Мудрый Юрист

Защита конституционных прав несовершеннолетних в деятельности органов государственной власти *

<*> Kazakova L.S. Protection of constitutional laws of minor public authorities in activity.

Казакова Людмила Сергеевна, адъюнкт кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции.

В статье анализируются вопрос защиты конституционных прав несовершеннолетних в деятельности органов государственной власти, вопросы взаимодействия органов внутренних дел, уполномоченных по правам ребенка, и иных субъектов. Анализируется ряд нормативных актов, программ по правам несовершеннолетних.

Ключевые слова: права детей, права человека, защита прав несовершеннолетних.

The summary: In article the question of protection of constitutional laws of minor public authorities in activity is analyzed. Questions of interaction of the law-enforcement bodies authorized by the rights of the child and other subjects. A number of statutory acts, programs by the rights of minors is analyzed.

Key words: the Rights of children, human rights, protection of the rights of minors.

Защита прав несовершеннолетних, с течением времени становясь все более актуальной проблемой в России, привлекающей острое внимание общественности и властных кругов, стоит в ряду важнейших функций государства. Реализуемая через развернутую систему государственных институтов, в деятельности каждого конкретного органа эта функция обретает свои особенности, понимание которых, несомненно, должно способствовать ее исполнению <1>.

<1> См.: Ермаков А.В. Прокурорский надзор в сфере защиты прав несовершеннолетних: Монография. М.: Экслибрис-Пресс, 2008. С. 10.

Обособление функции защиты прав несовершеннолетних в нашей стране стало происходить с ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка <2>. Подписав этот документ, Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ним национальное законодательство. Для этого была образована Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции <3>, разработан и утвержден Национальный план действий в интересах детей <4>.

<2> См.: Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1 "О ратификации Конвенции о правах ребенка" // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. универсальных и региональных международных документов / Сост.: Л.В. Корбут, С.В. Поленина. М., 1998.
<3> См.: Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1077 "Об утверждении Положения о Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, ее состава" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 1 нояб.
<4> См.: Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)" // СЗ РФ. 1995. N 38. Ст. 3669.

Правоохранительная функция Российского государства - та, которая устанавливает и охраняет порядок, именуемый правовым. Функция, требующая обеспечить точное и полное соблюдение законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами <5>.

<5> См.: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 23.

Рассматривая вопросы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений и общественных организаций, осуществляющих защиту конституционных прав несовершеннолетних, позволим себе проанализировать содержание понятия взаимодействия, так как термин "взаимодействие" очень многозначен. В философии взаимодействие раскрывается как универсальная категория: всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении, в котором совершается процесс превращения причины в следствие и обратно <6>. Два основных подхода можно выделить из других энциклопедических источников <7>: взаимная связь явлений; взаимная поддержка.

<6> См.: Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2000. С. 66.
<7> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1998. С. 77.

Подробно рассмотрен вопрос о сущности и формах взаимодействия А.В. Загорным, который определяет взаимодействие как "деятельность, согласованную в результате координации по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач" <8>. В каждом конкретном случае взаимодействие организуется для решения определенной системы типовых или оперативно возникающих задач.

<8> См.: Загорный А.В. Координация деятельности органов внутренних дел с другими государственными органами и общественными организациями в предупреждении правонарушений и укреплении общественного порядка. М.: Академия МВД СССР, 1981. С. 29 - 30.

Переходя к вопросу о взаимодействии в области защиты конституционных прав несовершеннолетних в деятельности органов государственной власти, рассмотрим работу системы МВД России, одного из основных органов власти в исследуемой сфере. Показательна практика деятельности МВД Республики Башкортостан по использованию возможностей социально-профилактических центров микрорайонов по профилактике правонарушений и организации досуга несовершеннолетних по месту жительства <9>. Отметим, что указанная работа проводилась органами внутренних дел в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления.

<9> См.: Сборник ГУООП, ВНИИ МВД России. М., 1995. N 2. С. 47 - 53.

В целях совершенствования и координации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школах г. Камышина Волгоградской области были введены ставки заместителей директоров по правовому воспитанию <10>. Центром профилактической работы являются кабинеты правового воспитания, в которых собраны материалы, отражающие совместную работу отделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, папки с документацией, планы работы, картотеки и т.д.

<10> См.: Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 109.

Программа по введению в общеобразовательных учреждениях инспекторов по делам несовершеннолетних разработана и реализуется в ГУВД Ставропольского края. Постановлением главы администрации г. Ставрополя в штат подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел города введено 16 штатных единиц инспекторов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних для работы в школах, основной задачей которых является проведение профилактической работы, а также пропаганда правовых знаний в подростковой среде.

Школьные участковые инспекторы были введены также в Республике Ингушетия и Краснодарском крае. Анализ итогов работы школьных инспекторов показал, что их деятельность привела к снижению противоправной активности со стороны учащихся школ. Наметились тенденции к общему оздоровлению криминогенной обстановки и на территориях, прилегающих к школам.

В Ростовской области <11> в целях координации усилий заинтересованных министерств и ведомств по повышению эффективности борьбы с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, формирования единого межведомственного информационного поля о таких детях создан банк данных, в который внесены материалы о 1511 неблагополучных подростках. Эти сведения позволили более целенаправленно вести работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. В области открыто 7 новых учреждений социальной помощи семье и детям, а также приют и 5 реабилитационных отделений для детей с ограниченными возможностями. В этих учреждениях получили помощь, поддержку, прошли реабилитацию более 2,5 тыс. беспризорных детей. Регулярный медицинский контроль позволил вызволить из неблагополучных семей свыше 1 тыс. мальчишек и девчонок. Взяты на учет около 3 тыс. несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

<11> См.: Там же. С. 111.

Высокий уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обусловливает необходимость осуществления на уровне субъектов Российской Федерации, а также в городах, районах и иных муниципальных образованиях ряда организационных, финансовых, штатных и других мер по созданию условий, необходимых для повышения эффективности деятельности органов по защите прав несовершеннолетних. Прежде всего целесообразно:

В субъектах Российской Федерации, а также в городах, районах и иных муниципальных образованиях программы и планы по работе с несовершеннолетними существенно различаются между собой в зависимости от оперативной обстановки, ресурсного обеспечения профилактической деятельности и иных факторов. Вместе с тем планирование по линии несовершеннолетних имеет и общие направления. Так, по мнению В.А. Лелекова <12>, структура планов может состоять из разделов:

<12> См.: Лелеков В.А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1999. С. 214 - 215.

Прежде всего следует вернуться к семье - основному субъекту профилактической работы с несовершеннолетними, где, как мы выяснили, начинается нравственное воспитание детей, которое продолжается в дошкольных учреждениях и школах. Думается, что прежде всего на родителях лежит обязанность и ответственность за правильное воспитание ребенка, за подготовку его к школе и трудовой деятельности, чтобы он стал достойным членом общества.

В правовом государстве обеспечение защиты прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должны вестись законными средствами. Все властно-исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако защита этих прав в основном ложится на правоохранительные органы, среди которых превалирующее положение занимают органы внутренних дел.

Роль ОВД в защите конституционных прав несовершеннолетних анализировалась в ряде исследований, в частности в диссертации Н.С. Шемаховой проанализирована роль органов внутренних дел в решении следующих проблем:

  1. выявление и предупреждение фактов жестокого обращения с детьми;
  2. борьба с беспризорностью и безнадзорностью;
  3. подростковый алкоголизм и наркомания;
  4. обеспечение прав несовершеннолетних правонарушителей.

По мнению автора, деятельность органов внутренних дел по защите прав несовершеннолетних в целом соответствует требованиям, предъявляемым сложившимися условиями мировой и российской действительности, однако устранение вышеперечисленных пробелов в законодательстве могло бы сделать ее еще более эффективной <13>.

<13> См.: Шемахова Н.С. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. МВД РФ. СПб., 2006.

Предупреждением и пресечением преступлений занимаются прежде всего подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) и участковые уполномоченные милиции.

Основой для совершенствования деятельности ПДН и участковых уполномоченных в этом направлении является, на наш взгляд, организация максимально полного выявления и учета преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, а также законодательное урегулирование создания профилактических учетов лиц, нуждающихся в применении профилактических мер. В основе такого подхода должно лежать судебное решение о необходимости зарегистрировать лицо как нуждающееся в применении профилактических мер <14>.

<14> См.: Волкова А. Понятие жестокого обращения с детьми и его формы // Профессионал. 2000. N 4. С. 24 - 27.

При этом необходимо учитывать, что:

Так, в Западной Европе, Японии, Канаде и США в последние десятилетия четко обозначилась тенденции расширения функций полиции в сторону социализации, т.е. обслуживания населения по самым разным вопросам. Новая идеология в конце 90-х годов нашла свое документальное отражение в правовых актах о полиции и в моральных полицейских кодексах, в основу которых положены следующие принципы: полиция должна получать поддержку и одобрение широких слоев общества; обязана вести себя справедливо и беспристрастно; должна поддерживать в обществе терпимость людей друг к другу и действовать только на основе соблюдения положений закона, инструкций и наставлений.

Особое внимание в этих странах уделяется расширению связей между полицией и школой. Цель состоит в том, чтобы научить детей соблюдать правила дорожного движения, поведению в экстремальной ситуации, способам защиты от преступников.

В Великобритании вопросами взаимодействия полиции и школы занимаются участковые полицейские, которые в обязательном порядке знакомятся со школами своего района. Многие полицейские силы имеют также специальных полицейских, предназначенных именно для взаимодействия со школами, - они непосредственно идут в младшие и старшие классы, проводят там беседы по широкому кругу проблем, касающихся безопасности школьников. Эти полицейские, среди которых немало женщин, проходят спецподготовку, в ходе которой изучают методы школьного обучения и планирования работы полиции по данным вопросам, способы разрешения конфликтов и помощи школьникам. Во время работы в школах полицейские советуют подросткам, как лучше защититься от криминального насилия и других форм жестокого обращения.

Объединение усилий нескольких организаций в общих кампаниях по лоббированию и информированию о правах детей - это способ изменения отношения к правам детей, уже доказавший свою эффективность во многих странах на практике. В некоторых странах именно коалиции и сети организаций, работающие в области прав ребенка, начинали процесс лоббирования по ратификации Конвенции о правах ребенка. В других странах коалиционные и сетевые объединения организаций возникают для того, чтобы написать сообщение или альтернативный доклад Комитету ООН по правам ребенка о выполнении в стране Конвенции о правах ребенка <15>.

<15> См.: Адвокация: права ребенка: Методическое пособие / Общ. ред., сост.: О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. М.: Права человека, 2007. С. 4.

Анализ действующего Уголовно-процессуального кодекса выявляет ряд изъянов, которые обусловливают ущемление прав несовершеннолетних. Порядок установления обстоятельств совершения преступлений формален и не позволяет следователю требовать и получать адекватную информацию от образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, ПДН и КДН <16>. Взаимодействие с ближайшим кругом подростка происходит фрагментарно и формально. Не обладая специфическими знаниями и навыками и общаясь с подростком без помощи других профессионалов, следователь судит об обстоятельствах жизни подростка на основе бытовых представлений, а не профессиональных знаний <17>.

<16> ПДН - подразделение органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, КДН - межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
<17> См.: Боровик О.В. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2006.

Участие адвокатов в отстаивании прав несовершеннолетних оставляет желать лучшего по причине отсутствия достаточно эффективных механизмов контроля деятельности адвокатов; разделяемого защитниками формального подхода в собирании доказательственной базы; пробелов в знании международных норм права и существующем несоответствии российских и международных норм права <18>. Отечественные исследователи отмечают, что адвокаты редко пользуются правом заявления ходатайств на стадии предварительного расследования, предпочитая сосредоточить свои усилия на этапе судебного разбирательства <19>.

<18> См.: Игнатов С.Д. Проблемы доказывания в деятельности адвоката-защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних: Дис. ... к.ю.н. Удмуртский государственный университет, 2004.
<19> См.: Там же.

В трех регионах, Ростовской, Саратовской областях и Санкт-Петербурге, были созданы ювенальные суды. Критическое осмысление опыта С.-Петербурга позволяет выявить основные трудности внедрения ювенальной юстиции в России <20>. К пробелам участники проекта относят:

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Н.Ю. Даниловой, М.В. Головизниной, А.В. Лихтенштейн "История эксперимента: опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт-Петербурге" включена в информационный банк согласно публикации - "Вопросы ювенальной юстиции", 2006, N 2.

<20> См.: Данилова Н.Ю., Головизнина М.В., Лихтенштейн А.В. История эксперимента: опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт-Петербурге // Обучение социальных работников, занятых в ювенальной юстиции. Материалы курса. Серия "Права человека". СПб.: Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", 2003. С. 11 - 28.<21> Авторы указывают на непрестижность и низкую заработную плату, хотя представляется, что позитивного PR профессии социальный работник и повышения зарплаты будет недостаточно для улучшения качества работы специалистов, которые страдают пробелами самоопределения и индикации своей позиции относительно работы с несовершеннолетними.

В защите прав несовершеннолетних принимают участие не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не всегда реагируют должным образом на положение детей в неблагополучных семьях, упреждающие меры по недопущению преступных посягательств в отношении несовершеннолетних неэффективны. Органы опеки и попечительства не обладают всей необходимой информацией и ресурсами для осуществления такой деятельности. Сама система опеки и попечительства неоднократно пересматривалась.

В последние годы во исполнение поручения Президента и Правительства Российской Федерации Министерством внутренних дел совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлен комплекс организационно-практических мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактики беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов. Принят ряд межведомственных нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие органов и учреждений системы профилактики, в том числе социальной защиты населения и здравоохранения, по организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными детьми <22>.

<22> См.: Голубовский В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: Материалы Международной научно-практической конференции (26 - 27 августа 2005 г.). М.: ДООП МВД России, ВНИИ МВД России, 2006. С. 4.

Рассматривая вопросы прав несовершеннолетних, нельзя обойти вниманием прокуратуру РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими российскими законами, в том числе Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних является приоритетным направлением прокурорской деятельности, одной из важнейших отраслей прокурорского надзора <23>.

<23> См.: Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / Т.А. Васильева, Т.Г. Воеводина, О.Б. Качанова, М.Г. Ковалева, Т.Г. Николаева, В.И. Рохлин, И.К. Севастьяник; Под общ. ред. В.И. Рохлина. 2-е изд., испр. СПб., 2005. С. 3.

Прокурор должен постоянно получать информацию об уголовных делах и материалах о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Важно иметь четкое представление о том, где и какие нарушения законодательства допускаются, какова динамика преступности, каков ее характер, причины и условия, а также каковы причины и условия, которые приводят к нарушениям законности, несоблюдению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних <24>.

<24> См.: Там же. С. 10.

Одним из важных средств защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзорности и правонарушений является надзор за исполнением законов об образовании. При этом в поле зрения органов прокуратуры должны находиться учреждения всех типов: дошкольные, общеобразовательные, специальные (коррекционные), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и учреждения дополнительного образования <25>.

<25> См.: Там же. С. 21.

Криминологи утверждают, что ежегодно несовершеннолетние становятся жертвами около 60 тыс. преступных посягательств, что составляет 2,2% от всего объема регистрируемых по России преступлений. Если же учесть факты причинения вреда здоровью, истязания, унижения чести и достоинства несовершеннолетних, использования их рабского труда, корыстные преступления, а также фактор латентности, то уровень противоподростковой преступности окажется больше официально-статистического в несколько раз <26>.

<26> См.: Магденко А.Д., Танаева З.Р. Обеспечение прав несовершеннолетних в деятельности милиции: Учеб. пособие. Челябинск: ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008. С. 4.

Защищая права несовершеннолетних, органы прокуратуры Российской Федерации ни в коей мере не могут и не должны подменять иные контролирующие органы. И это при том, что включением прокуратуры в систему защиты прав ребенка обусловливается частичное дублирование функций иных правозащитных институтов, в русле ее деятельности эти функции приобретают собственное специфическое содержание. За 2009 г. количество выявленных органами прокуратуры нарушений закона в отношении детей возросло в 2,5 раза и составило почти 570 тыс. В сфере образования число таких нарушений увеличилось на четверть, занятости - на 17%, защиты семьи, материнства и детства - на 14%.

При реализации несовершеннолетними права на защиту следует учесть, что несовершеннолетние не могут оплачивать юридические услуги и вследствие этого становятся ограниченными в своем праве. Выход из сложившейся ситуации нашли сами защитники. В некоторых субъектах Российской Федерации открылись так называемые детские адвокатские бюро, сотрудники которых выступают консультантами несовершеннолетних по правовым вопросам в обеспечении их прав <27>.

<27> См.: Солдатов А.П., Середа Л.М. Обеспечение прав несовершеннолетних органами местного самоуправления: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук А.П. Солдатова. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. С. 58.

Особое место в защите прав несовершеннолетних призван играть институт уполномоченного по правам человека. Специализация института омбудсмена на федеральном уровне решена сравнительно недавно, однако уполномоченный по правам ребенка оказался встроен в структуру Администрации Президента РФ. Субъекты РФ проявляют в этом отношении определенную заинтересованность, вводя должность уполномоченного по правам ребенка. Из учрежденных в нашей стране уполномоченных по правам ребенка в 5 субъектах РФ - Москве <28>, Краснодарском <29> и Красноярском <30> краях, Кемеровской <31> и Самарской <32> областях - данный пост введен на основании законов субъектов РФ; в остальных, среди которых, например, Республика Северная Осетия - Алания <33>, Чеченская Республика <34>, Ивановская область <35>, Санкт-Петербург <36>, - на основании актов глав их исполнительной власти. Учреждение в конкретном субъекте должности уполномоченного по правам ребенка на основе законодательного акта является более предпочтительным: в таком формате более полно могут быть достигнуты и независимость, и неподотчетность омбудсмена.

<28> См.: Закон города Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" // Вестник Мэрии Москвы. 2001. N 41.
<29> См.: Закон Краснодарского края от 26 июня 2002 г. N 498-КЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае" // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2002. N 37.
<30> См.: Закон Красноярского края от 21 октября 1997 г. N 15-585 "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае" // Красноярский рабочий. 1997. 13 нояб.
<31> См.: Закон Кемеровской области от 14 марта 2001 г. N 256-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Кемеровской области" // Кузбасс. 2001. N 48.
<32> См.: Закон Самарской области от 6 мая 2002 г. N 18-ГД "Об Уполномоченном по правам ребенка Самарской области" // Волжская коммуна. 2002. N 82.
<33> См.: Указ Президента Республики Северная Осетия - Алания от 16 февраля 2004 г. N 16 "Об утверждении Положения об Уполномоченном по правам ребенка при Президенте Республики Северная Осетия - Алания" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". 1992 - 2003 гг. РегиональноеЗаконодательство: Информационный банк. 2003.
<34> См.: распоряжение Главы Администрации Чеченской Республики от 14 июля 2001 г. N 101-рг "Об утверждении Положения об Уполномоченном по правам детей в Чеченской Республике" // Там же.
<35> См.: Указ Губернатора Ивановской области от 1 июня 2000 г. N 1-УГ "Об утверждении Положения об Уполномоченном (комиссаре) по правам ребенка Ивановской области" // Собрание законодательства Ивановской области. 2000. N 11(149).
<36> См.: распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 16 ноября 1998 г. N П5-р "Об утверждении Временного положения об отделе защиты прав и законных интересов ребенка в Санкт-Петербурге" // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах: Сб. документов / Под общ. ред. О.О. Миронова. М., 2000. С. 729.

Как новое в России явление оценивается создание института общественных уполномоченных в высших учебных заведениях. Университетские омбудсмены действуют, например, в Московском институте международных отношений МИД России, в Башкирском государственном педагогическом институте, в Высшей школе экономики <37>.

<37> См.: Теория и практика защиты прав человека / Под общ. ред. О.О. Миронова. М., 2003. С. 183.

Должность уполномоченного учреждена также в ряде московских школ и лицеев, общеобразовательных учреждений в субъектах РФ. Высказываются предложения о введении в России должности уполномоченного по правам сирот <38>. Следует уточнить, что общественные омбудсмены не располагают правами и прерогативами омбудсмена как государственного органа. Однако их появление расценивается нами как показатель позитивной правозащитной активности гражданского общества.

<38> См.: Бойцова В. и др. Ювенальная юстиция - защита для сирот // Российская юстиция. 1998. N 8.

Сейчас в связи с тем, что в Указе Президента РФ о введении должности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте размещена рекомендация создавать такие должности и в регионах, процесс пошел более активно.

С 2005 г. существует Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, и она могла бы стать координационным органом. Есть также Европейская сеть уполномоченных по правам детей, так называемая ENOC <39>.

<39> Уполномоченный по правам ребенка при Президенте России: "Мне непонятно, почему мы воспитываем в уважении к закону, но сами не исполняем законы?" // Информационное агентство Regnum. 2009. 11 нояб.

Итак, характеризуя роль органов внутренних дел, прокуратуры, органов местного самоуправления, учреждений и общественных организаций, осуществляющих защиту конституционных прав несовершеннолетних и их взаимодействие с органами местного самоуправления, отметим следующее.

Следует изучить досуговые потребности несовершеннолетних и молодежи в каждом регионе, микрорайоне, населенном пункте. Затем для их реализации объединить и скоординировать усилия администраций, учреждений культуры, религиозных учреждений, органов образования, предприятий, жилищно-коммунальных служб, спортивных, молодежных и других общественных организаций. При этом главный акцент необходимо сделать на создании индустрии досуга, социальных молодежных служб, укреплении их кадрового потенциала, улучшении организации работы. Целесообразно принять дополнительные меры по совершенствованию профессиональной подготовки работников ОВД по профилактике преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. На наш взгляд, необходимо более внимательно изучать и зарубежный опыт.

Несмотря на достаточно широкую охваченность правовыми нормами, управление сферой защиты прав несовершеннолетних остается неэффективным. Трудности связаны, во-первых, с декларативностью большей части норм ювенального права <40>; во-вторых, с недостатками правоисполнения даже тех правовых предписаний, механизм реализации которых на сегодняшний день достаточно четко разработан.

<40> См.: Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика // Защита прав ребенка в современной России. М., 2005.

Нужны скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений. Реализация поставленных задач по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних, без преувеличения, является борьбой за будущее нашей страны.