Мудрый Юрист

О совершенствовании мер по профилактике наркотизации молодежи *

<*> Truntsevskij Yu.V. On improvement of measures aimed at prevention of narcotization of the youth.

Трунцевский Юрий Владимирович, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Анализ наркозависимости и ее проявлений на современном этапе в России, сделанный некоторыми исследователями в этой области, позволяет говорить о возникновении устойчивых тенденций в его развитии. В статье представлены основные направления совершенствования мер по профилактике наркотизации среди молодежи: уголовно-правовые меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков; устранение факторов, способствующих незаконному потреблению и обороту наркотиков; лечение и реабилитация больных наркоманией.

Ключевые слова: борьба с наркотизацией, виктимология, жертва, профилактика преступлений, виктимность, виктимизация, наркоман, государственная политика, уголовный закон.

Analysis of narcotic addiction and manifestations thereof at the contemporary stage in Russia made by certain researchers in this sphere allows to speak on arising of stable tendencies in development thereof. The article presents basic directions of improvement of measures aimed at prevention of narcotization of the youth: criminal-law measures of fighting illegal turnover of drugs, elimination of factors promoting illegal consumption and turnover of drugs, medical; treatment and rehabilitation of narcotic addicts.

Key words: struggle with narcotization, victimology, victim, prevention of crimes, victimity, victimization, narcotic addict, state policy, criminal law.

Проблеме противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими традиционно уделяется повышенное внимание со стороны руководства страны.

Вопросы противодействия наркотизации (незаконное употребление наркотиков) населения и незаконному обороту наркотиков неоднократно рассматривались на заседании Правительственной комиссии по контролю за оборотом наркотиков.

Указанная проблема и необходимость выработки мер по ее решению ежегодно упоминаются Президентом Российской Федерации в посланиях в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Концепция государственной политики в сфере предупреждения и профилактики незаконного оборота наркотиков до 2014 года направлена в сторону усиления профилактической составляющей, противодействия вовлечению молодежи и подростков в немедицинское потребление наркотиков, совершенствования деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с наркопреступностью, особенно с ее наиболее опасными формами, в том числе наркоторговлей.

Социальное положение наркомана (наркомания - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящая к тяжелым нарушениям функций организма) в последние годы характеризуется следующим: наименьшее число приходится на фермеров и колхозников (2,2%), служащих (2,3%), затем идут учащиеся и студенты (14,3%), рабочие (17,8%), большую часть составляют лица без постоянного источника дохода (37,3%) и иные категории (26,2%).

Эпизодическое употребление наркотиков среди школьников составляет 16,6%, среди учащихся ПТУ - 24,4%, техникумов - 25,4%, вузов - 30,6%. Если брать собственно наркозависимых, то учащиеся школ составляют 3,1%, ПТУ - 4,8%, техникумов - 7,2%, вузов - 4,8%.

Жертвами незаконного оборота наркотиков являются наркоманы, т.е. лица, ставшие наркозависимыми в результате незаконного оборота наркотиков. В науке виктимологии в зависимости от уровня социального взаимодействия преступности и виктимности, его продолжительности и объектно-субъектных связей выделяются следующие виды виктимизации: первичная, вторичная и третичная.

При этом под первичной виктимизацией понимается причинение материального, физического и морального вреда жертве непосредственно в процессе совершения преступления, например сбыте наркотика.

Вторичная виктимизация охватывает случаи косвенного причинения вреда жертве, связанного с отношением к жертве социальной общности в целом, лиц из ближайшего социального окружения, органов социального контроля, посредников и персонала, работающего с жертвами. Стереотипная предубежденность в отношении "виновности" жертвы, грубое, невнимательное обращение и негативное отношение к ней как к лицу, чем-то запятнавшему себя, стереотипы "греховности" жертвы, ее запятнанности совершением преступления, унижение ее чести и достоинства составляют перечень типичных форм вторичной виктимизации, содействующих отчуждению жертвы, ее десоциализации.

Третичная виктимизация жертвы наркопреступления представляет собой использование жертвы представителями правоохранительных органов и работниками средств массовой информации в своих целях и в целях проводимой уголовной политики, например путем обвинения наркоманов в не совершаемых ими преступлениях.

В отношении наркоманов, особенно молодежного возраста, можно выделить и четвертичную виктимизацию жертв, когда мошенники различными методами выманивают у их родителей и близких денежные средства за якобы исцеление от этого недуга. Поэтому на законодательном уровне следует запретить любую рекламу медицинских препаратов или методик, способствующих исцелению от наркомании. По крайней мере, до тех пор, пока такие препараты и методики будут созданы и пройдут апробацию в Минздраве РФ. Государству следует усилить контроль в сфере оказания таких сомнительных услуг, как, впрочем, сегодня необходимо исключить рекламу вообще любых лекарственных средств и перевести фармацевтические услуги из сферы бизнеса в социальные отношения.

К приоритетным направлениям комплексного решения проблем профилактики наркотизации молодежи можно отнести:

На практике к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в основном привлекаются сбытчики. Тогда как особую опасность представляет сам наркобизнес.

Что касается наркодельцов, т.е. криминальных руководителей, то здесь все правовые основания для их наказания в уголовном законодательстве есть.

Вместе с тем слабым звеном в борьбе с наркотизацией населения являются меры против должностных лиц, которые в силу своего служебного положения либо выступают пособниками в наркобизнесе, либо попустительствуют этому злу.

В этой связи целесообразным видится введение уголовной ответственности лиц, которые, используя свое служебное положение, осуществляют пособничество, например прикрытие наркоторговцам, либо не принимают никаких мер по противодействию им, т.е. попустительствуют наркотизации.

За подобные деяния должностные лица должны наказываться даже строже, чем простые сбытчики наркотиков - исполнители. Ведь на практике сбытчики - это те же наркоманы. Будучи больными, неработающими, не имеющими легального источника к существованию, они вынуждены зарабатывать на дозу себе сбытом наркотиков. В отношении таких сбытчиков следует применять меры принудительного лечения. Правда, это потребует существенных финансовых расходов со стороны государства. Поэтому внедрять их следует поэтапно, начиная с молодежи. Сначала принудительное лечение можно ввести для несовершеннолетних, затем для молодых людей, не имеющих на момент задержания места работы.

В целях эффективной борьбы с наркотизацией необходимо законодательно определить круг лиц, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, судей, прокуроров, а также директоров школ, иных учебных и социальных учреждений, которые несут обязанность противодействовать обороту наркотиков. Именно за непринятие мер по предупреждению, выявлению, раскрытию и пресечению действий по распространению или незаконному потреблению наркотиков данные лица и должны нести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность вплоть до длительных сроков лишения свободы.

Сюда же можно отнести руководителей кредитных организаций, осуществляющих финансовые операции с денежными средствами, полученными от наркоторговли. Любые такие операции в страны производства и транзита наркотиков должны фиксироваться, а их адресаты устанавливаться. Если денежные средства направляются в крупных размерах, систематически следует проверять законность, основания таких переводов.

Следует повысить ответственность прокуратуры за качество надзорной деятельности в сфере соблюдения антинаркотического законодательства.

Что касается предупреждения распространения наркотиков среди несовершеннолетних, то наиболее эффективными мерами следует признать не спорадические рейды или оперативные действия, а непрерывное тестирование подростков, которое должны осуществлять специалисты наркологи и психологи в образовательных учреждениях, досуговых центрах, поликлиниках, т.е. перекрестно (дублируя результаты) в тех учреждениях, за которыми закреплены подростки. Результаты применения такого тестирования показывают эффективность выявления лиц, потребляющих наркотики или склонных к этому. Непосредственно при тестировании, в среднем оно длится 15 - 20 минут, специалисты проводят доверительную беседу с подростком и лично разъясняют ему проблемы наркомании.

Вместе с тем во всех МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации принимаются меры по выявлению наркопритонов и лиц, распространяющих и злоупотребляющих наркотиками. Сотрудники милиции общественной безопасности участвуют в проведении оперативно-профилактических мероприятий: "Быт", "Профилактика", "Подучетный", "Притон", "Наркостоп", "Фармацевт". Комплексная операция "Подросток-Семья".

Понимая актуальность складывающейся ситуации, МВД России в целях ранней профилактики правонарушений среди учащихся, в том числе наркомании и токсикомании, сотрудники ПДН непосредственно осуществляют профилактическую работу среди школьников в учебных заведениях, разъясняют правовые и социальные аспекты наркомании среди родительского актива. Большой положительный опыт накоплен в Краснодарском и Ставропольском краях, Саратовской и Кемеровской областях.

В регионах необходимо создать общественные советы по профилактике наркомании и наркотизма при общественных палатах или при межведомственных комиссиях по профилактике правонарушений при Правительстве субъектов Российской Федерации, куда должны войти психологи, педагоги, врачи-наркологи, представители администрации города (района) и правоохранительных органов, представители общественности. В функции подобных советов следует ввести контроль за деятельностью должностных лиц, осуществляющих предупреждение незаконного оборота наркотиков, члены такого совета должны иметь право получать полную информацию о принятых мерах по реагированию на заявления граждан о фактах незаконного употребления подростками и распространения среди них наркотиков.

Поэтому на уровне Правительства РФ необходимо определить наиболее эффективные формы борьбы с наркотизацией молодежи, обеспечить их финансирование и всяческую научно-методическую и организационную поддержку.

В этой связи можно сделать выводы о необходимости смещения акцентов в Концепции государственной политики в сфере предупреждения и профилактики незаконного оборота наркотиков в сторону усиления профилактической составляющей, противодействия вовлечению молодежи и подростков в немедицинское потребление наркотиков, совершенствования деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с наркопреступностью, особенно с ее наиболее опасными формами (организованной преступностью, контрабандой наркотиков, фактами наркоторговли).