Мудрый Юрист

Ювенальная юстиция в республике Казахстан

Ахметова К.К., АО "Казахский гуманитарно-юридический университет", г. Астана, Республика Казахстан, соискатель ученой степени кандидата юридических наук.

Жизнь в постоянно меняющемся мире не стоит на месте, основные законы диалектики сосуществуют наравне порой с хаотичными законами рыночной экономики. С изменением жизни меняется и отношение ко многим проблемам. В современном обществе проблемы профилактики преступлений, совершенных несовершеннолетними правонарушителями, поставлены в разряд важных государственных задач.

Правонарушения несовершеннолетними совершались еще в античном мире. Правосудие в те времена карало несовершеннолетних безжалостно и без всяких скидок на возраст! Необходимо отметить, что в правовых актах тех времен не существовало никаких юридических правил по защите детей и подростков в судах, в местах отбывания наказания и в период освобождения от наказания. Можно сделать вывод, что в те времена юристы не рассматривали детей-правонарушителей как отдельную демографическую группу, поэтому суд был безжалостен по отношению к несовершеннолетним, которые в своем правовом положении, совершив противоправные поступки, получали аналогичные наказания, как и взрослые преступники. Страшно представить, какие последствия имели подобные наказания для несовершеннолетних.

С прошлого столетия общество любой страны в той или иной степени начинает решать вопросы гуманизации уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

В международной практике, в частности в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), термин "Juvenile Justice" (ювенальная юстиция) означает "правосудие по делам несовершеннолетних" <1>. Но в более широком социальном плане система правосудия в отношении несовершеннолетних представляет собой систему защиты их прав, свобод и законных интересов, объединяющую вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних различные специализированные структуры в правоохранительных органах, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуру и правозащитные организации.

<1> Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

В Республике Казахстан уделяется большое значение проблемам несовершеннолетних.

Так, например, в марте 2003 г. в Республике был успешно запущен пилотный проект ОБСЕ "Ювенальная юстиция в Казахстане", целью которого являлось оказание несовершеннолетним, задержанным полицией, юридической и психологической помощи.

За первых полтора года действия данного проекта на территории Алматы и Алматинской области в отношении половины задержанных полицией несовершеннолетних было отказано в возбуждении уголовных дел.

И что очень важно - сокращение числа малолетних, подвергнутых лишению свободы, не повлекло роста рецидива преступности!

Реализация данного проекта в период с 2003 по 2006 г. позволила значительно усовершенствовать практику уголовного судопроизводства. Необходимо отметить, что за указанное время реализации проекта был достигнут ряд положительных результатов. К примеру, сократилось количество несовершеннолетних обвиняемых, в отношении которых применялась мера пресечения в виде ареста. Круглосуточно предоставлялись услуги адвоката, специализирующегося по делам несовершеннолетних. Кроме того, с момента задержания несовершеннолетнего присутствовал социальный психолог, в соответствии с действующим законодательством РК. Вместе с тем в результате тщательного рассмотрения обстоятельств каждого отдельного уголовного дела увеличилось количество дел, по которым обвинения смягчены, а также увеличилось число несовершеннолетних, к которым применены виды наказаний, не связанные с лишением свободы.

В 2006 г. несовершеннолетними совершено 6488 преступлений, за 2007 г. в Республике зарегистрировано 6274 преступления. То есть актуальность проблемы остается. Сегодня уголовные наказания в отношении несовершеннолетних исполняют 213 уголовно-исполнительных инспекций, четыре воспитательные колонии. В 2007 г. в воспитательных колониях Республики содержалось 473 несовершеннолетних осужденных (в 2006 г. - 447). По учету уголовно-исполнительных инспекций прошло 2074 несовершеннолетних (за 2006 г. - 2078) <2>.

<2> Указ Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 г. N 646 "О Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 - 2011 годы". ИС "ПАРАГРАФ", 2008.

Данный проект был признан успешным. 30 марта 2007 г. на заседании Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан было принято решение о необходимости создания системы ювенальной юстиции в Республике. Указом Президента Республики Казахстан в 2007 г. были образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних в городах Астане и Алматы, а также в 2008 г. Указом Президента утверждена Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 - 2011 годы.

Кроме создания ювенальных судов на территории всей Республики Концепцией предусмотрены также ювенальная полиция, прокуратура, адвокатура, уголовно-исполнительные инспекции, региональные органы по защите прав детей, система социального сопровождения несовершеннолетних.

По мнению автора статьи, одним из способов решения проблем, связанных с преступлениями несовершеннолетних в Республике Казахстан, является создание Министерства ювенальной юстиции Республики Казахстан. Но почему именно в виде центрального исполнительного органа (министерство), а не ведомства министерства (комитет)?

Общепризнанным фактом является то, что во время развития несовершеннолетнего у него неустойчивая психика, наблюдается юношеский максимализм, неосознанное стремление походить на взрослых, на кумиров с экранов телевизоров, не всегда адекватная оценка своих действий в силу недополучения определенных знаний.

Воспитание подрастающего поколения, будущего любого государства, - процесс сложный, а исправление оступившегося несовершеннолетнего, совершившего преступление, его ресоциализация - задача сложная, требующая консолидации усилий всех государственных институтов.

Об успешном процессе ресоциализации несовершеннолетнего можно будет судить только по результатам кропотливой работы работников правоохранительных органов, психологов, социальных работников.

Одним из способов решения данной проблемы может стать создание в Республике института пробации, т.е. отсрочки наложения наказания. Необходимо отметить, что пробация успешно действует во многих странах.

Важным условием решения проблем несовершеннолетних правонарушителей является то, что орган, который будет заниматься правонарушениями несовершеннолетних, был бы независим по отношению к Министерству юстиции Республики Казахстан, а подотчетен Президенту Республики Казахстан.

Для успешного решения данных вопросов огромное значение играет создание в стране системы подготовки специализированных кадров.

Консолидация усилий всех государственных институтов позволит решить проблемы ювенальной юстиции в Республике Казахстан.