Мудрый Юрист

Административно-правовой статус главного управления безопасности дорожного движения и его территориальных подразделений МВД кыргызской республики

Борбиев Болотбек Ибраимович, начальник ГУБДД МВД Кыргызской Республики.

Анализ законодательства Кыргызстана позволяет сделать вывод, что административно-правовой статус Главного управления безопасности дорожного движения и его территориальных подразделений МВД КР недостаточно регламентирован законами и иными правовыми актами.

Ключевые слова: административно-правовой статус, безопасность дорожного движения, взаимоотношения участников дорожного движения.

Administrative-law Status of the Chief department of security of road traffic and its territorial sub-divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic

B.I. Borbiev

Analysis of the legislation of Kyrgyzstan allows to make a conclusion that administrative-law status of the Chief department of security of road traffic and its territorial sub-divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic is not sufficiently regulated by laws and other normative-law acts.

Key words: administrative-law status, security of road traffic, interrelations of participants of road traffic.

В Кыргызской Республике отсутствует публичное право, касающееся отношений, возникающих в сфере дорожного движения. Многоплановость дорожно-транспортных отношений, неограниченное число субъектов этих отношений требуют создания единой системы законодательства, фундаментальной основой которого мог бы стать закон, регламентирующий административно-правовой статус Главного управления безопасности дорожного движения и его территориальных подразделений МВД Кыргызской Республики. Мы предлагаем на базе действующего Закона Кыргызской Республики "О дорожном движении в Кыргызской Республике" разработать проект Закона Кыргызской Республики "О безопасности дорожного движения", включив в него отдельной главой нормы, посвященные Правилам дорожного движения (далее - ПДД) и особенностям взаимоотношений участников дорожного движения. Совершенно очевидно, что Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 августа 1999 г. N 421 (введены в действие с 1 сентября 1999 г.) <1>, должны обрести статус Закона, пройти процедуру экспертизы в профильных комитетах и комиссиях Жогорку Кенеша (парламента), Общественной палаты, органах власти, что полностью исключит субъективный фактор правоприменительной практики и непубличный характер вносимых изменений в ПДД. Процедура публичного обсуждения предлагаемого проекта Закона, регулирующего вопросы, связанные с определением прав и обязанностей участников дорожного движения, защищающего их права и законные интересы, усилит легитимность правоотношений, возникающих на дорогах Кыргызстана, сделает их более прозрачными и цивилизованными.

<1> Постановление Правительства Кыргызской Республики от 3 марта 2009 г. N 136.

Ведь, как отмечают российские правоприменители, практика формирования ПДД в последнее время носит ярко выраженный обвинительный уклон, направленный на ужесточение ответственности только водителей, в то время как государственные органы власти и управления, отвечающие за организацию дорожного движения в соответствии с ФЗ N 196 "О безопасности дорожного движения", никакой ответственности де-факто не несут. По сути, сегодняшняя правоприменительная практика, включая судебные рассмотрения, по причине нечеткости формулировок ПДД дает серьезные преференции контролирующим инстанциям, которые продолжают корректировать Правила дорожного движения для более удобного ведомственного исполнения <2>.

<2> URL: http://www.gztm/addition/-poyasniteljnaya-k-zakono-proektu-o-pdd-/288130.html.

Во избежание серьезных разногласий предлагаем взять за основу рассматриваемого законопроекта большинство норм уже существующих ПДД, которые можно будет совершенствовать и дополнять необходимыми правовыми нормами, регламентирующими стандарты дорожного строительства и инфраструктуры, дорожной разметки и светофорных объектов, дорожной информации и иных объектов, влияющих на безопасность движения в Кыргызской Республике.

Разделяем мнение депутатов и экспертов Государственной Думы Российской Федерации о том, что есть ряд весьма важных аспектов помимо Правил дорожного движения, которые должны устанавливаться исключительно законодательством. В этот список попадают правила прохождения технического осмотра транспортных средств и порядок их допуска к эксплуатации, регистрация и учет транспортных средств. "Кроме того, правоотношения сотрудников ГАИ - ГИБДД и водителей также должны быть не подзаконным актом или внутренней инструкцией, а иметь ранг закона", - поделился своим мнением глава движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Идеальным вариантом автомобильного законодательства он считает не принятие отдельных законов, а введение Автомобильного кодекса, которому дает рабочее название "Кодекс безопасности дорожного движения". И в этом мы с ним согласны. По его замыслу, именно он должен аккумулировать в себе все необходимые аспекты. Отдельно Виктор Похмелкин подчеркнул, что вообще вносить изменения в действующие ПДД нежелательно, поскольку они основаны на международных соглашениях. "Они достаточно консервативны и должны оставаться такими. Если их постоянно менять и поправлять, то люди просто запутаются в них, - резюмировал он. - Главное - контроль" <3>.

<3> Депутаты собираются придать Правилам дорожного движения законный вид. Доступно по: URL: http://avto-rev.ru/15909.html/.

Несомненно, имея общий характер, Закон Кыргызской Республики "О дорожном движении в Кыргызской Республике" не позволяет решить конкретные задачи, вытекающие из специфических особенностей такого направления правоохранительной деятельности, как обеспечение безопасности дорожного движения. Поэтому в проекте Закона Кыргызской Республики "О безопасности дорожного движения" должны быть детализированы компетенция органов контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (БДД), конкретные виды их деятельности, установлены требования к их осуществлению. В данном Законе в развитие Закона Кыргызской Республики "О национальной безопасности" от 26 февраля 2003 г. N 44 (в редакции Закона Кыргызской Республики от 13 октября 2008 г. N 212), Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики (утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 18 февраля 2009 г. N 115) необходимо однозначно определить обязанность государства по обеспечению безопасности дорожного движения, назначить орган государственной власти, отвечающий за его надлежащее выполнение, установить основные положения о его правовом статусе, которые затем должны быть конкретизированы в Положении об этом органе, утвержденном президентом государства <4>.

<4> Чмырев С.Н. Государственная инспекция безопасности дорожного движения как орган управления в сфере безопасности дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ЮИ МВД России, 2000. С. 55.

Полагаем, что принятие Закона, публично регулирующего общественные отношения в сфере дорожного движения, и соответственно Положения о ГУБДД МВД Кыргызской Республики, утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики <5>, Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об органах внутренних дел Кыргызской Республики" в части уточнения задач и функций подразделений ОВД по обеспечению безопасности дорожного движения, а также дальнейшая глубокая теоретическая разработка проблем деятельности ГУБДД МВД Кыргызской Республики, определение ее цели, перечня задач, функций, соответствующих ожиданиям современного общества, разработка организационных моделей деятельности на основе передового опыта развитых государств, таких, как Россия, Казахстан, формирование новых гуманистических принципов деятельности ГУБДД и оснащение ее правовыми средствами деятельности - это те необходимые меры, которые призваны поставить барьеры на пути коррупции в этих отношениях, а также обеспечить дальнейшее развитие Кыргызской Республики как правового государства.

<5> Согласно пп. 2 п. 4 ст. 64 Конституции Кыргызской Республики Президент Кыргызской Республики назначает и освобождает от должности членов правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей.