Мудрый Юрист

Правовые идеи американцев перед революцией (1776 - 1783 гг.): джон адамс *

<*> Golovko Yu.M. Legal ideas of the americans before the revolution (1776 - 1783): J. Adams.

Головко Юлия Марковна, доцент внебюджетного факультета Брянского филиала Московского университета МВД России.

В период, предшествовавший Декларации независимости США, многие европейские правовые идеи переживали в Новом Свете второе рождение. Известный теоретик права, адвокат, второй Президент США Джон Адамс внес в это значительный вклад. Он развивал теорию, направленную на защиту основных прав и свобод от посягательств властей, а также идею письменной Конституции, базирующейся на естественном праве. В американской интерпретации классических правовых идей Нового времени, прослеживаемой по работам Адамса, независимая судебная система считалась ключом к предотвращению использования уголовного права для подавления политических оппонентов. Борьбу американцев за свои права второй президент определил как часть вечного конфликта, свойственного западной цивилизации, между стремлением власти к авторитарности и неотъемлемыми свободами личности. Данные идеи стали лейтмотивом первой американской революции.

Ключевые слова: Джон Адамс, Декларация независимости США, права и свободы, революция.

Many european legal principles experienceda second birth in the New World before the Declaration of the Independence. The famous theorist of law, the barrister, the second President of the US John Adams enriched legal's experience and foundations very much. He elaborated on one's statement about the protection of citizens' rights and freedoms and the idea of the written constitution based on the natural law. Adams believed that independent judicial system was the key to the prevention of usage of the criminal law for the repression of political opponents' opinions. The second President of the US was in favour of the opinion that the Americans' struggle for their political rights was a part of the eternal Western civilization's conflict between the authority's power hunger and indefeasible personal rights.

Key words: John Adams, Declaration of independence of the USA, rights and freedoms, revolution.

В период, предшествовавший Декларации независимости США, многие европейские правовые идеи переживали в Новом Свете второе рождение. Так, накануне создания самостоятельного североамериканского государства, в 1775 г., известный правовед, просветитель, будущий второй президент Джон Адамс утверждал, что целью Конституции является "создание правительства законов, а не людей", т.е. власти, основанной на беспристрастных нормах-правилах, а не на предрассудках или пристрастиях, свойственных человеку. Для этого отца-основателя великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и в то же время подчинению его букве закона стал принцип разделения правительственных полномочий - концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Ш.Л. Монтескье. В американской интерпретации, прослеживаемой по работам Адамса, независимая судебная система как один из примеров считалась ключом к предотвращению использования уголовного права для подавления политических оппонентов.

Между 1761 - 1776 гг. юрист осмысливал теорию, направленную на защиту основных прав и свобод от посягательства властей, и постепенно развивал идею письменной Конституции, основанной на естественном праве <1>. Он утверждал: "Фундаментом свобод служила возможность выбора. В политике, как и в религии, каждый вправе думать и действовать по своему усмотрению" <2>. Вплоть до войны за независимость Адамс делал упор на ограничение парламентской власти через неписаную Конституцию и естественное право (как выдающиеся правоведы-британцы Э. Коук <3> и У. Блэкстоун <4>, основательно изученные им) и использовал эти принципы для обоснования прав американцев. Впоследствии вместе с другими патриотично настроенными современниками перенес акцент на колониальные хартии, а затем на создание нового - нормативного - законодательства <5>.

<1> Adams J. Diary and autobiography of John Adams. 4 Vols. // The Adams papers. Ser. 1. Diaries. Ed. by L.H. Butterfield. Cambridge (MA), 1961. Vol. 3. P. 276.
<2> Adams J. Legal papers of John Adams. 3 Vols. in one. Ed. by L. Kinvin Wroth and Hiller B. Zobel. Cambridge (MA), 1965. Vol. 2. P. 131.
<3> Coke E. Institutes of the laws of England. 4 Vols. Buffalo (N.Y.), 1986.
<4> Blackstone W. Commentaries on the laws of England. Oxford (UK), 1765 - 1769.
<5> McIlwain Ch.H. The American revolution: a colonial interpretation. N.Y., 1924; Stoner J.R.jr. Common law and liberal theory: Coke, Hobbes, and the Origins of american constitutionalism. Lawrence (KS), 1994.

Мыслитель следовал А. Сидни <6> и Ш. Монтескье, полагая, что смешанная Конституция уравновешивала честолюбивые устремления народной и аристократической партий. Как и английского республиканца-утописта XVII в. Дж. Гаррингтона, его не покидала убежденность: реальные расхождения между фракциями имели экономическую основу и вращались вокруг собственности и соответствовавших рычагов политической власти <7>. "В каждом обществе, где существует собственность, - писал Адамс, - всегда есть борьба между богатыми и бедными. Законы принимаются либо в силу численного превосходства - чтобы ограбить тех, кто богат, либо в силу влияния - чтобы обобрать большинство, которое и так бедно" <8>. Для преодоления негативных тенденций с обеих сторон он предлагал власти, используя "силу и авторитет принуждения", заставить демократическую и аристократическую партии "подчиниться законам" <9>. Локковский принцип - "где нет закона, там нет и свободы" <10> - укреплял второго президента в решимости следовать такой линии.

<6> Sidney A. Discourses concerning government. Ed. T.G. West. Indianapolis, 1990.
<7> Harrington J. The Oceana: and other works of James Harrington, Esq. L., 1737.
<8> Adams J. The works. Vol. 6. P. 68.
<9> Smith P. John Adams. 2 Vols. Garden City (N.Y.), 1962. Vol. 2. P. 975 - 978.
<10> Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1985 - 1988. Т. 2. С. 256.

Главный ориентир, на который новый гражданин - государственный деятель - должен равняться, чтобы верно судить о спорных политических принципах, это английская Конституция и общее право. Щепетильный законник стремился защитить соотечественников от нерационального и возбужденного мира партийной политики. После изучения в течение нескольких лет "систем древнего и современного законодательства" он заключил, что "свобода, неотчуждаемые, ненарушимые права человека, его честь и достоинство, величие общества и счастье людей продуманы в англосаксонском праве" <11>. Это важнейший инструмент западной цивилизации. Например, благодаря ему никто не мог "безнаказанно отвечать на невинные провокации яростным избиением, нанесением ранений другому" <12>.

<11> Adams J. Papers of John Adams. 14 Vols. to date, ed. by R.J. Taylor et al. Cambridge (MA), 1977. Vol. 1. P. 86.
<12> Ibid.

Размышления Адамса отчасти были вызваны его опытом атторнея в иске "Братла против Мюррея" <13>. В колониях, ставших заложниками политических страстей, часто нарушались тишина и порядок: среди простонародья дела часто решались кулаками, джентри и вовсе носили мечи <14>. Будущий президент с энтузиазмом ухватился за возможность продемонстрировать познания в праве. В английской неписаной Конституции право сопротивляться "внезапному насилию для защиты не только жизни, но и собственности" считалось врожденным. Возможность выступать против произвола власти он охарактеризовал "неоспоримым естественным правом" <15>, подчеркнув при этом, что гражданам следует быть подозрительными к правителям лишь в редких случаях. По мнению американского просветителя, "искоренение в человечестве мстительных чувств и агрессивных темпераментов являлось одним из высочайших и наиболее важных усилий, стоявших перед гуманным гражданским обществом". Но это и не проповедь христианской снисходительности, а попытка заменить страсти законностью и беспорядок - общественной дисциплиной <16>.

<13> Adams J. Legal papers... Vol. 2. P. 160 - 161.
<14> Adams J.T. Revolutionary New England, 1691 - 1776. N.Y., 1923.
<15> Adams J. Papers of John Adams. Vol. 1. P. 84 - 85.
<16> Adams J. The works of John Adams, second president of the United States: with a life of the author, notes and illustrations by his grandson Charles Francis Adams. 10 Vols. Boston, 1850 - 1856. Vol. 3. P. 443.

В начале 1760-х гг., вовлекаясь в антиколониальное движение, патриот следовал умеренной линии на реформирование империи, предполагавшей наделение жителей Нового Света правами, равными с англичанами. Он доказывал - "новая мировая монархия послужит образцом справедливого общественного устройства", залогом чего выступали передовые государственно-правовые принципы самой Британии <17>. В качестве практической рекомендации юрист-оппозиционер предлагал американцам бороться за представительство в Вестминстере. Некоторые его представления относились уже к концепции гомруля, но предпочтение отдавалось улучшенному имперскому устройству <18>. Им был творчески переработан тезис о естественном равенстве жителей метрополии и колоний - важнейший правовой аргумент антиколониального этапа патриотического движения.

<17> Otis J. The rights of British colonies asserted and proved // Pamphlets of the american revolution. Vol. 1. P. 437 - 439.
<18> Согрин В.В. Идейные течения в американской революции XVIII века. М., 1980. С. 289 - 292.

В 1765 г. последовало принятие Закона о гербовом сборе, установившего в колониях прямое налогообложение: американцев обязали выплачивать налоги не местным властям, а непосредственно Лондону <19>. Закон серьезно ущемлял интересы двух влиятельных групп американской элиты - юристов и издателей. В глазах современников Гербовый акт являлся отходом от конституции. Пресловутый закон нарушал фундаментальные принципы народного согласия и представительства <20>. По сложившейся системе управления власть народа делегирована двум ветвям: законодательной и исполнительной. Избираясь в законодательную, народные представители также контролировали исполнительную благодаря институту суда присяжных (функцию исполнения законов в XVIII в. несли королевские суды). Таким образом, принятый парламентом указ пренебрегал гарантиями Великой хартии вольностей в том, что никого нельзя лишить собственности или обложить налогами без его согласия, "личного или осуществленного через доверенное лицо" <21>.

<19> Зубков А.Ю. Английская корона и американские колонии накануне Войны за независимость (1763 - 1775) // Вопросы истории. 1983. N 8. С. 170 - 174.
<20> Грин Дж.П. Происхождение американского конституционализма // Американский ежегодник. 1991. М., 1992. С. 56.
<21> Dissertation on the canon and feudal law. August 1765 // Adams J. The works. Vol. 3. P. 466.

Но "самым мучительным нововведением" оказались суды вице-адмиралтейства. "Адмиралтейские суды, - заметил Адамс, - под председательством одного судьи, без помощи присяжных, большей частью действовали согласно процедуре римского частного права, чем common law" <22>. Судьи вице-адмиралтейства занимали места, пока к ним благоволил король, а не на время "надлежащего исполнения обязанностей", как гласила англосаксонская правовая традиция. Возмущала новая практика, установленная ими: поощрять себя "комиссиями на все принимаемые решения", срезая обязательные вложения на развитие промышленности и торговли, собранные из взысканий на купцов, к которым успешно применили иск за нарушение навигационных и гербового законов. Другими словами, они обрели финансовый стимул осуждать за это как можно больше торговцев. Касаясь деятельности адмиралтейских судов, юрист, происходивший из йоменов, цитировал Великую хартию вольностей, в которой прописано право фригольдера на "законный суд равных ему, или обвинение по закону земли" <23>. Эта мысль звучала рефреном в нескольких эссе, например в Инструкциях представителям Брейнтри относительно Гербового акта 1765 г., составленных также неутомимым поборником справедливости <24>. "Адмиралтейские суды возвели в ранг системы, - писал он, - способной опрокинуть конституцию и лишить нас самого лучшего наследия - законов нашей земли" <25>. Данный орган колониального управления отрицал ключевой принцип общего права, касавшийся правосудия <26>.

<22> Adams J. Four letters: being an interesting correspondence between those eminently distinguished characters, John Adams, late President of the United States, and Samuel Adams, late Governor of Massachusetts, on the important subject of Government. N.Y., 1802. P. 58 - 59.
<23> The earl of clarendon to William Pym, 13 January, 1766 // Adams J. Papers of John Adams. Vol. 1. P. 159.
<24> The Instructions to Braintree's representatives concerning the Stamp Act // Adams J. Papers of John Adams. Vol. 1. P. 134 - 135.
<25> Adams J. The works. Vol. 3. P. 505 - 510.
<26> The Instructions to Braintree's representatives // Adams J. Papers of John Adams... Vol. 1. P. 134 - 135; The earl of clarendon to William Pym, 13 January 1766 // Ibid. P. 159.

Отметив негативные тенденции, резко обозначившиеся в политике метрополии по отношению к колониям, Адамс написал "Диссертацию о каноническом и феодальном праве" 1765 г., в которой обратился к глубинным истокам проблемы. "Диссертация" имела научный юридический тон, довольно редко встречавшийся среди сочинений предреволюционного периода. В работе можно выделить две основные темы. Первая: осуждение феодального и канонического наследия европейцев, утверждение неоспоримого права американцев отстаивать свои свободы. И вторая: метод, которым необходимо "вооружиться", чтобы успешно преодолеть наступление на конституционные права. В качестве такового автор предлагал активное политико-правовое просвещение.

Новая Англия, по мнению отца-основателя, - наследница великой естественно-правовой традиции, которую "сохранила британская конституция, защитив для потомков врожденные привилегии народа против королей и жестокого духовенства" <27>. "Наши предки, - писал он, - приобрели право на свободу дорогой ценой: покоя, мира, положения в обществе и собственной крови" <28>. Вслед за Локком <29> талантливый юрист вывел два источника возникновения естественных прав: Бог и природа. В двух местах "Диссертации" напрямую связал их с Богом. Однако более часто, прямо и косвенно, Адамс заявлял, что они происходят от природы - из устройства человеческой натуры. Люди имеют естественную потребность в познании, что рождает неотчуждаемое право стремиться к нему <30>.

<27> Dissertation // Adams J. The works. Vol. 3. P. 462.
<28> Adams J. Papers of John Adams. Vol. 1. P. 114, 120.
<29> Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1985 - 1988. Т. 1. С. 15, 29, 34, 87 - 89.
<30> Dissertation // Adams J. The works. Vol. 3. P. 459.

Эссе завершилось наставлением коллегам-адвокатам "провозглашать государственно-правовые теории, происходившие от Античности", он напоминал им: "...британские свободы - не благодеяние принцев или парламента, но исконные права, условия первоначальных общественных договоров" <31>, и все силы поселенцев - даже самых юных - нужно направить на сохранение свободы. "Мы нуждаемся в знании собственных привилегий и их истоков", - была поставлена цель <32>. Замысел - вдохновить колонистов на переосмысление проблем философии права. Автор надеялся, что в Новом Свете оживится "дух свободы" <33> - рефрен предреволюционных эссе, объединивший "ощущения свободы" и "идеи права" <34>. Таким образом, в преддверии революции, ратуя за стремление к свободе, второй президент утверждал, что права колонистов имеют приоритет перед актами Вестминстера. Первой линией обороны американцев стала теория естественного права, на которой покоился фундамент английской Конституции. Согласно этому, король и парламент не могли нарушать законы Бога и природы. Принятие дискриминационных по отношению к колониям указов Дж. Адамс определил как эпизод из непрекращавшейся борьбы, свойственной западной цивилизации, между "властью, стремившейся к авторитарности" и "неотъемлемыми правами личности", которая стала лейтмотивом начавшейся вскоре американской революции.

<31> Ibid. P. 462 - 463.
<32> Adams J. Papers of John Adams. Vol. 1. P. 127.
<33> Adams J. The works. Vol. 3. P. 125, 126 - 127.
<34> The Instructions to Braintree's representatives concerning the Stamp Act // Adams J. Papers of John Adams. Vol. 1. P. 134; The earl clarendon to William Pym, 20 January, 1766 // Ibid. P. 163 - 164; Governor Winthrop to Governor Bradford, 26 January, 1767 // Ibid. P. 192, 200, 203, 204; Novanglus // Ibid. Vol. 2. P. 255.