Мудрый Юрист

В поиске новых путей

Попова Светлана, сотрудник юридического центра "ИЛСО".

В юридической литературе давно обсуждаются недостатки способов размещения госзаказа, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Наиболее часто выделяются такие проблемы, как возможность сговора поставщиков и заказчиков либо поставщиков друг с другом, высокий уровень коррупции, участие в размещении госзаказа "недобросовестных" поставщиков, недостаточный уровень конкуренции и, как следствие, неэффективное расходование бюджетных средств. Прямо или косвенно, но все чаще прослеживается мысль не о совершенствовании существующих способов размещения госзаказа, а о поиске новых путей.

В настоящее время размещение госзаказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе в электронной форме), а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика) (ст. 10 Закона N 94-ФЗ).

При правильном применении каждого из названных способов к закупкам определенных видов товаров, работ, услуг их эффективность не вызывает сомнений. Однако в некоторых ситуациях использование неподходящего способа размещения госзаказа может привести к неблагоприятным последствиям. Не вдаваясь в подробности, остановимся на наиболее часто обсуждаемых недостатках каждого из перечисленных вариантов.

Аукцион

Этот способ является самым популярным и часто применяемым на практике. Его востребованность объясняется возможностью обеспечить максимально высокий уровень конкуренции и, соответственно, максимальной экономией бюджетных средств.

Несмотря на эти преимущества (кстати, весьма спорные), нельзя не обратить внимания и на явные недостатки:

Электронная форма аукциона снижает вероятность сговора поставщиков и заказчиков либо поставщиков друг с другом, но не решает проблемы в целом.

Конкурс

Конкурс считается вторым по популярности способом размещения госзаказа. И здесь участники размещения сталкиваются с теми же проблемами. Так, на конкурсах заказчик применяет несколько критериев, в том числе и исключительно субъективные. Это еще больше увеличивает вероятность сговора.

Запрос котировок

Запрос котировок цен относится к способам без проведения торгов. Нередко его трактуют как упрощенную процедуру открытого аукциона. Недостаток данного способа состоит в том, что требуется наличие функционирующего рынка для необходимых товаров или услуг. При запросе котировок отсутствуют некоторые механизмы защиты заказчика от недобросовестного поставщика, такие, как механизм обеспечения заявок и квалификационного отбора. Уязвимой стороной процедуры следует назвать и открытость подаваемого предложения - существует риск, что цены, содержащиеся в заявках, могут быть сообщены "нужному" поставщику.

Единственный поставщик

Что касается размещения заказа у единственного поставщика, то не стоит забывать об исключительности этой процедуры. Ведь она применяется только в конкретных, прямо предусмотренных Законом случаях. О конкуренции здесь говорить уже не приходится, а следовательно, нет и экономии бюджетных средств за счет снижения цен на закупаемую продукцию.

Для решения проблем размещения госзаказа нередко предлагают узаконить способы, пока отсутствующие в законодательстве РФ. Проанализируем некоторые из них.

Запрос предложений

Данный способ предусмотрен Типовым законом ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров, работ и услуг" (принят в Нью-Йорке 17.06.94). На практике процедура задействуется в случаях, когда заказчику известна цель закупки, но не вполне понятны способы ее достижения и он хочет запросить варианты решения своей проблемы у поставщика. Иногда запрос предложений используется, если в результате проведенного ранее открытого конкурса все конкурсные заявки были отклонены или на конкурс вовсе не было представлено заявок. Способ весьма эффективен в коммерческой практике, и то, что он не нашел применения в сфере госзакупок, - явное упущение законодателя.

Двухэтапные торги

Способ оговорен в ст. 49 Типового закона и не является новым для практики размещения госзаказа в РФ. До принятия Закона N 94-ФЗ он применялся в Иркутской области (конкурс с конкурентными переговорами). Необходимость этого способа обосновывалась невозможностью описать в конкурсной документации обязательные требования к закупаемой продукции, а также все критерии оценки заявки поставщика.

В тендерной документации всем поставщикам (подрядчикам) предлагается представить на первом этапе процедур двухэтапных торгов первоначальные тендерные заявки, содержащие их предложения без указания цены тендерной заявки. Тендерная документация может предполагать привлечение предложений, касающихся технических, качественных или иных характеристик товаров (работ) или услуг, а также договорных условий их поставки и, в соответствующих случаях, профессиональной и технической компетентности и квалификационных данных поставщиков (подрядчиков). Закупающая организация может на первом этапе проводить переговоры с любым поставщиком (подрядчиком) по любому аспекту его тендерной заявки. На втором этапе процедур двухэтапных торгов закупающая организация предлагает поставщикам (подрядчикам), тендерные заявки которых не были отклонены, представить окончательные тендерные заявки с указанием цен в отношении единого комплекта спецификаций.

Двухэтапные торги позволяют проводить неограниченное количество раундов переговоров с участниками, в каждом из которых возможно представление новых заявок с новыми характеристиками. Это помогает минимизировать риск размещения госзаказа у "недобросовестных" поставщиков, но значительно удлиняет процедуру и увеличивает затраты заказчика на проведение торгов. В то же время закрепление данного способа на федеральном уровне целесообразно для технически сложных товаров, так как в отличие от конкурсов, о которых идет речь в Законе N 94-ФЗ, двухэтапные торги помогли бы более детально подойти к вопросу выбора поставщика.

Конкурентные переговоры

Способ также закреплен в Типовом законе (ст. 49). Суть его в том, что в случае, если существует срочная потребность в закупке, заказчик ограничивается проведением переговоров с потенциальными поставщиками, на основании которых и заключает договор. При процедурах конкурентных переговоров закупающая организация проводит переговоры с достаточным числом поставщиков (подрядчиков) с целью обеспечения эффективной конкуренции. Любые касающиеся переговоров требования, руководящие указания, документация, разъяснения или другая информация, которые сообщаются закупающей организацией поставщику (подрядчику), равным образом сообщаются всем другим поставщикам (подрядчикам), участвующим в переговорах с закупающей организацией в отношении закупок. После завершения переговоров закупающая организация просит всех поставщиков (подрядчиков), продолжающих участвовать в процедурах, представить к указанной дате наилучшую и окончательную оферту в отношении всех аспектов их предложений. В итоге закупающая организация выбирает на основании поданных оферт победителя.

Конкурентные переговоры нельзя назвать одним из эффективных способов размещения заказов, а потому злоупотреблять им не стоит. Приходится признать, что это плодотворная почва для развития коррупции. Между тем способ не требует больших финансовых затрат на проведение самой процедуры закупки и идеально подошел бы для проведения срочной закупки товаров, работ, услуг.