Мудрый Юрист

Правовой режим фондов денежных средств коммерческих организаций в инновационной социально ориентированной экономике *

<*> Ruchkina G.F., Kupy'zin V.V. Legal regime of funds of monetary means of commercial organizations in innovation al socially-oriented economy.

Ручкина Гульнара Флюровна, доктор юридических наук, профессор.

Купызин Василий Викторович, кандидат юридических наук.

Основная идея статьи заключается в том, что в целях социально-экономического развития государства необходимо эффективное правовое регулирование отношений при распределении прибыли коммерческих организаций по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств, прежде всего субъектов крупного предпринимательства, обеспечивающее удовлетворение публичных и стратегических частных интересов.

Ключевые слова: фонды денежных средств коммерческих организаций, распределение и использование прибыли, социально-экономическое развитие государства, социальная ответственность, инновационное развитие, эффективное правовое регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности, финансовая система государства (общества).

The main idea of the paper is that within the goals of socio-economic national development it is necessary to have effective regulation of entrepreneurial-legal relations when distributing the profit of commercial organizations in association with the formation and use of trust monetary funds, most importantly the subjects of the large entrepreneurship, providing satisfaction to public and strategic private interests.

Key words: monetary funds of a commercial organizations; profit distribution and use, socio-economic national development, social responsibility, innovative development, effective entrepreneurial-legal regulation.

Необходимость правового регулирования отношений по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций

Обеспечение экономического роста, социального прогресса, высоких стандартов жизнеобеспечения и повышения качества жизни граждан как стратегической цели социально-экономического развития государства связывается с переходом российской экономики от экспортно-сырьевой к инновационной социально ориентированной модели <1>.

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489.

Инновационно и социально ориентированный характер экономики во многом обусловливается соответствующей деятельностью основных экономических агентов - коммерческих организаций. Исторические предпосылки предопределили особенности России как государства с высококонцентрированной системой корпоративной собственности и корпоративных финансовых ресурсов. Облик современной российской экономики формируют коммерческие организации - субъекты крупного предпринимательства, сформировавшиеся на основе созданных в социалистический период крупных хозяйственных комплексов. Фактически в России сложилась корпоративная экономика <2>, и именно с этим обстоятельством, по мнению специалистов, необходимо связывать ее эффективность. В таких условиях движение финансовых ресурсов коммерческих организаций - субъектов крупного предпринимательства оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие государства <3>. Очевидно, что использование субъектами крупного предпринимательства финансовых ресурсов на инвестиционно-инновационное развитие и софинансирование решения социальных проблем является важным условием обеспечения устойчивого экономического роста и социального прогресса страны и составляет область публичного интереса. Таким образом, императивом перехода экономики на обозначенный путь развития является кардинальное повышение инновационной активности и социальной ответственности коммерческих организаций прежде всего субъектов крупного предпринимательства.

<2> Смирнов А.С. Управление корпоративной экономикой в России. М.: Наука, 2008. С. 9 - 57.
<3> Суммарные доходы 400 крупнейших коммерческих структур России в 2008 г. превысили 1 трлн. долл. США, из которых на долю первых 40 приходится более 60% // Эксперт-400. Ежегодный рейтинг четырехсот крупнейших компаний // Эксперт. М., 2009. N 38 (675). Совокупный размер чистой прибыли 15 из них, находящихся в частной собственности, в 2007 г. составил порядка 1 трлн. руб., а размер дивидендов - более 300 млрд. руб. (расчет автора на основе данных Рэнкинга самых щедрых российских компаний с сайта: URL: http://slon.ru, а также ежегодного рейтинга Эксперт-400 с сайта: URL: http://www.expert.ru).

Важно, однако, понимать: для перехода России к инновационному социально ориентированному типу развития необходимо одновременное решение задач и догоняющего, и опережающего развития. Это означает, что в данном вопросе нельзя полагаться только на механизмы рыночного развития и ждать, пока рынок сам все "расставит по местам", тем более что анализ существования рыночных отношений в России показывает, что развития по данным направлениям по прошествии двух десятков лет не произошло. Отличительной чертой российского крупного предпринимательства является рентоориентированный характер распределения и использования прибыли <4>, означающий использование финансовых ресурсов не в интересах социально-экономического развития организации, а преимущественно в личных интересах физических лиц, которые могут распоряжаться финансовыми ресурсами коммерческой организации, на потребление, непроизводственное накопление и присвоение <5>. Указанная особенность не только негативно воздействует на все аспекты предпринимательской деятельности, но и в условиях современной российской действительности причиняет ущерб государству как в экономической, так и в социальной сферах. Исходя из этого, в реализации государственной политики социально-экономического развития необходимо использовать все виды, методы, формы и средства государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, сочетать как экономические, так и административные стимулы: с одной стороны, активизировать инновационную деятельность и социальную ответственность субъектов предпринимательской деятельности, в том числе посредством прямого организационного стимулирования, с другой стороны, обеспечить дополнительные меры господдержки такой деятельности.

<4> Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В. Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 174 - 188.
<5> Так, по итогам 2008 г., согласно только официальным данным (без учета иных форм вывода финансовых средств коммерческих организаций), "ТНК-ВР Холдинг" направил на выплату дивидендов 51,9% прибыли (82462 млн. руб.), "ЛУКОЙЛ" - 18,7% (42528 млн. руб.), "Сургутнефтегаз" - 22% (31648 млн. руб.), "Северсталь" - 60,2% (30957 млн. руб.), Evraz Group - 43,5% (20856 млн. руб.) и т.п. (расчет автора на основе данных Рэнкинга самых щедрых российских компаний с сайта http://slon.ru, а также ежегодного рейтинга Эксперт-400 с сайта: URL: http://www.expert.ru). ОАО ГМК "Норильский никель" планировал по итогам 2009 г. направить на выплату дивидендов 50% от чистой прибыли, или 1 млрд. 325 млн. долл. США, при этом бенефициарами организации являются всего 4 физических лица // "Норникель" раздаст половину заработанного в виде дивидендов. URL: http:// www.rbc.ru/ companies/ nornickel.shtml.

Решение поставленных задач требует, прежде всего, эффективного управления всеми имеющимися ресурсами как на макро-, так и на микроэкономическом уровне, интеграции и концентрации ресурсов всех звеньев финансовой системы государства (общества) в соответствии с обозначенными приоритетами развития. Денежные ресурсы коммерческих организаций, прежде всего субъектов крупного предпринимательства - основных хозяйствующих субъектов современной экономики (микроэкономический уровень), также должны быть интегрированы в финансовую систему государства и взаимоувязаны с публичными денежными фондами (макроэкономический уровень). Воздействие же только средствами налогового регулирования на распределение и использование прибыли коммерческих организаций в этих целях оказывается недостаточным. Регулирующее воздействие должно охватывать также и внутрихозяйственное распределение и использование чистой прибыли коммерческих организаций - субъектов крупного предпринимательства. При этом речь не идет о регулировании использования прибыли как результата предпринимательской деятельности, что не соответствует принципам свободы и самостоятельности осуществления предпринимательской деятельности. Потребность социально-экономического развития государства заключается в целевом использовании части прибыли коммерческих организаций на финансирование конкретных мероприятий инновационного и социального характера, формировании соответствующих внутрихозяйственных фондов денежных средств, интегрированных в финансовую систему государства, что также отвечает долгосрочным стратегическим интересам предпринимательской деятельности.

В связи с этим актуализируется правовое регулирование отношений при распределении прибыли коммерческих организаций по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий инновационного и социального характера. Значение указанного правового регулирования в реализации активной государственной политики социально-экономического развития обусловлено потребностью создания на микроэкономическом уровне целевых источников финансирования инновационной и социальной деятельности в качестве децентрализованных фондов финансовой системы государства (общества). Оно призвано, во-первых, активизировать инновационную деятельность и социальную ответственность коммерческих организаций и, во-вторых, взаимоувязать денежные потоки хозяйствующих субъектов (микроэкономический уровень) с публичными денежными фондами (макроэкономический уровень) в целях финансового обеспечения социально-экономического развития государства.

Таким образом, в условиях перехода к инновационной социально ориентированной модели развития государства существует необходимость правового регулирования отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств коммерческих организаций - субъектов крупного предпринимательства, признаками которых являются: 1) формирование путем целевого обособления и аккумулирования части чистой прибыли; 2) строгое предназначение для финансирования конкретных мероприятий инновационного и социального характера; 3) направления использования отвечают долгосрочным стратегическим интересам коммерческой организации (частным интересам) и соответствуют приоритетам социально-экономического развития государства (публичным интересам).

Особенности правового регулирования отношений по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций

Правовой режим фондов денежных средств коммерческих организаций есть юридическая форма участия фондов денежных средств коммерческих организаций в правовых отношениях в качестве объекта, выражающаяся в совокупности закрепленных в правовых нормах требований и условий, связанных с их формированием и использованием.

Правовое регулирование применительно к рассматриваемой области отношений должно, с одной стороны, отвечать рыночным условиям хозяйствования и, с другой - общественным потребностям на данном этапе социально-экономического развития государства. Особенность правового регулирования отношений по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций предопределена следующими признаками данных отношений: 1) указанные отношения связаны с предпринимательской деятельностью и формируются при распределении и использовании чистой прибыли как результата предпринимательской деятельности, которое составляет область частного интереса; 2) возникновение рассматриваемых отношений непосредственно обусловлено потребностью в создании на микроэкономическом уровне целевых источников финансирования инновационной и социальной деятельности и необходимостью их интегрирования в качестве внутрихозяйственных денежных ресурсов в финансовую систему государства (общества), что составляет область публичного интереса; 3) субъектный состав отношений характеризуется различным правовым статусом участников: органы государства обладают публично-правовым статусом, коммерческие организации являются главным образом субъектами частного права.

Обозначенные признаки означают, что особенность правового регулирования отношений по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций заключается в сочетании частноправового и публично-правового регулирования, которое должно обеспечивать баланс частных и публичных интересов: с одной стороны, в отношении распределения и использования чистой прибыли коммерческих организаций как сферы частного интереса действует общий диспозитивный правовой порядок, с другой - для обеспечения публичного интереса в части формирования и использования целевых фондов денежных средств, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий инновационного и социального характера, необходимо использование публично-правовых средств.

Рассматривая отношения по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций в качестве объекта правового регулирования, необходимо выделять следующие юридически значимые элементы данных отношений: 1) аккумулирование и целевое обособление коммерческими организациями части прибыли, предназначенной для финансирования конкретных мероприятий инновационного и социального характера; 2) согласование социальной и инновационной политики (программ) коммерческих организаций, определяющих конкретные мероприятия социальной и инновационной деятельности, порядок формирования и использования соответствующих фондов денежных средств, и мероприятий соответствующих органов государства, планируемых на определенный период, обеспечивающее учет стратегических частных интересов при проведении государственной социально-экономической политики, и наоборот - публичных интересов при распределении и использовании прибыли; 3) целевое использование коммерческими организациями средств фондов на финансирование конкретных мероприятий инновационного и социального характера; 4) государственное софинансирование (в различных формах) мероприятий инновационной и социальной деятельности коммерческих организаций, отвечающих приоритетам государственной социально-экономической политики; 5) координация инновационной и социальной деятельности коммерческих организаций и соответствующих мероприятий органов государства; 6) отчетность коммерческих организаций о мероприятиях инновационной и социальной деятельности, формировании и использовании соответствующих фондов денежных средств; 7) создание государством благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности исходя из долгосрочных стратегических целей развития, стимулирование инновационно-инвестиционной и социальной деятельности коммерческих организаций различными мерами поощрительного характера. Выделенные элементы должны учитываться при правовом регулировании отношений по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов.

Таким образом, правовой режим фондов денежных средств коммерческих организаций должен строиться на предпринимательско-правовых началах. Правовое регулирование отношений по их формированию и использованию следует осуществлять в соответствии с принципами предпринимательского права как наиболее приемлемой и целесообразной правовой формы государственного регулирования рыночной экономики, реализующей в составе предпринимательско-правового метода единое применение частноправовых и публично-правовых средств регулирования в целях удовлетворения публичных потребностей, обеспечивая баланс частных и публичных интересов.

Нормативно-правовое регулирование отношений по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций в условиях перехода к инновационной социально ориентированной модели развития государства

При наличии публичной потребности в создании целевых источников финансирования инновационной и социальной деятельности коммерческих организаций в качестве децентрализованных фондов финансовой системы государства (общества) отношения по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий инновационного и социального характера, в настоящее время не институционализированы в действующем законодательстве. Отсутствие должного нормативно-правового регулирования отношений по формированию и использованию рассматриваемых фондов денежных средств коммерческих организаций - субъектов крупного предпринимательства не соответствует целям социально-экономического развития государства в условиях перехода к инновационной социально ориентированной модели, что является одной из проблем действующего законодательства.

В целях устранения обозначенной проблемы представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <6> и Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <7>, закрепив в них требования ежегодного представления коммерческими организациями - субъектами крупного предпринимательства в соответствующие органы государства, осуществляющие функции по реализации государственной политики в сфере социального развития и инновационной деятельности, отчетов о формировании и использовании фондов денежных средств, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий инновационного и социального характера, документов, регламентирующих порядок их формирования и использования, а также публиковании данных отчетов в средствах массовой информации. Данные предложения основаны на едином применении частноправового и публично-правового регулирования: нормативно закрепляя требование ежегодного представления указанных отчетов, публичная обязанность формирования рассматриваемых фондов не устанавливается, обеспечивая, таким образом, баланс частных и публичных интересов и предполагая также необходимость применения различных мер поощрительного характера в правовом регулировании рассматриваемых отношений.

<6> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. N 7. Ст. 785.
<7> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 1.

Учитывая высокую долю государственного сектора в российской экономике, а также размер финансовых ресурсов, аккумулируемых коммерческими организациями с государственным участием <8>, необходимо принятие подзаконного правового акта Правительства Российской Федерации, закрепляющего положение о том, что федеральным органам исполнительной власти при формировании позиции акционера - Российской Федерации по вопросам распределения чистой прибыли целесообразно исходить из необходимости формирования целевых фондов, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий инновационного и социального характера, отвечающих долгосрочным стратегическим интересам коммерческой организации и соответствующих целям (потребностям) социально-экономического развития государства. Следует отметить, что данное предложение коррелирует с принимаемыми в настоящее время государством мерами, направленными на обеспечение "участия государственных компаний в процессе модернизации экономики страны". Так, Президентом Российской Федерации по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России в июне - декабре 2009 г. даны прямые поручения Правительству Российской Федерации обеспечить через представителей Российской Федерации в органах управления компаний с государственным участием увеличение расходов компаний на исследовательские работы и модернизацию технологий, установив конкретные ориентиры по объемам финансирования (в процентах к выручке), предусмотренным на проведение НИОКР, а также принять меры по созданию целевых научно-технических фондов в компаниях с государственным участием в целях обеспечения устойчивого долгосрочного финансирования ими разработки новейших технологий, оборудования и приборов, их коммерческой реализации <9>.

<8> Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России в июне - декабре 2009 г. от 25 декабря 2009 г. // URL: http:// www.i-russia.ru/ sessions/ decisions/ 35.html.
<9> Инвестиционные программы только 15 крупнейших госкомпаний - это около 5% ВВП, более 2 трлн. руб., если взять в целом "госсектор", это около 3 трлн. руб. (выступление Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 25 декабря 2009 г. // URL: http:// www.i-russia.ru/ sessions/ 7.html).

Таким образом, переход к инновационной социально ориентированной модели государственного развития диктует необходимость институционализации в законодательстве отношений по формированию и использованию фондов денежных средств коммерческих организаций - субъектов крупного предпринимательства, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий инновационного и социального характера. Данная мера направлена на то, чтобы повысить инновационную активность и социальную ответственности коммерческих организаций, увеличить объемы соответствующего финансирования, а также взаимоувязать денежные потоки коммерческих организаций - субъектов крупного предпринимательства с публичными денежными фондами в целях финансового обеспечения социально-экономического развития государства.