Мудрый Юрист

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

Рамазанов Рамазан Успатович, кандидат юридических наук, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Дагестан.

В статье рассматриваются меры по противодействию коррупции в органах власти и управления. Указывается на проблемы формирования правовых и организационных основ реализации законодательства о противодействии коррупции. Приводятся виды административной ответственности, которые необходимо включить в КоАП РФ для противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, административная ответственность, наказание, государственный гражданский служащий, правонарушение, превышение, противодействие.

Administrative Responsibility for Corruption

R.Yu. Ramazanov

The article considers the anti-corruption measures at the authority and management agencies. The author of the article notes that there are certain problems in formation of the legal and organizational grounds for implementation of the anti-corruption law and describes the types of administrative responsibility necessary to be included in the Administrative Offences Code of the Russian Federation in order to fight the corruption.

Key words: corruption, administrative responsibility, punishment, civil officer, violation, excess, countermeasure.

Беспрецедентное разрастание масштабов коррупции в Российской Федерации становится одной из наиболее опасных внутренних угроз национальной безопасности. По степени коррумпированности, согласно опубликованному в октябре 2010 г. анализу, проведенному Центром антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл", Российская Федерация занимает 154 место из 178 стран (в 2009 г. - 146 место). Коррупция препятствует реализации гражданами своих прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений, а также подрывает все государственные реформы, которые проводятся в нашей стране. Проблема борьбы с коррупцией - это сложная и многоаспектная задача государства, его правовой системы и всех силовых структур.

Унификация законодательства и проведение в жизнь на национальном уровне международно-правовых антикоррупционных инициатив должны происходить не только в сфере уголовного права, но и в сфере административного, гражданского, налогового и др. Наиболее перспективной является выработка антикоррупционных законов, отражающих общую тенденцию в борьбе с преступностью - приоритет профилактических мер перед мерами уголовной репрессии.

При этом нормам административного законодательства как действенному механизму борьбы с коррупцией в нашей стране уделяется недостаточно внимания, тогда как в целом ряде зарубежных государств указанными нормами достаточно детально определены механизмы привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. К примеру, законодательство Французской Республики уделяет больше внимания административным мерам наказания.

Перспективы совершенствования административного законодательства должны состоять в оптимизации международного опыта борьбы с коррупцией и внедрении новых составов административных правонарушений.

При этом одной из действенных мер по противодействию коррупции будет являться установление за коррупционные правонарушения такого вида административного наказания, как дисквалификация государственных и муниципальных служащих.

В этой связи в целях эффективной борьбы с коррупцией в Российской Федерации необходимо в КоАП РФ предусмотреть отдельную главу "Коррупционные правонарушения" Особенной части или дополнить главу "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти", включив следующие статьи, устанавливающие ответственность государственных и муниципальных служащих.

  1. За наличие государственных и муниципальных служащих в составе учредителей юридических лиц либо регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, а также за незаконное занятие предпринимательской деятельностью. Сам факт наличия в составе учредителей юридических лиц либо регистрации ПБОЮЛ не означает, что указанные лица извлекают соответствующую прибыль. В соответствии с действующим законодательством (Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации") государственным и муниципальным служащим запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

При этом наличие в составе учредителей юридического лица, а также регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и уплата соответствующих налогов и сборов (без систематического получения прибыли) должны квалифицироваться как административное правонарушение.

В случаях же, когда будут выявлены факты систематического извлечения государственными и муниципальными служащими прибыли от предпринимательской деятельности, санкция за указанные правонарушения должна быть более суровой, вплоть до дисквалификации государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ). Правом составления протоколов об административных правонарушениях необходимо наделить должностных лиц Федеральной налоговой службы, а также работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. В отношении руководителей и начальников кадровых подразделений по фактам непроведения проверок достоверности отражения представленных государственными и муниципальными служащими сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя.

В этой связи в случае выявления работниками контрольных и правоохранительных органов фактов наличия у государственных и муниципальных служащих доходов, имущества и обязательств имущественного характера, не отраженных в соответствующих справках, о которых было известно руководителю либо кадровому подразделению (получены ответы из управлений Росреестра, налоговых органов и т.д.), необходимо ставить вопрос об административной ответственности виновных лиц.

В случае если будут выявляться факты, когда при полном попустительстве работодателей государственными и муниципальными служащими вовсе не представляются справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, необходимо ставить вопрос об административной ответственности руководителей указанных органов.

Правом составления протоколов об административных правонарушениях наделить должностных лиц Федеральной налоговой службы, а также работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. В КоАП РФ установить административную ответственность за взятку, установив максимальный размер суммы до 3 тыс. руб., разграничив понятие взятки как уголовного преступления и понятие взятки административного правонарушения. Судебная практика нередко признает взятку малозначительным преступлением, если размер ее незначителен, и в этом случае взяткополучатель освобождается от уголовной ответственности, а к административной ответственности его привлечь невозможно, поскольку в КоАП РФ нет соответствующей статьи. Исключения возможности любого дарения государственным и муниципальным служащим в связи с исполнением последними своих должностных и служебных обязанностей придерживается Группа государств против коррупции (ГРЕКО), рекомендующая Российской Федерации искоренить в сфере государственного управления практику получения ценных подарков в любой форме.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить должностных лиц органов внутренних дел, а также работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. В КоАП РФ включить статью за ненадлежащее исполнение должностных полномочий (обязанностей) государственными и муниципальными служащими - ненадлежащее использование должностным лицом своих служебных полномочий, если это повлекло волокиту, несвоевременное и некачественное принятие решений по заявлениям граждан, материалам, находящимся в производстве, информациям контрольных органов и т.д.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. В КоАП РФ установить административную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить должностных лиц органов внутренних дел, а также работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. Установить административную ответственность за превышение должностных полномочий - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и не повлекших существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить должностных лиц органов внутренних дел, а также работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. Дополнить ст. 19.29 КоАП РФ, включив в нее нормы о привлечении к административной ответственности бывших государственных и муниципальных служащих за несоблюдение ограничений в части перехода на должности в коммерческие и некоммерческие организации, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного или муниципального служащего (без получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов). Представляется справедливым помимо привлечения работодателей по ст. 19.29 КоАП РФ за нарушение требования в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, что предусмотрено ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", привлекать к ответственности и бывших государственных и муниципальных служащих.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить должностных лиц Государственной инспекции труда, а также работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. Необходимо предусмотреть административную ответственность для членов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (наподобие ответственности аукционных, конкурсных и котировочных комиссий) за вынесение незаконных решений в тех случаях, когда незаконность принятых комиссиями решений будет доказана вступившими в законную силу судебными решениями.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить работников органов прокуратуры РФ. Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. За принятие на государственную службу лиц, состоящих в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданскими и муниципальными служащими, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При этом, в случае если указанные факты выявляются, лицо, состоящее в близком родстве или свойстве, лишь увольняется или переводится на другую должность, тогда как в указанном случае необходимо ставить вопрос об административной ответственности руководителя организации, допустившего нарушения действующего законодательства.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить должностных лиц Государственной инспекции труда, а также работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. Установить административную ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. В целях повышения результативности и экономности использования бюджетных средств необходимо установить административную ответственность за неэффективное использование бюджетных средств, наподобие административной ответственности за нецелевое их расходование.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить должностных лиц Росфиннадзора и Счетной палаты, а также работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

  1. Установить административную ответственность для государственных и муниципальных служащих за нарушение требований п. 6 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" - непередачу в доверительное управление ценных бумаг, акций, долей в уставных (складочных) капиталах организаций.

Правом составления протоколов (постановлений) об административных правонарушениях наделить работников органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Правом рассматривать дела указанной категории наделить мировых судей.

Пока что существующий механизм борьбы с коррупцией в России явно ущербен. У него имеется ряд недостатков, а именно: большое отчуждение государства и его органов от общества и граждан; отсутствие действенной правовой базы; ненадлежащая работа контролирующих и правоохранительных органов; слабая правовая культура граждан.

Опыт борьбы с коррупцией зарубежных стран указывает на то, что эпизодическими и отдельными мерами невозможно эффективно противодействовать ей. Коррупция - сложная, комплексная социально-правовая проблема, в борьбе с которой необходимо сочетание различных мер и средств. Нужны усилия со стороны первых лиц государства, а также общества, соответствующая антикоррупционная политика и действенный механизм ее реализации.

Библиографический список

  1. Антикоррупционная политика. М., 2004.
  2. Белая книга о борьбе с коррупцией. М., 2007.
  3. История, современность и перспективы развития службы собственной безопасности ОВД / Под ред. Б.В. Грызлова. М., 2002.
  4. Драгунцов Ю. Система обеспечения собственной безопасности ОВД Российской Федерации // Профессионал. 2010. N 6.
  5. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009.