 16%. По мнению автора, снижение кредитных ставок в 2011 г. продолжится, но не более чем на 1 - 2%, после чего они стабилизируются. Вместе с тем банки активизируют программы лояльности клиентов, развивают дополнительные сервисы, переходят на экспресс-кредитование, сокращают сроки принятия решения вплоть до двух дней, а также увеличивают сроки погашения кредитов до семи лет.

Автор считает, что отмена программы льготного автокредитования приведет к снижению рынка автокредитования примерно на 5%. Однако в целом доля кредитных машин будет расти с каждым годом и к 2015 г. достигнет максимального значения в 60% на первичном авторынке, 30% - на вторичном рынке.

"Дно" на отечественном автомобильном рынке, полагает автор, было пройдено в 2009 г., сменившись с 2010 г. неустойчивым ростом. Некоторое падение продаж автомобилей в начале 2010 г. в связи с последствиями кризиса в целом не повлияло на тренд развития рынка. Более того, налоговая оптимизация и, как следствие, сокращение расходов со стороны иностранных производителей в условиях российской экономики привели к тому, что впервые за всю историю российского автопрома по итогам 2010 г. производство иномарок на территории РФ превысило выпуск отечественных легковых автомобилей.

На заводах иностранных производителей в прошлом году было собрано 627,1 тыс. легковых автомобилей, что составило 52% от общего объема выпуска. При этом автомобилей отечественных марок было выпущено 581,3 тыс. шт. (48%). Такие данные приводятся в отчете аналитического агентства "АВТОСТАТ" "Автопром России. Итоги 2010 года и перспективы" <14>.

<14> Официальный сайт аналитического агентства (АА) "АВТОСТАТ". URL: http://www.autostat.ru.

Эксперты отмечают, что в 2005 г. доля иностранных автомобилей в общем объеме производства составляла всего 15%. В наиболее успешном для российского авторынка 2008 г. этот показатель составлял 40%, а в 2010 г. - 47%.

По мнению автора, рост производства иномарок будет происходить и в дальнейшем.

По нашим прогнозам, через 3 - 4 года (к 2015 г.) количество иномарок, произведенных на территории России, будет до трех раз превышать объем выпуска отечественных автомобилей.

Система государственного управления стимулирует покупку автомобилей, в том числе путем сохранения ставки налога на автотранспорт не ниже экологического класса "Евро-4".

Для автомобилей, выпущенных до 1 января 2006 г., предполагается налог увеличить вдвое. Дифференцированные коэффициенты будут стимулировать население покупать автомобили более высоких экологических стандартов, поддерживая привязку ставки к экологическому классу машины и связывая ее с другими мерами поддержки автопрома: нужно стимулировать не только потребителей покупать более экологически чистые машины, но и компании - производить их. Вместе с тем вопрос отмены транспортного налога остается дискуссионным, так как предполагалась отмена транспортного налога в качестве компенсации роста акцизов на бензин, а вместо этого предлагается фактически двойное налогообложение автовладельцев.

Таким образом, рост производства и оптимизация продаж автотранспорта, система кредитования продаж автомобилей, система налогообложения и акцизов открывают дальнейшие перспективы развития автомобильного рынка России, в том числе в рамках налоговой оптимизации игроков рынка, как составной части российской экономики.