Мудрый Юрист

Взятки не гладки

Вячеслав Серов, юрист, г. Москва.

Введение в нашей стране штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, похоже, становится вполне реальной перспективой. Насколько подобное решение ново для российской правоприменительной практики и сможет ли это кардинально повлиять на борьбу с коррупцией в нашей стране?

Взятки и взяточки: штрафуем

То ли история и вправду развивается по спирали, то ли природа людская в течение столетий не меняется, либо все-таки наши правители решили обратиться к историческим примерам. Судите сами. В начале XVIII века увидели свет следующие слова: "И тако надобно... учинить указ определенный и чтобы всякий человек по своей работе оплату брал, а сверх указного числа отнюдь бы ни единой деньги не брали. А буде кто сверх указного числа лишку, хотя малое что возьмет, то взять на нем штраф, за всякую излишнюю копейку по рублю. А кто даст сверх указного числа излишнее, то и на нем по рублю ж за излишнюю копейку брать штраф" (И.Т. Посошков. Книга о скудости и богатстве. С. 145). "А буде кто покусится взять излишнее в другой ряд, то и штраф на нем взять сугубый: за рубль по двести рублей, наказание на козле, а за третью вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам" (С. 148). Так Петру I предлагал бороться с неправедными доходами русский социальный мыслитель Иван Тихонович Посошков. Спустя почти три столетия, 9 марта 2011 года, Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".

В соответствии с этим законопроектом основным видом наказания за коррупционные преступления должен стать кратный штраф, максимальная величина которого может достигать стократного размера суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 млн. руб.

Кроме того, взятки, в зависимости от их размера, делятся на четыре категории: до 25 тыс. руб. - простая взятка, от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб. - взятка в значительном размере, от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. - взятка в крупном размере, свыше 1 млн. руб. - в особо крупном.

Предлагается также привлекать к ответственности в виде штрафа и юридические лица, чьи сотрудники совершили следующие действия:

Взяточники и взяточничество: конфискуем

Анализируя названный законопроект, нельзя не остановиться и на предложении, согласно которому посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткополучателя или взяткодателя, а равно помощь этим лицам в реализации или достижении соглашения о взятке, должно быть выделено в самостоятельный состав преступления.

В этой связи следует заметить, что в УК РСФСР 1960 года уже существовала ст. 174.1, согласно которой посредничество во взяточничестве также являлось самостоятельным преступлением, ответственность за которое была предусмотрена в виде лишения свободы на срок от 2 (при отсутствии квалифицирующих признаков) до 15 лет с конфискацией имущества.

Кстати, конфискация имущества в виде санкции предусматривалась в УК РСФСР 1960 года также и за дачу и получение взятки. При этом исключение из состава конфискованного имущества делалось только для предметов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности индивида и его семьи на минимальном уровне.

Внося указанный законопроект в Государственную Думу, Администрация Президента РФ предлагает и расширить круг лиц, подлежащих привлечению к ответственности. В частности, в случае принятия анализируемого законопроекта, к ответственности наравне с россиянами будут привлекаться и иностранные должностные лица. К последним авторы законопроекта в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции относят назначаемое или избираемое лицо, занимающее должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, а также любое лицо, выполняющее публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Одновременно с этим и, по-видимому, учитывая положения Конвенции ООН против коррупции о том, что предупреждение и искоренение коррупции - это обязанность всех государств и что для обеспечения эффективности своих усилий в данной области они должны сотрудничать друг с другом при поддержке и участии гражданского общества, неправительственных организаций и организаций, функционирующих на базе общин, в законопроекте содержатся и предложения по созданию и закреплению механизмов межгосударственной правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

В рамках производства по таким делам находящиеся за пределами территории РФ свидетель, потерпевший, их представители, эксперт могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, для производства процессуальных действий на территории РФ. Такие лица, как следует из законопроекта, не могут быть привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы на территории РФ за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения ими Государственной границы РФ. Кроме того, доказательства, полученные на территории иностранного государства в рамках правовой помощи, будут иметь такую же юридической силу, как если бы они были получены законным путем на территории РФ.

"...а дом его оставлен пуст..."

Подводя итог, следует отметить, что налицо тенденция не только к ужесточению санкций для лиц, участвующих в коррупционных преступлениях, но и к приданию соответствующим наказаниям экономического характера, что при определенных условиях должно сделать получение и дачу взяток невыгодным, так как лишает возможности пользоваться плодами соответствующих действий в случае разоблачения. Однако, если согласиться с мнением, что коррупция есть некий способ самоорганизации общества в тех сферах, где влияние государства отсутствует полностью либо недостаточно, учитывая широкую распространенность коррупции и взяточничества в сегодняшней жизни, то не приведет ли ужесточение наказаний за эти преступления к обратному эффекту - увеличению размера взятки в абсолютном размере. А это вполне вероятно исходя из низкой раскрываемости коррупционных преступлений.

И что же, в этом случае нам снова ждать обращения законодателя к историческим памятникам, например к тому же Посошкову, предлагавшему в переводе на современный язык конфискационные меры: "А ежели кто и за взятку нарушит тот новоизданный устав, то мнится мне, надлежит и дом его совсем разорить и на несколько лет сотворить его пуст и прибить на том доме письмо со изъявлением вины, что за нарушение правосудного изложения господину того дома учинен указ, а дом его оставлен пуст и живущего в нем нет, но токмо мыши и нетопыри обитают в нем. И таковое штрафование будет в роды родов памятно" (С. 148)? Либо же в очередной раз по окончании активной стадии борьба с коррупцией останется уделом общественности, а не правоохранительных органов, что вполне вписывается в одно из основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции - обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции?