Мудрый Юрист

Уголовное преследование в рамках международного сотрудничества по уголовным делам *

<*> Feoktistova E.E. Criminal prosecution within framework of international cooperation on criminal cases.

Феоктистова Елена Евгеньевна, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра N 1 ФГУ "Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", кандидат юридических наук.

Статья посвящена актуальным проблемам направления запроса об уголовном преследовании в иностранное государство. Особое внимание уделено правовым последствиям передачи уголовного дела для досудебного производства в другом государстве.

Ключевые слова: международное сотрудничество по уголовным делам, уголовное преследование, правовая помощь, повод к возбуждению уголовного дела.

The article deals with current problems of directing an inquiry related to the criminal prosecution undertaken by a foreign state. Special attention is paid to legal consequences of directing a criminal case for pretrial proceedings in a foreign state.

Key words: international cooperation on criminal cases, criminal prosecution, legal assistance, ground for criminal prosecution.

Одним из направлений международного сотрудничества органов предварительного расследования по уголовным делам является уголовное преследование.

Значение данного вида сотрудничества по уголовным делам трудно переоценить, поскольку уголовное преследование является деятельностью, в ходе которой происходит ограничение конституционных прав граждан, а ее результаты, как правило, влекут достаточно серьезные последствия для конкретных лиц.

Договоры о правовой помощи содержат положение о том, что каждое договаривающееся государство по просьбе другого договаривающегося государства возбуждает в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории другого договаривающегося государства. При этом уголовное преследование в запрашиваемом государстве может осуществляться при условии, что деяние является уголовно наказуемым и в этом государстве.

Основанием запроса является невозможность проведения расследования в полном объеме на территории иностранного государства в связи с отсутствием лица, в отношении которого возбуждено или должно быть возбуждено уголовное дело на территории данного иностранного государства.

Необходимость решения вопросов, связанных с уголовным преследованием, возникает также в случаях, когда обвиняемый после совершения преступления скрывается в другом государстве и требуется его выдача, а также при отказе в выдаче.

Так, в случае отклонения государством требования о выдаче лица оно должно осуществить, в соответствии со своим законодательством, уголовное преследование собственных граждан, совершивших преступление на территории другого государства. Инициатором осуществления уголовного преследования при этом выступает страна гражданства такого лица. Но без письменного согласия иностранного государства, под юрисдикцию которого подпадает гражданин, страна его гражданства самостоятельно осуществить уголовное преследование невыданного лица неправомочна. Таким образом, происходит частичная уступка суверенитета иностранному государству с правом этой страны применять свое национальное законодательство при осуществлении уголовного преследования за совершенное преступление вне ее пределов <1>.

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 139.

Кроме того, к основаниям для уголовного преследования относятся:

<2> См.: Табалдиева Ч.С. Досудебное производство по материалам и уголовным делам, поступившим из других государств (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 18.

Следует отметить, что передача уголовного преследования отличается от международной правовой помощи, а также от выдачи лиц и по целям, и по правовым последствиям передачи, и по самой процедуре данной передачи.

Так, при оказании международной правовой помощи уголовное дело возбуждается, расследуется и разбирается по существу в одном государстве, том, которому требуется помощь. Окончательное решение выносится от имени того же государства. Результаты международной правовой помощи не имеют самостоятельного значения вне связи с уголовным делом.

Все сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются через центральные органы договаривающихся государств, которые указаны в соответствующих международных договорах и нормах внутреннего законодательства. На территории Российской Федерации таким центральным органом является Генеральная прокуратура.

Так, в порядке ст. 453 УПК РФ Генеральной прокуратурой РФ в 2007 г. рассмотрено 165 ходатайств об осуществлении уголовного преследования российских граждан, совершивших преступления за пределами России, а в 2008 г. - 186 таких ходатайств <3>.

<3> URL: http://genproc.gov.ru/ms.

В соответствии с договорами о правовой помощи для осуществления уголовного преследования в центральные органы договаривающихся государств могут поступить как возбужденное уголовное дело, так и материалы уголовного преследования.

При направлении запрашивающим государством возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается запрашиваемым государством в соответствии с его внутренним законодательством. До направления поручения об осуществлении уголовного преследования запрашивающее государство обязано выполнить соответствующий объем следственных действий, который подтверждает законность уголовного преследования этой страной и возможность его продолжения в стране гражданства обвиняемого <4>, а также решить вопрос о продлении сроков следствия, содержания обвиняемых под стражей и возобновлении производства по делу.

<4> См.: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 238.

С момента принятия к производству уголовного дела запрашиваемым государством запрашивающее государство не может привлекать подозреваемое, обвиняемое лицо к ответственности за деяние, в связи с которым поставлен вопрос об уголовном преследовании.

Если же в центральные органы договаривающихся государств поступают материалы уголовного преследования, приложенные к запросу об осуществлении уголовного преследования, то они не имеют для правоохранительных органов запрашиваемого государства обязательного процессуального значения, а играют роль носителя информации о совершенном деянии криминального характера, которую надлежит оценивать в соответствии со своим законодательством самостоятельно.

Следует отметить, что при осуществлении уголовного преследования возможен выход за пределы установления обстоятельств, указанных в запросе. В данном случае, на наш взгляд, эта ситуация должна разрешаться на основании положений международных договоров о том, что осуществление уголовного преследования и расследование уголовного дела производится, как правило, в соответствии с внутренним законодательством договаривающихся государств. На территории Российской Федерации это означает, что органы предварительного расследования России не должны быть связаны рамками требований о привлечении к уголовной ответственности конкретных лиц за определенные деяния. Следователи или органы дознания вправе предъявить обвинение большему числу лиц, чем это содержится в запросе об осуществлении уголовного преследования, а также выдвинуть обвинение в отношении иных граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом <5>.

<5> См.: Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 68 - 69.

Таким образом, основаниями направления запроса об уголовном преследовании являются наличие следующих условий: совершившее преступление лицо должно иметь гражданство Российской Федерации; преступление должно быть им совершено на территории иностранного государства; лицо, совершившее преступление, должно возвратиться на территорию Российской Федерации. Только при наличии этих условий российская сторона будет рассматривать вопрос об осуществлении уголовного преследования.

В международно-правовых актах и УПК РФ недостаточно четко урегулирован порядок направления материалов дела для осуществления уголовного преследования. Не указан перечень оснований для передачи дел, не определен порядок исчисления и продления срока предварительного расследования по делам, по которым необходимо осуществление уголовного преследования в другом государстве. Кроме того, не отражена техническая сторона направления уголовных дел для осуществления уголовного преследования. Данные пробелы в законодательстве, несомненно, отрицательно отражаются на качестве расследования уголовных дел.

Сохраняются определенные неясности и в вопросах о правовых последствиях направления уголовного дела для досудебного производства в другое государство.

После принятия просьбы об осуществлении уголовного преследования компетентные органы запрашивающего государства не могут вести производство в отношении того же лица за одно и то же деяние, если только в запросе не оговорено, что запрашивающее государство может возобновить производство в случае уведомления его запрашиваемым государством об отказе в возбуждении или прекращении производства <6>.

<6> Данное положение нашло свое отражение практически во всех международных договорах и конвенциях и является реализацией международного принципа neb is in idem (дважды за одно и то же не наказывать - лат.). Указанный принцип подтверждается и реализуется посредством части 2 ст. 6 и статьи 12 УК РФ.

В этой связи представляется интересным, хотя и не бесспорным, предложение Ч.С. Табалдиевой о включении в перечень оснований для прекращения уголовного дела, предусмотренных ч. 1 ст. 24 УПК РФ, передачи уголовного дела в другое государство <7>.

<7> См.: Табалдиева Ч.С. Указ. соч. С. 19 - 20.

Рассмотренные нами отдельные проблемные вопросы уголовного преследования, несомненно, требуют дальнейшего теоретического осмысления.