Мудрый Юрист

Лицензируем кабельное телевещание

Павел Дунаев, ведущий юрисконсульт, г.Москва.

Прогресс не стоит на месте. Взять хотя бы телевидение. Все чаще мы говорим о нем как о кабельном. Однако далеко не все вопросы, возникающие в связи с лицензированием такого вида вещания, урегулированы законодательством.

Две редакции Закона

Летом 2010 года был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", который вступил в силу 29 октября 2010 года. Основные изменения, внесенные Законом N 221-ФЗ в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", относятся к регулированию отношений по трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Несмотря на это, некоторые установленные Законом N 221-ФЗ изменения Закона N 126-ФЗ относятся не только к трансляции общеобязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, но и к другим отношениям, например, связанным с оказанием услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания.

Одно из таких изменений установлено п. 7 ст. 1 Закона N 221-ФЗ, который дает новую редакцию абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ.

Для начала сравним старую и новую редакцию абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ:

   Редакция, действующая   
до 29.10.2010
   Редакция, действующая   
с 29.10.2010
 Для получения лицензии на 
оказание услуг связи для
целей телевизионного
вещания, радиовещания,
вещания дополнительной
информации соискателем
лицензии также
предоставляется нотариально
заверенная копия лицензии
на вещание
 Для получения лицензии на 
оказание услуг связи для
целей эфирного наземного
телевизионного вещания и
(или) радиовещания
соискателем лицензии также
предоставляется копия
выданной в установленном
порядке лицензии на
телевизионное вещание и
(или) радиовещание

Это сравнение позволяет выделить два заслуживающих внимания изменения абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ, связанных:

Полномочия Роскомнадзора

Если говорить об обязательном нотариальном заверении копий лицензий на вещание, то в рассматриваемом случае это является избыточным требованием. Это связано с тем, что федеральным органом исполнительной власти, который выдает лицензии на вещание (абз. 1 ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Закон о СМИ) и осуществляет лицензирование деятельности в области оказания услуг связи (п. 2 ст. 29 Закона N 126-ФЗ), является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Так, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 (Положение о Роскомнадзоре), установлено, что Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Помимо этого, п. 5 Положения о Роскомнадзоре наделяет этот орган полномочиями:

Учитывая приведенные выше нормы, можно сделать вывод, что Роскомнадзор выдает лицензии на вещание и на оказание услуг связи, а также ведет реестр указанных лицензий. Поэтому он обладает достоверной и актуальной информацией о лицензиях на вещание, что делает бессмысленным нотариальное заверение копий указанных лицензий для получения лицензии на оказание услуг связи в целях эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания.

О Перечне лицензионных условий

Обратимся теперь к кругу лицензий на оказание услуг связи, на которые распространяется абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ.

Так как абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ упоминает два разных вида лицензий, то, прежде чем рассматривать данную норму, уточним, что собой представляют данные лицензии.

  1. Согласно п. 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи дает право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность по возмездному оказанию услуг связи.
  2. На основании абз. 2 ст. 31 Закона о СМИ лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом о СМИ.

Приведенные нормы позволяют увидеть, что лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и лицензия на вещание дают право осуществлять отличные друг от друга виды деятельности, которые в том числе регулируются разными Законами Российской Федерации: Законом N 126-ФЗ и Законом о СМИ. Давать здесь более детальное разграничение деятельности по возмездному оказанию услуг связи и деятельности по распространению продукции средств массовой информации нет необходимости, так как это является самостоятельным предметом исследования.

Абзац 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ до изменений, внесенных Законом N 221-ФЗ, распространялся на случаи получения лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания <1>. Учитывая то, что перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии во исполнение п. 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ, установлен Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказаний услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 (Перечень наименований услуг связи), к услугам связи для целей телевизионного вещания можно отнести как услуги связи для целей кабельного вещания <2>, так и услуги связи для целей эфирного вещания <3>.

<1> Так как в данной статье рассматриваются вопросы телевизионного вещания, то радиовещание далее в статье упоминаться не будет.
<2> Пункт 17 Перечня наименований услуг связи.
<3> Пункт 18 Перечня наименований услуг связи.

После изменений, внесенных Законом N 221-ФЗ, абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ стал распространяться только на случаи получений лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания. Получается, что со вступлением в силу новой редакции <4> абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ соискателям для получения лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания не нужно представлять копии выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание.

<4> Редакция Закона N 221-ФЗ.

Помимо данной нормы необходимо учитывать, что во исполнение п. 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ существует Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 (Перечень лицензионных условий). Перечень лицензионных условий предусматривает одинаковое условие осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного и эфирного телевизионного вещания. Таким условием согласно п. 9 раздела XVII и п. 8 раздела XVIII Перечня лицензионных условий является наличие лицензии на вещание или договоров с лицензиатами-вещателями.

Так как в отличие от новой редакции абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 не претерпело изменений, получается, что п. 9 раздела XVII Перечня лицензионных условий является фактически устаревшим и противоречащим абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ.

Пункт 9 - исключить

Могут возникнуть сомнения в том, имеется ли прямая связь и зависимость между абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ и лицензионным условием, установленным п. 9 раздела XVII Перечня лицензионных условий.

Чтобы развеять существующие сомнения, обратимся к практике Верховного Суда РФ, а точнее к решению ВС РФ от 02.02.2010 N ГКПИ09-1637, в котором рассматривался вопрос об оспаривании п. 9 раздела XVII Перечня лицензионных условий.

Согласно указанному решению ВС РФ "оспариваемое заявителем лицензионное условие о необходимости наличия у лицензиата лицензии (лицензий) на вещание установлено федеральным законодателем <5>, а не Правительством Российской Федерации, которое, напротив, расширило возможности лицензиатов в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания по сравнению с нормой Федерального закона о связи <6>, предусмотрев возможность наличия у них вместо лицензии на вещание договоров с лицензиатами-вещателями". Данный вывод ВС РФ был полностью подтвержден Определением Кассационной коллегии ВС РФ от 30.03.2010 N КАС10-143.

<5> Абзац 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ.
<6> Там же.

Следовательно, ВС РФ и Кассационная коллегия ВС РФ указывают на то, что лицензионное условие, установленное п. 9 раздела XVII Перечня лицензионных условий, является не самостоятельным лицензионным условием, а принятым Правительством РФ во исполнение абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ.

Несмотря на то что ВС РФ в своем решении N ГКПИ09-1637 допускает возможность Правительства РФ расширить лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания по сравнению с абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона N 126-ФЗ, эту возможность по расширению лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания нельзя отнести к рассматриваемому в данной статье случаю, так как сохранение п. 9 раздела XVII Перечня лицензионных условий в настоящее время приведет не к расширению возможностей лицензиатов в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания, а к их ограничению.

Таким образом, с учетом приведенных доводов выходом из сложившейся противоречивой ситуации будет исключение Правительством РФ п. 9 раздела XVII Перечня лицензионных условий. Это позволит привести в соответствие с Законом N 126-ФЗ условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания, установленные разделом XVII Перечня лицензионных условий.