Мудрый Юрист

Франчайзинг как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы

Каткова Мария Николаевна, аспирантка кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Статья посвящена исследованию проблем одного из наиболее сложных институтов российского права - франчайзинга. В статье освещены вопросы, касающиеся терминологии и сущности франчайзинга, также рассматриваются особенности отношений в сфере франчайзинга и основы правового регулирования данного института в России.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза, коммерческая концессия, договор коммерческой концессии.

Franchising as a means of organization and effectuation of entrepreneurial activity: concept and legal grounds

M.N. Katkova

The article is devoted to research of problems of one of the most important institutes of the Russian law - franchising. The article touches upon the issues relating to terminology and essence of franchising, also considers the peculiarities of relations in the sphere of franchising and grounds for legal regulation of this institute in Russia.

Key words: franchiser, franchisee, franchise, commercial concession, contract of commercial concession.

В предпринимательской деятельности России все большее значение приобретает франчайзинг, выступая особым способом организации и ведения бизнеса. Применение франчайзинга дает существенные преимущества для развития предпринимательской деятельности как для лиц, предоставляющих право использовать свои средства индивидуализации, деловую репутацию, методы организации производства и реализации товаров, работ, услуг (т.е. для франчайзеров), так и для лиц, приобретающих возможности их использования в предпринимательской деятельности (т.е. франчайзи) <1>.

<1> См.: Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (глава 54) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 553 - 554.

В России правовое регулирование отношений франчайзинга осуществляется путем регламентации договора коммерческой концессии в нормах главы 54 ГК РФ, что существенно сужает регулирование соответствующих предпринимательских отношений. Следует констатировать, что правовое регулирование в России не вполне отражает сущность франчайзинга как способа организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Термин "франчайзинг" происходит от французского слова "franchir" - "освобождение от рабства", определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности <2>. Данный термин упоминается в отечественной литературе <3> и в некоторых подзаконных нормативных актах. Так, в соответствии с п. 20 Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли, утвержденных Приказом Минпромторга РФ от 28 июля 2010 г. N 637, предусмотрено создание предприятий с использованием механизма франчайзинга, обеспечение методологических, информационно-консультационных и обучающих услуг в сфере франчайзинга, расширение масштабов применения франчайзинга в сфере торговли как средства повышения устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также улучшения качества торгового сервиса. Термин "франчайзинг" используется также в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. N 1120-р. Данный нормативный акт предусматривает выделение субсидий на возмещение различных затрат, в том числе по кредитным договорам, договорам франчайзинга <4>.

<2> Карьера. 2002. N 10. С. 16 - 17.
<3> См.: Сосна С.А. Новое в гражданском праве: франчайзинг // Государство и право. 1997. N 7; Райников А.С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009.
<4> Собрание законодательства РФ. 2010. N 33. Ст. 4444.

Таким образом, употребление термина "франчайзинг" в литературе и нормативных актах России является бессистемным и фрагментарным. Для обозначения франчайзинга в юридической и экономической литературе используются термины "франшизинг" и "френчайзинг". Франчайзер именуется франчайзером, франшизиаром, франшизодателем или просто продавцом, а франчайзи - франшизиатом, франшизом, франчайзиатом, франшизополучателем и покупателем.

Более того, отсутствует единство по поводу содержания используемых терминов. Так, по мнению Ф.Г. Панкратова и Т.К. Серегиной, по сложившейся в Российской Федерации практике "термин "франчайзинг" используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин "франшиза" - для определения договорных отношений между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике" <5>. По мнению Л.А. Трахтенгерц, понятия "франчайзинг" и "франшиза" являются равнозначными, эквивалентными наименованию "коммерческая концессия" в российском праве <6>.

<5> См.: Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. М., 2000. С. 521.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М-НОРМА, 1997 (2-е издание, исправленное и дополненное).

<6> Цит. по: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 614.

На наш взгляд, сами термины "франчайзинг" и "франшиза" отнюдь не идентичны. Франчайзинг - это способ организации и осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой систему отношений, основанных на договоре франчайзинга и иных сопутствующих договорах. Франшизой же, как правило, именуют комплекс исключительных прав, передаваемых по договору.

Исследуя терминологию, необходимо также отметить, что при заимствовании иностранных понятий и терминов следует употреблять их в соответствии с тем значением, которое они имеют на языке оригинала. Так, термин "franchising" означает определенный способ организации предпринимательской деятельности и правовой институт (как, например, появившийся в ГК РФ термин "агентирование"), а не вид договора, тогда как соответствующий ему договор обозначается в английском языке терминами "franchise agreement" и "franchise contract" (аналогично этому во французском языке различаются понятия "franchisage" и "franchise").

Что же представляет собой современный франчайзинг? Сформулировать единое определение франчайзинга достаточно сложно. По мнению В. Кора, франчайзинг - это понятие-хамелеон, содержание которого меняется в зависимости от вида рассматриваемых отношений. При этом одни исследователи дают определение самого франчайзинга, другие раскрывают отношения по франчайзингу через определение договора, которым опосредуются такого рода отношения <7>.

<7> См.: Korah V., Rothnie W.A. Exclusive Distribution and the EEC Competition Rules: Regulations 1983/83 & 1984/83. 2d ed. London: Sweet&Maxwell, 1992. P. 7.

В целом франчайзинг может быть определен как форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания - франчайзер (правообладатель) - представляет малоизвестной компании - франчайзи (пользователю) - лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, которые определены франшизным договором <8>.

<8> См.: Филина Ф.Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности. М., 2008. С. 9.

По мнению Е.А. Черепановой, франчайзинг представляет собой форму предпринимательской деятельности, основанную на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, заключающуюся в возмездном предоставлении одной стороной (организацией, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (организации или индивидуальному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь <9>.

<9> См.: Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект. Екатеринбург: ИД "УралЮрИздат", 2005. С. 25.

Основной функцией франчайзинга является предоставление правообладателем пользователю права использования комплекса исключительных прав в предпринимательской деятельности пользователя. Данная правовая функция является юридической формой реализации экономической функции франчайзинговых отношений, состоящей в создании или расширении производственной, сбытовой сети для продвижения товаров или услуг, расширения рынка их сбыта.

При этом необходимо учитывать, что франчайзинг - это не просто покупка или продажа франшизы, это целый комплекс сложнейших отношений. Суть франчайзинга состоит в предоставлении крупной и известной компанией другому предприятию, часто только начинающему собственный бизнес на рынке, права в течение определенного времени и на оговоренной территории вести предпринимательскую деятельность, аналогичную деятельности франчайзера, с использованием уже отработанной технологии, известного и популярного товарного знака, с возможностью обучения персонала и получения необходимых консультаций. Франчайзер может брать на себя обязательство по поставке оборудования, сырья и материалов, оказывать помощь в управлении бизнесом, предоставлять своим франчайзи финансовую помощь. Вознаграждение по договору франчайзинга, как правило, выплачивается пользователем в форме фиксированного первоначального взноса, платы за лицензию, а также последующих отчислений от выручки или в иной форме, например посредством приобретения оборудования и материалов у франчайзера.

По типу франчайзинговой стратегии в зарубежных странах выделяют следующие виды франчайзинга <10>:

<10> Hoffman R., Preble J. Franchising: Selecting a Strategy for Rapid Growth // Long Range Planning, 1991, # 4. P. 74 - 85.

- торговый франчайзинг (product tradename franchising) - франчайзи продает товар франчайзера, работая под его торговой маркой (например, Coca-Cola);

- франчайзинг бизнес-формата (business format franchising; "package franchise") - единая торговая марка, принадлежащая франчайзеру, методы работы; франчайзер осуществляет текущую поддержку, консультирует и обучает франчайзи (например, McDonald's);

- конверсионный франчайзинг (conversion franchising) - превращение действующего предприятия в члена франчайзинговой системы без радикального изменения методов работы с целью выживания в условиях сильной конкуренции, благодаря марке франчайзера, улучшению услуг и снижению издержек (например, Holiday Inns за несколько лет создал огромную сеть гостиниц, каждая из которых обладает своим уникальным обликом).

Конкретный вид франчайзинга определяется исходя из рыночной ситуации, вида деятельности и стратегической цели фирмы. Например, на быстрорастущем рынке фирме с сильной конкурентной позицией целесообразнее всего использовать торговый франчайзинг, создавая дилерскую сеть, но сохраняя при этом жесткий контроль над рынком. Если же при ведении бизнеса очень важным является соблюдение технологии и единых методов работы всеми участниками сети, то лучше создавать франчайзинговую систему бизнес-формата. На фрагментированных рынках, где работает много мелких и средних фирм, которым нет большого смысла сливаться (нет экономии на масштабах, обслуживаются небольшие изолированные местные рынки), можно эффективно использовать бизнес-формат или конверсионный франчайзинг, при которых в значительной степени сохраняется независимость предприятия.

Так как договоры франчайзинга применяются в различных сферах и имеют много разновидностей, определенные виды франчайзинговых договоров имеют много общих черт с иными видами обязательств <11>.

<11> См.: Кочетков Г.Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса. США, Канада: экономика, политика, культура. 2002. N 4. С. 102 - 118.

Наиболее близкими к договорам франчайзинга являются лицензионные договоры по передаче права пользования на интеллектуальную собственность. Но между ними имеются и отличия, основные из которых состоят в том, что целью договора франчайзинга всегда является создание новых предпринимательских комплексов, лицензионные же договоры направлены на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности, вне зависимости от цели такого использования. Кроме того, предмет договора не ограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование, а включает в себя также элементы договора на возмездное оказание услуг, товарищеского договора и даже договора купли-продажи. В отличие от лицензионного договора, где лицензиат во внешних отношениях выступает как лицо, отличное от лицензиара, а при франчайзинге франчайзи во взаимоотношениях с потребителями фактически идентичен франчайзеру.

Договор сбытового или товарного франчайзинга иногда сравнивают с договором об исключительной продаже товаров или применительно к международной купле-продаже товаров с договором об исключительном импорте, т.е. с дилерскими договорами. Отличия, как и в предыдущем случае, заключаются в том, что дилер перед покупателями выступает как самостоятельное юридическое лицо, занимающееся исключительно продажей товаров правообладателя. При договоре франчайзинга франчайзи полностью идентичен своему франчайзеру для потребителей его товаров и услуг.

Договоры франчайзинга надо отличать также от предпринимательских договоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим юридическим лицом. Их сходство в том, что договору франчайзинга и договору управления свойственны контроль и фактическое управление со стороны одного лица по отношению к другому. Отличия в том, что целью договора франчайзинга является передача "делового комплекса" как объекта и извлечение прибыли посредством использования данного предприятия другим лицом. Основной целью предпринимательского договора управления является установление контроля одного лица над органами управления другого лица. При этом данные лица, в отличие от сторон договора франчайзинга, могут осуществлять различную деятельность.

Договор франчайзинга в случае выплаты франчайзеру вознаграждения в виде фиксированного разового платежа фактически может быть воспринят близким к договору купли-продажи, так как в обоих случаях за передачу сходного объекта гражданских прав следует денежный платеж. Однако юридически разница между ними велика. Во-первых, предметом договора купли-продажи являются вещи, а предметом договора франчайзинга могут являться и вещи, но прежде всего передается право на пользование объектами интеллектуальной собственности. Во-вторых, по договору купли-продажи имеет место отчуждение объекта договора. По договору франчайзинга имущество (вещи) также может отчуждаться, однако права на интеллектуальную собственность, несмотря на передачу прав на ее использование другому субъекту, сохраняются за франчайзером.

При выплате франчайзи вознаграждения франчайзеру за право пользования франшизой в форме периодических платежей договор франчайзинга является сходным с договором имущественного найма (аренды), так как в обоих случаях объект гражданских прав передается во временное пользование за плату. Но отличие в том, что предметом договора аренды являются вещи, а не объект интеллектуальной собственности. Кроме того, отношения арендодателя и арендатора сводятся к простой схеме - пользование за вознаграждение. Отношения же франчайзера и франчайзи гораздо шире.

Эксперты Всемирной организации интеллектуальной собственности определяют франшизу как "договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение" <12>.

<12> Цит. по: Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 1997. N 12. С. 113.

Договор франчайзинга можно рассматривать и как "соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций" <13>.

<13> См.: Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса (организационный, технологический, методический аспекты). Тольятти, 1994. С. 20.

В узком смысле под договором о франшизе часто понимают разновидность договора об исключительной продаже товаров, сторонами которого являются поставщик товаров и/или услуг и привилегированный покупатель. По такому договору товары приобретаются покупателем в собственность для перепродажи на рынке или для оказания услуг, причем характерным является введение в договор условия об исключительной продаже и покупке сторонами товаров в определенном объеме для дальнейшей их коммерциализации на монопольных началах в границах устанавливаемой в контракте территории <14>.

<14> Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. М., 1993. С. 385.

Подход, рассматривающий договор франчайзинга исключительно как разновидность договора о предоставлении исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности, является крайне ограниченным. Как показывает анализ существенных признаков договора франчайзинга, содержание указанного договора выходит за пределы отношений по предоставлению исключительных прав и охватывает отношения по оказанию правообладателем пользователю консультационных, обучающих и контрольных услуг. Это предопределяется целью отношений франчайзинга, которая состоит в воспроизведении пользователем предпринимательской деятельности правообладателя во всех ее аспектах.

Франчайзинг, обладая комплексным характером, опосредуется через различные системы договорных связей. Под системой договорных связей в сфере франчайзинга следует понимать совокупность договоров, заключение которых является условием достижения экономических целей предпринимательской деятельности, основанной на договоре франчайзинга. Данная система договорных связей имеет определенную структуру, проявляющуюся в упорядоченности заключения договоров и взаимосвязи их условий.

Центральное место в указанной системе договорных связей в сфере франчайзинга по российскому праву принадлежит договору коммерческой концессии, в соответствии с которым одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иными словами, этот договор регулирует отношения по поводу использования одним лицом в своей предпринимательской деятельности исключительных прав другого лица на объекты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации товара и его производителя, а также некоторых неисключительных прав, в частности на охраняемую коммерческую информацию, коммерческие обозначения. Поскольку предоставление аналогичных прав по договору в зарубежном праве именуется франчайзингом, то возникает вопрос: как соотносятся эти договоры?

Ответ на вопрос о соотношении договора коммерческой концессии и франчайзинга важен не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Во-первых, можно ли, опираясь на принцип свободы договора, заключать не только поименованный в Гражданском кодексе Российской Федерации договор коммерческой концессии, но и не поименованный в нем договор франчайзинга? Если это разные договоры, то можно ли договор франчайзинга регулировать правилам главы 54 ГК РФ? Если же договоры соотносятся как часть и целое, то возникает вопрос: как регулировать отношения по тому договору, который не имеет специального регулирования в законе, каким способом восполнять этот пробел?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в истории развития концессии как экономического и юридического явления. За рубежом предмет договора коммерческой концессии в начальной стадии исторического развития данного института гражданского права отличался от предмета договора франчайзинга, так как не предусматривал обязательного предоставления пользователю права на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя. Договор коммерческой концессии (договор об исключительной продаже товаров) существует в практике зарубежных государств и сейчас. Его предмет - предоставление исключительного права на продажу товара, производимого одним лицом, другому лицу, т.е. своего рода уступка исключительного правомочия собственника - распоряжения товаром путем его продажи <15>. И только со временем, когда предоставление пользователю права на средство индивидуализации правообладателя было не только включено в круг обязанностей последнего, но также стало конституирующим признаком самого договора, договор франчайзинга стал самостоятельным видом договора, отделившись от договора коммерческой концессии.

<15> См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. М., 1993. С. 380 - 384.

В российском законодательстве такую обязанность, как передача прав на средство индивидуализации правообладателя, предусматривает ст. 1027 ГК РФ. Отсюда очевидно, что глава 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая указанную статью, должна именоваться "Франчайзинг", а стороны договора соответственно предлагается именовать следующим образом: правообладателя - франчайзером, а пользователя - франчайзи. Многие российские юристы разделяют мнение, что под коммерческой концессией следует понимать франчайзинг. В.В. Витрянский, например, считает, что понятие "коммерческая концессия" было использовано при подготовке Гражданского кодекса РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому "franchising" <16>.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг" (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное).

<16> См.: Витрянский В.В., Брагинский М.И. Договорное право. Т. 3. М., 2006. С. 977.

Соответственно федеральный закон, который необходим для детализации и уточнения положений главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, тоже должен будет иметь своим предметом не коммерческую концессию, а франчайзинг. Под этим названием такой договор и регулируемые им отношения должны быть закреплены и в прочем законодательстве.

По критерию необходимости включения иных договоров в состав системы договорных связей на основе франчайзинга для достижения целей предоставления франшизы все системы договорных связей на основе договора франчайзинга могут быть разделены на два уровня.

Система договорных связей первого уровня имеет место в тех случаях, когда правообладатель является одновременно монопольным собственником сырья, оборудования, материалов, иных вещей (далее - эксклюзивный товар), необходим для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг правопользователем с использованием франшизы правообладателя. В указанном случае обязательному включению в систему договорных связей наряду с договором франчайзинга подлежит договор поставки эксклюзивного товара.

В отличие от договорных связей первого уровня, образующих неразрывный синтез отношений франчайзинга и поставки, осуществление предпринимательской деятельности правопользователя требует также заключения сопутствующих (обеспечивающих) договоров, на содержание которых правоотношение по предоставлению франшизы оказывает не столь сильное влияние. Указанные договоры подлежат включению в систему договорных связей второго уровня по критериям обеспеченности правопользователя необходимыми нежилыми помещениями, материальными ресурсами и денежными средствами.

В основе франчайзинга лежит представление о том, что однажды найденная успешная модель, организационная и коммерческая схема ведения бизнеса, опирающаяся на сильный бренд, может быть воспроизведена многими участниками рынка. Для франчайзера он является хорошим средством расширения и развития дела, успешность которого уже доказана, распространения бренда, который уже подтвердил свою жизнеспособность и привлекательность как для потребителей, так и для самой бизнес-организации в качестве стабильной основы ее корпоративной культуры.

Для компаний или индивидуальных предпринимателей - франчайзи механизмы франчайзинга также предоставляют целый ряд преимуществ. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что франчайзинговые схемы делают возможным сочетание индивидуальной предпринимательской инициативы, самостоятельной творческой активности, независимости с принадлежностью к крупной бизнес-структуре, что обеспечивает защищенность и снижение рисков. Во-первых, они получают готовые проверенные эффективные модели ведения бизнеса, успешный бренд, деловой стиль и т.д., позволяющие, даже не имея опыта, вести собственный успешный бизнес. Во-вторых, связь франчайзера и франчайзи является постоянной, и любые непредвиденные ситуации, которые неминуемо возникают, разрешаются совместно, при помощи более опытного, организованного и обладающего большими ресурсами старшего партнера. В-третьих, предприниматель-франчайзи обладает конкурентным преимуществом, которым никогда не будет обладать начинающий индивидуальный предприниматель, - именем, брендом, репутацией своего старшего партнера - франчайзера. Как правило, договор франшизы предполагает определенную территорию ведения бизнеса, которую осваивает франчайзи, что делает его относительно защищенным от конкуренции.

В исследованиях по франчайзингу неоднократно высказывалась точка зрения о том, что франчайзинг не получил должной нормативной регламентации в национальном законодательстве <17>. Здесь имеется в виду отсутствие специальных нормативных актов о франчайзинге. Действительно, несмотря на всеобщее признание и огромную популярность во всем мире, использование франчайзинга как особого способа ведения бизнеса в России остается незначительным. Сложившуюся ситуацию отчасти можно объяснить "молодостью" данного договорного института. Однако большинство исследователей объясняют нераспространенность франчайзинга в нашей стране правовыми проблемами - недостаточной правовой регламентацией франчайзинговых отношений, отсутствием специального закона о франчайзинге <18>.

<17> См.: Рыкова И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. N 1. С. 87 - 88; Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 1997. N 12. С. 114.
<18> См.: Ющенко Н.А. Правовое регулирование коммерческой концессии и франчайзинга в России и за рубежом: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. С. 4 - 5.

На основе анализа сущности франчайзинга можно предложить следующее его определение. Франчайзинг - это способ организации и осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой урегулированную нормами права систему отношений, основанных на договоре франчайзинга и иных сопутствующих договорах между лицом, предоставляющим комплекс исключительных и иных прав (франчайзером), и лицом, приобретающим данные права (франчайзи) для использования в различных сферах предпринимательской деятельности (производственной, торговой, посреднической и др.).