Мудрый Юрист

Отдельные особенности правового регулирования наград современного российского государства *

<*> Vinokurov V.A. Certain peculiarities of legal regulation of awards of the contemporary Russian state.

Винокуров Владимир Анатольевич, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье анализируются проблемы реформирования государственной наградной системы Российской Федерации в связи с принятием нового Положения о государственных наградах Российской Федерации, а также измененных Статутов орденов и положений о других видах государственных наград Российской Федерации (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации").

Ключевые слова: государственные награды, наградная система, орден, знаки отличия, медали, почетные звания.

The article analyses the problems of reform of the state awards' system of the Russian Federation in connection with adoption of new Statute on State Awards of the Russian Federation and changed Statutes on other types of state awards of the Russian Federation (confirmed by Edict of the President of the Russian Federation of September 7, 2010 N 1099 "On the Measures Aimed at Improvement of the State Awards' System of the Russian Federation").

Key words: state awards, awards' system, order, decorations, medals, honorary degrees.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" <1> утверждены новое Положение о государственных наградах Российской Федерации <2>, а также измененные Статуты орденов и положения о других видах государственных наград Российской Федерации.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 37. Ст. 4643.
<2> Подробнее о названном Указе Президента Российской Федерации и новом Положении о государственных наградах Российской Федерации см.: Винокуров В.А. Новый этап правового регулирования наградной системы современного Российского государства // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 12.

Разделом VII указанного Положения о государственных наградах Российской Федерации определено, что государственные награды учреждает Президент Российской Федерации по предложению Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам. При этом названная Комиссия при подготовке предложений по учреждению новых государственных наград должна руководствоваться двумя следующими основополагающими - как записано в Положении - принципами:

  1. новая государственная награда может быть учреждена только в случае невозможности поощрения граждан за указанные заслуги действующими государственными наградами;
  2. при учреждении новой государственной награды необходимо соблюдение геральдических и исторических традиций государственных наградных систем Российской Федерации, СССР и Российской империи.

Рассмотрим Статуты современных российских орденов и положения о других видах государственных наград Российской Федерации, утвержденные упомянутым Указом Президента Российской Федерации, через призму первого основополагающего принципа, которым должна руководствоваться Комиссия при Президенте Российской Федерации по государственным наградам при подготовке предложений по учреждению новых государственных наград страны.

§ 1. Ордена Российской Федерации

Из Статута ордена Святого апостола Андрея Первозванного исчезло указание на то, что этот орден являлся высшей государственной наградой Российской Федерации. Судя по утвержденному составу наградной системы Российской Федерации, высшей наградой страны является звание Героя Российской Федерации, а орден Святого апостола Андрея Первозванного - вторая по значимости государственная награда, но первая среди орденов. Перечень награждаемых субъектов практически не изменился (уточнены лишь формулировки видных деятелей и выдающихся представителей), основания для награждения остались прежними - "за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России".

Нововведением является обязанность изготовить портрет лица, награжденного орденом Святого апостола Андрея Первозванного, который затем выставляется в Государственном музее современной истории России.

Орден Святого Георгия в соответствии с новым Статутом также перестал быть высшей военной наградой. Основания для награждения этим орденом остались прежние: "за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, а также за проведение боевых и иных операций на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности, ставших образцом военного искусства, подвиги которых служат примером доблести и отваги и которые награждены государственными наградами Российской Федерации за отличия, проявленные в боевых действиях". Автором обращалось внимание в различных статьях <3> на то, что формулировка заслуг, касающаяся проведения боевых и иных операций на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности, не соответствует ни Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. <4>, ни Военной доктрине Российской Федерации <5>.

<3> См., например: Винокуров В.А. Неурегулированный статус высших орденов Российской Федерации // Вопросы теории и практики российской правовой науки: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2008. С. 54 - 56.
<4> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Этим же Указом Президента Российской Федерации признана утратившей силу Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.
<5> Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 7. Ст. 724.

В число награждаемых субъектов, помимо высших и старших офицеров, включены и младшие офицеры, проявившие в ходе боевых действий по защите Отечества личную отвагу, мужество и храбрость, а также высокое воинское мастерство, обеспечившие победу в бою, но только в отношении ордена Святого Георгия IV степени. Кроме того, на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве теперь будут заноситься только фамилии награжденных орденом Святого Георгия, а не фамилии, имена и отчества, как было установлено ранее.

Согласно Статуту ордена "За заслуги перед Отечеством" этот орден остается основным в наградной системе страны. Обусловливается такой вывод не только наличием четырех степеней, но и в первую очередь перечнем заслуг, за которые граждане могут быть награждены данным орденом.

В новом Статуте ордена "За заслуги перед Отечеством" были сохранены основные формулировки оснований для награждения: "за особо выдающиеся заслуги" и "за значительный вклад". Особо выдающиеся заслуги должны быть оказаны государству в таких областях деятельности, как укрепление российской государственности (в прежнем Статуте - развитие российской государственности); социально-экономическое развитие страны, научно-исследовательская деятельность, развитие культуры и искусства, выдающиеся спортивные достижения (в предшествующем документе все перечисленное именовалось достижениями в труде); укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами (данная формулировка сохранена в прежнем виде). Как видим, перечень сфер деятельности, за заслуги в которых можно быть удостоенным данного ордена, охватывает практически весь трудовой спектр. Но если предыдущая формулировка предусматривала наличие особых заслуг в любой трудовой деятельности, то современная норма ограничивает виды деятельности, что, без сомнения, сужает круг потенциальных награждаемых субъектов. Для награждения названным орденом возможно также наличие значительного вклада в дело укрепления обороноспособности страны (ранее требовалось внести такой вклад в дело защиты Отечества). Вероятно, учитывая число государственных наград для награждения исключительно военнослужащих (шесть орденов, четыре медали и одно почетное звание), формулировка значительного вклада была несколько расширена.

Сохранено общее правило, по которому награждение орденом "За заслуги перед Отечеством" должно осуществляться последовательно: сначала орденом IV степени, потом - орденом III степени, затем - орденом II степени и только после получения трех предшествующих степеней - орденом I степени. За время существования данного ордена (с марта 1994 г. по ноябрь 2010 г.) его полными кавалерами, одновременно награжденными в указанной последовательности, стали лишь три человека: ректор Московской государственной юридической академии О.Е. Кутафин (2007 г.), губернатор Свердловской области Э.Э. Россель (2009 г.) и художник И.С. Глазунов (2010 г.). Всеми степенями ордена "За заслуги перед Отечеством", но без соблюдения последовательности, были награждены Е.С. Строев, М.М. Плисецкая и В.С. Черномырдин.

Первоначально для награждения орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени требовалось, чтобы претендент был награжден медалью этого ордена I степени или - как исключение из общего правила - являлся Героем Российской Федерации, Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда, был награжден другими орденами, знаком отличия "За безупречную службу" или был удостоен почетного звания Российской Федерации. В действующем Статуте ордена предъявляемые требования ужесточены: одной медали ордена I степени недостаточно, требуется наличие одного из орденов Российской Федерации. Исключение из этого правила допускается лишь в отношении Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, а также лиц, которые награждены орденами Святого Георгия, Александра Невского, Суворова, Ушакова, Жукова, Кутузова, Нахимова, Мужества или которым присвоено почетное звание Российской Федерации категории "народный". При этом Президент Российской Федерации предусмотрел за собой право на награждение орденом "За заслуги перед Отечеством" (на практике - без какой-либо последовательности) любого лица, ранее не награжденного никакой государственной наградой Российской Федерации.

Одной из новаций явилась норма, предусматривающая награждение орденом "За заслуги перед Отечеством" I и II степени два раза в год, которое приурочивается к празднованию Дня Конституции Российской Федерации (12 декабря) и Дня России (12 июня). С одной стороны, данная норма не обязательна, поскольку действует "как правило", а с другой стороны, не совсем ясно, что должно быть приурочено к упомянутым датам: издание акта о награждении или вручение ордена?

При учреждении нового российского ордена Александра Невского были учтены исторические традиции наградной системы Российской империи. Статут данного ордена предусматривает возможность награждения:

На наш взгляд, учреждая орден для государственных служащих (надо полагать, в основном для гражданских государственных служащих), что само по себе заслуживает одобрения, не следовало распространять его на лиц других занятий и тем более на иностранцев. Подход учредителя государственных наград, по которому любым орденом можно наградить любое лицо (за исключением орденов, предназначенных исключительно для военнослужащих), не вызывает понимания, поскольку различие между такими наградами стирается, особенности смазываются, все награды становятся похожими друг на друга. Создается впечатление, что при учреждении массы равноценных, по сути, орденов решается лишь одна задача: иметь в запасе орден, которым конкретное лицо еще не награждено, для того, чтобы соблюсти провозглашенный еще в 1994 г. принцип отказа от повторного награждения одной и той же государственной наградой.

Статуты российских орденов Суворова, Ушакова, Кутузова и Нахимова, а также новая редакция Статута ордена Жукова предусматривают возможность награждения этими орденами из числа физических лиц - исключительно военнослужащих: во-первых, занимающих различные воинские должности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (включая Военно-Морской Флот), во-вторых, офицеров из войск союзников России (иностранных граждан), а из числа коллективов - воинские части и соединения. Допускается посмертное награждение этими орденами. Основания для награждения данными боевыми орденами схожи с основаниями, которые предусматривались в статутах советских военных орденов Суворова и Кутузова, Ушакова и Нахимова. При этом российскими боевыми орденами награждение может быть осуществлено также за успешные боевые действия и мероприятия по сдерживанию агрессии против России и ее союзников (орден Суворова), за успешное проведение морской (воздушно-морской) десантной операции, в результате которой достигнуты ее цели (орден Ушакова), защите от вооруженного нападения граждан России, находящихся за рубежом (орден Жукова), за успешное выполнение боевого задания, проявленную при этом личную храбрость, приведшие к уничтожению военных и береговых объектов (ордена Кутузова и Нахимова).

Статут ордена Мужества не претерпел каких-либо существенных изменений в части оснований для награждения граждан. Этим орденом награждаются те, кто проявил самоотверженность, мужество и отвагу при охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, при спасении людей во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также те, кто смело и решительно действовал при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. Одновременно Статут ордена был дополнен нормой, по которой иностранные граждане, кроме того, могут быть награждены за аналогичные заслуги при спасении граждан Российской Федерации за пределами России. Награждение орденом Мужества может быть произведено посмертно.

Следует отметить, что орден Мужества - единственный из российских орденов, не имеющих степени, которым можно наградить повторно.

Орден "За военные заслуги" и орден "За морские заслуги". В новых Статутах этих орденов сохранены положения, касающиеся награждаемых субъектов и заслуг для награждения этими орденами, имевшиеся в предыдущих документах. Одновременно расширен перечень оснований для награждения орденом "За морские заслуги": теперь этим орденом могут быть награждены граждане также и за заслуги в борьбе с противозаконными действиями пиратов и браконьеров, направленными на причинение экологического, экономического и репутационного ущерба интересам Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне в Мировом океане, а также судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации в Мировом океане.

Кроме того, определены новые условия для представления к награждению указанными орденами: награждение производится при условии добросовестной службы или трудовой деятельности не менее 20 календарных лет (ранее такой стаж должен был составлять не менее 10 календарных лет только для тех, кого представляли к ордену "За военные заслуги"), а также наличия у лица, представленного к данным орденам, медали Российской Федерации или почетного звания Российской Федерации (для ордена "За военные заслуги" - почетного звания "Заслуженный военный специалист Российской Федерации").

В соответствии со Статутом ордена Почета этим орденом теперь могут награждаться граждане Российской Федерации за достижения и заслуги практически во всех областях деятельности: промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, энергетика, транспорт, здравоохранение, наука, образование, культура и искусство, спорт, а также государственная, благотворительная и общественная деятельность. Правда, из нового Статута исчезло упоминание о заслугах в подготовке квалифицированных кадров и заслугах в поддержании законности и правопорядка, что, вероятно, объясняется возможностью присвоения за эти заслуги соответствующего почетного звания Российской Федерации или награждения за вклад в укрепление законности и правопорядка знаком отличия "За безупречную службу". Но появилось условие: награждение орденом Почета, как правило, производится при условии наличия у лица, представленного к ордену, другого ордена Российской Федерации или любой медали Российской Федерации, т.е. получить этот орден стало намного сложнее.

Иностранцы могут быть удостоены ордена Почета за особые заслуги в развитии двусторонних отношений с Российской Федерацией.

Статут ордена Дружбы также переработан и расширен. Теперь данным орденом могут быть награждены граждане Российской Федерации как за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами, в укреплении мира и дружественных отношений между государствами, за деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей, по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России, так и за достигнутые большие трудовые успехи и широкую благотворительную деятельность, т.е. опять же практически за очень широкий круг заслуг перед государством.

Иностранные граждане могут быть награждены орденом Дружбы за особые заслуги в популяризации русской культуры и искусства, а также в содействии проведению межгосударственного культурного обмена с Российской Федерацией.

Орден "Родительская слава" - самый молодой из российских орденов - был учрежден для награждения родителей (усыновителей) за заслуги в воспитании детей. Первоначально - четверых и более детей, являющихся гражданами Российской Федерации, по новому Статуту - семерых и более детей, являющихся гражданами Российской Федерации. При этом родители (усыновители) или один из родителей (усыновителей) при неполной семье должны, как ранее и было установлено, награждаются в случаях:

Особенностью ордена "Родительская слава" является то, что он имеет три знака: общий (настольный), мужской и женский - для ношения на груди соответственно отцом и матерью.

Рассмотрев систему орденов Российской Федерации, следует отметить в первую очередь их четко прослеживающуюся направленность: ордена для военнослужащих (Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Жукова, Кутузова, Нахимова, "За военные заслуги") и ордена для гражданских лиц, которыми при необходимости могут быть награждены и военные ("За заслуги перед Отечеством", Александра Невского, "За морские заслуги", Почета и Дружбы). В особенном положении находятся ордена Святого апостола Андрея Первозванного (высший орден страны, которым награждаются за исключительные заслуги перед государством), Мужества (награждаются за самоотверженность и мужество, проявленное в экстремальных ситуациях) и "Родительская слава" (награждение осуществляется за воспитание детей).

Таким образом, на примерно 2 миллиона военнослужащих <6> учреждено семь орденов, а на все остальное трудоспособное население, численность которого составляет более 80 миллионов человек (правда, включая и военнослужащих, и безработных) <7>, - только пять орденов. При этом представление к награждению лиц гражданских профессий и по прежнему Положению о государственных наградах Российской Федерации было непростым, а после вступления в силу новых Статутов орденов Российской Федерации - еще более усложнилось <8>. Кроме того, введение в Статуты орденов требования о наличии определенного стажа работы по специальности фактически трансформирует орден в почетное звание, для присвоения которого стаж работы является основным условием.

<6> С 1 января 2016 г. установлена штатная численность Вооруженных Сил Российской Федерации в количестве почти 1,9 млн. единиц, в том числе 1,0 млн. военнослужащих. См.: Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1878сс // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 2. Ст. 179.
<7> Численность трудоспособного населения на 1 января 2010 г. составляет 88 360 тысяч человек. См.: Женщины и мужчины России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 26.
<8> Автором обращалось внимание на то, что процедура представления к награждению государственными наградами Российской Федерации должна быть одинаковой для всех лиц, представляемых к такому награждению, а не избирательной: для всех граждан - один порядок, а для военнослужащих и других федеральных государственных служащих (а теперь и для работников государственных академий наук) - другой порядок, менее сложный. См., например: Винокуров В.А. Учение о наградах государства в Российской Федерации: В 2 ч. Часть 2: Наградные правоотношения. Наградной процесс. СПб., 2007. С. 109.

Автором также неоднократно отмечалось отсутствие законодательного определения понятий "исключительные заслуги", "особо выдающиеся заслуги", "большие заслуги", "значительный вклад", что вызывает сложности в определении конкретного вида, в частности, государственной награды Российской Федерации <9>.

<9> См., например: Винокуров В.А. Наградной процесс // Юридическая мысль. 2006. N 6(37). С. 60 - 74; Он же. Наградная система страны и реформа государственных наград Российской Федерации // Закон и право. 2007. N 12. С. 17 - 21.

§ 2. Знаки отличия Российской Федерации

Знаки отличия Российской Федерации в современной наградной Табели о рангах переместились с третьего на второе место (если не считать звания Героя Российской Федерации). Число знаков отличия осталось прежним: 1) знак отличия - Георгиевский крест и 2) знак отличия "За безупречную службу".

Новые положения о названных знаках отличия практически не изменили статус этих государственных наград.

Основания для награждения знаком отличия - Георгиевским крестом остались прежними, но из числа награждаемых субъектов исключены младшие офицеры, поскольку эта категория военнослужащих теперь может быть удостоена ордена Святого Георгия IV степени. Таким образом, Георгиевский крест предназначен для награждения только военнослужащих, не имеющих офицерских званий.

Автором предлагалось исключить знак отличия - Георгиевский крест из числа государственных наград страны (равно как и орден Святого Георгия), поскольку первоначально эта награда предназначалась для награждения за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении внешнего противника. Однако в 2008 г. основания для награждения данным знаком отличия (и орденом Святого Георгия) были дополнены подвигами и отличиями в боевых действиях на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности <10>, что, на наш взгляд, не отвечает ни историческому статусу этой награды <11>, ни Концепции внешней политики Российской Федерации <12>.

<10> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 1205 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации о государственных наградах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 33. Ст. 3823.
<11> См.: пункт 71 Положения о государственных наградах Российской Федерации, предписывающий при учреждении государственных наград соблюдать в том числе исторические традиции наградных систем СССР и Российской империи // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 37. Ст. 4643.
<12> См.: Концепцию внешней политики Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г. N Пр-1440 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Состав субъектов, которые могут быть удостоены знака отличия "За безупречную службу" (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, и государственные служащие), не изменился. Уточнен лишь перечень заслуг, за которые возможно награждение данным знаком отличия (за конкретный вклад в становление гражданского общества, развитие российской государственности, укрепление законности и правопорядка, безупречную службу более чем 15 лет и иную плодотворную служебную деятельность, принесшую существенную пользу Отечеству). Кроме того, при представлении к награждению данным знаком отличия военнослужащих им необходимо иметь две и более награды федеральных государственных органов, т.е. любые ведомственные награды (ранее требовалось быть награжденным орденом или медалью за личное мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга). Для представления к награждению этим знаком отличия других граждан наличие любой иной государственной награды не требуется. Изменено также размещение данного знака отличия на груди: теперь он должен носиться на правой стороне груди после нагрудного знака к почетному званию Российской Федерации, а при наличии государственных наград СССР - располагаться выше их (ранее знак отличия носился на левой стороне груди и при наличии орденов и медалей располагался ниже их).

§ 3. Медали Российской Федерации

Сохранившиеся 15 медалей Российской Федерации можно проклассифицировать аналогично проведенной автором классификации предыдущего набора этого вида государственных наград <13>. Все современные российские медали предусмотрены для награждения только физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства):

<13> См., например: Винокуров В.А. Награды современного Российского государства: В 2 ч. Часть 1: Награды Российской Федерации. СПб., 2007. С. 22 - 27.

а) за гражданские, военные и иные заслуги перед государством, т.е. за любые признаваемые государством заслуги перед Российской Федерацией;

б) за военные заслуги перед государством;

в) за заслуги перед государством при исполнении гражданского и служебного долга;

г) за трудовые заслуги перед государством;

д) за заслуги в воспитании детей.

За любые признаваемые государством заслуги перед Российской Федерацией можно наградить медалью ордена "За заслуги перед Отечеством". Эту медаль вполне можно именовать универсальной медалью, поскольку наградить ею можно граждан за заслуги практически во всех областях деятельности (промышленность, строительство, наука, образование, здравоохранение, культура, транспорт, дело защиты Отечества, укрепление законности и правопорядка, обеспечение государственной безопасности). Кроме того, данная медаль имеет две степени, из которых первая дает право при новых заслугах быть удостоенным ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

К числу медалей за военные заслуги перед государством следует отнести медали Суворова, Жукова, Ушакова и Нестерова. Категории награждаемых (военнослужащие, а медалью Нестерова - и летный состав гражданской авиации и авиационной промышленности) и основания для награждения (за личное мужество и отвагу) данными медалями не изменились.

За заслуги перед государством при исполнении гражданского и служебного долга награждение осуществляется медалями "За отвагу", "За отличие в охране общественного порядка", "За отличие в охране государственной границы" и "За спасение погибавших". Наименования этих медалей соответствуют заслугам, за которые осуществляется награждение ими. Из приведенного перечня медалей наиболее значимой и в определенной мере универсальной можно считать медаль "За отвагу", которой могут быть награждены любые физические лица за личное мужество и отвагу, проявленные как в боях при защите Отечества, при выполнении специальных заданий, защите Государственной границы Российской Федерации, при исполнении воинского, служебного или гражданского долга, защите конституционных прав граждан, так и при других обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни. Не менее значимой является и медаль "За спасение погибавших", которой награждаются граждане за спасение людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и при других обстоятельствах, также сопряженных с риском для жизни.

Медаль "Защитнику свободной России" сохранена в системе государственных наград Российской Федерации, по всей видимости, потому, что она была учреждена Законом Российской Федерации <14>. Если учитывать подход Президента Российской Федерации, по которому в наградную систему страны не были включены медали, предназначавшиеся для награждения в связи с юбилейными датами (юбилейные медали) и за заслуги перед государством, совершенные в определенное время, то эта медаль (равно как и медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения") также должна быть исключена из числа государственных наград. Но поскольку сохраняет свою силу Закон Российской Федерации, которым учреждена указанная медаль, а также изредка осуществляется награждение ею (последнее награждение датируется 2006 годом), медаль "Защитнику свободной России" можно включить в группу медалей за заслуги перед государством при исполнении гражданского и служебного долга.

<14> См.: Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3183-1 "Об учреждении медали "Защитнику свободной России" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 32. Ст. 1865.

Медалями "За труды по сельскому хозяйству", "За развитие железных дорог", "За заслуги в освоении космоса" осуществляется награждение за трудовые заслуги перед государством в определенных (соответствующих названию медалей) сферах деятельности. При этом в отличие от предшествующих положений медалями "За труды по сельскому хозяйству" и "За развитие железных дорог" могут быть награждены только лица, как правило, уже имеющие почетные звания "Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации" и "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации" соответственно, т.е. после 25 лет работы в соответствующей отрасли <15>. Для награждения медалью "За заслуги в освоении космоса" никаких дополнительных ограничений не установлено.

<15> В соответствии с Положениями о почетных званиях Российской Федерации "Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации" и "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации" указанные почетные звания присваиваются не ранее чем через 20 лет с начала осуществления трудовой деятельности. В соответствии с пунктом 6 Положения о государственных наградах Российской Федерации очередное награждение государственной наградой (в данном случае - медалями "За труды по сельскому хозяйству" и "За развитие железных дорог") производится за новые заслуги и достижения не ранее чем через 5 лет после предыдущего награждения.

Медаль Пушкина также следует отнести к группе медалей, награждение которыми осуществляется за трудовые заслуги перед государством, поскольку этой медалью награждаются граждане за заслуги в области культуры и искусства, просвещения, гуманитарных наук и литературы, за большой вклад в изучение и сохранение культурного наследия, в сближение и взаимообогащение культур наций и народностей, за создание высокохудожественных образов. Новым Положением о медали Пушкина установлены ограничения: для награждения этой медалью требуется, как правило, осуществление общественно-гуманитарной деятельности (для обычных работников - стажа работы) в течение 20 лет и более.

В последнюю группу медалей, награждение которыми производится за заслуги перед государством в воспитании детей, входит лишь одна медаль - медаль ордена "Родительская слава". В отличие от ордена "Родительская слава" медалью этого ордена награждаются родители (усыновители), воспитывающие или воспитывавшие четырех и более детей - граждан Российской Федерации. Другие условия для награждения данной медалью аналогичны условиям, установленным для награждения орденом "Родительская слава". Отличием медали ордена "Родительская слава" от других медалей является то, что, как и у соответствующего ордена, у медали имеется два варианта: медаль для ношения на мужском костюме и медаль для ношения на женском костюме.

§ 4. Почетные звания Российской Федерации

Как и прежде, почетные звания Российской Федерации никак не систематизированы, а просто перечислены по алфавиту в соответствующих степенях почетных званий (сначала звания степени "народный", затем - степени "заслуженный"; возглавляет список единственное в своем роде звание "Летчик-космонавт Российской Федерации"). Автором неоднократно предлагалась классификация почетных званий по видам деятельности <16>. Принимая во внимание изменения в количественном составе почетных званий Российской Федерации, а также с учетом установления новых почетных званий Российской Федерации <17> предлагается их следующая классификация, основанная на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) <18>:

<16> См., например: Винокуров В.А. Государственная служба: сравнительно-правовой анализ законодательства о федеральной государственной службе и государственной службе Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 133 - 138; Он же. Награды современного Российского государства: В 2 ч. Часть 1: Награды Российской Федерации. СПб., 2007. С. 29 - 35.
<17> Из 68 существовавших почетных званий Российской Федерации исключено 11 и установлено 2 новых. Таким образом, с принятием Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" в стране насчитывается 59 почетных званий Российской Федерации.
<18> См.: Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" // Вестник Госстандарта России. 2002. N 10. В разделах почетные звания Российской Федерации перечислены по алфавиту, начиная с почетных званий степени "народный". Для удобства восприятия использована сплошная нумерация почетных званий Российской Федерации, а в наименованиях почетных званий исключены кавычки и словосочетание "Российской Федерации".

Раздел A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство: 1) заслуженный работник сельского хозяйства; 2) заслуженный лесовод.

Раздел B. Рыболовство и рыбоводство: 3) заслуженный работник рыбного хозяйства.

Раздел C. Добыча полезных ископаемых: 4) заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности; 5) заслуженный шахтер.

Раздел D. Обрабатывающие производства: 6) заслуженный конструктор; 7) заслуженный машиностроитель; 8) заслуженный металлург; 9) заслуженный работник лесной промышленности; 10) заслуженный работник пищевой индустрии; 11) заслуженный работник ракетно-космической промышленности; 12) заслуженный работник текстильной и легкой промышленности; 13) заслуженный химик.

Раздел E. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды: 14) заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства; 15) заслуженный энергетик.

Раздел F. Строительство: 16) заслуженный строитель.

Раздел I. Транспорт и связь: 17) заслуженный пилот; 18) заслуженный работник связи; 19) заслуженный работник транспорта; 20) заслуженный штурман.

Раздел J. Финансовая деятельность: 21) заслуженный экономист.

Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг: 22) народный архитектор; 23) заслуженный архитектор; 24) заслуженный геолог; 25) заслуженный деятель науки; 26) заслуженный землеустроитель; 27) заслуженный метеоролог; 28) заслуженный работник геодезии и картографии.

Раздел L. Государственное управление и обеспечение безопасности: 29) летчик-космонавт; 30) заслуженный военный летчик; 31) заслуженный военный специалист; 32) заслуженный военный штурман; 33) заслуженный летчик-испытатель; 34) заслуженный работник дипломатической службы; 35) заслуженный работник прокуратуры; 36) заслуженный сотрудник органов безопасности; 37) заслуженный сотрудник органов государственной охраны; 38) заслуженный сотрудник органов внешней разведки; 39) заслуженный сотрудник органов внутренних дел; 40) заслуженный сотрудник органов наркоконтроля; 41) заслуженный спасатель; 42) заслуженный таможенник; 43) заслуженный штурман-испытатель; 44) заслуженный юрист.

Раздел M. Образование: 45) народный учитель; 46) заслуженный мастер производственного обучения; 47) заслуженный работник высшей школы; 48) заслуженный учитель.

Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг: 49) заслуженный врач; 50) заслуженный работник здравоохранения; 51) заслуженный работник социальной защиты населения.

Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг: 52) народный артист; 53) народный художник; 54) заслуженный артист; 55) заслуженный деятель искусств; 56) заслуженный работник культуры; 57) заслуженный работник физической культуры; 58) заслуженный художник; 59) заслуженный эколог.

Основной особенностью почетных званий как вида государственных наград Российской Федерации является то, что их присвоение тесно увязано со стажем работы по соответствующей специальности или в установленной сфере деятельности, за некоторым исключением <19>.

<19> Исключение существовало по ряду творческих профессий (изобретатель, конструктор, рационализатор), поскольку оценка их деятельности не зависит от стажа работы. Не устанавливался стаж работы и специалистам летного состава. Подробнее см.: Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. М., 2008. С. 232 - 237.

Современные почетные звания Российской Федерации по общему правилу могут быть присвоены только тем работникам (сотрудникам), которые имеют стаж работы по специальности или в отрасли, как правило, не менее 20 лет - для степени "заслуженный" и не менее 10 лет - для степени "народный", но после присвоения соответствующего почетного звания степени "заслуженный". В то же время положениями о почетных званиях Российской Федерации определены отдельные изъятия из этого общего правила.

Первое изъятие касается отсутствия требований по наличию стажа работы по специальности или в отрасли для присвоения следующих почетных званий:

<20> См.: Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 22. Ст. 2312.

Второе изъятие заключается в сокращенном стаже работы по специальности или в отрасли по сравнению с установленным общим правилом:

а) не менее 15 лет стажа необходимо иметь лицам, замещающим определенные должности или выполняющим работу в сложных условиях, для присвоения следующих почетных званий:

б) не менее 10 лет стажа летно-испытательной работы требуется для присвоения почетных званий "Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации", "Заслуженный штурман-испытатель Российской Федерации".

Что касается присвоения почетных званий степени "народный", то теперь для их присвоения требуется не пятилетний, а десятилетний стаж работы после присвоения соответствующего почетного звания степени "заслуженный", кроме артистов балета, исполняющих первые партии, которых можно представлять к присвоению почетного звания "Народный артист Российской Федерации" не ранее чем через пять лет после присвоения почетного звания "Заслуженный артист Российской Федерации".

Необходимо также отметить и другие особенности, установленные для присвоения почетных званий Российской Федерации. Так, любого почетного звания можно быть удостоенным только при наличии у представляемого к награде лица отраслевых наград (поощрений) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, подтверждается наличие системы наград государства в Российской Федерации, в которую наряду с государственными наградами страны входят и ведомственные награды, и награды субъектов Российской Федерации <21>. Кроме того, почетные звания предусмотрены для присвоения исключительно гражданам Российской Федерации. Единственное исключение сделано для почетного звания "Заслуженный архитектор Российской Федерации", которое "может быть присвоено иностранным архитекторам, внесшим выдающийся вклад в сохранение российского архитектурного исторического наследия и создание уникальных архитектурных ансамблей на территории Российской Федерации". На наш взгляд, такое исключение никак не отвечает устанавливаемым правилам государственной наградной системы Российской Федерации, принято без учета имеющегося арсенала иных наград государства, а потому должно быть отменено.

<21> Подробнее см.: Винокуров В.А. Награды государства: понятие и виды // Юридическая мысль. 2007. N 2(40). С. 15 - 31.

Изменения коснулись и статуса почетных званий степени <22> "народный", которые определены как высшие почетные звания в соответствующей сфере деятельности. Указы Президента Российской Федерации о присвоении почетных званий степени "народный" теперь будут издаваться только один раз в год, в преддверии празднований: Дня работника культуры - 25 марта ("Народный артист Российской Федерации"), Всемирного дня архитектуры - первый понедельник октября ("Народный архитектор Российской Федерации"), Дня учителя - первое воскресенье октября ("Народный учитель Российской Федерации") и Международного дня музеев - 18 мая ("Народный художник Российской Федерации"). Кроме того, изменилось описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации степени "народный": эти знаки, изготавливаемые из серебра, стали делать позолоченными. Но при этом вопрос замены знаков старого образца на новые остался неурегулированным.

<22> В пункте 4 Статута ордена "За заслуги перед Отечеством", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099, для общего определения почетных званий, в наименованиях которых используется слово "народный", использован термин "категория", что не может служить отличительным признаком для установления иерархии почетных званий. На наш взгляд, для указания на статусные различия почетных званий следует использовать термин "степень" (по примеру степеней у орденов и медалей).

Таким образом, быть представленным к присвоению почетного звания Российской Федерации с 2010 г. стало намного сложнее, появились дополнительные условия и ограничения, а положение в системе государственных наград (на пятом уровне) не изменилось <23>.

<23> Включая и размер единовременного поощрения, выплачиваемого федеральным государственным служащим в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу", который при награждении орденом или медалью составляет пять окладов месячного денежного содержания, а при присвоении почетного звания - только три оклада // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3461.

Как неоднократно отмечалось автором, число почетных званий Российской Федерации велико, их количественный, а значит, и качественный состав не отвечает современным экономическим и политическим реалиям. Переходный период, когда единственным, по сути, видом государственных наград Республики являлись почетные звания РСФСР, насчитывающим 49 наименований, а прекращение существования СССР заставило присовокупить к существующим российским еще и 15 советских почетных званий, завершился. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации, кроме государственной формы собственности признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная и иные формы собственности. Все это, на наш взгляд, дает основания резко сократить число почетных званий Российской Федерации (до 10 - 15), сохранив лишь те, которые предполагается присваивать работникам государственных органов и учреждений, но которые при этом не являются узконаправленными званиями (например, экономист, юрист, врач, учитель, деятель науки и т.п.). Одновременно предлагается исключить те почетные звания, которые предусмотрены для присвоения по различным конкретным профессиям и работам в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в других производственных областях деятельности, особенно в тех, по которым возможно награждение иными видами государственных наград (например, медалями "За труды по сельскому хозяйству", "За развитие железных дорог" и др.) <24>.

<24> Конкретные предложения по числу и качественному составу почетных званий, а также другие предложения в части совершенствования наградного законодательства современной России даны в подготовленном автором проекте Федерального закона "О государственных наградах Российской Федерации и наградах в Российской Федерации", опубликованном в издании: Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. М., 2008. С. 574 - 622.

Таким образом, следует отметить, что наградная система Российской Федерации, к сожалению, не стала понятнее и доступнее, изменения носят в основном косметический характер. Число государственных наград сокращено незначительно, но условия, по которым можно представить к награде, ужесточены. В состав государственных наград не включены государственные премии Российской Федерации, несмотря на то что их статус неизмеримо выше некоторых видов государственных наград страны. Юбилейные медали, исключенные из числа государственных наград, не получили никакого нового статуса, а лица, награжденные в установленном порядке этими медалями, оказались вычеркнутыми из числа удостоенных государственных наград Российской Федерации, что не может рассматриваться как положительный итог совершенствования государственной наградной системы страны.

Остается надеяться, что обозначенные в настоящей статье проблемы будут разрешены, а реформирование государственной наградной системы Российской Федерации продолжится, в том числе с учетом мнений ученых и специалистов в области государственного наградного права.