Мудрый Юрист

Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в сфере туризма

Писаревский Е.Л., кандидат юридических наук, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации среди многочисленных источников угроз для личной безопасности граждан особо выделяются такие, как сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности граждан, коррупция, наркомания.

В нормативных документах, посвященных вопросам безопасности, в качестве необходимого условия реализации намеченных ими мероприятий выделяются меры по укреплению законности и общественного порядка, предупреждению преступлений и иных правонарушений, формированию у граждан уважительного отношения к закону.

Сфера туризма в этом смысле не является исключением, так как обеспечение безопасности туризма невозможно без принятия комплекса мер, направленных на противодействие административным правонарушениям и преступлениям в сфере туризма <1>.

<1> Информацию о преступлениях против иностранных туристов см.: Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М., 2003; Вавилова Е.В. Основы международного туризма. М., 2005; Интернет-сайт о безопасности: http:// www.sec4all.net/ securcountry.html и др.

Одними из самых опасных угроз личной безопасности являются преступления, а также иные насильственные действия в отношении туристов.

Во время совершения путешествия, особенно в развивающиеся страны, у туриста высока вероятность стать жертвой насилия. Из более чем 500 000 убийств в год 90% приходится на развивающиеся страны. На одно убийство приходятся десятки несмертельных травм, требующих медицинской помощи, и сотни случаев более изощренных форм насилия и жестокого обращения, которые приводят к долгосрочным негативным последствиям физического, психологического, поведенческого и социального характера.

Анализ российской и зарубежной правоприменительной практики свидетельствует о том, что среди преступлений, совершаемых в отношении туристов, выделяются: насильственные действия <2> (убийство, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, побои, истязания, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), заражение инфекциями ППП, торговля людьми, кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, нанесение ущерба нравственности, здоровью туристов, в том числе с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных действий и насильственных действия сексуального характера, умаление (унижение) чести, достоинства и доброго имени туристов (клевета, оскорбление), незаконное распространение персональных данных туристов <3>, нарушение неприкосновенности частной жизни туриста и др.

<2> Среди видов насилия традиционно выделяют: насилие в молодежной среде, жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы со стороны родителей и других воспитателей, насилие со стороны интимного партнера, жестокое обращение с пожилыми людьми, сексуальное насилие, насилие, направленное против собственной жизни и здоровья, коллективное насилие (см.: Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др.; Пер. с англ. М.: Издательство "Весь мир", 2003).
<3> Под угрозами безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе персональных данных (см.: Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК РФ 14 февраля 2008 г.)).

Статистика преступлений, совершаемых в российской туристической столице - городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области против иностранных туристов, свидетельствует о том, что за семь месяцев 2010 г. на территории данных субъектов Российской Федерации в отношении иностранных граждан было зарегистрировано 388 (-102) преступлений, из них раскрыто 191 (-1), раскрываемость - 53,1% (+7,9%). В отношении граждан дальнего зарубежья совершено 102 (-43), раскрыто 25 (0), а в отношении граждан СНГ совершено 286 (-59), раскрыто 166 (-1) <4>.

<4> Данные приводятся в сравнении с аналогичным периодом 2009 г.

За семь месяцев 2010 г. в отношении иностранных граждан в г. Санкт-Петербурге зарегистрировано 307 (-86) преступлений, раскрыто 148 (-13), из них: убийств 6 (-11), раскрыто 1 (-1); покушений на убийство 8 (-6), раскрыто 4 (-7); причинений тяжкого вреда здоровью 20 (-3), раскрыто 12 (-4); причинений вреда здоровью средней тяжести 5 (0), раскрыто 2 (0); побоев 8 (-2), раскрыто 5 (0); хулиганства 4 (-1), раскрыто 3 (0); краж 129 (-22), раскрыто 37 (4); мошенничеств 8 (0), раскрыто 11 (-4); грабежей 29 (-14), раскрыто 11 (-3); разбойных нападений 26 (-24), раскрыто 16 (-7).

Динамика преступности, связанной с иностранными туристами в 2007 - 2010 гг., в том числе из стран СНГ (по городу и области) <5>

<5> Аналитическая информация подготовлена Северо-Западным центром по развитию туризма (директор С.Е. Корнеев) совместно с ГУВД г. Санкт-Петербурга.
2007
2008
2009
2010
Совершено преступлений в отношении
иностранных туристов
 154
 134
 107
 77 
Раскрыто из совершенных           
  33
  25
  34
 32 

Основной массив преступлений, совершенных в отношении туристов, прибывших из стран дальнего зарубежья, приходится на карманные кражи и кражи оставленных без присмотра вещей. Преступлений против личности, а также тяжких и особо тяжких преступлений в отношении иностранных туристов из стран дальнего зарубежья не совершается.

2007
2008
2009
2010
Всего преступлений                
154 
134 
107 
 77 
Кражи                             
 94 
112 
 68 
 47 
Карманные                         
 88 
 86 
 43 
 27 
Вещей, оставленных без присмотра  
 21 
 19 
 29 
 16 

Местами совершения преступлений являются исторические части города Санкт-Петербурга: Исаакиевская, Сенная, Дворцовая и Конюшенная площади, нечетная сторона Невского проспекта (д. 1 - 39), четная сторона Невского проспекта (д. 2 - 116), а также расположенные в центральной части города станции метрополитена, кафе, рестораны.

Динамика преступности, связанной с иностранными гражданами, за семь месяцев 2007 - 2010 гг. (город и область)

2007
2008
2009
2010
Совершено в отношении иностранных 
граждан
 569
 540
 490
 388
Раскрыто (направлено в суд)       
 166
 216
 192
 191
Приостановлено расследованием     
 364
 296
 233
 169
Совершено иностранными гражданами 
 636
 880
 847
 789

Из числа иностранных граждан в течение семи месяцев 2010 г. чаще всего жертвами преступлений становились и преступления совершали граждане:

  Дальнее зарубежье 
         СНГ          
Объекты преступлений  
Литва - 11 (+2)     
Эстония - 10 (+4)
Финляндия - 10 (-12)
Узбекистан - 117 (-21)
Таджикистан - 47 (-8)
Украина - 41 (-3)
Субъекты преступлений 
Камерун - 5 (+5)    
Афганистан - 2 (-1)
Литва - 2 (+1)
Узбекистан - 244 (-65)
Украина - 147 (-47)
Беларусь - 84 (+19)

Следует подчеркнуть, что факторами, способствующими тому, что туристы во время отдыха становятся удобной мишенью для преступников и иных правонарушителей, являются:

Преступления чаще всего совершаются в местах, где одновременно наличествуют потенциальные жертвы, преступники и благоприятная для преступления обстановка. Примером этого могут быть места:

  1. массового скопления туристов: пассажирские терминалы в аэропортах, морских портах и железных дорогах, метрополитенах, транзитных зонах или автобусных линиях между терминалами и центрами городов; крупные торговые центры, пляжи, объекты туристского показа;
  2. повышенной криминальной опасности (места компактного проживания бедного и (или) безработного населения, крупные индустриальные районы);
  3. где царит атмосфера "приключений и запретных удовольствий" (ночные клубы, отдельные объекты развлечений), снижен уровень контроля со стороны правоохранительных органов, где туристы скорее могут оказаться в одиночестве и в абсолютно незнакомой обстановке.

К любопытным выводам пришли западные ученые, которые в 46 европейских странах в период с 2000 по 2004 г. провели многосторонние исследования в области изучения влияния въездного туризма на состояние преступности в туристских центрах (территориях, районах) (далее также - туристские дестинации), с учетом степени ее урбанизации и уровня безработицы <6>. Так, исследователи считают, что развитие сферы туризма, увеличение внутреннего и въездного туристского потока позитивно влияют на снижение общего уровня преступности и состояние общественной безопасности в туристской дестинации.

<6> См.: Xuan Van Tran, Ph.D., F. Stephen Bridges, Ed.D. Tourism and Crime in European Nations // e-Review of Tourism Research (eRTR), Vol. 7, No. 3, 2009. URL: http:// list.rpts.tamu.edu/ ertr/.

Было также отмечено, что рост количества иностранных туристов в стране может приводить к снижению числа преступлений против личности, но способствовать росту преступлений против собственности граждан. Кроме того, по мнению ученых, в связи с определенным позитивным влиянием въездного туризма на преступность государственным и муниципальным органам не следует злоупотреблять обременением туристов и организаций туристской индустрии специальными налогами (сборами), связанными с обеспечением безопасности в сфере туризма. Расходы на это необходимо изыскивать из других источников.

    Страна    
                   Средние показатели за пять лет                 
 Прибывшие 
туристы
(чел. на
1000
резидентов)
     Уровень    
безработицы (в
% от общей
численности
работоспособного
населения)
  Мужчины,  
совершившие
преступления
против
личности
(чел. на
100 000
резидентов)
  Женщины,  
совершившие
преступления
против
личности
(чел. на
100 000
резидентов)
  Уровень  
урбанизации
(в % от
общей
численности
населения)
Албания       
   150,11  
      15,68     
    11,22   
    1,76    
   43,40   
Армения       
    52,55  
       9,98     
     3,96   
    0,97    
   92,29   
Австрия       
  2279,79  
       6,58     
     0,73   
    0,91    
   66,06   
Азербайджан   
   112,74  
       1,32     
     4,93   
    1,14    
   66,88   
Беларусь      
     6,35  
       2,48     
    15,14   
    6,36    
   51,50   
Бельгия       
   642,92  
      11,24     
     1,65   
    1,65    
   70,27   
Болгария      
   730,68  
      15,44     
     4,52   
    1,25    
   97,43   
Хорватия      
  1534,25  
      20,52     
     2,48   
    1,22    
   43,89   
Кипр          
  3091,23  
       4,22     
     2,00   
    0,94    
   68,43   
Чехия         
   501,3   
       8,06     
     1,69   
    0,90    
   57,94   
Дания         
   651,26  
       5,68     
     1,20   
    0,90    
   69,47   
Эстония       
   826,07  
      11,24     
    20,46   
    4,32    
   74,38   
Финляндия     
   389,89  
       9,16     
     3,46   
    1,44    
   85,18   
Франция       
  1268,01  
       9,38     
     0,97   
    0,61    
   69,46   
Грузия        
    72,35  
      11,60     
     6,37   
    1,07    
   59,81   
Германия      
   226,36  
       7,90     
     0,77   
    0,62    
   75,89   
Греция        
  1268,01  
      10,00     
     1,35   
    0,47    
   54,84   
Венгрия       
   300,97  
       6,48     
     2,87   
    1,63    
   85,25   
Исландия      
  1077,66  
       2,88     
     1,64   
    0,79    
   60,20   
Ирландия      
  1690,35  
       4,24     
     1,41   
    0,35    
   64,99   
Израиль       
   223,90  
       9,90     
     6,06   
    2,17    
   92,63   
Италия        
   679,36  
       8,86     
     1,47   
    0,44    
   59,62   
Казахстан     
   207,66  
       9,50     
    28,29   
    7,97    
   91,73   
Киргизия      
    75,44  
       3,00     
    13,26   
    4,93    
   67,17   
Латвия        
   163,4   
       8,16     
    16,55   
    6,15    
   56,13   
Литва         
   119,80  
      10,44     
    14,12   
    4,46    
   34,50   
Люксембург    
  1942,39  
       3,26     
     1,52   
    1,27    
   62,99   
Мальта        
  2947,96  
       5,04     
     1,11   
    1,36    
   67,92   
Нидерланды    
   595,51  
       3,68     
     1,58   
    0,77    
   89,48   
Норвегия      
   710,22  
       3,98     
     1,12   
    0,78    
   92,13   
Польша        
    87,02  
      17,84     
     2,56   
    0,91    
  100,00   
Португалия    
  1145,05  
       5,24     
     1,85   
    0,69    
   53,00   
Молдавия      
     5,2   
       1,96     
    15,44   
    6,20    
   87,17   
Румыния       
   248,13  
       8,52     
     5,15   
    1,95    
   76,12   
Россия        
   151,49  
       8,48     
    47,18   
   12,67    
   62,35   
Сербия        
    42,04  
      26,62     
     1,59   
    1,59    
   63,76   
Словакия      
   239,51  
      16,09     
     2,90   
    1,20    
   43,54   
Словения      
   651,12  
      11,44     
     1,55   
    0,91    
   54,88   
Испания       
  1223,48  
      11,70     
     1,49   
    0,57    
   73,04   
Швеция        
   837,82  
       4,62     
     1,32   
    0,72    
   90,33   
Швейцария     
   981,09  
       2,72     
     0,89   
    0,89    
   67,60   
Таджикистан   
     1,04  
      57,28     
     7,63   
    2,15    
   57,28   
Македония     
    76,12  
      33,70     
     6,69   
    1,29    
   49,82   
Турция        
   180,04  
       9,20     
     3,83   
    3,83    
   77,28   
Украина       
   200,67  
       8,96     
    17,28   
    6,19    
   83,40   
Великобритания
   419,74  
       4,96     
     0,72   
    0,2     
   69,06   

Меры общественной безопасности в сфере туризма, по нашему мнению, включают в себя мероприятия в области антикриминальной безопасности, противодействия административным правонарушениям в отношении туристов, а также иные меры, направленные на укрепление законности и правопорядка в стране (месте) временного пребывания туристов.

Обеспечение антикриминальной безопасности в сфере туризма осуществляется посредством мер, направленных на противодействие преступлениям, посягающим на личную безопасность туристов (далее также - преступления против туристов). К таким мерам относятся:

  1. предупреждение преступлений, в том числе устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений (профилактика преступности);
  2. выявление <7>, пресечение, раскрытие и расследование преступлений (борьба с преступностью);
<7> См.: Приказ ФСБ РФ от 16 мая 2006 г. N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности" (зарегистрировано в Минюсте РФ 9 октября 2006 г. N 8364).
  1. минимизация и (или) ликвидация последствий преступлений.

Очевидно, что преступления в отношении туристов наносят серьезный удар по имиджу и привлекательности страны (места) временного пребывания (далее также - туристская дестинация). Поэтому представляются вполне оправданными действия тех правительств, которые в интересах развития туризма устанавливают жесткие юридические санкции в отношении правонарушителей, посягающих на жизнь, здоровье и имущество туристов. Так, например, в Бразилии представители властей Рио-де-Жанейро, курирующие туристическую отрасль, предложили принять новый закон, согласно которому максимальное наказание за преступления против иностранцев составит 15 лет лишения свободы, тогда как сейчас согласно бразильскому законодательству за грабеж можно получить до 10 лет вне зависимости от национальности жертвы <8>.

<8> URL: http// Reutershttp:// www.gazeta.ru/ travel/ 2006/ 01/ 26_n_526263.shtml.

Социальная природа преступности требует системного подхода к противодействию преступлениям против туристов, постоянного взаимодействия государства и институтов гражданского общества. В связи с этим американские ученые-юристы на основе обобщения опыта США, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов и Скандинавии разработали рекомендации по противодействию преступлениям против туристов, а также их собственности <9>.

<9> См.: Crimes against tourists by Ronald W. Glensor Kenneth J. Peak / U.S. Department of Justice/2004www.cops.usdoj.gov.

Данные рекомендации предполагают активное участие в охране общественного порядка в туристской дестинации не только правоохранительных органов, но и представителей гражданского общества (волонтеры, работники организаций туристской индустрии и др.).

         Основные предложения для эффективной стратегии противодействия        
преступлениям против туристов
 N 
    Рекомендация   
     Как она    
работает
  Работает лучше,  
если...
 Предложения по   
осуществлению
 1 
Работа с индустрией
туризма по
противодействию
преступному
сообществу
Повышает        
вероятность
профилактики
преступлений
посредством
взаимодействия
полиции и
представителей
индустрии
туризма
...полиция знает   
и может
проинформировать
других о
позитивном опыте
обеспечения
безопасности
туристов,
применяемом как
на местном
уровне, так и в
других странах
Следует           
реализовывать
данный опыт с
участием
полиции, а также
организаций
туристской
индустрии; не
следует
ограничивать
дополнительное
патрулирование
полицией
 2 
Обучение           
сотрудников полиции
и частных охранных
предприятий
выявлению и
пресечению
преступлений против
туристов, а также
оказанию туристам
экстренной помощи
Повышает        
компетенцию
персонала, а
также доверие к
нему при
решении проблем
...используются    
высококачественные
учебные программы,
основанные на
ранее
использованном
лучшем опыте
Выделение денег   
для полиции или
органов местного
самоуправления
на разработку
обучающих
программ
   Специфические рекомендации по снижению числа преступлений против туристов   
 3 
Упрощение процедуры
дачи показаний
туристами, ставшими
жертвами
преступлений
Повышает        
вероятность
привлечения
преступников к
уголовной
ответственности
и, таким
образом,
сокращает
количество
потенциальных
преступников
...законодательство
предусматривает
финансирование
расходов на дорогу
потерпевшим или
обеспечение
оборудованием
для дачи показаний
посредством
телеконференции
Повысить расходы  
на местное
правосудие; в
результате
увеличится
вероятность
вынесения
преступнику
обвинительного
приговора
 4 
Установление для   
собственников
недвижимости
дополнительных
налогов (сборов),
за счет которых
финансируется
создание и
функционирование
систем обеспечения
безопасности
туризма в
дестинации
Осуществляет    
финансирование
для усиления
мер
безопасности в
туристских
дестинациях
...представители   
местного
самоуправления
и организации
туристской
индустрии готовы
нести расходы на
безопасность, в
том числе по
обустройству
территории и
сокращению
рисков для туристов
Налогоплательщики 
могут отказаться
платить
дополнительные
налоги, если они
убеждены, что
полиция должна
взять на себя всю
ответственность
за обеспечение
безопасности
туристов
 5 
Поощрение гостиниц 
и других средств
размещения
туристов,
использующих
дополнительные силы
и средства для
обеспечения
безопасности гостей
(идентификация
личности туриста
перед заселением в
гостиницу,
электронные
перепрограммируемые
замки в номерах,
сейфы,
видеонаблюдение,
охранники,
информирование
туристов о мерах
безопасности через
кабельное
телевидение)
Снижает риск    
для туристов
стать жертвой
преступления
...гостиницы и     
другие средства
размещения имеют
высокую мотивацию
для профилактики
преступлений и
нанимают
сотрудников,
способных
определить
потребности гостей
и правильно
использовать
необходимое
оборудование
Расходы на        
реализацию могут
быть высокими;
управляющие
гостиницами и
другими средствами
размещения могут
отказаться от
реализации
дополнительных
мер, направленных
на усиление
безопасности
туристов
 6 
Вознаграждение за  
информацию,
способствующую
задержанию
преступников и
привлечению их к
уголовной
ответственности
Повышает        
вероятность
наказания
потенциальных
преступников и
правонарушителей
...предложения     
денежного
вознаграждения
широко освещены
в местной
прессе и размер
такого
вознаграждения
достаточно высок
Расходы на        
финансирование
программы
(денежное
вознаграждение,
административные
расходы и т.д.)
 7 
Просвещение        
туристов
относительно мер
безопасности
(интернет-ресурсы о
личной безопасности
туристов,
содержащие сведения
о правилах
безопасности при
передвижении на
автомобилях и в
общественном
транспорте,
использовании
кредитных карт,
дорожных чеков и
других финансовых
инструментов,
перечень контактных
телефонов
экстренных служб,
актуальная
информация о
состоянии
преступности в
отношении туристов,
о туристской
полиции или других
специализированных
подразделениях,
обеспечивающих
безопасность
туристов,
консульских службах
иностранных
государств,
наиболее
безопасных местах
проживания и отдыха
в туристской
дестинации иная
полезная для
туристов
информация);
телефоны 24-часовой
"горячей линии" для
туристов
Распространение 
правил и лучшей
практики
безопасности
среди туристов
...информация      
для туристов
доступна на разных
языках
Расходы на        
изготовление и
распространение
памяток
(инструкций) по
безопасности
 8 
Увеличение числа   
патрулей в
форменной одежде
как способ
профилактики
преступлений и
правонарушений
против туристов в
туристских
дестинациях
"Удерживает"    
преступников от
совершения
реальных
преступлений и
предупреждает
потенциальные
преступления
...сотрудники      
полиции патрулируют
места повышенной
опасности
Требования к      
активному
использованию
сотрудников
правоохранительных
органов и других
ресурсов
правосудия
 9 
Дежурные патрули   
горожан в
дополнение к
полицейским
патрулям, особенно
в "сезон пик"
"Удерживает"    
преступников от
совершения
реальных
преступлений и
предупреждает
потенциальные
преступления
...добровольцы     
(волонтеры) хорошо
обучены, имеют
быстрый доступ к
сотрудникам полиции
и соответствующим
образом экипированы
Расходы на        
привлечение,
обучение и
экипировку
патрулей
добровольцев
(волонтеров)
 10
Дополнительный     
контроль в местах
повышенной
опасности
Повышает        
вероятность
выявления
преступников и
потенциальных
правонарушителей
...особо опасные   
территории
оборудованы
камерами или/и
их патрулируют
офицеры
Мероприятие       
трудоемкое и
дорогостоящее для
осуществления;
наблюдение
посредством
камер должно
осуществляться
непрерывно
 11
Обустройство       
окружающей среды
туристской
дестинации с целью
создания безопасных
условий для
туристов,
сохранности их
имущества
(информационные
табло, знаки
безопасности в
ключевых местах
(аэропортах,
автодорогах, других
местах повышенной
опасности) и др.)
Создает         
дополнительные
препятствия для
совершения
преступлений
...изменения       
адаптированы к
определенным рискам
конкретной
окружающей среды
Требует глубокого 
понимания
принципов и
методов
профилактики
преступлений
через обустройство
окружающей среды

Зарубежный опыт обеспечения общественной безопасности в отдельных туристских дестинациях также свидетельствует о наличии у них специальных правовых актов, связанных с вопросами обеспечения личной безопасности туристов. Так, туристическая администрация штата Гавайи (США) подготовила стратегический план в области обеспечения антикриминальной безопасности туристов на период 2005 - 2015 гг. <10>.

<10> URL: http:// www.hawaiitourismauthority.org/ pdf/ HTA_Safety_Security_Report.pdf.

Основными целями принятия документа явились:

Эффективным средством противодействия правонарушениям в сфере туризма в отдельных странах выступают специализированные подразделения органов правопорядка ("туристская полиция").

При Исполнительном совете Всемирной туристской организации в 1994 г. создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий. В том же году ВТО (ныне ЮНВТО. - Е.П.) провела обзор 73 стран на тему "Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских объектов".

Результаты данного исследования были озвучены летом 1995 г. в Эстерунде (Швеция) во время I Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. Авторы исследования пришли к выводам о том, что в 71% стран объекты и достопримечательности, посещаемые туристами, обеспечиваются охраной со стороны специальной туристской полиции или службы безопасности.

Более чем в половине таких стран эта служба является частью государственной или муниципальной полиции (Малайзия, Египет, Израиль и др.). На туристскую полицию кроме противодействия преступности в сфере туризма (включая наркопреступность) возлагаются также функции охраны памятников культуры, окружающей среды, предоставление туристам необходимой информации, охрана местных этнических групп.

Сотрудники туристской полиции в 41% стран обучаются иностранным языкам, в 26% проходят подготовку по специальным туристским дисциплинам, в 37% стран поддерживают регулярную связь с туристскими ведомствами, фирмами и обычной полицией.

Первое подразделение туристской полиции было создано Королевской полицией Малайзии 22 февраля 1988 г. В настоящее время только контингент туристской полиции Куала-Лумпура насчитывает более 200 сотрудников.

Цели туристской полиции.

Обеспечить достижение цели правительства по развитию индустрии туризма.

Обеспечить безопасность и помощь внутренним и иностранным туристам.

Предотвращать и/или расследовать преступления, связанные с внутренними и иностранными туристами.

Не допускать участия туристов в преступных действиях, а в случае необходимости проводить расследование таких фактов.

Роль и функции туристской полиции.

Обеспечивать безопасность и помощь туристам.

Хорошо знать турцентры и туристские достопримечательности.

Предоставлять туристам необходимую информацию и помогать советами.

Обеспечивать безопасность на территории турцентров для туристов и не допускать никаких преступных действий.

Не допускать насильственных действий или мошенничества по отношению к туристам во время их пребывания в стране.

Заботиться о том, чтобы туристы были проинформированы о местных нормах поведения и обычаях, законах и правилах.

Ускорять процедуры, связанные с расследованием и слушанием в судах уголовных дел, имеющих отношение к туристам.

Отслеживать и не допускать любых неправомерных действий или мошенничества в индустрии туризма.

Предоставлять помощь и необходимую информацию туристам, пострадавшим в результате несчастных случаев, краж или потери важных документов <11>.

<11> См.: Безопасность туристов. Практические меры для дестинации. Изд. Всемирной туристской организации, 1996. С. 66.

В Российской Федерации "туристская полиция" как самостоятельный правоохранительный орган не существует. Вместе с тем в ряде территориальных подразделений органов внутренних дел, а также в иных органах власти служат сотрудники, которые отвечают за профилактику, расследование и пресечение преступлений и правонарушений в отношении иностранных туристов.

Так, в ГУВД г. Санкт-Петербурга функционирует оперативно-розыскная часть (ОРЧ N 6 (линии УР) КМ ГУВД), специализирующаяся на противодействии преступлениям в отношении иностранных граждан.

Данное подразделение разработало рекомендации иностранным туристам <12>, которые содержат советы не только в области личной безопасности, но и предостерегают иностранных туристов от совершения правонарушений.

<12> Рекомендации подготовлены ГУВД г. Санкт-Петербурга (ОРЧ N 6 (линии УР) КМ ГУВД).

Рекомендации иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации

В соответствии с действующим законодательством все иностранные граждане, находящиеся на территории России, подлежат уголовной и административной ответственности на общих основаниях с гражданами России (за исключением лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом).

Вопрос об ответственности за преступления, предусмотренные уголовным законодательством, или административные правонарушения, совершенные на территории России лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом, разрешаются только дипломатическим путем.

На территории России все услуги, включая транспортные, сферу обслуживания, продукты питания, оплачиваются в российских рублях.

Иностранные граждане постоянно должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность (национальный паспорт, вид на жительство, миграционные карты), с отметкой о регистрации.

При проверке документов сотрудником милиции попросите предъявить его служебное удостоверение (запишите серию и номер удостоверения или нагрудного знака).

При изъятии документа сотрудниками милиции потребуйте документ, замещающий изъятый (справку об изъятии).

В Санкт-Петербурге преступлениями, совершаемыми как в отношении иностранных граждан, так и иностранными гражданами, занимается Оперативно-розыскная часть N 6 (линии УР) КМ ГУВД, расположенная по адресу: СПб., ул. Захарьевская, д. 19, тел. дежурного: 278-30-14.

В случае совершения противоправных действий в отношении иностранного гражданина необходимо обратиться в ближайший территориальный отдел милиции, куда будут вызваны сотрудники ОРЧ N 6 и переводчик для оказания квалифицированной помощи, или позвонить по телефону: 278-30-14 или 02.

Находясь в Санкт-Петербурге, необходимо помнить о соблюдении некоторых правил безопасности.

Чтобы не стать жертвой мошенничества, обменивайте валюту только в специализированных обменных пунктах.

Не оставляйте багаж, личные вещи, документы без присмотра.

Храните деньги и документы во внутренних карманах пиджака, пальто. Не оставляйте документы и деньги в сумках или полиэтиленовых пакетах.

Для передвижений по городу используйте такси с заказом от места проживания. Не пользуйтесь услугами частных автовладельцев.

При парковке собственного автотранспорта на длительный срок оставляйте его на охраняемых автостоянках, не забывайте, уходя, закрыть окна, двери и поставить машину на сигнализацию. Не подвозите незнакомых вам людей.

Не вступайте в контакт с женщинами легкого поведения, предлагающими себя для интимных услуг.

В случае остановки транспортного средства сотрудником милиции попросите предъявить служебное удостоверение и запишите номер нагрудного знака (при его наличии).

Не оставляйте без присмотра, а также в автомашине транспортные документы (разрешения, накладные, СМИ и пр.).

Не храните крупные суммы денег при себе. Производя какие-либо расчеты, не доставайте все имеющиеся при себе деньги, старайтесь не афишировать их наличие.

В случае утраты документов.

Обратитесь в любой отдел внутренних дел по поводу утраты документов (национальный паспорт, визы и т.д.).

Получите в ОВД справку о принятии вашего заявления.

При утрате национального паспорта обратитесь в консульство или представительство своей страны для получения новых документов взамен утраченных.

Обратитесь в принимающую организацию для оформления официального ходатайства о выдаче визы взамен утраченной.

Для получения новых документов обратитесь в паспортно-визовую службу по месту жительства. При этом вам необходимо иметь 2 фотографии размером 3 x 4 см.

За нарушение правил проживания, прописки и передвижения на территории России применяются следующие меры воздействия:

В городе Санкт-Петербурге также создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам обеспечения безопасного пребывания иностранных туристов в Санкт-Петербурге <13>.

<13> См.: распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 г. N 20-р "О создании рабочей группы по вопросам обеспечения безопасного пребывания иностранных туристов в Санкт-Петербурге".

Основными задачами деятельности рабочей группы являются организация взаимодействия со структурными подразделениями ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с Северо-Западным управлением внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающими безопасное пребывание иностранных туристов и организацию работы по предупреждению правонарушений с их стороны, с представителями туристических фирм и гостиничного бизнеса; выработка рекомендаций по обеспечению безопасного пребывания иностранных туристов на территории Санкт-Петербурга.

Функции такой рабочей группы включают в себя разработку предложений по обеспечению безопасного пребывания иностранных туристов в Санкт-Петербурге, проведение комплексного анализа ситуации, складывающейся в Санкт-Петербурге в связи с пребыванием иностранных туристов, и др.

Особое место в комплексе мер общественной безопасности занимают меры, связанные с укреплением законности и правопорядка, а также обеспечением личной безопасности туристов в период организации и проведения массовых мероприятий. Основная особенность осуществления данных мер безопасности обусловлена именно "массовостью" данных мероприятий, а следовательно, наличием высоких рисков, связанных с возможностью одновременного причинения вреда жизни и здоровью большого числа людей. Отметим, что в СССР этому вопросу уделялось значительное внимание, особенно при организации и проведении массовых спортивных мероприятий <14>.

<14> См.: Постановление Совмина СССР от 28 марта 1983 г. N 245 "О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в стране"; Постановление Совмина РСФСР от 14 апреля 1983 г. N 171 "О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в РСФСР"; Приказ Спорткомитета СССР от 17 октября 1983 г. N 786 "О введении в действие Положения о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий"; Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений. ППБ-0-148-87 (утв. МВД СССР 25 декабря 1987 г., Госкомспортом СССР 11 января 1988 г.) (вместе с Положением о добровольных пожарных дружинах на промышленных предприятиях и других объектах министерств и ведомств, утв. МВД СССР 19 марта 1954 г., Типовыми правилами технического содержания установок пожарной автоматики, утв. МВД СССР 17 апреля 1979 г.) (М.: Советский спорт, 1988).

В современной России специального федерального закона, который комплексно и системно регулирует вопросы организации и проведения массовых мероприятия (за исключением публичных мероприятий), в том числе определяет ключевые меры по обеспечению безопасности его участников, пока нет <15>.

<15> См.: Миронов А.Н. Концепция Федерального закона "Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации" // Административное и муниципальное право. 2009. N 9. С. 89 - 92; Якунин Д.В., Коротченков Д.А. Совершенствование административной ответственности за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий // Современное право. 2006. N 8.

Вместе с тем отдельные вопросы, посвященные обеспечению безопасности проведения массовых мероприятий, регулярно рассматриваются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Следует отметить, что субъекты Российской Федерации, на наш взгляд, преуспели в данном вопросе более, чем федеральная власть <16>.

<16> См.: распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 9 декабря 2000 г. N 1284-р "Об общественном порядке и безопасности при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге" вместе с Положением о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге; Постановление Правительства Свердловской области от 30 мая 2003 г. N 333-ПП "О мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении на территории Свердловской области мероприятий с массовым пребыванием людей" вместе с Положением об обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей; Постановление губернатора Московской области от 5 марта 2001 г. N 63-ПГ "О порядке проведения массовых мероприятий на спортивных сооружениях в Московской области".

На основе анализа действующего законодательства Российской Федерации проведем классификацию массовых мероприятий. Так, в нормативных правовых актах федерального уровня массовые мероприятия, которые также именуются мероприятиями с массовым сосредоточением людей, по их содержанию подразделяются на:

общественно-политические, включая агитационные мероприятия (публичные мероприятия) <17>;

<17> Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

религиозные (публичные богослужения, молитвенные и религиозные собрания, религиозное почитание (паломничество), другие религиозные обряды и церемонии);

развлекательные, культурные (зрелищные) (фестивали, конкурсы, смотры, выставки);

физкультурные, физкультурно-оздоровительные и спортивные;

благотворительные и иные массовые мероприятия.

По степени легальности массовых мероприятий выделяют санкционированные и несанкционированные (в том числе сопровождающиеся блокированием дорог и других объектов) массовые мероприятия.

По уровню значимости для государства и общества массовые мероприятия могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) уровней.

По степени признания массовых мероприятий государством и обществом выделяются официальные и неофициальные массовые мероприятия.

В законодательстве Свердловской области под мероприятиями с массовым пребыванием людей понимаются групповые или массовые сборы людей, организованные физическими и юридическими лицами с целью проведения концертных, развлекательных, театрально-зрелищных, рекламных, спортивных и других досуговых программ, профессиональных праздников (мероприятия, посвященные государственным, национальным либо религиозным праздникам, спортивные соревнования (международные, всероссийские, областные, городские, районные), фестивали, концерты, шоу-программы и иные культурные мероприятия, ярмарки, проводимые на территории Свердловской области).

В Положении о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге массовое спортивное мероприятие - это зрелищное спортивное мероприятие (спартакиада, универсиада, различные матчи, кросс, мото- и велогонки, авторалли и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в местах, специально предназначенных для их проведения (далее - спортивные объекты), а также вне спортивных объектов, а к массовым культурно-зрелищным мероприятиям <18> относятся зрелищные мероприятия культурного характера (фестиваль, театрализованное представление, карнавал, народное гулянье, концерты и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в спортивных объектах, на близлежащей территории вне объекта или места проведения мероприятий (далее - зона проведения мероприятий).

<18> По мнению М.Н. Малеиной, массовое культурно-зрелищное мероприятие - это развлекательное мероприятие, подготовленное в целях организации отдыха и обеспечения пользования благами культуры в открытых общественных местах, специально не предназначенных для проведения, в котором граждане участвуют за плату или бесплатно. Примером таких мероприятий являются фестиваль, карнавал, народное гулянье; проведение праздничного концерта, театрализованного представления; дискотеки на улице, площади города, в парке; проведение кросса, мото- и велогонки, авторалли вне спортивных объектов. См.: Малеина М.Н. Организация проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах: основные понятия, правовое регулирование // Культура: управление, экономика, право. 2008. N 4.

Массовые спортивные мероприятия проводятся только в местах, специально предназначенных для их проведения, а также в местах, официально принятых к эксплуатации государственными комиссиями и судейскими коллегиями, при строжайшем соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, спортивно-технологического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций, других нормативных актов. При этом учитываются также погодные условия и другие факторы, влияющие на ход проведения мероприятий.

Для каждого спортивного объекта общего пользования разрабатываются инструкции, регламентирующие порядок организации и проведения массовых мероприятий, предусматривающие необходимые меры, обеспечивающие поддержание общественного порядка, безопасности зрителей, пожарной безопасности, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и порядок эвакуации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, а также восстановление нарушенного благоустройства на территории вне объекта проведения мероприятий. Эти инструкции представляются на утверждение в территориальное управление административного района Санкт-Петербурга.

Обязательным является наличие в местах проведения массовых мероприятий документов, регулирующих функциональные обязанности служб, обеспечивающих организацию и проведение массовых мероприятий, в том числе: документы, регулирующие соблюдение правил технической эксплуатации спортивного объекта, документы, регулирующие общий порядок эксплуатации спортивного объекта при проведении массовых мероприятий, документы, регулирующие порядок проведения очередного массового мероприятия, и др.

Важнейшим массовым спортивным, культурным и общественно-политическим событием для нашей страны станут предстоящие Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 г. (далее - Олимпийские игры 2014 г.).

Вопросы обеспечения безопасности в период проведения Олимпийских игр 2014 г. регулируются Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Олимпийский закон).

В частности, согласно ст. 10 Олимпийского закона Президентом Российской Федерации на период проведения Олимпийских игр могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие:

  1. установление контролируемых и (или) запретных зон;
  2. ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан;
  3. ограничение движения транспортных средств;
  4. ограничение полетов летательных аппаратов;
  5. ограничение судоходства;
  6. усиление охраны общественного порядка и объектов;
  7. ограничение на проведение публичных мероприятий, не связанных с Олимпийскими играми и Паралимпийскими играми;
  8. приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  9. проведение при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  10. ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особенностей оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В заключение отметим, что эффективным средством профилактики преступлений и иных правонарушений против туристов в нашей стране могут стать зоны (территории) безопасности, которые могли бы создаваться в туристских дестинациях.

Под зоной безопасности обычно понимается территория или место, наиболее уязвимые для противоправных проявлений, где после принятого комплекса профилактических мер укрепляется правопорядок, а туристы в большей степени ощущают себя в безопасности и под защитой правоохранительных органов <19>.

<19> См.: Богатырев Р.М. Создание "зон безопасности" в наиболее криминогенных местах мегаполиса // Законность. 2009. N 7.

Эта территория (место) не огораживается и не оцепляется, границы зоны подвижны. Особенностью таких зон безопасности является не столько наличие усиленных патрулей (сотрудников правоохранительных органов, добровольцев), систем видеонаблюдения и др. современных сил и средств обеспечения личной и общественной безопасности, сколько осуществляемые на систематической основе мероприятия, направленные на повышение информированности туристов и местного населения о мерах безопасности в туристской дестинации, воспитание туристского сознания местного населения (идеологии гостеприимства по отношению к туристам), обустройство безопасной туристской инфраструктуры, включая оборудование территории туристскими обозначениями, символами и знаками безопасности.