Мудрый Юрист

Правовые основы организации охоты в германии *

<*> Mal'kov Yu.G. Legal grounds for organization of hunt in Germany.

Мальков Ю.Г., доцент кафедры экологии, почвоведения и природопользования Марийского государственного технического университета, кандидат биологических наук.

В статье рассмотрены понятие и содержание права охоты, объекты охоты, порядок образования охотничьих округов, вопросы реализации права охоты, аренды охотничьих округов, ограничения при осуществлении охоты, запреты на охоту и ответственность за нарушение правовых норм об осуществлении охоты в Германии.

Ключевые слова: организация охоты, правовые основы, Федеративная Республика Германия.

The article considers the concept and contents of right to hunt, objects of hunt, procedure of formation of hunting districts, issues of realization of right to hunt, prohibition of hunt and responsibility for violation of legal norms on effectuation of hunt in Germany.

Key words: organization of hunt, legal grounds, Federative Republic of Germany.

Краткая справка. Основной средой обитания охотничьих видов животных в Германии являются леса, которые занимают примерно 30% площади страны. Лесной фонд, расположенный на территории 16 земель (субъектов), имеет площадь 11,1 млн. га. В государственной собственности находится примерно 3,6 млн. га (30%) площади, общинной (коммунальной) - 2,1 млн. га (19,5%), федеральной (преимущественно леса оборонного значения) - 4%, частной собственности - 5,0 млн. га (47,3%).

Для организации охоты важное значение имеют площади лесных массивов, которые, по данным лесоводов Дрезденского ТУ, характеризуются следующими величинами. Участки лесных массивов с площадью менее 10 га занимают общую площадь 0,54 млн. га, площадью 10 - 50 га - 0,9 млн. га, 50 - 200 га - 0,71 млн. га, 200 - 1000 га - 1,46 млн. га, более 1000 га - 5,37 млн. га. Площадь лесов у фермеров составляет в среднем от 20 до 50 га.

Охота в Германии не имеет промыслового значения, представляет собой важный элемент общения человека с природой и не является способом получения дохода, как правило, производится в свободное время.

Правовой основой организации охоты в Германии является Федеральный закон об охоте, принятый 29 ноября 1952 г., с дополнениями и изменениями от 29 сентября 1976 г. и от 31 октября 2006 г. <1>. Особенностью данного Закона являются экологизация, точность, конкретность и детализация правовых норм, регулирующих охоту, включая количественные параметры. Земли (субъекты) уполномочены издавать свои законы в развитие и дополнение федерального закона. Так, например, Саксонский земельный закон об охоте от 8 мая 1991 г. устанавливает правовые нормы в сфере образования охотничьих округов, аренды охотничьих угодий, конкретные сроки охоты на охотничьи виды <2>.

<1> Bundesjagdgesetz. Ausfertigungsdatum: 29.11.1952. Bundesjagdgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 29. September 1976 (BGBl. I S. 2849), zuletzt geandert durch Artikel 215 der Verordnung vom 31. Oktober 2006 (BGBl. I S. 2407).
<2> Sachsisches Landesjagdgesetz vom 8. Mai 1991 (SachsGVBl. S. 67; 04.07.1994. S. 1261; 28.06.2001. S. 426; 11.12.2002. S. 312; 05.05.2004. S. 148; 22.04.2005. S. 121; 23.04.2007. S. 110).

Понятие и содержание права охоты

Право охоты предусматривает правомочие добычи, ее использования и обязанность по уходу за дикими животными с целью обеспечения многообразной и здоровой популяции диких животных, поддержание оптимальной численности во избежание нанесения вреда лесному, сельскому и рыбоводному хозяйству. Установленный законом порядок охоты на всех ее этапах предусматривает соблюдение прав собственников земель, включая пастбищные земли. Система организации охоты, при которой приоритет права остается за собственником земель, действует с 1848 г. Право охоты принадлежит владельцу земель, что неотъемлемо связано с его собственностью на землю.

Право охоты распространяется на исследование, преследование, добычу и ловлю дичи. В рамках этого законодательно установлено право присвоения больной или околевшей дичи, падали и сброшенных рогов, яиц пернатой дичи.

Объекты охоты

Перечень животных и птиц, являющихся объектами охоты, поименно установлен законом на территории Германии и включает в себя:

  1. Млекопитающие: зубр, лось, благородный олень, пятнистый олень, косуля, серна, тур, муфлон, кабан, заяц-беляк, заяц-русак, кролик дикий, сурок, лесной кот, рысь, лисица, каменная куница, лесная куница, хорек, горностай, ласка, барсук, речная выдра, тюлень (в перечне отсутствуют такие виды, как норка, ондатра. - Прим. авт.).
  2. Пернатая дичь: куропатка, фазан, перепел, глухарь, тетерев, межняк (гибрид глухаря и тетерева), рябчик, тундряная куропатка, дикие голуби, лебедь-шипун, дикие гуси (два вида), дикие утки, лесной вальдшнеп, лысуха, чайки, поганка, дрофа-дудак, серая цапля, ястребиные, сокол, ворон.

Право устанавливать перечень охотничьих видов предоставлено землям (субъектам). Так, предписанием министра сельского хозяйства, продовольствия и леса Саксонии <3> об охоте в перечень охотничьих видов в дополнение к федеральному списку включены енот-полоскун, собака енотовидная, нутрия, ворона Тумана, черная ворона, сойка, и некоторые другие. Одновременно этим предписанием запрещена охота на такие виды, как серна, ласка, тур, тетерев, межняк (гибрид глухаря и тетерева). Также запрещен отстрел благородных оленей с двусторонней короной, ланей с двусторонней лопастью, муфлонов с длиной рогов более чем 40 см.

<3> Verordnung uber die Jagdzeiten (Bundesregelung) vom 2. April 1977 (BGBl. I S. 531), gegndert durch Verordnung vom 22. Marz 2000 (BGBl. I S. 243) und Verordnung vom 25. April 2002 (BGBl. I S. 1487).

Охотничий округ, его образование и реализация права охоты

Право охоты исполняется только в охотничьих округах. Охотничьи округа образуются на территориях, которые являются либо собственными охотничьими округами (округа, где право охоты реализует собственник земель), либо совместными охотничьими округами. Последние образуются отделением территорий, присоединением или обменом землями, если это целесообразно для охоты и ведения ухода за дикими животными. В охотничьи округа входят естественные и искусственные водотоки, дороги, источники и участки, относящиеся к железным дорогам.

На площадях, которые не относятся к охотничьим округам, может производиться ограниченная охота.

Минимальная площадь, на которой могут образовываться отдельные охотничьи округа, установленная федеральным законодательством, составляет 75 га, субъекты могут устанавливать другую минимальную величину. В отдельном охотничьем округе собственник земли является уполномоченным и ответственным за охоту.

В государственных лесах ведение охотничьего хозяйства и реализация прав охоты осуществляются органами лесного хозяйства, которые планируют охотхозяйственные и биотехнические мероприятия, формируют план отстрела и ведут охоту в рамках образованного на территории лесохозяйственного предприятия отдельного охотничьего округа.

Совместные охотничьи округа образуются на землях общины и имеют минимальную площадь 150 га, в свою очередь, другие общины могут присоединять свои земли. Разделение совместных охотничьих округов в несколько независимых охотничьих округов может допускаться, если каждая часть имеет минимальную величину 250 га.

В совместных охотничьих округах реализация права охоты производится охотничьим кооперативом, который образуется из собственников земли, входящих в охотничий округ. Сюда не входят собственники земель, где охота не может производиться. Интересы охоткооператива представляет правление, которое избирается на срок до тех пор, пока охотничий кооператив не выбрал другое охотничье правление. Дела (документацию) охотничьего правления ведет исполнительный орган общины. Решения кооператива принимаются большинством присутствующих членов.

Аренда охотничьих округов

Охотничий кооператив организует охоту, как правило, сдачей охотничьего округа в аренду охотникам и может ограничивать аренду определенным кругом охотников. В компетенции охотничьего кооператива - решение вопросов использования чистого дохода от использования охотничьего округа.

Общественное объединение образуется на базе связанных охотничьих округов как гражданско-правовое объединение с целью ухода за дичью. Условия образования таких объединений устанавливаются землями (субъектами). Объединения имеют право передачи угодий третьей стороне, вводить ограничения в арендный договор, оставляя часть использования за собой, регулируют выдачу письменных разрешений. Передача в аренду допустима при минимальной величине площади охотничьих округов 250 га. Земли (субъекты) могут разрешать передачу в аренду площадей меньшей величины. Общая площадь аренды, на которую распространяется право охоты, не может охватывать больше чем 1000 га. Для определенных областей, в частности в высокогорном массиве субъекта, могут устанавливать большую площадь, чем 1000 га.

Охотничий арендный договор заключается в письменном виде с минимальным сроком 9 лет. Субъекты вправе увеличить минимальный срок аренды. Ежегодный период аренды определяется с начала и до конца охотничьего года (с 1 апреля по 31 марта).

Арендатором может быть физическое лицо, которое владеет годовым свидетельством (разрешением) на право охоты и владело им уже раньше не менее трех лет в Германии. Но могут допускаться и единичные случаи исключения. В этот период засчитывается время владения охотничьим разрешением в ГДР.

Охотничий договор аренды и платное охотничье разрешение, оформленные с нарушениями законодательства, считаются недействительными.

Площадь, которая предоставлена владельцу платного охотничьего разрешения для исполнения права охоты, записывается компетентным органом власти в свидетельство на право охоты.

В компетентные органы власти направляется уведомление об охотничьих арендных договорах. Орган власти может оспорить договор в пределах трех недель после получения уведомления. В договоре указывается условие информации, рекламы. До трех недель после уведомления договора в компетентные органы арендатор не может исполнять охоту, если орган власти не разрешает охоту в предыдущую дату. Прекращение договора аренды наступает при лишении арендатором свидетельства на право охоты и истечении срока аренды, нарушении или невыполнении условий арендного договора.

При участии нескольких соарендаторов в арендном договоре, когда один из соарендаторов увольняется, договор сохраняет силу. В случае если арендатор выбывает и охотничий арендный договор больше не соответствует требованиям законодательства, договор теряет силу.

В случае продажи собственного охотничьего округа и изменения земельной собственности договор аренды расторгается, а если часть совместного охотничьего округа продана, то договор сохраняет силу, а новый приобретатель становится членом охотничьего кооператива на срок арендного договора.

Свидетельство на право охоты и условия его получения

Охотник должен иметь свидетельство на право охоты, которое является основным документом, и предъявлять его по требованию полицейского чиновника, а также уполномоченного лица органов охотнадзора. Для сбора сброшенных рогов требуется только письменное разрешение правомочного лица. Для охоты с соколами требуется свидетельство на право охоты сокольничего.

Свидетельство на право охоты выдается по месту жительства претендента компетентным органом власти на срок от 1 года до 3 лет или как разовое свидетельство на право охоты на 14 дней определенного образца, установленного федеральным министерством.

Свидетельство на право охоты действует на всей территории Германии. Для разовых свидетельств, выдаваемых иностранцам, пошлины могут подниматься.

Первая выдача свидетельства на право охоты зависит от того, выдержал ли претендент в сфере действия этого закона охотничью проверку. Она включает достаточно широкий перечень требований, в том числе письменную и устно-практическую, стрелковую проверки. Претендент на получение свидетельства должен подтверждать при охотничьей проверке достаточные знания видов животных, биологии диких зверей и птиц, ухода за ними, ведения охотничьего хозяйства, мер по предотвращению повреждения сельскохозяйственных и лесных земель, порядок проведения биотехнических мероприятий, технику обращения с оружием, ухода за ним, руководство охотничьими собаками, соблюдение санитарно-гигиенических требований при обращении с убитой дичью, включая оценку свойств дичи относительно применения ее как продукта.

Претендент обязан подтвердить знания в части требований охраны природы и ландшафта. При неудовлетворительной стрелковой проверке свидетельство не может быть выдано. Дополнительные условия проверки могут устанавливаться нормативно-правовыми актами земель (субъектов). При выдаче свидетельств на право охоты иностранным гражданам могут делаться исключения.

Дополнительные требования предъявляются к сокольничим. Первая выдача свидетельства на право охоты сокольничего зависит от того, насколько претендент дополнительно к охотничьей проверке выдержал проверку сокольничего. Он должен подтверждать достаточные знания владения ловчими птицами.

Лицам, достигшим 16-летнего возраста, но которым еще нет 18 лет, может выдаваться молодежное свидетельство на право охоты в сопровождении опытного охотника, имеющего права наставника или письменно уполномоченного лица. В общественной (коллективной) охоте такое лицо участвовать не может.

Законодательством также установлены ограничения, по которым свидетельство на право охоты не может выдаваться лицам до 16 лет, не обладающим физической пригодностью, лишенным свидетельства на право охоты, в течение срока лишения или имеющим ограничения и не имеющим достаточного охотничьего обязательного страхования ответственности (500 000 евро за убытки людей и 50 000 евро за материальные ущербы). Страхование может осуществляться только в предприятии страхования с местонахождением в Европейском экономическом сообществе или с филиалом в сфере действия закона надзора страхования.

Ограничения в выдаче свидетельства на право охоты

Законодательством установлен перечень случаев, когда могут отказывать в свидетельстве на право охоты. Так, например, в свидетельстве на право охоты могут отказывать лицам, которым еще нет 18 лет, которые не являются немцами, согласно статье 116 Основного Закона, не имеют местожительства или обычного пребывания беспрерывно минимум 3 года. Отказ действует при отсутствии необходимой надежности лиц, если имеются факты, что они используют незаконно или необдуманно оружие или боеприпасы, не соблюдают требования безопасности при эксплуатации и хранении оружия или боеприпасов, предоставляют оружие или боеприпасы лицам, которые не имеют права их применять.

В выдаче свидетельства может быть отказано лицам, не владеющим необходимой надежностью, как правило, из-за преступления, преднамеренного исчезновения, неосторожного преступления в связи с обращением оружием, боеприпасами или взрывчатым веществом, преступления против лиц, имеющих право на охоту, на защиту животных или имеющих право на охрану природы, а также из-за несоблюдения инструкций, законов об оружии, о контроле боевого оружия, о взрывчатых веществах, лицам, осужденным к лишению свободы, наказанию для несовершеннолетних преступников, наказанным денежным штрафом, повторно и грубо нарушившие правила охоты, недееспособным или ограниченным в дееспособности, спившимся, имеющим пристрастие к наркотикам, душевнобольные или слабоумным.

Изъятие свидетельства происходит в случае установления фактов, ограничивающих права владения свидетельством на право охоты. Пошлины не возвращаются. Сведения о первой выдаче разрешения, о результатах проверок, об исполнении закона об оружии сообщаются в компетентный орган власти.

Ограничения и запреты на охоту

Из ограничений, которые установлены законом на применение оружия при охоте, следует отметить следующее. Запрещено использовать нестандартные пули и дробь, как, например, колотый свинец, болты, гайки и т.д.

Энергия поражения дичи, включая косулей, на расстоянии 100 м должна быть не менее чем 1000 джоулей, а копытных не менее 2000 джоулей. Запрещены применение полуавтоматического и автоматического оружия, которое может принимать более чем 2 патрона в магазин, отстрел пернатой дичи к ночи (через 1,5 часа после захода и за 1,5 часа перед восходом солнца считается ночью) (не запрещено отстреливать в это время чаек, вальдшнепов); облавная охота при лунном свете. Также запрещено применение искусственных источников света, зеркал, устройств для освещения, ночных прицелов, используемых в военных целях, магнитофонов, электрошока, птичьего клея, сетей. Ловчие ямы и западни устраивать нельзя без разрешения компетентного органа власти. Установлено и минимальное расстояние - в 200 м от мест кормлений животных, ближе которого отстреливать нельзя.

Законодательно запрещено использование при стрельбе по дичи летательных аппаратов, автомобилей или приводимых в движение машинами плавательных средств. Как исключение компетентным органом власти может быть разрешен отстрел дичи с автомобилей лицам с физическими недостатками (инвалидам).

Землям (субъектам) предоставлено право устанавливать запреты на охоту, если она мешает общественному спокойствию, порядку или угрожает жизни людей. В охраняемых природных территориях (национальных и природных парках, резерватах и т.п.) охота регулируется законами земель (субъектов).

Порядок регулирования охоты

Регулирование отстрела направлено на соблюдение интересов охраны природы и ландшафта, сохранение здоровой популяции животных. Отстрел копытных (кроме кабанов), косуль в собственных охотничьих округах осуществляется только на основании и в рамках плана, утверждаемого компетентным органом власти по согласованию с охотничьей комиссией земель (субъекта), в составе которых - представители сельского хозяйства, лесного хозяйства, охотничьих кооперативов, охотников и охраны природы.

В совместных охотничьих округах план отстрела лицу, уполномоченному производить охоту, нужно устанавливать во взаимном согласии с охотничьим правлением охотничьего кооператива. Регулирование отстрела в государственных лесах осуществляется землями (субъектами).

Федеральное министерство с согласия федерального совета определяет охотничьи сезоны. Земли (субъекты) могут сокращать охотничьи сезоны или продлевать, закрывать охоту для определенных областей или для отдельных охотничьих округов по особенным причинам, например в связи с эпидемией диких животных, возделыванием сельскохозяйственных культур и уменьшением их убытков в связи с потравами, учебными, научными целями, при нарушении биологического равновесия. В единичных случаях для ловли живой дичи могут допускаться исключения.

Законодательно установлена обязанность охотника предотвращать страдания дичи, убивая ее безотлагательно. Преследование раненой дичи в чужом охотничьем округе возможно, только если с правомочным лицом этого округа заключено соглашение о преследовании дичи.

Сроки охоты

Предписанием федерального министра продовольствия, сельского хозяйства и леса <4> от 2 апреля 1977 г. установлены дифференцированные сроки охоты на копытных и дичь. Они отличаются даже в пределах одного вида. Так, например, на благородного оленя охота осуществляется в следующие сроки: телята - с 1 августа по 28 февраля; худые особи-самцы - с 1 июня по 28 февраля; олени - самцы и самки - с 1 августа по 31 января. Охота на косуль разрешена: козлята - с 1 сентября по 28 февраля; худые особи - с 1 мая по 31 января; взрослые особи - с 1 сентября по 31 января. Сроки охоты на кабана - с 16 июня по 31 января, на барсука - с 1 августа по 31 октября; на зайцев - с 1 октября по 15 января, на крякву - с 1 сентября по 15 января, гусей серых - с 1 августа по 31 августа и с 1 ноября по 15 января. Круглогодично с выполнением ряда условий федерального закона охота может осуществляться на кабанов-сеголетков, подсвинков, дикого кролика и лисицу.

<4> Verordnung uber die Jagdzeiten (Bundesregelung) vom 2. April 1977 (BGBl. I S. 531), geandert durch Verordnung vom 22. Marz 2000 (BGBl. I S. 243) und Verordnung vom 25. April 2002 (BGBl. I S. 1487).

Предписанием министра сельского хозяйства, продовольствия и леса Саксонии от 28 августа 1992 г. с изменениями от 27 мая 1999 г. <5> установлены сроки охоты на копытных с 1 августа по 31 декабря, на кабанов (кроме половозрелых (взрослых) самок) - круглый год. Охота на серую и черную ворону, сороку может производиться с 1 августа по 15 марта.

<5> Regelung fur Sachsen. Verordnung des Sachsischen Staatsministeriums fur Landwirtschaft, Ernahrung und Forsten uber Jagd und Schonzeiten vom 28. August 1992 (GVOBl. S. 419), zuletzt geandert durch Verordnung vom 27. Mai 1999 (GVOBl. S. 292).

Охрана охотничьих видов и среды их обитания возлагается на лиц, уполномоченных вести охоту, и егерей, которые по основной специальности должны быть дипломированными профессиональными охотниками или иметь лесное образование. Права егерей и полицейских чиновников по контролю за соблюдением норм охоты имеют в пределах служебного района и следственные лица прокуратуры, если они дипломированные профессиональные охотники или имеют лесное образование.

В интересах экономики, лесо- и землевладельцев, рыбоводного хозяйства, охраны природы и ландшафта по предписанию уполномоченного органа правомочное лицо, ведущее охоту, независимо от сроков охоты обязано в определенном объеме и в течение определенного срока уменьшить популяцию животных.

Возмещение ущерба и ответственность за нарушение правовых норм

В обязанности охотничьего кооператива входят обязательства по возмещению ущерба, причиненного земле- и лесовладельцам. Ущерб возмещается арендаторами охотничьего округа пропорционально занимаемой площади. Возмещение ущерба в собственных охотничьих округах возлагается на собственника или арендатора. Законодательством определено освобождение правомочного лица, осуществляющего охоту, от возмещения ущерба, если, например, владелец лесных культур, садов, виноградников, плодовых садов, плодово-ягодных питомников не принял мер по устройству защитных устройств, предотвращающих ущерб от дичи.

За нарушение норм федерального закона установлена административная (лишение свидетельства на право охоты на срок от одного года до 5 лет и в виде штрафа до 5000 евро) и уголовная ответственность (лишение свободы до 5 лет при умышленном нарушении до 6 месяцев по неосторожности). Землям (субъектам) предоставлено право принимать нормативно-правовые акты, расширяющие перечень нарушений, за которые виновные лица могут привлекаться к ответственности.

Особо следует отметить, что для охоты в Германии характерны высокая культура, соблюдение традиций и обычаев (игра охотничьего горна, призывающая к началу охоты или к ее завершению), надлежащая практичная охотничья экипировка, чествование охотника, отстрелявшего дичь, высокая дисциплина во время охоты, соблюдение правовых норм охоты и экологических требований, постоянный учет и регулирование численности таких видов, как благородный и пятнистый олени, муфлон, косуля, кабан.

Нормативно-правовые акты, регулирующие охоту, содержат экологизированные нормы, признающие, что охотничьи виды - это функциональная составная часть экологического баланса и равным образом возобновимые биологические ресурсы. Реализация права охоты должна способствовать обеспечению мощности экологического баланса, сохранению флоры и фауны в ее разнообразии. Это правовое положение находит свое отражение в законодательном установлении обязанностей арендаторов охотничьих угодий выполнять мероприятия по воспроизводству охотничьих видов, сохранению среды их обитания.