Мудрый Юрист

Система договорных связей на розничном рынке нефтепродуктов

Гаврилина Елена Александровна, соискатель кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В статье через характеристику и структуру розничного рынка нефтепродуктов в России анализируется система договорных связей по обеспечению топливом конечных потребителей: с момента поставки нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов до оказания услуг по бункеровке судов, заправке топливом воздушных судов и реализации нефтепродуктов через АЗС.

Ключевые слова: система договорных связей, структура договорных связей, нефть, нефтепродукты, рынок, оптовый, розничный, договор поставки, договор на оказание услуг, договор процессинга, франчайзинг, АЗС, нефтебаза, нефтеперерабатывающий завод, вертикально интегрированная нефтяная компания, бункеровка судов, услуги.

System of contractual ties at retail market of oil products

E.A. Gavrilina

The article through characteristics and structure of retail market of oil products in Russia analyses the system of contractual ties of provision of fuel to final consumers: from the moment of delivery of oil products from oil-processing plants to rendering services of bunkering, refueling aircraft and realization of oil products through petrol stations.

Key words: system of contractual ties, structure of contractual ties, oil, market, wholesale, retail, contract of delivery, contract of rendering services, processing contract, franchising, petrol station, petroleum depot, oil-processing plant, vertically integrated oil company, bunkering, services.

Система договорных связей на розничном рынке нефтепродуктов неразрывно связана с оптовым рынком - с поставками нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов (далее - НПЗ). Практически все НПЗ России к концу 2010 г. вошли в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК), таким образом, на рынке нефти и нефтепродуктов практически отсутствует независимая нефтеперерабатывающая промышленность (независимый рынок нефтепродуктов).

В основном все НПЗ ведут производственно-хозяйственную деятельность по договору процессинга (оказание услуг по переработке давальческого сырья), поскольку не являются собственниками нефти. При процессинговой схеме работы объем загрузки НПЗ, стоимость, уровень затрат определяются внутренней финансовой политикой ВИНК.

Поскольку НПЗ, перерабатывая нефть по договору процессинга, не является собственником выработанных нефтепродуктов, то автоматически исключается возможность для участников рынка устанавливать прямые договорные связи с НПЗ. Кроме того, НПЗ не влияют на рынок нефтепродуктов, что ведет к его закрытости.

Если НПЗ является собственником сырья, то реализация нефтепродуктов производится на основании договора поставки.

При этом надо отметить, что нефтеперерабатывающая промышленность во всем мире является монополизированной отраслью. В состав 6 западных ВИНК входит 25% мощностей по переработке нефти: ExxonMobil (в 25 странах - 41 НПЗ); Shell (Северная Америка - 9 НПЗ; Западная Европа - 8; Азия - 10); ConocoPhillips (19 НПЗ). В целом западным ВИНК принадлежит 48% нефтеперерабатывающих мощностей в Северной Америки и 54% в Западной Европе. Таким образом, рынок нефтепродуктов, на который ориентирован российский экспорт, входит в состав западных ВИНК <1>.

<1> По данным ИнфоТЭК. 2006. N 12. С. 5.

Характеризуя стратегию ВИНК на рынке, необходимо отметить, что она основывается на нескольких положениях: во-первых, необходимо иметь достаточное количество НПЗ в регионе своей деятельности; во-вторых, сконцентрировать производство на высокорентабельных видах нефтепродуктов; в-третьих, установить контроль не менее чем за 20% долей рынка, т.е. стать одной из трех крупнейших игроков на рынке <2>.

<2> См. более подробно: Алекперов В.Ю. Основные тенденции в нефтегазовом бизнесе. М., 1998. С. 10.

Создание в России в результате приватизации в 1993 г. трех ВИНК (ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "ЮКОС", ОАО "Сургутнефтегаз") повлияло на создание и разделение рынка нефти и нефтепродуктов в стране. По отношению к другим добывающим предприятиям отрасли добыча нефти по каждой из трех ВИНК возросла в процентах и составила суммарно в январе 1994 г. - 56,4% (в 1993 г. доля в добыче нефти составляла 36% от общего объема по России).

Приостановка в 1994 г. создания новых ВИНК предоставила возможность ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "ЮКОС" захватить рынки сбыта и укрепить свои позиции на них. Большая заслуга в отстаивании принципа сохранения комплексности созданного производственного потенциала нефтегазодобывающих объединений принадлежит Минтопэнерго РФ, что нашло отражение в Указе Президента РФ от 17 ноября 1992 N 1403. Учитывая, что в 90-х годах ставилась под сомнение идея создания ВИНК - считалось, что небольшие фирмы будут более эффективными в условиях рынка. Данный подход в конце 1992 г. затормозил создание крупных холдинговых компаний в нефтяном комплексе, фактически произошел раздел российского рынка нефтепродуктов на зоны влияния между собой. Из 22 обследованных ГКАП России в 1994 г. регионов только на рынках четырех из 22 поставки осуществляли две нефтяные компании, в остальных регионах России присутствие одной нефтяной компании превышало 80-процентный рубеж <3>.

<3> Алекперов В.Ю. Вертикально-интегрированные нефтяные компании. М., 1996. С. 40; Основные тенденции в нефтегазовом бизнесе. М., 1998. С. 180.

ФАС России приводит следующую характеристику рынка розничной реализации нефтепродуктов: ВИНК единолично доминируют в 57 регионах, независимые компании - в 18. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется заметным преобладанием единоличного доминирования: из 67 указанных монополизированных рынков в 59 регионах долю более 50% занимает одна компания, при этом в 50 регионах это сбытовые компании ВИНК, в 9 - независимые участники рынка <4>.

<4> Битва за конкуренцию / Под ред. И.Ю. Артемьева. М., 2009. ФАС России. С. 128 - 129.

Розничный рынок нефтепродуктов в России включает: рынок бункерного топлива (заправка судов топливом), рынок авиационных керосинов (заправка воздушных судов ("заправка в крыло")) и реализация нефтепродуктов через АЗС.

Система договорных связей, сложившаяся на данных рынках, служит целью обеспечения бесперебойных поставок топлива конечным потребителям, в связи с чем она должна быть основана на долгосрочных, прямых договорных связях, иметь в своей основе плановый характер. С нашей точки зрения, необходимо исключить из цепочки договорных связей нефтетрейдеров, обеспечить контроль цены (исключение наценки нефтетрейдера), определить направление товарного потока и качества нефтепродуктов (исключение замены нефтепродуктов с низким качеством, в том числе путем "бадяжничества" и "блендирования"). Именно формирование плана в нефтяной отрасли обеспечивает бесперебойную поставку и служит гарантией обеспечения необходимого объема для реализации топлива.

Российский рынок судового топлива составляет 1% мирового. Общий объем бункерного рынка составляет примерно 6 млн. тонн/год. Официальной статистики продаж нет. В России крупнейшим рынком бункерного топлива являются порты Балтийского моря - 2,3 млн. т. На долю северных портов приходится 0,5 млн. т; на порты Азово-Черноморского бассейна - 1,4 млн. т; на внутренние водные пути - 850 тыс. т; на порты Дальнего Востока - 1,2 млн. т. Оборот рынка - 75 млрд. руб. в год без учета стоимости услуг по бункеровке <5>. В качестве судового топлива используются мазут и дизельное топливо. Особенность рынка - жесткая конкуренция между российскими и зарубежными портами, предлагающими услуги на бункер.

<5> Доклад председателя Совета директоров Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков. Сергеев В.А. Рынок бункерного топлива // ИнфоТЭК. 2009. N 4. С. 9 - 11; Прогноз развития рынка бункеровочного топлива в РФ до 2020 г. // ИнфоТЭК. 2010. N 12. С. 20; Левашова А. Бункерный рынок готовится к росту // Нефть России. 2010. N 8. С. 80.

Субъектами рынка являются: потребители топлива - владельцы судов. Затраты на бункер в эксплуатационных расходах каждого судна доходят до 80%. Поставщиками топлива являются НПЗ, мини-НПЗ, бункеровочные компании. В случае отсутствия собственной бункеровочной инфраструктуры дочерние организации ВИНК и независимые участники заключают договоры на оказание услуг по бункеровке судов с исполнителями.

В структуре бункерного рынка на долю независимых участников приходится около 50% рынка, при этом ВИНК все больше внимание начинают уделять деятельности по бункеровке судов, что объясняется общей стратегией ВИНК "движения к конечному потребителю" <6>.

<6> Стратегия развития дочерней организации ОАО "Газпромнефть" "Марин Бункер" предусматривает к 2020 г. занять 30% бункерного рынка России с собственной портовой инфраструктурой, состоящих из бункерных терминалов и танкеров-бункеровщиков. См.: "Argus Нефтетранспорт". Обзор транспортировки нефти и нефтепродуктов. 2008. N 7. С. 8.

Преимущество ВИНК на рынке - наличие нефтеперерабатывающих мощностей, в связи с чем, для того чтобы выйти на рынок бункерного топлива, ВИНК достаточно прекратить отгрузки мазута со своих НПЗ в адрес независимых бункеровочных компаний и направить потоки в адреса своих дочерних организаций, которые выйдут на рынок.

Проиллюстрируем это следующим примером. Дальневосточный бункерный рынок включает в себя более 30 морских портов и около 300 небольших портовых пунктов и гаваней. Емкость рынка оценивается его участниками в 3,8 млн. т (без учета Камчатки и Сахалина). Основными поставщиками топлива на Дальний Восток являются Омский НПЗ ("Газпромнефть"), Хабаровский НПЗ (группы Альянс) и три НПЗ Роснефти - Комсомольский, Ачинский и Ангарские НПЗ.

Бункерный рынок необходимо разделить на две составляющие - рынок бункерного топлива и рынок по бункеровке судов (заправке топливом). Данное деление рынка обусловлено разными целями, которые лежат в основе заключения договоров участниками рынка, и самой особенностью бункерного бизнеса.

Бункеровка включает в себя элементы поставки судового топлива с НПЗ, нефтебаз, хранения и транспортировки нефтепродуктов, судовождения. Включает в себя портовую инфраструктуру, состоящую из бункерных терминалов, нефтебаз, танкеров-бункеровщиков, нефтестанции, лаборатории контроля качества судового топлива.

При заключении договора с мини-НПЗ основные риски, которые несут бункеровочные компании, - это поставка некачественного топлива, которое может использоваться только в качестве компонентов с последующим блендированием, и нерегулярность поставок.

Договор поставки нефтепродуктов с НПЗ России является основным договором для участников рынка бункерного топлива, способного обеспечить контроль качества, бесперебойность поставок. В связи с чем бункерным компаниям необходимо устанавливать прямые договорные связи, носящие долгосрочный характер, обеспечив тем самым безопасное снабжение потребителей и открытость рынка. Структура договорных связей будет зависеть от того, какой договор оформляет переработку нефтепродуктов на НПЗ. При договоре процессинга прямые договорные связи исключены, так как завод не является собственником сырья и судового топлива. При заключении договора купли-продажи (поставки) с НПЗ устанавливаются прямые договорные связи с предприятием нефтепродуктообеспечения (далее - НПО) и между НПО и бункеровочной компанией.

На рынке бункеровки судов главным договором является договор на оказание услуг по бункеровке судов, который заключается в целях заправки, снабжения судов топливом. В договорной практике данный договор именуется, как правило, договором поставки топлива, при этом поставка топлива происходит путем бункеровки судов, под которой понимается заправка (снабжение) судов топливом. Приемка-передача топлива может происходить посредством бункеровочной баржи (нефтестанции) или производиться с причала.

Субъекты договора именуются "поставщик" и "покупатель". На стороне поставщика могут выступать предприятия нефтепродуктообеспечения (НПО ВИНК), независимые участники рынка, не входящие в структуру ВИНК. На стороне покупателя - бункеровочные компании, оказывающие услуги по бункеровке судов. При этом бункеровка по договору может осуществляться как силами поставщика топлива, так и силами третьих лиц, привлеченных по договору.

Более сложная структура договорных связей будет при отсутствии у поставщика топлива бункеровочной инфраструктуры, в этом случае на исполнителя по договору будет возложена обязанность приемки на собственных нефтебазах судового топлива, хранения и отпуска бункерного топлива (заправка судов топливом).

Согласование поставки по данному договору происходит путем согласования заявки на бункеровку. Если покупатель топлива не обеспечил подачу судна под бункеровку в течение оговоренного в договоре срока, поставщик договора вправе не исполнять заявку. Данное условие обусловлено ответственностью поставщика топлива за сверхнормативный простой других судов в ожидании причалов по вине судна покупателя. В случае сверхнормативного простоя других судов по вине судна покупателя покупатель возмещает поставщику убытки, вызванные простоем других судов в ожидании причалов.

Особенность согласования цены договора обусловлена наличием или отсутствием в заявке на бункеровку судна указания покупателя о необходимости оформления таможенных документов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов.

Для данного договора в практике используется обязательный претензионный порядок урегулирования споров.

Рынок авиационных керосинов делится на оптовый и розничный. Крупнейшим потребителем топлива является гражданская авиация, для обеспечения потребностей в топливе которой приходится до 80% поставок. Доля топливной составляющей в себестоимости воздушных перевозок составляет свыше 50%, в эксплуатации отечественных воздушных судов - 70%.

Рынок авиакеросинов включает в себя четыре группы субъектов рынка:

  1. ВИНК, являющиеся производителями и поставщиками авиатоплива на внутренний рынок и на экспорт, ведут деятельность на оптовом и розничном рынках. ВИНК производят 93% авиатоплива, при этом 77% приходится на четыре ВИНК: ОАО "ЛУКОЙЛ" (26%), ОАО "Газпромнефть" (19%), ОАО "Роснефть" (17%), ОАО "ТНК-ВР" (14%);
  2. топливозаправочные комплексы аэропортов (ТЗК) - субъекты розничного рынка;
  3. оптовые операторы топливного рынка - дочерние организации ВИНК или независимые участники - участники оптового и розничного рынка;
  4. конечный потребитель - владельцы воздушных судов (далее - ВС) являются участниками розничного рынка.

Российские нефтяные компании осуществляют поставки авиакеросина на рынки в Северо-Западной Европе (58%) и на рынки Средней Азии (38%).

На рисунке представлены мировые рынки авиационного топлива.

      85 млн.
тонн
-----¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦ 52 млн. 52 млн.
¦ ¦ тонн тонн
¦ ¦ -----¬ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 12 млн. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ тонн ¦ ¦ 8 млн. ¦ ¦
¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ 6 млн. тонн ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тонн -----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
------+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+-------¬
Северная Латинская Европа Африка Средний Азия
Америка Америка Восток

Для обеспечения стабильного развития авиаперевозчиков необходимо осуществлять реализацию авиатоплива конечным потребителям по прямым долгосрочным договорам. Именно прямые долгосрочные договорные связи с НПЗ позволяют решить две основные задачи на рынке: для авиакомпании - обеспечение бесперебойной и достаточной поставки авиатоплива; для производителя (нефтяных компаний) - гарантированный стабильный объем поставок - рынок сбыта.

Вместе с тем структура договорных связей обусловлена доминирующим положением ТЗК на предоставление услуг по заправке и реализации авиакеросина "в крыло". При двухуровневой системе договорных связей: заправка "в крыло" осуществляется на основании договора с ТЗК и сетевыми операторами (договор по заправке "в крыло"). В этом случае нефтяные компании заключают договоры авиатопливообеспечения с топливозаправочной компанией, осуществляющей деятельность в конкретном аэропорту; либо договоры с сетевыми операторами, позволяющие использовать сеть его контрагента. Если ВИНК имеет разветвленную сеть топливозаправочных комплексов, в данном случае устанавливаются прямые договорные связи между ТЗК (как заказчиком) и ВИНК (производителем, поставщиком) авиационного керосина.

Стратегия любой нефтяной компании основана на "выходе к конечному потребителю", в данном случае обеспечить заправку топливом воздушных судов в требуемом количестве. Для обеспечения данной цели необходимо иметь долгосрочные договорные связи с НПЗ - заключив договор поставки нефтепродуктов между НПЗ и нефтяной компанией (данный договор обеспечит оптовую поставку нефтепродуктов нефтяной компании).

Договор поставки нефтепродуктов заключается между НПЗ и оператором оптового рынка или дочерней компанией ВИНК. НПЗ осуществляет поставку топлива на основании плана поставок нефтепродуктов в зависимости от наличия продукции у НПЗ. Как правило, нефтяная компания поручает поставщику организовать за вознаграждение от своего имени, но за счет покупателя транспортировку нефтепродуктов. Таким образом, в условия договора поставки могут быть включены условия договора на оказание агентских услуг. НПЗ заключает договоры с третьими лицами на организацию транспортировки нефтепродуктов нефтяной компании. Поставка авиационного топлива осуществляется железнодорожным транспортом (договор на организацию перевозок грузов заключается между НПЗ и ОАО "РЖД") или по нефтепроводу (договор на оказание услуг по транспортировке нефтепродуктов заключается между НПЗ и ОАО "Транснефтепродукт").

При поставках нефтепродуктов по нефтепроводу датой перехода права собственности, риска случайной гибели и порчи и днем исполнения НПЗ обязательств по поставке продукции является дата подписания акта приема-передачи продукции на узле учета нефтепродуктопровода.

При поставке нефтепродуктов железнодорожным транспортом датой перехода права собственности на продукцию к покупателю считается сдача нефтепродуктов органу транспорта в пункте отправления, после чего риск случайной гибели или порчи продукции переходит на покупателя.

Прямые договорные связи обеспечиваются заключением (1) договора поставки нефтепродуктов, заключенного между НПЗ и оптовым оператором рынка (дочерней компанией ВИНК); (2) договора поставки и оказания услуг по заправке воздушных судов, заключенного между ТЗК и оптовым оператором.

Аэропорт оказывает аэропортные услуги и осуществляет наземное обслуживание воздушных судов перевозчика на основании типового договора о предоставлении аэропортных услуг и наземном обслуживании воздушных судов, заключенного между перевозчиком и аэропортом. В соответствии с данным договором аэропорт принимает на себя обязательства по заправке воздушного судна топливом.

Для заключения прямых договорных связей необходимо совмещение в одном договоре двух обязанностей - организации поставки авиакеросинов и обеспечения услуги по заправке. Предмет договора можно определить как договор на поставку авиакеросина и оказание услуг по заправке "в крыло", в соответствии с которым одна сторона (заказчик) обязуется доставить другой стороне (исполнителю) авиаГСМ, необходимые для заправки воздушного судна перевозчиков, и оплатить услуги исполнителя по заправке воздушного судна перевозчиков, а исполнитель обязуется обеспечить воздушные суда перевозчиков авиаГСМ.

Обеспечение воздушного судна перевозчиков может включать в себя такой комплекс услуг, как: прием, размещение, хранение, контроль качества, подготовка к выдаче авиаГСМ, заправка авиаГСМ воздушных судов перевозчиков, а также прием слитого авиаГСМ с воздушного судна перевозчика. Кроме авиаГСМ по данному договору могут подлежать поставке авиамасла. Исполнителем по договору является поставщик топлива (ВИНК или оптовый оператор рынка авиакеросинов), на стороне заказчика - топливно-заправочный комплекс (далее - ТЗК).

Риск случайной гибели, а также повреждения авиаГСМ, ответственность за потерю количества и качества топлива переходит к заказчику в момент прохождения через соединение наконечника нижней заправки или раздаточного пистолета заправочного средства и приемного топливного клапана воздушного судна (унифицированное бортовое соединение) или заливной горловины. Заправка воздушного судна производится в присутствии члена экипажа перевозчика.

Требования к качеству топлива и контроль качества топлива относятся к существенным условиям договора. Договор должен содержать условие об обязанности поставщика топлива предоставить исполнителю одновременно с доставкой авиаГСМ паспорта качества НПЗ изготовителя и сертификат соответствия.

Требования к качеству топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) установлены для ТС-1 и РТ - ГОСТ 10227-86, для Jet A-1 - ГОСТ 52050. Для авиамасел МС-8п - ОСТ 38.01163-78, для противоводокристаллизационной жидкости (ПВК) "И-М" - ОСТ 54-3-175-73-99. При поставке авиационного топлива по железной дороге железнодорожные цистерны должны быть подготовлены по ГОСТ 1510.

При приеме топлива для реактивных двигателей исполнитель, осуществляющий заправку по договору, обязан провести входной контроль (наличие воды, мехпримесей, проверить плотность) на каждую железнодорожную цистерну и отобрать арбитражную пробу согласно ГОСТ 2517. Кроме того, должна быть проверена сопроводительная документация, оформленная на каждую цистерну. Договор должен содержать условия о порядке проведения многоступенчатой процедуры отбора арбитражных проб, порядок выбора независимой лаборатории, которая должна быть аккредитована в государственной системе сертификации гражданской авиации.

Розничный рынок нефтепродуктов - реализация нефтепродуктов через АЗС на внутреннем рынке.

Характеристика внутреннего рынка потребления топлива на территории России: в РФ за год на автомобили тратится порядка 50 млрд. долл., на топливо - 65 - 70 млрд. долл. <7>. В стране насчитывается 40,6 млн. автомобилей, по прогнозам, к 2014 г. суммарный парк транспортных средств вырастет до 48 млн. ед. Прогноз суммарного потребления автомобильного топлива к 2020 г. - 83 млн. т (автомобильный парк вырастет до 57 млн. автомобилей) <8>. В России потребление моторного топлива составляет 59 млн. т: доля бензина - 60%, дизтоплива - 37%, на газобаллонное топливо - 2%.

<7> Анализ и прогноз структуры автомобильного парка и потребления топлива в России // ИнфоТЭК. 2010. N 12. С. 3.
<8> Рыночные и потребительские аспекты в свете требований технического регламента на моторные топлива // ИнфоТЭК. 2010. N 12. С. 8.

На розничном рынке нефтепродуктов доля независимых участников рынка свыше 65%. Из 1220 коммерческих нефтебаз, имеющихся в России (без учета комбинатов Росрезерва и без РЖД), доля ВИНК составляет около 45%, а 55% находятся в распоряжении независимых участников рынка. В розничном секторе число АЗС общего пользования составляет около 21 тыс.

Структура договорных связей на розничном рынке реализации нефтепродуктов через АЗС определяется самими участниками рынка. Вместе с тем торговая наценка на стадии розничной реализации нефтепродуктов в РФ в начале 2009 г. превышала 100%. ФАС России приводит следующую характеристику розничного рынка нефтепродуктов: более 50% АЗС в стране принадлежат независимым операторам. Вместе с тем в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбытовые подразделения ВИНК <9>.

<9> Битва за конкуренцию / Под ред. И.Ю. Артемьева. М., 2009. ФАС России. С. 128 - 129.

Производство автомобильного бензина в России за январь - декабрь 2010 г. (данные - тыс. тонн) в разрезе по НПЗ ВИНК России

               Роснефть +-----------------------------------------¬ 6349,60
+------------------------------------------
Лукойл +--------------------------------------¬ 5924,20
+---------------------------------------
Альянс-Хабаровский НПЗ +-------¬ 369,1
+--------
Газпромнефть-Омский НПЗ +----------------------¬ 3581,70
+-----------------------
Сургутнефтегаз +-----------------¬ 2387,80
+------------------
Славнефть +----------------¬ 2302,40
+-----------------
Таиф-нк +-----¬ 549,90
+------
Татнефть +-¬74,20
+--
Салаватнефтеоргсинтез +-------¬ 643,2
+--------
Газпром +--------------¬ 2113,80
+---------------
Тнк-вр +--------------------------¬ 3842,10
+---------------------------
Русснефть +------¬ 752,40
+-------
Якутскгазпром +¬ 37,00
+-
Башнефть +------------------------------¬ 4757,40
+-------------------------------
Московский НПЗ +------------------¬ 2237,50
+-------------------
Мини-НПЗ +--¬ 91,50
+---

Участниками рынка являются НПЗ, ВИНК, нефтебазы, АЗС, предприятия нефтепродуктообеспечения и оптовые операторы нефтепродуктов.

Вместе с тем, чтобы выстроить стройную систему договорных связей, обеспечивающую движение нефтепродукта от производителя к потребителю, необходимо проанализировать движение самого товарного потока (нефтепродукта) и посмотреть, как фактические производственные отношения могут закрепляться в договорных связях между производителем (НПЗ) и потребителем (АЗС).

Структура договорных связей на рынке нефтепродуктов будет зависеть от того, являются ли АЗС и нефтебаза самостоятельными юридическими лицами, а также на основании какого договора ведет производственно-хозяйственную деятельность НПЗ. Данными положениями определяется система договорных связей при поставке нефтепродуктов.

Договор поставки нефтепродуктов заключается по прямым договорам с НПЗ в том случае, если завод является собственником выработанных нефтепродуктов и НПО входит в состав ВИНК. Вместе с тем из 27 НПЗ России собственниками нефтепродуктов являются только 4 НПЗ, остальные НПЗ ведут производственно-хозяйственную деятельность по договорам процессинга. Как правило, нефтебаза и АЗС в структуре ВИНК не являются самостоятельными юридическими лицами, поэтому договорные связи между нефтебазой и АЗС устанавливаться не будут. Нефтепродукты поступают с НПЗ на нефтебазу, а оттуда доставляются автотранспортом на АЗС, т.е. фактически данные отношения не оформляются договором, так как происходит перемещение товара.

НПЗ не будет стороной сделки по поставкам нефтепродуктов в том случае, если НПЗ перерабатывает нефтепродукты на своих мощностях на условиях договора процессинга. Договоры поставки нефтепродуктов будет заключать собственник нефтепродуктов - ВИНК, НПЗ в данном случае на основании агентского договора по разнарядкам ВИНК будет осуществлять отгрузку продукции на нефтебазы.

Прямые договорные связи между НПЗ и независимыми участниками рынка возможны, только если НПЗ не работает на договоре процессинга, и после того, как НПЗ на основании плана поставок обеспечит объемами нефтепродуктов ВИНК, в структуру которого он входит. После этого излишки нефтепродуктов поступят на свободный рынок - нефтетрейдерам по договорам поставки нефтепродуктов на условиях самовывоза продукции автомобильным транспортом на эстакадах налива НПЗ. В случае наличия договора хранения с НПЗ поставка нефтепродуктов может осуществляться в резервуарах поставщика. В зависимости от расположения НПЗ поставка может осуществляться на условиях самовывоза с причалов нефтепунктов, по нефтепроводу, железной дороге. Сторонами договора могут быть НПЗ и независимые участники рынка (АЗС, нефтебаза) либо НПО (ВИНК) и независимый участник рынка. Надо сказать, что такие договорные связи для ВИНК являются прямыми, так как в этом случае из цепочки сделок исключаются "сторонние трейдеровские структуры" (посредники).

В этом случае основная обязанность НПО на рынке нефтепродуктов - это обеспечение региона, в котором он ведет деятельность, нефтепродуктами по договорам потребителям, так как НПО, как и завод, ведут производственно-хозяйственную деятельность на основании плана поставок.

На розничном рынке ВИНК расширяет сеть своего присутствия на основании договора коммерческой концессии (франчайзинга), коммерческой субконцессии. Основная проблема, с которой сталкиваются ВИНК после заключения этого договора, - случаи поставки некачественного топлива с АЗС. Поэтому в данном договоре особое внимание уделяется урегулированию следующих условий: обязанность АЗС закупать продукцию только у правообладателя (ВИНК) или поставщиков, определенных правообладателем (ВИНК). Как правило, реализация с АЗС некачественного продукта ведет к расторжению договора и прекращению поставок нефтепродуктов на нефтебазу АЗС.

Вместе с тем в условиях сезонного дефицита нефтепродукта на основании данного договора нефтяная компания обязана обеспечить в первую очередь АЗС, работающие на договоре коммерческой концессии (субконцессии), а после этого обеспечить нефтепродуктами собственную сеть АЗС.

Реализация нефтепродуктов с АЗС осуществляется на основании договора купли-продажи, в случае если АЗС реализует нефтепродукты по чиповым картам. Договор заключается между оператором АЗС и предпринимателями. В России система отпуска нефтепродуктов по чиповым картам обретает все большую популярность, поскольку позволяет обеспечить сквозной учет реализации топлива на АЗС и нефтебазе, минимизируя риски по хищению нефтепродуктов через АЗС.

Таким образом, в нефтяной отрасли розничный рынок включает в себя три направления: бункеровка судов, заправка "в крыло" и реализация нефтепродуктов через АЗС. Система договорных связей на данных рынках служит целью обеспечения бесперебойных поставок топлива конечным потребителям, в связи с чем она должна быть основана на долгосрочных, прямых договорных связях, иметь в своей основе плановый характер. На рынке бункеровки судов основным договором является договор на оказание услуг по бункеровке судов. Заправка авиакеросина "в крыло" производится на основании договоров с ТЗК и сетевыми операторами по двухуровневой системе договорных связей, что обусловлено доминирующим положением ТЗК. При реализации нефтепродуктов с АЗС договорные связи оформляются между НПЗ и нефтебазой.

Структура договорных связей обусловлена доминирующим положением ВИНК, которые имеют возможность устанавливать прямые договорные связи (исключая посредников) внутри группы от НПЗ к предприятию нефтепродуктообеспечения в регионе деятельности.