Мудрый Юрист

Транснациональные аспекты незаконного оборота объектов флоры и фауны *

<*> Sukharenko A.N. Transnational aspects of illegal turn over of wild flora and fauna.

Сухаренко Александр Николаевич, старший преподаватель Приморского института государственного и муниципального управления (ПИГМУ), аспирант кафедры уголовного права ЮИ ДВГУ.

В статье проанализированы транснациональные аспекты незаконного оборота объектов флоры и фауны. Автор считает необходимым включить в ст. 188 УК РФ следующий квалифицирующий признак: "Редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и изделия из них, занесенные в Красную книгу РФ и приложение СИТЕС". Видит необходимость в ограничении количества таможенных пунктов для ввоза объектов фауны, а также в совершенствовании механизма обмена информацией между ФТС и Росприроднадзором.

Ключевые слова: флора, фауна, незаконный оборот, Красная книга.

The article analyses transnational aspects of illegal turnover of objects of wild flora and fauna. The author believes it necessary to include in the article 188 of the Criminal Code of the RF the following qualifying feature: "Rare, being under danger of extinction species of wild fauna and flora and items made of them, mentioned in the Red book of the RF and appendix to the Convention on international trade in endangered species of wild fauna and flora". The author thinks it necessary to limit the number of customs points for import of objects of wild fauna and also to improve the mechanism of exchange of information between the Federal Customs Service and Rosprirodnadzor.

Key words: flora, fauna, illegal turnover, Red book.

Одной из характерных особенностей организованной преступности является ее приспособляемость к меняющейся конъюнктуре рынка и постоянный поиск сравнительно безопасных способов обогащения. Поэтому неудивительно, что незаконный оборот объектов флоры и фауны, в том числе находящихся под угрозой исчезновения, является динамично развивающимся видом преступной деятельности. В условиях отсутствия системы всестороннего и достоверного учета незаконной торговли дикими животными и растениями и с учетом большего числа неустановленных случаев задача оценки масштабов и характера этой проблемы становится довольно сложной. Поскольку жалобы поступают редко, сотрудники природоохранных организаций могут учитывать лишь выявленные факты или изъятия; поэтому отсутствует полноценное представление о положении в этой сфере. Предполагается, что ежегодный оборот теневого рынка объектов флоры и фауны составляет 10 - 20 млрд. долларов <1>.

<1> Данные Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Как видно из имеющихся статистических данных о мировой торговле животными, растениями и изготовленными из них продуктами, одни страны являются, по сути, исключительно экспортерами (или производителями), а другие - преимущественно импортерами (или потребителями). Последние зачастую являются реэкспортерами готовой продукции. Страны-экспортеры расположены в Африке, Азии, Центральной и Южной Америке и в Восточной Европе; потребителями являются страны Восточной Азии (Китай (Специальный административный район Гонконг), Республика Корея, Сингапур, и Япония), Западной Азии, Северной Америки и Западной Европы. Некоторые страны (Канада, Австралия и Южная Африка) являются как потребителями, так и производителями <2>.

<2> См.: Доклад Генерального Секретаря ООН "Прогресс в осуществлении резолюции 2001/12 ЭКОСОС о незаконном обороте охраняемых видов дикой флоры и фауны". Вена, 26 февраля 2002 г.

Растущий спрос на корни дикорастущего женьшеня, дериваты (кровь, мускус, желчь, различные железы), мясо оленя, кабарги, бурого медведя и других животных, широко используемые в традиционной медицине и национальной кухне азиатских народов, и вызываемый им высокий уровень цен на них превращают многообразную флору и фауну нашей страны в объект преступного посягательства.

Как показал анализ данных ФТС России, редкие виды животных (медвежата), шкурки ценных пушных зверей (соболь, белка, колонок, ондатра, речная выдра, енотовидная собака), отдельные части животных (рога марала, северного оленя, сайгака, мускус кабарги, хвосты и пенисы диких парнокопытных животных, напр., изюбра, лапы и желчь медведя, шкуры белого медведя и рыси, кости и шкура амурского тигра и дальневосточного леопарда, внутренности морских млекопитающих, сухие яйцеклады лягушек, сушеные трепанги, тушки фазанов, рыбы осетровых пород и их икра, фрагменты окаменевших костей и черепов древних животных и пр.) и дериваты растений (дикорастущий корень женьшеня, сосновый гриб) незаконно вывозятся в страны АТР. В свою очередь, редкие виды птиц (соколы-балобаны, кречеты) вывозятся в страны Аравийского полуострова, прежде всего в ОАЭ, где широко распространена соколиная охота и сохраняются высокие цены на ловчих птиц <3>.

<3> Здесь и далее материалы Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации (ВТО) по странам СНГ "RILO-Москва".

Среди предметов контрабанды, ввозимых в Россию, преобладают экзотические животные и растения. Одними из главных их поставщиков являются страны Африки, Южной и Центральной Америки. В основном предметами контрабанды являются: попугаи, среднеазиатские черепахи, части сухопутных и земноводных животных (чучела крокодилов и черепах, панцири черепах, изделия из бивней африканского слона, шкуры леопардов, кожи змей), останки древних животных (черепа и кости пещерного медведя), живых пресмыкающихся (индийская кобра, кобра манокл), насекомые тропических стран и редкие живые цветы. Опасность такой контрабанды состоит в возможном ввозе инфицированных и зараженных животных и растений, способных вызвать серьезные заболевания у населения страны.

Рис. 1. Основные маршруты контрабанды объектов фауны

Единичные экземпляры частей животных и их дериватов незаконно перемещают в ручной клади, багаже, на теле перевозчика, в специально изготовленных карманах в поясах, в нательном белье, обуви и верхней одежде. В свою очередь, перемещение небольших партий частей животных и их дериватов осуществляется, как правило, внутри конструктивных полостей либо в специальных тайниках транспортных средств. Для перемещения крупных хищных птиц в дорожных сумках, багажных ящиках специально изготавливается двойное дно. Птицы помещаются в своеобразные тубусы из картона или другого материала и укладываются под второе дно.

Незаконное перемещение диких животных, а также крупных партий частей животных и их дериватов осуществляется в специально изготовленных герметически заваренных ящиках, помещенных в транспортные средства, груженные материалами, затрудняющими проведение досмотра (лес, металлолом, товар, перемещаемый навалом); в контейнерах, оборудованных двойным днищем либо двойными стенками; в конструктивных полостях локомотивов и вагонов железнодорожного транспорта; в подсобных и служебных помещениях морского и речного транспорта (туши диких животных в охлажденном состоянии помещают в судовые холодильники в провизионных кладовых, маскируя под судовые запасы; части и дериваты могут помещаться в трюмы).

При незаконном перемещении частей животных и растений, а также их дериватов, обладающих характерным специфическим запахом (сушеный трепанг, лапы медведя, мускусная железа кабарги, части тигра) для исключения реагирования на них служебных собак товар упаковывают в целлофан, реже - в металлическую фольгу, после чего помещают в плотные бумажные мешки либо перематывают скотчем.

В настоящее время одним из наиболее действенных международных документов по охране окружающей природной среды является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) <4>. С целью сохранения редких видов животных и растений Конвенция регулирует их перемещение через государственные границы стран - участниц СИТЕС. Конвенция СИТЕС включает три Приложения, в которые внесены около 34 тыс. объектов.

<4> Конвенция была подписана 3 марта 1973 г. в Вашингтоне и вступила в силу с 1 июля 1975 г. В настоящее время участницами Конвенции СИТЕС являются 169 стран. Российская Федерация стала участницей Конвенции в 1992 г., являясь правопреемницей СССР, присоединившегося к ней в 1976 г. О стремлении российской стороны выполнить положения СИТЕС говорит тот факт, что за 1992 - 2006 гг. изданы 12 федеральных законов, два указа Президента РФ, 13 постановлений и 1 распоряжение Правительства РФ, более 40 ведомственных (ФТС, МПР, Минсельхоз и др.) правовых актов, определяющих действия уполномоченных государственных органов.

В приложение I включены виды, находящиеся под угрозой вымирания, торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. В нем содержится более 870 наименований объектов растительного и животного мира.

Приложение II включает виды, которые хотя в данное время не находятся под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием. В него входит почти 32,6 тыс. объектов.

Приложение III сформировано из видов, которые по определению любой Стороны подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других Сторон в контроле за торговлей. В него включено более 300 видов животных и растений.

В России для вывоза животных и растений, их частей и дериватов, внесенных в приложения СИТЕС, необходимо наличие специального разрешения Секретариата СИТЕС. В отношении отдельных объектов необходима также лицензия Министерства промышленности и торговли РФ.

При ввозе на территорию Российской Федерации:

  1. для объектов СИТЕС, внесенных в приложение I, необходимо разрешение страны-экспортера и разрешение СИТЕС, выданное в России.
  2. для объектов СИТЕС из приложения II требуется разрешение СИТЕС страны-экспортера.
  3. для объектов СИТЕС, включенных в приложение III, разрешение СИТЕС страны-экспортера необходимо только в том случае, если они ввозятся из страны, непосредственно включившей их в это приложение.

В отношении ввозимых осетровых рыб и произведенной из них продукции дополнительно требуется лицензия Министерства промышленности и торговли РФ.

В целях сохранения биологического многообразия, охраны редких видов животных и растений, занесенных в списки Конвенции СИТЕС и Красную книгу, таможенными органами разработан и проводится комплекс мероприятий, включая проведение спецопераций совместно с другими правоохранительными органами, подразделениями Росприроднадзора. Так, за девять месяцев 2008 г. таможенными органами РФ по линии борьбы с контрабандой объектов дикой флоры и фауны, включенных в списки СИТЕС, возбуждено 12 уголовных дел по ч. 1 ст. 188 УК РФ и 31 дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Для сравнения, в 2006 г. возбуждено 5 уголовных и 28 административных дел <5>.

<5> Данные ГУБК ФТС России. Следует отметить, что за период с 1992 по 2006 гг. таможнями ДФО было пресечено более 970 попыток незаконного перемещения через таможенную границу РФ объектов фауны и флоры (без учета леса и продукции морского промысла), из них в 421 случае - непосредственно подпадающих под действие СИТЕС и иных международных договоров. Основные направления вывоза - страны ЮВА.

Учитывая транснациональный характер правонарушений, связанных с несоблюдением требований СИТЕС, ФТС России активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами. Одним из каналов такого сотрудничества является Региональный узел связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации (ВТО) по странам СНГ "RILO-Москва", созданный в сентябре 2001 г. Он осуществляет функции координирующего органа национальных таможенных структур в сфере обмена информацией, в том числе по вопросам предупреждения, выявления и пресечения попыток незаконного трансграничного оборота исчезающих видов животных и растений, а также их дериватов.

Сегодня контрабанда объектов флоры и фауны подпадает под действие ч. 1 ст. 188 УК РФ, т.е. фактически приравнивается к промтоварам. Таким образом, для возбуждения уголовного дела необходимо доказать, что стоимость перемещаемых объектов составляет не менее 1,5 млн. рублей <6>. Однако разве можно оценить в рублях тот вред, который наносится природе в результате уничтожения диких животных и растений! Более того, в связи с отсутствием рынка запрещенных к обороту объектов флоры и фауны установить их фактическую стоимость и привлечь виновных лиц к ответственности не представляется возможным.

<6> См.: Федеральный закон от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В этой связи представляется необходимым включить в ст. 188 УК РФ такой квалифицирующий признак, не зависящий от стоимости, как "редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и изделий из них, занесенные в Красную книгу РФ и приложение СИТЕС". Кроме того, необходимо ограничить количество таможенных пунктов для ввоза объектов фауны, в которых организовать места передержки и карантинирования. Наряду с этим следует усовершенствовать механизм обмена информацией между ФТС и Росприроднадзором по вопросам перемещения объектов, занесенных в списки Конвенции СИТЕС.