Мудрый Юрист

Об истоках действующего права в республике Казахстан *

<*> Ayupova Z.K. On the sources of current law in the Republic of Kazakhstan.

Аюпова Зауре Каримовна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права факультета международных отношений и юриспруденции Казахского национального педагогического университета им. Абая, доктор юридических наук, и.о. профессора.

В данной статье автор тщательно исследует нормативные указы президента как источник действующего права в Республике Казахстан. Досконально изучены труды российских и зарубежных ученых по проблеме.

Ключевые слова: действующее право, механизм власти, национальное единство, президентская республика, нормативные указы президента, государственный суверенитет, закон, правовая норма, конституционное регулирование, указное право, эволюция института президентства, разделение властей.

The author of the present article studies the normative edicts of the President as a source of current law in the Republic of Kazakhstan. The works of russian and foreign scientist are studied exhaustively.

Key words: current law, mechanism of power, national unity, presidential republic, normative edicts of the President, state sovereignty, law, legal norm, constitutional regulation, edict law, evolution of the institute of presidency, division of powers.

Философию власти и государства, их природу, сущность и различные варианты реализации и трансформации человечество изучает уже не одну тысячу лет. Однако поиски того справедливого механизма власти и оптимальной формы государства до сих пор не принесли желаемого успеха. Множественность национальностей, народов и государств принесла в мировую цивилизацию огромный опыт, объем информации и различные варианты реализации спектра государственных форм управления. В Доктрине национального единства Казахстана прямо отмечается: "Обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны. На протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов - носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут представители 140 этносов и 40 конфессий. При этом длительное совместное проживание различных этносов сформировало в обществе устойчивые традиции толерантности" <1>.

<1> Доктрина национального единства Казахстана // Казахстанская правда. 06.11.2009.

Основным содержанием постсоветского развития Казахстана с точки зрения политико-правового государственного самоопределения стала эволюция от республики Советов к президентской республике. Институт президента за период своего недолгого по историческим меркам развития существования всегда находился под пристальным вниманием ученых-правоведов как один из современных институтов современности. Актуальным является и исследование нормативных актов Президента Республики в обновленной правовой системе Казахстана. Пристальное внимание исследователей к данному институту в основном определяется тем, что с самого начала своей деятельности Президент Республики Казахстан стал активно использовать свои правотворческие полномочия. Им принимается значительное число нормативных указов, имеющих силу закона, проведение референдумов, издание ежегодных посланий. Однако это направление деятельности президента не рассматривалось ранее в юридической науке, не проводилось всесторонних теоретических исследований по проблемам издания нормативных указов президента.

По мнению доктора юридических наук, профессора В.А. Малиновского, "провозглашение государственного суверенитета и реальное строительство независимого Казахстана с необходимыми атрибутами и внутри- и внешнеполитическими, экономическими, военными, территориальными и другими институтами, в условиях быстро меняющегося мира, требовало от высших государственных органов - и в первую очередь от президента - принятия решительных, зачастую смелых и неординарных мер в политической и социально-экономических сферах" <2>. Одной из таких мер было внесение изменений в Закон РК "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", принятый 10 декабря 1993 г. <3>. Президенту Казахстана было предоставлено право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета РК издавать, на основании и во исполнение Конституции, акты, имеющие силу закона, которые действовали до принятия соответствующих законов РК". В целях реализации положений новой Конституции был издан Закон "О Президенте Республики Казахстан", определен его статус и полномочия Президента РК <4>. Следовательно, на отдельном историческом развитии основным действующим источником права были указы Президента Республики Казахстан. История же свидетельствует, а теория подтверждает, что источником права должен быть признан закон, и только он.

<2> Малиновский В.А. Глава государства суверенного Казахстана. Алматы: Высшая школа права "Дiлет", 1998. 242 с.
<3> Закон Республики Казахстан "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" // Казахстанская правда. 17.12.1993.
<4> Закон Республики Казахстан от 29.04.1999 N 2031 "О Президенте РК" // Казахстанская правда. 06.05.1999.

Доктор юридических наук, профессор Р.З. Лившиц подчеркивает, что "обладание принудительной силой выступает в качестве главного критерия наличия права и правовой нормы" <5>. Обладание принудительной силой выступает у Лившица в качестве единственного критерия наличия права и правовой нормы. В то же время в юридической науке не имеется исследований по вопросу соотношения закона и указа, которые настоятельно требуют научно обоснованного и ясного конституционного регулирования природы указов и законов.

<5> Лившиц Р.З. Теория права. М.: БЕК, 1994. С. 14 - 15.

Казахстанские исследователи Б.А. Майлыбаев, В.А. Малиновский, Р.Т. Окушева проанализировали некоторые указы Президента Республики Казахстан с точки зрения их соответствия источникам права. "Сегодня вызывает невольную улыбку продиктованной жизнью Указ Президента РК от 29 мая 1990 г. "О неотложных мерах по укреплению государственной и трудовой дисциплины". И действительно, трудно себе представить, что в современных условиях постоянно крепнувших рыночных отношений может возникнуть необходимость обязывать руководителей предприятий применять к нарушителям государственной и трудовой дисциплины весь комплекс правовых мер" <6>.

<6> Малиновский В.В. Указ. соч. С. 4.

Все это создает, по нашему мнению, благоприятные предпосылки для дальнейшего развития теории закона как важного междисциплинарного направления юридических научных исследований, где одно из должных мест будет отведено нормативным указам Президента Республики.

В.О. Лучин в своей работе "Указное право" рассматривает законность издания указов Президента Российской Федерации. В частности, он пишет: "Многим указное право в России конца XX века представляется сугубо современным феноменом нашей правовой действительности, не имеющим аналогов и исторических предпосылок. Однако это не так. На деле первый Президент России не изобрел ничего нового. Используя указное право в качестве "права силы", он всего лишь еще раз доказал, насколько глубоки в нашем правосознании исторические корни и живучи национальные стереотипы поведения. Поскольку, во-первых, само по себе указное право традиционно для России. А во-вторых, практически во все переломные времена отечественной истории указы российских правителей играли своеобразную идеологически-диктаторскую роль альтернативных источников права, невзирая на то, что ими нередко вносился раскол в общество и поддерживалось перманентное гражданское напряжение вплоть до угрозы гражданской войны" <7>.

<7> Лучин В.О. "Указное право" России. М.: ХГЦ Велес, 1996.

Особый интерес представляют исследования различных параметров президентства в Российской Федерации: соотношение института президентства и системы правления (И.Д. Хутинаев); эволюция института президентства (С.А. Авакьян, Л.А. Окуньков); полномочия президента в отношениях с различными государственными органами (Э. Ожиганов, Ю.И. Скуратов); президент в системе разделения властей (В. Радченко). Появился ряд работ, в которых рассматриваются теоретические вопросы природы президентской власти в постсоветских республиках (В.Е. Чиркин, Б.Н. Кувалдин, Г.А. Шмавонян).

Кроме того, был опубликован ряд примечательных статей американских и европейских авторов о специфике института президентства в постсоциалистических странах, а также о достоинствах и недостатках различных систем республиканского правления (С. Холмс, А. Валенсуэла, Ф. Виммиран де Леон, Д.Л. Горовиц, Г.О. Доннелл, Х. Дж. Линц и др.).

В трудах ученых-юристов зарубежных социалистических стран этой проблеме уделено большое внимание. В Венгрии, например, наряду с изучением закона в системе источников права в последние годы опубликованы работы о законотворчестве, о развитии законодательства, о соотношении законов и декретов.

Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели стал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти.

На основании терминологического словаря термин "президент" происходит от латинского praesidens и означает "сидящий впереди". В настоящее время президент, как правило, является выборным главой государства. По мнению Б.А. Майлыбаева, "...идея учреждения поста президента напрямую связана с попыткой создания альтернативы институту монарха в тех странах, где он в новых исторических условиях не сумел трансформироваться в рамки парламентской республики" <8>.

<8> Майлыбаев Б.А. Становление и эволюция института президента: международный опыт и казахстанская модель в переходный период: Дис. ... д.ю.н. Алматы: КазГЮУ, 2004. С. 17.

Президент, по мысли Т. Пейна, всего лишь спикер парламента, т.е. фигура политически зависимая от конгресса, призванная исполнять волю законодателя. Сущность президента, по мнению Т. Пейна, заключается в следующих чертах:

Президент должен быть:

<9> Майлыбаев Б.А. Проблемы учреждения американского института президента в трудах Т. Пейна // Высшая школа Казахстана. 2001. N 2. С. 218 - 224.

Другим не менее ярким представителем этого течения, разработавшим проблемы организации института президента, является Т. Джефферсон. Первым сочинением Т. Джефферсона была работа "Общий обзор прав Британской Америки" (1774 г.). В своей работе Т. Джефферсон пишет о необходимости вернуть народу "права, полученные по законам природы" <10>. Он призывает придать институту монархической власти гражданский облик, усилить его легитимность с точки зрения социальной и правовой базы.

<10> Джефферсон Т. Заметки о штате Вирджиния // Американские просветители. Избранные произведения: В 2 т. М., 1969. Т. 2. С. 50 - 73.

Сторонником сильной, централизованной федеральной власти, воплощенной в ее исполнительной ветви, а особенно в лице президента, был видный общественный деятель, ученый, член конституционного конвента, А. Гамильтон <11>.

<11> Майлыбаев Б.А. Идеи президенциализма в творчестве А. Гамильтона // Поиск. 2001. N 2. С. 203 - 210.

Совокупность настоящих системообразующих характеристик способна обеспечить "силу и адекватность" в действиях президента. По мнению Гамильтона, обеспечить эффективность работы государственного механизма могло только наличие "силы". "Слабый Президент подразумевает, соответственно, и слабую деятельность всей (его) администрации, что в конечном счете равносильно неполноценному правлению" <12>. Президент должен был, согласно убеждениям Гамильтона, не только играть роль общего противовеса палатам парламента, но и служить главным средоточием власти государства. Поскольку деление общества на классы неизбежно, считал Гамильтон, оно должно получить отражение в Конституции.

<12> Там же.

Другим представителем этого же течения является Дж. Адаме - член Конституционного конвента, автор первого фундаментального сочинения по проблемам государства и политической науки, сторонник сильной президентской власти. Так, в своих работах "В защиту Конституции США", "Рассуждения о Давиле" Адамс разработал теорию государства, в системе власти которого доминирующей ветвью является исполнительная власть. "Я убежден, что всякое хорошее государство есть государство республиканское и должно быть таковым", - писал Адамс в защиту американской модели республики <13>. Основная мысль Адамса - "монархизация" полномочий президента.

<13> Адамс Дж. Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции: В 2 ч. М.: МГУ, 1988. Ч. 1. С. 47.

Центристскую позицию между двумя течениями американской политико-правовой мысли занимает Дж. Мэдисон - член Конституционного конвента в Филадельфии, один из авторов "Федералиста" и Конституции США, автор концепции "сдержек и противовесов" <14>. Мэдисон отстаивал принцип плюралистического правления. Для него республика означала именно народное правление, в котором народ осуществляет свою власть через представителей.

<14> Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея / Пер. с англ. Н.Н. Яковлева. М.: Прогресс Литера, 1994. С. 348.

Вместо упрощенной схемы деления общества на бедных и богатых Мэдисон прослеживает многополярную модель социальной стратификации населения с помощью основного критерия - "интереса". При этом он выделяет несколько групп интересов: "...землевладельческого, промышленного, торгового, финансового и многих других помельче, приходящих в столкновение друг с другом, регулирование которых и составляет задачу современного законодательства" <15>. "Расширьте территорию, и вы получите большее разнообразие партий и интересов; вы уменьшите вероятность появления у большинства населения общего побуждения посягнуть на права других граждан, и, если такое побуждение все же возникнет, тем, кто испытывает его, будет труднее выявить свою силу и выступить сообща" <16>.

<15> Там же.
<16> Там же.

В заключение отметим, что Республика Казахстан является суверенной республикой, введен институт президентства, что соответствует стабильному развитию республики. Президентская власть - это особая модель власти, на основании которой, во-первых, наряду с определением основных направлений внутренней и внешней политики государства президент осуществляет руководящую функцию над ходом ее реализации. Во-вторых, власть президента в системе государственных властных отношений является наиболее реальной, влиятельной и авторитетной. В-третьих, президент, не будучи главой исполнительной власти, в ряде случаев осуществляет высшую исполнительную власть, деля ее вместе с правительством.